ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1382/2021 от 22.06.2021 Ленинскогого районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

22RS0069-01-2021-001921-06

Дело № 2а-1382/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Таболиной К.В.,

при секретаре Топоровой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Авдусенко Е.А. к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула о признании незаконным решения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Авдусенко Е.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее - Комитет) от 13 января 2021 года № ПФ-1401/01-17/4 об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ///, для ведения личного подсобного хозяйства. Просила обязать Комитет принять решение о предоставлении в собственность без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ///, для ведения личного подсобного хозяйства.

В обоснование заявленных требований указала, что 11.12.2020 она обратилась в Комитет с заявлением о предоставлении ей в собственность без проведения торгов вышеуказанного земельного участка, в соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Алтайского края от 09.11.2015 № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельного участка», предоставив необходимые для этого документы, однако письмом Комитета в предоставлении земельного участка ей было отказано по причине его нахождения в санитарно-защитной зоне кладбища.

Полагает данный отказ незаконным, поскольку санитарно-защитная зона кладбища установлена без соблюдения действующего законодательства, на кадастровый учет не поставлена, ее проектирование не производилось. Более того, на расстоянии менее 100 кв.м. от кладбища расположены соседние с испрашиваемым истцом земельном участке, земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц, для индивидуальной жилой застройки. Испрашиваемый истцом земельный участок ранее был беспрепятственно предоставлен физическому лицу для ведения личного подсобного хозяйства на основании договора аренды. В настоящее время, на основании Постановления Администрации города Барнаула от 30.03.2021 № 431 «О закрытии кладбища» Гоньбинское кладбище закрыто в связи с превышением плотности захоронений.

Указанный отказ нарушает права административного истца, имеющего троих детей, на бесплатное предоставление земельного участок в собственность для ведения личного подсобного хозяйства.

Определением Ленинского районного суда г. Барнаула от 25.05.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула.

В судебном заседании Авдусенко Е.А., ее представитель Лажский К.А. на удовлетворении требований настаивали, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Кузнецова О.И. в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что в санитарно-защитной зоне, где расположен испрашиваемый участок, запрещено размещать жилую застройку. Факт того, что кладбище не функционирует, не имеет значения для рассмотрения данного дела. В проекте межевания нанесена пунктирная линия - зона кладбища, указанный участок попадает в зону кладбища, согласно замерам, произведенным от границы кладбища до земельного участка, ближайшие точки - крайняя левая точка находится на расстоянии 60 метров, крайняя правая точка находится на расстоянии 65 метров.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены. Просили дело рассмотреть в свое отсутствие.

При таких обстоятельствах с учетом мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав административного истца, представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, изучив обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое решение принято 13.01.2021, административное исковое заявление первоначально подано в Центральный районный суд г. Барнаула 15.04.2021, в Ленинский районный суд направлено 22.04.2021, что свидетельствует о пропуске административным истцом указанного срока обращения в суд.

Более того, в силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно пунктам 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (пункт 3); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).

В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на административного ответчика.

Согласно п. 2.3 Решения Барнаульской городской Думы от 28.04.2017 N 792 "Об утверждении Порядка управления и распоряжения земельными участками в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности" комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, в том числе, распоряжается земельными участками, находящимися в границах города Барнаула, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для завершения строительства индивидуальных жилых домов, для эксплуатации индивидуальных жилых домов, в том числе самовольно созданных, а также земельными участками, предоставляемыми для эксплуатации погребов, гаражей и гаражных боксов, машино-мест, парковочных мест, иных объектов, расположенных в составе объектов недвижимости гаражного назначения, а также земельными участками, предоставляемыми гражданам для огородничества, садоводческим, огородническим некоммерческим организациям или их членам в собственность.

В силу положений пункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно

Согласно части 3 статьи 3 Закона Алтайского края № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

Граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, обращаются в орган местного самоуправления или орган исполнительной власти Алтайского края, уполномоченные на распоряжение земельными участками, с заявлением о предоставлении земельного участка (ч.1 ст. 7 Закона Алтайского края № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков»).

