РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2022 г.
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горнаковой О.А.,
при секретаре Слинько Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Толстихиной Юлии Михайловны к администрации Минусинского района Красноярского края о признании незаконным решения, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Толстихина Ю.М. обратилась в Минусинский городской суд с административным иском об отмене решения администрации Минусинского района от 24.02.2022 № 768-12 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 13 000 кв.м.; обязании администрации Минусинского района Красноярского края предварительно согласовать предоставление земельного участка общей площадью 13 000 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, Минусинский район, массив «Минусинский», кадастровый квартал: 24:25:0801003, основание предоставления земельного участка без проведения торгов: подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ЛПХ на полевых участках. Требования мотивировав тем, что 24.01.2022 Толстихиной Ю.М. было подано в Отдел имущественных и земельных отношений администрации Минусинского района заявление о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения в видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства (полевой участок), площадью 13 000 кв.м., 24.02.2022 администрацией Минусинского района вынесено решение № 768-12 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 13 000 кв.м. по следующим основаниям: «В соответствии с решением Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края решением Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края 07.05.2018 № 166-рс «Об утверждении правил землепользования и застройки Селиванихинского сельсовета Минусинского района Красноярского края, формируемый земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям из земель сельскохозяйственного назначения». Истцом были представлены все необходимые документы для предварительного согласования предоставления без проведения торгов земельного участка, при этом ответчик производит отказ и ссылается на ст. 20.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», которая утратила силу еще в 2015 г., согласно Закона Красноярского края от 03.06.2015 № 8-3496. Кроме того, в отказе ответчик ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях сельскохозяйственных угодий, но в тоже время, согласно решению Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края от 07.05.2018 № 166-рс «Об утверждении правил землепользования и застройки Селиванихинского сельсовета Минусинского района Красноярского края, зона сельскохозяйственных угодий, где испрашиваемый земельный участок – отсутствует, а сам испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне СХ2 (зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения) с основным ВРИ – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (Минимальные размеры земельного участка- 0,06 га Максимальные размеры земельного участка -2,5 га). Таким образом, администрация вводит в заблуждение как себя, так и истца ссылаясь на утратившую силу статью Закона и неправильно установив расположение как территориальной зоны, так и минимальные и максимальные допустимые размеры земельного участка, в связи с чем указанные основания отказа являются необоснованными и нарушающими действующее законодательство РФ. Поскольку Толстихиной Ю.М. выполнены необходимые действия предусмотренные действующим законодательством, в том числе по созданию схемы и подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с целью ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, администрация Минусинского района незаконно лишает возможности реализовать свое право в получении земельного участка в аренду Толстихна Ю.М. была вынуждена обратиться в суд (л.д. 3-5).
Определением суда от 14.06.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Селиванихинского сельсовета Минусинского района Красноярского края.
В судебное заседание административный истец Толстихина Ю.М. и её представители по доверенности Лафина Е.А., (л.д. 9-10) Ловда В.А. (л.д. 48) не явились, направили пояснения и возражения по заявленным административным требованиям согласно которым отказывая в заявленном требовании административный ответчик ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях сельскохозяйственных угодий, но в тоже время, согласно решению Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края от 07.05.2018 № 166-рс «Об утверждении правил землепользования и застройки Селиванихинского сельсовета Минусинского района Красноярского края зона сельскохозяйственных угодий, где испрашиваемый земельный участок – отсутствует, а сам испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне СХ2 (зона занятая объектами сельскохозяйственного назначения) с основным ВРИ- Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (минимальные размеры земельного участка -0,06 га Максимальные размеры земельного участка – 2,5 га), следовательно в данной части оснований для отказа не усматривается. Толстихиной Ю.М. был предоставлен полный перечень документов. С учетом того, что основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка была применена недействующая норма права решение администрации Минусинского района от 24.02.2022 № 768-12 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 13 000 кв.м. является незаконным. Административный ответчик в своем отзыве на административное исковое заявление указывает что ст. 15 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» установлен минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и составляет 4 га. Но данный минимальный размер предоставляемых из земель сельскохозяйственного назначения относится к крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности но никак не для личного подсобного хозяйства. Для личного подсобного хозяйства применяются иные предельные размеры земельных участков, которые административным ответчиком игнорируются, а административным истцом соблюдаются. Кроме того, в отказе и отзыве администрации указано, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях сельскохозяйственных угодий, но в тоже время, согласно решению Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края от 07.05.2018 № 166-рс «Об утверждении правил землепользования и застройки Селиванихинского сельсовета Минусинского района Красноярского края» зона сельскохозяйственных угодий, где испрашиваемый земельный участок – отсутствует, а сам земельный участок расположен в территориальной зоне СХ2.
