ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1384/2022 от 17.05.2022 Чеховского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1384/2022

УИД 50RS0049-01-2022-001339-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2022 года г. Чехов

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 17 мая 2022 года.

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Шаниной Л.Ю.

при секретаре судебного заседания Перединой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Орт В. В. к администрации городского округа Чехов Московской области о признании незаконным решения, обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л :

Орт В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Чехов Московской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка на основании заявления № от ДД.ММ.ГГГГ. и приложенных к нему документов.

В обоснование заявленных требований в иске указано, что истец является членом СНТ «Осинка», решением общего собрания СНТ «Осинка» от ДД.ММ.ГГГГ. ему был выделен земельный участок площадью 725 кв. м Учитывая положения ч. 2.7 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 20.10.2001г. №137-Ф3 обратился в администрацию г/о Чехов с заявлением о предварительном согласовании в предоставлении земельного участка. Решением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано, поскольку наблюдаются следы хозяйственной деятельности, возможно нарушение прав третьих лиц; в схеме расположения не указаны территориальные зоны и ЗОУИТ; участок расположен в нескольких территориальных зонах; имеется заключение с границами лесничеств (0.02 кв.м). С указанным отказом не согласен, так как участок находится в его фактическом владении, общее собрание СНТ предоставило ему указанный участок с правом дальнейшей приватизации, следы хозяйственной деятельности не являются основанием для отказа. В п.6 требований об утверждении требований к подготовке схемы расположение земельного участка (утв. Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762) отсутствует обязанность кадастрового инженера указывать территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территории. Кадастровый инженер, согласно п.4 указанных требований, должен учитывать сведения о территориальном планировании. Координаты территориальных зон и ЗОУИТ в Правилах землепользования и застройки г/о Чехов отсутствуют. Согласно данным Региональной геоинформационной системе Московской области испрашиваемый земельный участок целиком находится в зоне СХ-2. Само по себе заключение Комитета по архитектуре не может являться основанием для отказа. Согласно данным ЕГРН и РГИС МО пересечений с землями гослесфонда нет.

Представитель административного истца по доверенности Маричик ДА. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, указанным в иске.

Административный ответчик – представитель администрации городского округа Чехов Московской области по доверенности Каминина Ю.Ю. в судебном заседании административные исковые требования не признала и пояснила, что отказ Орт В.В. в предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является законным и обоснованным. Спорный земельный участок предоставлен садоводческому товариществу. Действия регламента распространяются на земельные участки, которые не сформированы. Стороной истца не представлены документы, подтверждающие право на получение земельного участка. Не имеются документов об отводе земельного участка. После постановки земельного участка на кадастровый учет, истец имеет право повторно обратиться в администрацию с заявлением о предоставлении государственной услуги.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства по Московской области по доверенности Касьянов Д.М. в судебном заседании разрешение вопроса оставил на усмотрение суда, предоставил отзыв на исковое заявление, согласно которому в целях выявления возможного нарушения прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений ФГБУ «Рослесинфорг» был направлен запрос с просьбой осуществить графическое совмещение границ лесничеств с границами земельного участка, являющегося предметом исковых требований. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. ФГБУ «Рослесинфорг» сообщил, что при сопоставлении границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> по координатам, представленным в исковом заявлении с границами Подольского лесничества Московской области, установленных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 11.02.2019г. № 132 «Об установлении границ Подольского лесничества в Московской области», установлено, что границы земельного участка, являющегося предметом исковых требований, не пересекаются с границами земель лесного фонда. Таким образом, имущественные права и законные интересы Российской Федерации в области лесных отношений не нарушены.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, проверив их, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статья 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статья 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Такой необходимой совокупности условий по настоящему делу судом не установлено.

Как усматривается из материалов дела, решением общего собрания членов СНТ «Осинка» от ДД.ММ.ГГГГ члену СНТ «Осинка» Орт В.В. разрешено в порядке п.2.7 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2021 № 137 – ФЗ оформить в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 725 кв.м. (л.д.10).

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГОрт В.В. обратился в администрацию городского округа Чехов Московской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена (л.д. 12).

На указанное заявление администрацией городского округа Чехов Московской области в адрес административного истца направлено решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (л.д. 13).

Отказывая Орт В.В. в принятии решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность, администрация городского округа Чехов Московской области ссылается на то, что предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается. Согласно акту осмотра, возможно нарушение прав третьих лиц, так как земельный участок огорожен забором; наблюдаются следы хозяйственной деятельности. Вместе с тем, при анализе представленной схемы расположения земельного участка было выявлено, что представленная схема не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, а именно не указаны надписи, включая территориальные зоны, зоны с особым использованием территорий, проход/проезд. Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области формируемый земельный участок расположен в нескольких территориальных зонах СХ-2 (681,33 кв.м) и частично пересечение Государственного лесного реестра и ЕГРН, земельный участок расположен вне границ населенного пункта; земельный участок имеет пересечение с границами лесничеств.

Административный истец считает, что данными действиями уполномоченный орган нарушает его права, установленные действующим земельным законодательством на получение в собственность бесплатно указанного земельного участка.

Разрешая требования административного истца, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом п. 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом п. 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).

Пунктом 2.10 настоящей статьи предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или пункте 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Вместе с тем заявитель обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Основания для отказа в предоставлении соответствующей государственной услуги в Московской области установлены пунктом 13.2 административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного распоряжением Минмособлимущества от 27 декабря 2018 года N 15ВР-1824 (далее - Административный регламент).

Пунктом 13.2.5 административного регламента к числу таких оснований отнесено несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 и/или Земельным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 13.2.6. административного регламента к числу таких оснований отнесено разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам: образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Кроме этого, основанием для отказа является наложение границ на земли государственного лесного фонда (сельских лесов) при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (пункт 13.2.33 административного регламента).

В соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

На основании пункта 4 данного Приказа, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В подпункте 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание, что в составленной административным истцом в целях предварительного согласования предоставления земельного участка схеме допущено пересечение границ испрашиваемого участка с землями лесного фонда, отказ административного ответчика в утверждении данной схемы обоснован.

Вместе с тем, суд учитывает те обстоятельства, что отказ от предоставления государственной услуги не препятствует повторному обращению заявителя в администрацию за предоставлением государственной услуги, как на то указано в пункте 13.6 Административного регламента, учитывая, что согласно сообщения ГКУ МО «Мособллес» Подольский филиал от ДД.ММ.ГГГГ. испрашиваемый земельный участок по представленным координатам не находится в границах земель лесного фонд, о чем административному ответчику при принятии обжалуемого решения известно не было.

Разрешая спор и отказывая в административном иске, суд, исходит из того, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют данные о том, что земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного Товариществу; границы земельного участка, предоставленного Товариществу, в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены; при обращении в уполномоченный орган не предоставлены доказательства нахождения испрашиваемого земельного участка в границах земельного участка, ранее предоставленного Товариществу.

Кроме того, суд отмечает, что заявитель не представил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, при этом сведений о наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо о наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости материалы дела не содержат.

На основании вышеизложенного и в силу указанных норм закона, суд приходит к выводу о том, что решение администрации городского округа Чехов Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является законным и обоснованным, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Оснований для возложения на административного истца обязанности предварительно согласовать Орт В.В. предоставление земельного участка на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. и приложенных к нему документов у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Орт В. В. к администрации городского округа Чехов Московской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, обязании принять решение - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: