ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1381/202222АП от 22.04.2022 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-1381/2022 22 апреля 2022 года

29RS0014-01-2022-001737-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Поликарповой С.В.

при помощнике судьи Воловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Мамалата А. Ю. к заместителю начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ...Дудникову А.Ю., Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по ... о признании незаконными действий (бездействия) при рассмотрении обращения, решения, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Мамалат А.Ю. обратился в суд с административным иском к заместителю начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ...Дудникову А.Ю., Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по ... о признании незаконными действий (бездействия) при рассмотрении обращения, решения, принятого <Дата> об отсутствии нарушений законодательства РФ со стороны администрации ФКУ ИК-49 УФСИН России по .... Также просит обязать устранить допущенные нарушения закона и прав административного истца и истребовать копию ранее составленной в отношении истца характеристики из места ее нахождения, приобщить копию характеристики к материалам личного дела и ознакомить административного истца в установленном законом порядке.

В обоснование требований указал, что в процессе реализации конституционных прав на защиту административный истец неоднократно обращался в управление и к администрации ФКУ ИК-49 УФСИН России по ... по вопросу ознакомления административного истца с отрицательной характеристикой, составленной ФКУ ИК-49 УФСИН России по ... и направленной в адрес Следственного отдела по Ломоносовскому округу г.Архангельска по запросу от <Дата>. Так, <Дата> в Ломоносовском районном суде г.Архангельска состоялось судебное заседание с участием административного истца, где ему стало известно о наличии указанной отрицательной характеристики в отношении него. Несмотря на неоднократные обращения Мамалата А.Ю. к руководству и сотрудникам ФКУ ИК-49 УФСИН России по ..., копия характеристики ему так и не была предоставлена для ознакомления. <Дата>Мамалат А.Ю. обратился в ФСИН России с обращением о реализации своего права на ознакомление с указанной характеристикой. Данное обращение было перенаправлено в управление. Полагает незаконными как действия сотрудников управления, так и принятое ими решение по результатам рассмотрения его обращения, в связи с чем обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.

Административные ответчики, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В представленном суду отзыве на иск возражали против удовлетворения административного иска.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

В судебном заседании административный истец посредством ВКС поддержал заявленные требования по аналогичным основаниям, изложенным в административном иске.

Административные ответчики, заинтересованное лицо ФКУ ИК-49 УФСИН России по ... направили в материалы дела письменные возражения, где указали на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований Мамалата А.Ю., поскольку хранение в части 2 личного дела характеристик, направляемых в отношении осужденных по запросу правоохранительных органов, действующим законодательством, в том числе Инструкцией о работе отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений, утвержденной приказом Минюста России от <Дата><№>-дсп, не предусмотрено. Данные характеристики не являются документами, связанными с исполнением приговора суда, в связи с чем приобщение их к личным делам осужденных действующими организационно-распорядительными документами ФСИН России и Минюста России не предусмотрено.

Заслушав пояснения административного истца, исследовав имеющиеся в административном деле доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Статьей 1 Закона РФ от 21 июля 1993 года №5473-1 (ред. от 26.05.2021) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы») деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

Уголовно-исполнительная система согласно ст. 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» включает в себя 1) учреждения, исполняющие наказания; 2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы; 3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее - федеральный орган уголовно-исполнительной системы).

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы согласно ст. 7 указанного Закона создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом. Положение о федеральном органе уголовно-исполнительной системы, его структура и предельная штатная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

Согласно подпункту 9 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314, ФСИН России обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

В соответствии с пунктом 147 Регламента Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденным приказом от 14 августа 2020 года №555, поступившие в ФСИН России обращения по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа ФСИН России, в течение 7 дней с момента их регистрации направляются начальниками структурных подразделений ФСИН России в соответствующий территориальный орган ФСИН России для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения в ФСИН России. Ответ заявителю направляется начальником территориального органа ФСИН России (заместителем начальника территориального органа ФСИН России) в течение 30 дней с даты регистрации обращения в ФСИН России. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен начальником территориального органа ФСИН России, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления. Начальники структурных подразделений ФСИН России могут запрашивать для информации копии ответов территориальных органов ФСИН России заявителям.

Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ) предусмотрено, что гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. При этом государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ).

В силу положений статьи 10 указанного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. При этом ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Судом установлено, что вступившим в законную силу приговором Архангельского областного суда от <Дата> по делу <№>Мамалат А.Ю. осужден по п. «в» ч. 4 ст. 162, п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ к 16 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.

В ходе заседания, проводимого <Дата> в Ломоносовском районном суде г.Архангельска по рассмотрению жалобы Мамалата А.Ю. на постановление старшего следователя следственного отдела по Ломоносовскому округ г.Архангельска Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Г об отказе в возбуждении уголовного дела от <Дата>, ему стало известно о наличии отрицательной характеристики, предоставленной в отношении него сотрудниками ФКУ ИК-49 УФСИН России по ....

Несмотря на неоднократные обращения Мамалата А.Ю. к руководству и сотрудникам ФКУ ИК-49 УФСИН России по ..., копия характеристики ему так и не была предоставлена для ознакомления.

<Дата>Мамалат А.Ю. обратился в ФСИН России с заявлением о проведении проверки в отношении ФКУ ИК-49 УФСИН России по ... и оценить правомерность действий администрации по отказу в реализации его права на ознакомление с указанной характеристикой, где просил также в случае нарушений служебной дисциплины привлечь виновных лиц к ответственности.

<Дата> начальником управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России данное обращение перенаправлено начальнику ФКУ ИК-49 УФСИН России по ... для рассмотрения и предоставления ответа Мамалату А.Ю.

Ответом от <Дата> за №ог-12/ТО/15-174 заместитель начальника ФКУ ИК-49 УФСИН России по ...Дудников А.Ю. разъяснил, что <Дата> в адрес следственного отдела по Ломоносовскому округ г.Архангельска Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по запросу от <Дата> действительно направлена была составленная в отношении него характеристика, в связи с тем, что по состоянию на <Дата> административный истец 2 раза привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания, имел одно неснятое и непогашенное взыскание (выговор устно от <Дата>), не имел поощрений, эта была отрицательная характеристика. <Дата>Мамалат А.Ю. обращался к начальнику ФКУ ИК-49 УФСИН России по ... с письменным заявлением по вопросу предоставления информации о наличии в личном деле вышеуказанной характеристики, на что был дан соответствующий ответ. Дополнительно сообщено, что приобщение к материалам личных дел осужденных копий характеристик, направляемых по запросам следственных органов, действующим уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Также указано, что нарушений действующего законодательства Российской Федерации со стороны администрации ФКУ ИК-49 УФСИН России по ... не установлено.

Положениями УИК РФ не предусмотрено, что характеристики, выданные исправительными учреждениями в отношении осужденных к лишению свободы по запросу правоохранительных органов, подлежат обязательному приобщению к личному делу осужденного к лишению свободы.

Более того, оригинал указанной характеристики был направлен в адрес старшего следователя следственного отдела по Ломоносовскому округ г.Архангельска Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Г, где и хранится в настоящий момент данная характеристика, и откуда может административный истец истребовать ее копию при обращении.

Суд полагает с учетом установленных фактических обстоятельств дела, действий (бездействия) по рассмотрению обращения со стороны ответчиков в отношении Мамалата А.Ю. допущено не было.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата><№> «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Поскольку ни незаконности действий должностных лиц ответчика, ни нарушения прав административного истца судом не установлено, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Мамалата А. Ю. к заместителю начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ...Дудникову А.Ю., Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по ... о признании незаконными действий (бездействия) при рассмотрении обращения, решения, обязании устранить допущенные нарушения отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Поликарпова