Дело №2а-1381/2020,
УИД 76RS0014-01-2020-000632-87
Изготовлено 07.07.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 19 июня 2020 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Соболевского М.Г.,
при секретаре Овсянниковой А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Ярославской области, федеральному казенному учреждению «Налог – Сервис» Федеральной налоговой службы о признании бездействия незаконным,
установил:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Ярославской области (далее также – УФНС России по Ярославской области), просил восстановить срок для подачи административного искового заявления об оспаривании бездействия административного ответчика, признать незаконным бездействие административного ответчика по факту отказа во внесении в Федеральную информационную адресную систему (далее также – ФИАС) следующего адреса: Ярославская <адрес>, и привлечь виновное лицо к ответственности, взыскать с административного ответчика возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины в сумме 300 рублей, на отправку документов в сумме 225 рублей, на оплату услуг юридических услуг в сумме 10 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что УФНС России по Ярославской области, являющимся представителем ФИАС, совершено неправомерное бездействие – отказано во внесении в данную систему адреса, присвоенного принадлежащего объекта недвижимости. Присвоение адреса: <адрес>, осуществлено Администрацией Заволжского сельского поселения ЯМР ЯО на основании постановления №152 от 19.03.2019 в соответствии с п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», на основании заявления ФИО1 от 19.03.2019 № 131, выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.11.2017 № б/н, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав от 11.08.2016 № б/н, в соответствии с Муниципальным адресным реестром Заволжского сельского поселения. Правомерность присвоения такого адреса была неоднократно подтверждена Министерством финансов Российской Федерации, которым были даны разъяснения как Правительству Ярославской области, так и УФНС России по Ярославской области о легитимности и соответствии действующему законодательству Российской федерации в области адресации (письма от 06.08.2019 № 21-03-05/59145, от 07.11.2019 № 21-03-09/85979, от 17.12.2019 № 21-03-04/98464). При этом, УФНС России по Ярославской области уклонялось от прямой своей обязанности по внесению сведений в государственный адресный реестр, ссылаясь на п.47 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221, ответчик указывал, что адрес не соответствует требованиям данных Правил – не содержит информацию о населенном пункте. Такое утверждение противоречит действующему законодательству в области адресации. В соответствии с подпунктом «д» п.47 Правил одним из обязательных адресообразующих элементов для всех видов объектов адресации являются населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов). С учетом того, что <данные изъяты> расположено вне границ населенного пункта, то на адрес, присвоенный Администрацией Заволжского сельского поселения (<адрес>), не распространяется обязательность указания населенного пункта. Аналогичный вывод содержится в вышеупомянутых письмах Министерства финансов Российской Федерации, которыми была информирована Федеральная налоговая служба. ФИО1 24.04.2019 подана жалоба на действия УФНС России по Ярославской области в Федеральную налоговую службу России как в вышестоящий орган, в ответ на которую 05.06.2019 получено неудовлетворительное письмо (исх. № ГД-3-14/5513@). В связи с изложенным с 22.03.2019 ФИО1 был лишен права на регистрацию по месту жительства и права получать государственные услуги. Обязанность УФНС России по Ярославской области по внесению вышеназванного адреса была выполнена лишь 05.02.2020, то есть по истечении 11 месяцев. Из административного искового заявления также следует, что пропуск 3-х месячного срока обусловлен длительной перепиской с органами власти по указанному вопросу и продолжительным выяснением обстоятельств, а также неподчинением ответчика вышестоящему органу – Минфину России.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис», в качестве заинтересованного лица – заместитель руководителя УФНС России по Ярославской области ФИО2
ФИО1 в судебном заседании административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснил, что административное исковое заявление подано им в связи с тем, что он хочет понять, почему в течение полугода ответчик ничего не делал и не мог зарегистрировать адрес. По словам ФИО1, в настоящее время обжалуемое бездействие ответчиков никак не нарушает его прав. ФИО1 пояснил также, что срок на обращение пропущен в связи с тем, что ему не было известно, что установлены какие-либо сроки обжалования.
Представитель УФНС России по Ярославской области на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения требований ФИО1 возражала по доводам письменного отзыва на административное исковое заявление. ФИО3 пояснила, что УФНС России по Ярославской области не отказывало в добавлении адреса в ФИАС, наоборот, предпринимало все усилия для урегулирования ситуации, в связи с чем незаконного бездействия со стороны административного ответчика допущено не было. Представитель УФНС России по Ярославской области полагала, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд. ФИО3 пояснила также, что техническая часть работы по добавлению адресов в ФИАС возложена на ФКУ «Налог - Сервис» ФНС России, УФНС России по Ярославской области является оператором этой системы, но не может понудить представителей ФКУ «Налог – Сервис» ФНС России сделать что-либо.
ФКУ «Налог – Сервис» ФНС России, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представило письменный отзыв на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо ФИО2, представители заинтересованных лиц – Правительства Ярославской области, Администрации Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили письменные отзывы на административное исковое заявление.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу требований ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2 ч.9 ст.226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3, 4 ч.9, в ч.10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу требований п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения серди прочих относятся вопросы, предусмотренные п.21 ч.1 данной статьи.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 №443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ государственный адресный реестр – это государственный информационный ресурс, содержащий сведения об адресах.
В соответствии с ч.1 ст.4 указанного Федерального закона в государственный адресный реестр вносятся сведения об адресах и о реквизитах документов о присвоении, об изменении, аннулировании адресов. В случае изменения или аннулирования адреса ранее внесенные в государственный адресный реестр сведения об адресе сохраняются в государственном адресном реестре.
Частью 2 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ установлено, что ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения.
Федеральная информационная адресная система – это федеральная государственная информационная система, обеспечивающая формирование, ведение и использование государственного адресного реестра (п.4 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ).
Оператором ФИАС является Федеральная налоговая служба.
Приказом ФНС России от 06.082015 №АС-7-1/337@ «О реализации функций ФНС России по ведению государственного адресного реестра, эксплуатации федеральной информационной адресной системы» на ФКУ «Налог-Сервис» возложено обеспечение деятельности оператора ФИАС по согласованию сведений об адресах, вносимых органами местного самоуправления и органами государственной власти.
В силу положений ч.3 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ оператор федеральной информационной адресной системы несет ответственность за соответствие сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, информации, предоставленной ему в соответствии с данным Федеральным законом органами государственной власти и (или) организациями для размещения в государственном адресном реестре.
Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 №1221.
В соответствии с п.47 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются:
а) страна;
б) субъект Российской Федерации;
в) муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации;
г) городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях);
д) населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов).
Из материалов дела следует и судом установлено, что по заявлению ФИО1 постановлением Администрации Заволжского сельского поселения от 18.03.2019 № 151 «О присвоении наименований элементам планировочной структуры Гавриловского сельского округа Заволжского сельского поселения» адресному объекту был присвоен адрес: <адрес>.
Постановлением Администрации Заволжского сельского поселения от 19.03.2019 № 152 «О присвоении адреса зданию и земельному участку в <адрес> зданию (назначение – жилой дом) общей площадью 50,7 кв.м. с кадастровым номером № (местоположение: <адрес>) присвоен адрес: <адрес>.
Указанным постановлением Администрации Заволжского сельского поселения от 19.03.2019 № 152 земельному участку общей площадью 989 кв.м. с кадастровым номером № (местоположение: <адрес>) присвоен адрес: <адрес>.
Созданные Администрацией Заволжского сельского поселения заявки (№40274079 от 19.03.2019, №41866153 от 23.04.2019, №45489150 от 23.08.2019, №45896756 от 06.09.2019, №46320107 от 23.09.2019) на добавление и размещение в государственный адресный реестр адресообразующего элемента (элемента планировочной структуры) территория <данные изъяты>, сокращенное наименование тер. <данные изъяты>, были отклонены по причине отсутствия в заявке и постановлении Администрации Заволжского сельского поселения от 18.03.2019 №151 наименования населенного пункта.
УФНС России по Ярославской области по результатам рассмотрения обращений ФИО1, поступивших из Правительства Ярославской области и прокуратуры Ярославской области, в адрес ФИО1 направлено письмо от 22.05.2019 №09-13/11157@, в котором указано, что адрес «<адрес>» присвоен администрацией Заволжского сельского поселения на основании постановления от 19.03.2019 № 152 некорректно. Из данного письма также следует, что в целях качественного предоставления услуг гражданам в администрацию Заволжского сельского поселения Управлением направлено письмо от 20.05.2019 № 09-12/1/10892 «О корректности внесения адресов в ФИАС». В нем Управление поясняет, что вышеуказанный адрес не соответствует правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», так как в адресе отсутствует обязательный адресообразующий элемент «населенный пункт». В соответствии с п. 1 ст.2 Закона 443-ФЗ, пунктами 5 и 47 Правил и приказом Министерства финансов РФ от 05.11.2015 № 171н населенный пункт является обязательным адресообразующим элементом при присвоении наименования территории садоводческого некоммерческого товарищества. В письме также указано, что Администрации Заволжского сельского поселения указано на необходимость внесения изменений в Постановление и повторного направления заявки на добавление сведений в ФИАС. Из письма следует, что при поступлении корректной заявки на присвоение адреса сведения будут внесены в ФИАС в установленные сроки.
Администрацией Заволжского сельского поселения направлен запрос в Министерство финансов Российской Федерации о даче разъяснений по спорному вопросу, по результатам рассмотрения которого Департаментом информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Министерства финансов Российской Федерации в письме от 06.08.2019 №21-03-05/59145 дано разъяснение о том, что в случае если, территория садоводческого некоммерческого товарищества находится вне границ населенного пункта, указание в структуре его адреса населенного пункта не требуется.
Поступившая 28.01.2020 заявка Администрации Заволжского сельского поселения на добавление и размещение в государственном адресно реестре адресообразующего элемента (элемента планировочной структуры) «<данные изъяты>», сокращенное наименование «<данные изъяты>» утверждена ФКУ «Налог-Сервис».
Частью 1.1 ст.219 КАС РФ установлено, что если данным кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административное исковое заявление ФИО4 поступило в суд 28.02.2020, суд приходит к выводу о том, что срок на подачу данного заявления не пропущен.
По смыслу ст.ст. 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными ли иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
При недостаточности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом, условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.
Соответственно, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Из материалов дела следует и административным истцом не оспаривалось, что на момент подачи в суд вышеназванного административного искового заявления указанное в нем бездействие административных ответчиков прекратилось, сведения об адрес принадлежащих ФИО1 объектах недвижимости внесены в ФИАС.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для возложения на административных ответчиков каких-либо обязанностей, направленных на устранение нарушения прав административного истца.
С учетом изложенного суд отказывает в удовлетворении требований ФИО4
Основания для взыскания в пользу административного истца возмещения судебных расходов также отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд,
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Ярославской области, федеральному казенному учреждению «Налог – Сервис» Федеральной налоговой службы о признании бездействия незаконным – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья М.Г. Соболевский