В судебном заседании установлено, что 07.12.2017 Авдусенко Е.А. постановлена на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. 16.12.2020 Авдусенко Е.А. обратилась в Комитет с заявлением о предоставлении ей в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ///, для ведения личного подсобного хозяйства.

Решением Комитета (изложенного в письме от +++ № ПФ 1401/01-17/4) Авдусенко Е.А. отказано в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ///, для ведения личного подсобного хозяйства. Основанием отказа послужило то основание, что на соседнем с испрашиваемым участком земельном участке, расположено кладбище, находящееся в собственности городского округа - города Барнаула Алтайского края. В санитарно-защитной зоне кладбища (100 м), не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома, территории садоводческих товариществ, коллективные и индивидуальные дачные и садово-огородные участки.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются и используются расположенные в их границах земельные участки, в соответствии с Правилами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон". Пунктом 5 данных Правил также не допускается использование земельных участков в границах санитарно-защитной зоны в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства. Правилами предусмотрено внесение сведений о санитарно-защитной зоне и ограничений использования земельных участков, расположенных в ее границах, в Единый государственный реестр недвижимости (п. 25 Правил).

Судом установлено, подтверждено исследованными материалами, по существу сторонами не оспаривается, что на соседнем земельном участке с кадастровым номером 22:61:011049:8 расположено кладбище (площадью 89867 кв.м.), испрашиваемый земельный участок находится от границы кладбища на расстоянии не более 60 м, тогда как минимальная зона должна составлять не менее 100 м.

Таким образом, испрашиваемый административным истцом участок находится в санитарно-защитной зоне, в связи с чем, решение Комитета об отказе в предоставлении данного участка является законным.

Доводы административного истца о том, что санитарно-защитная зона установлена без соблюдения действующего законодательства, на кадастровый учет не поставлена, ее проектирование не производилось, не являются основанием для признания решения незаконным.

Согласно ответу на запрос Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, в настоящее время Комитетом по управлению муниципальной собственностью заключен муниципальный контракт от 15.05.2019 № 2019.247116 по установлению СЗЗ для пяти муниципальных кладбищ, в число которых не входит кладбище с. Гоньба. Установление санитарно-защитных зон для остальных муниципальных кладбищ планируется осуществлять по мере выделения денежных средств из бюджета.

В соответствии с пунктом 8-10 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2025 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01.01.2022 одним из следующих способов:

1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;

2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;

3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;

4) решением суда.

В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации. Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.

Согласно публичной кадастровой карте (<данные изъяты>), испрашиваемый земельный участок расположен в пределах санитарно-защитной зоны. Также постановлением администрации города Барнаула от 03.05.2018 № 798 утвержден проект планировки и проект межевания на территории села Гоньба городского округа - города Барнаула Алтайского края, согласно которому указанный земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой установлена санитарно-защитная зона.

Таким образом, несмотря на то, что санитарно-защитная зона земельного участка не поставлена на учет, сведения об этом отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, вместе с тем, имеются данные публичной кадастровой карты, проекта планировки и проект межевания на территории села Гоньба городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденные постановлением администрации города Барнаула, в соответствии с которыми испрашиваемый земельный участок находится в санитарно-защитной зоне.

Таким образом, суд полагает, что административным ответчиком представлено достаточно доказательств законности и обоснованности решения об отказе в предоставлении земельного участка для личного подсобного хозяйства в связи с нахождением земельного участка в зону с особыми условиями (санитарно-защитную зону).

Довод административного истца о том, что ранее указанный участок предоставлялся иному лицу по договору аренды, а также, что соседние с испрашиваемым земельным участок, участки находятся в собственности, не имеют значения по данному делу, поскольку не являются предметом рассмотрения.

В связи с изложенным, требования административного истца о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ///, для ведения личного подсобного хозяйства, возложении обязанности принять решение о предоставлении в собственность без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ///, для ведения личного подсобного хозяйства подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Авдусенко Е.А. оставить без удовлетворения.

Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Барнаула.

Судья К.В. Таболина

Мотивированное решение изготовлено 06.07.2021.