Представитель административного ответчика администрации Минусинского района Красноярского края, действующая на основании доверенности Витютнева П.С. (л.д. 32), в судебном заседании административные исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, согласно которым в администрацию Минусинского района обратилась Толстихина Ю.М. с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 13 000 кв.м., согласно приложенной к заявлению схеме. В соответствии с решением Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края от 07.05.2018 № 166-рс «Об утверждении правил землепользования и застройки Селиванихинского сельсовета Минусинского района Красноярского края (актуализированная редакция)» формируемый земельный участок площадью 13 000 кв.м., согласно приложенной схеме относиться к сельскохозяйственным угодьям из земель сельскохозяйственного назначения. Законом Красноярского края установлен минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения 4 га. Толстихина Ю.М. предоставила на согласование документацию на земельный участок 13 000 кв.м. (1,3 га), в связи с чем принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Довод Толстихиной Ю.М. о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне СХ2 с основным видом разрешенного использований ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках является несостоятельным, поскольку согласно представленной Толстихиной Ю.М. схеме с указанными координатами, импрашиваемый земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий согласно решению Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края от 07.05.2018 № 166-рс «Об утверждении правил землепользования и застройки Селиванихинского сельсовета Минусинского района Красноярского края». Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, на земельном участке в зоне сельскохозяйственных угодий не предусмотрен вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства, в связи с чем просила в удовлетворении административного иска отказать (л.д. 30).
Представитель заинтересованного лица администрации Селиванихинского сельсовета в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку в силу ч. 6 ст. 226 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав представителя административного ответчика Витютневу П.С., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Право на судебную защиту выступает как гарантия в отношении всех других конституционных прав и свобод, а личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации) и спорить с государством в лице любых его органов.
В силу этого возможность заинтересованного лица обжаловать принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами решения, воплощающая в себе как индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, так и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка, является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания права каждого на судебную защиту, одной из необходимых и важнейших его составляющих.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об Оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления; иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По общему правилу граждане и организации в силу статьей 3 и 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Согласно ст. 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачей административного судопроизводства является, в том числе; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан; прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Для признания ненормативного акта незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия акта закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, причем незаконность акта включает в себя не только его формальное противоречие закону или иному правовому акту, но и принятие оспариваемого акта с превышением полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего; нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.
Судом установлено, что Толстихина Ю.М. обратилась в администрацию Минусинского района с заявлением от 24.01.2022 о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства (полевой участок), площадью 13 000 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, Минусинский район, массив «Минусинский», кадастровый квартал 24:25:0801003, государственная собственность на который не разграничена (л.д. 15). С утвержденной схемой расположения земельного участка (л.д. 16).
24 февраля 2022 г. заявление Толстихиной Ю.М. было рассмотрено и принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 13 000 кв.м., согласно приложенной к заявлению схеме, решение мотивировано тем, что в соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием отказа в удовлетворении схемы расположения земельного участка является, в том числе: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 требований к образуемым земельным участкам, а именно п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ установлено предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом другими федеральными законами. Ст. 20.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» установлен минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и составляет 4 га. (л.д. 17).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закон Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" регламентирующей предельные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 4 га, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
Таким образом, вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков, вместе с тем площадь запрашиваемого Толстихиной Ю.М. земельного участка вышеуказанным требованиям не соответствуют, на что обоснованно указано административным ответчиком.
Кроме того, согласно выкопировке из Правил землепользования и застройки Селиванихинского сельсовета, утвержденных решением Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края от 07.05.2018 № 166-рс формируемый земельный участок находится в зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 25), тогда как согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 на земельном участке в зоне сельскохозяйственных угодий не предусмотрен вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках (л.д. 25-27).
Доводы административного истца, о том, что административный ответчик при отказе в согласовании предоставления земельного участка ссылается на статью 20.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542, которая утратила силу в 2015 г. не являются основанием для признания верного решения административного ответчика незаконным и понуждения административного ответчика совершить действия по предварительному согласованию предоставления земельного участка площадь которого менее минимального размера образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения который составляет 4 га.
При изложенных обстоятельствах, анализируя вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии необходимой совокупности для удовлетворения требований административного истца, поскольку оспариваемое решение администрации Минусинского района принято в пределах полномочий при наличии предусмотренных законом оснований, соответствует требованиям действующего законодательства, и не повлекло нарушение каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца, которым доказательства нарушенных прав в соответствии с обязанностью, предусмотренной пунктом 1 части 9, частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Толстихиной Юлии Михайловны к администрации Минусинского района Красноярского края о признании незаконным решения, понуждении к совершению действий – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения составлен 13 июля 2022 г.