РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.о. Щёлково Московской области | «23» марта 2021 года |
Судья Щёлковского городского суда Московской области Фомичев А.А., при секретаре Урасовой А.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-1381-2020 по административному иску ООО «Ямщик» к судебному приставу-исполнителю Щёлковского РОСП УФССП России по Московской области ФИО5 об оспаривании действия (бездействия) должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ООО «Ямщик» обратился в городской суд с иском к административному ответчику судебному приставу-исполнителю Щёлковского РОСП УФССП России по Московской области ФИО5 об оспаривании действия (бездействия) должностного лица.
В обосновании административного иска указано, что ООО «Ямщик», в лице Генерального директора ФИО1 получил постановление о возбуждении исполнительного производства от 12.10.2020 года судебного пристава-исполнителя Щелковский РОСП ГУФССП России по Московской области ФИО2 Однако на момент получения данного постановления, истец уже погасил задолженность перед МИФНС России № 16 по Московской области, что подтверждается чеками по операциям от 06.08.2020 года на суммы <данные изъяты> рублей. После получения данного постановления истцом было принято решение написать письмо в налоговою инспекцию с требованием о розыске платежей и их зачета в счет имеющейся задолженности. Однако в связи с тем, что расчетный счет истца был заблокирован вплоть до ДД.ММ.ГГГГ года, истец написал повторено письмо, что подтверждается обращением № зарегистрированным ДД.ММ.ГГГГ. Ответ на данное обращение был получен от налоговой инспекцией ДД.ММ.ГГГГ о том, что денежные средства, оплаченные ДД.ММ.ГГГГ в суммах <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> рублей учтены в карточке «расчеты с бюджетом» по налогу. ДД.ММ.ГГГГ истец получил постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, по предмету исполнения- исполнительный сбор в размере <данные изъяты> рублей, с которым не согласен и просит его отменить, поскольку фактически задолженность оплачена в добровольном порядке.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МИФНС России № 16 по Московской области.
В судебном заседании административный истец доводы иска поддержал в полном объеме. Административный ответчик, заинтересованное лицо своих представителей не направили.
Суд, выслушав административного истца, изучив письменные материалы, приходит к следующему выводу.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Согласно ст. 2 указанного Федерального закона, задачи исполнительного производства заключаются в правильном и своевременном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнении иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 6 указанного Федерального закон установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 11 ст. 30 указанного Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 17 статьи 30 указанного Федерального закона установлено, что копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 указанного Федерального закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 3 ст. 112 указанного Федерального закона, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
Согласно частям 6,7 ст. 112 указанного Федерального закона, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 104 ГК РФ, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Из материалов дела следует, что 06.10.2020 года МИФНС России № 16 по Московской области обратилось в Щёлковский РОСП УФССП России по Московской области о взыскании с ООО «Ямщик» налогов и сборов, всего в размере 6 192, 30 рублей.
На основании данного постановления налогового органа 12.10.2020 года судебным приставом исполнителем Щёлковского РОСП УФССП России по Московской области возбуждено исполнительное производство № о взыскании обязательных платежей в размере 6192,30 рублей.
Установлен срок добровольного исполнения в течении пяти дней с момент получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Указанное постановление ООО «Ямщик» получено 10.11.2020 года.
МИФНС России № 16 по Московской области в Щёлковский РОСП УФССП России по Московской области 17.11.2020 года направлено уведомление о добровольном исполнении требований налоговой инспекции.
Судебным приставом исполнителем Щёлковского РОСП УФСССП России по Московской области ФИО3. 19.11.2020 года вынесено постановление о взыскании с ООО «Ямщик» исполнительного сбора в размере 10 000 рублей, поскольку судебным приставом установлено, что задолженность по исполнительному производству на 19.11.2020 года должником не погашена.
Судебным приставом исполнителем Щёлковского РОСП УФСССП России по Московской области ФИО4. 17.12.2020 года принято решение об окончании исполнительного производства в связи с погашением ООО «Ямщик» основного долга.
Вместе с тем установлено, что задолженность по налогам и сборам ООО «Ямщик» в размере 6 192, 30 рублей погашена Обществом в МИФНС России № 16 по Московской области в добровольном порядке 06.08.2020 года.
В соответствии с п. 78 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку неуплата по налоговому сбору уплачена должником в добровольном порядке в сроки не превышающие 5-и дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, постановление судебного пристав-исполнителя Щёлковского РОСП УФССП России по Московской области от 21.12.2020 года о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 рублей с должника ООО «Ямщик» по исполнительному производству №-ИП, нельзя признать законным, указанное постановление подлежит отмене, а должник ООО «Ямщик» освобождению от уплаты исполнительского сбора в размере 10 000 рублей по исполнительному производству №
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования ООО «Ямщик» к судебному приставу-исполнителю Щёлковского РОСП УФССП России по Московской области ФИО5 об оспаривании действия (бездействия) должностного лица.
Постановление судебного пристав-исполнителя Щёлковского РОСП УФССП России по Московской области ФИО5 от 21.12.2020 года о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 рублей с должника ООО «Ямщик» по исполнительному производству №, возбужденного в пользу взыскателя МИФНС России № 16 по Московской области, предмет исполнения – взыскание налогов, пени и штрафов, признать незаконным и отменить.
Освободить ООО «Ямщик» от уплаты исполнительского сбора в размере 10 000 рублей по исполнительному производству №.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течении одного месяца с даты изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.
Судья | подпись | А.А. Фомичев |
Резолютивная часть решения оглашена 23.03.2021 года. Решение в окончательной форме изготовлено 26.03.2021 года.
Судья | подпись | А.А. Фомичев |