Дело № 2а-236/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Каа-Хем 11 февраля 2020 года
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Хертек Ч.К., при секретаре Сат Ч.Ю., с участием заместителя Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н. в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании пунктов административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного постановлением администрации Кызылского района от 13.10.2016 года № 193,
установил:
Заместитель Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н. в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании пунктов административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, утвержденного постановлением администрации Кызылского района от 13.10.2016 года № 193, в обоснование указав, что постановлением администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва от 13.10.2016 №193 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее - Административный регламент), опубликованный на сайте администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва. Отдельные положения Административного регламента вступили в противоречие с федеральным законодательством, содержащие коррупциогенный фактор. В соответствии с ч. 4 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. В связи с чем п. 2.4 Административного регламента вступил в противоречие с федеральным законодательством, поскольку предусматривает требование о проведении публичных слушаний без исключений. Пункт 2.8. Административного регламента не соответствует федеральному закону от 03.08.2018 N 340-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку не предусматривает отказа в предоставлении разрешения, в отношении земельного участка на котором расположена самовольная постройка, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями.В соответствии с п. 12 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны их предоставлять в соответствии с административными регламентами. Вместе с тем в п. 1.4 Административного регламента требования к обеспечению доступности помещений, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов не предусмотрены. Не соответствует установленным требованиям п. 5.1 Административного регламента в части невключения полного перечня оснований для обжалования муниципальной услуги. Просит признать пункты Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, продления срока действия, внесении изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства, утвержденного постановлением администрации Кызылского района от 13.10.2016 №192, недействующими: п. 1.4 в части не включения в него в полном объеме требований к обеспечению условий доступности для инвалидов государственных и муниципальных услуг; п. 2.4 в части отсутствия исключений, при которых проведение публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров не требуется; п. 2.8 в части неполного перечня оснований для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; п. 5.1 в части невключения полного перечня оснований для обжалования муниципальной услуги.
Прокурор Оюн В.Н. в судебном заседании поддержала административный иск, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации МР «Кызылский кожуун» Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Третье лицо заместитель председателя администрации по жизнеобеспечению и градостроительству МР «Кызылский кожуун» Оруспай Э.Х., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Выслушав мнение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что постановлением администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва от 13.10.2016 №193 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, (далее - Административный регламент), опубликованный на сайте администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва.
10.10.2019 года Кызылской межрайонной прокуратурой на имя председателя администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва направлен протест с требованием привести административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного постановлением администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва от 13.10.2016 №193. в соответствие с федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 4 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
Однако п. 2.4 Административного регламента вступил в противоречие с федеральным законом от 02.08.2019 года №283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку предусматривает требование о проведении публичных слушаний без исключений.
В соответствии с федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен отказ в предоставлении разрешения в отношении земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительной орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в ч. 2 ст. 55.32 настоящего кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Таким образом п. 2.8 Административного регламента не соответствует федеральному закону от 03.08.2018 N 340-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 12 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает: требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
При этом в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии Федеральным законом «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 29.12.2017 N 477-ФЗ на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид". Порядок выдачи опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.
Однако п. 1.4 Административного регламента вышеуказанные требования к парковочным местам для инвалидов не предусмотрены.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с изменениями от 29.12.2017 года и 19.07.2018 года заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, запроса, указанного в статье 15.1настоящего Федерального закона;
2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;
3) требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя;
5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;
6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, работника многофункционального центра, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, или их работников в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;
8) нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги;
9) приостановление предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16настоящего Федерального закона.
10) требование у заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Однако п. 5.1 Административного регламента предусматривает не весь перечень предмета досудебного (внесудебного) обжалования.
Таким образом, судом установлено, что постановление администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва от 13.10.2016 года № 193 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» является нормативным правовым актом, отдельные положения Административного регламента противоречит с федеральным законодательством, содержат коррупциогенный фактор, что нарушают интересы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск заместителя Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н., действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании пунктов административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного постановлением администрации Кызылского района от 13.10.2016 года № 193, необходимо удовлетворить.
Удовлетворяя требования, в силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение о возложении на административного ответчика обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, административного истца или препятствия.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва обязанность по устранению допущенного нарушения путем принятия мер по приведению административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешения строительства, реконструкции объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации Кызылского района от 13.10.2016 года № 193, в соответствие с федеральным законодательством.
В соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд, в связи с чем, на основании ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск заместителя Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н. в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании пунктов административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного постановлением администрации Кызылского района от 13.10.2016 года № 193 удовлетворить.
Признать пункты административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешения строительства, реконструкции объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации Кызылского кожууна Республики Тыва недействующими:
п. 1.4 в части невключения в него в полном объеме требований к обеспечению условий доступности для инвалидов государственных и муниципальных услуг;
п. 2.4 в части отсутствия исключений, при которых проведение публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров не требуется;
п. 2.8 в части неполного перечня оснований для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
п. 5.1 в части невключения полного перечня оснований для обжалования муниципальной услуги.
Обязать администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, принять меры по приведению административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешения строительства, реконструкции объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации Кызылского района от 13.10.2016 года № 193, в соответствие с федеральным законодательством.
Об устранении нарушений необходимо сообщить административному истцу и суду в течение месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему административному делу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский районный суд Республики Тыва, которое изготовлено 14 февраля 2020 года.
Председательствующий Ч. К. Хертек