Дело 000
(УИД 000)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город-курорт Анапа «12» августа 2022 года
Судья Анапского районного суда Краснодарского края Немродов А.Н.,
при секретаре Саввиди А С ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Полушина Е В к Анапскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконными действий по отказу в осуществлении государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка, обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Полушина Е В обратилась с административным исковым заявлением к Анапскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконными действий по отказу в осуществлении государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка от 27.09.2021 года № 000 в части отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 000 категория земли сельскохозяйственного назначения с «личное подсобное хозяйство» на хранение и переработка сельскохозяйственной продукции», обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка.
Определением судьи Анапского районного суда от 00.00.0000 указанное заявление оставлено без движения, как несоответствующее требованиям статей ст. ст. 125 и 220 КАС РФ. При этом административному истцу был предоставлен срок для устранения перечисленных в определении недостатков в срок до 00.00.0000 включительно и разъяснено, что в случае неисполнения определения об оставлении административного искового заявления без движения, оно будет считаться не поданным и возвращено. Данное определение административным истцом не обжаловано.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.
Определением Анапского районного суда Краснодарского края от 00.00.0000 административное исковое заявление было возвращено представителю административного истца со всеми приложенными к нему документами.
На определения Анапского районного суда Краснодарского края от 00.00.0000 и 00.00.0000 представителем административного истца была подана частная жалоба, по результатам рассмотрения которой апелляционным определением судьи Краснодарского краевого суда от 29.04.2022 года определения Анапского районного суда Краснодарского края от 19.01.2022 года и 08.02.2022 года были отменены, материал административного искового заявления был направлен в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии у производству суда.
Определением судьи Анапского районного суда от 00.00.0000 данное административное дело принято к производству.
00.00.0000 в судебном заседании к производству суда принято уточненное исковое заявление.
В обосновании заявленных административных исковых требований, с учетом принятого уточненного административного иска, указано, что Полушина Е В в соответствии с выпиской из ЕГРН от 00.00.0000000 является собственником земельного участка с кадастровым номером 000, площадью 1977/+-9.85 кв. м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский район, с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования «для личного подсобного хозяйства».
00.00.0000. Полушина Е В в лице представителя Богданова Е В посредством филиала ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Анапа обратилась в Анапский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции».
00.00.0000. Управлением Росреестра в адрес административного истца было направлено уведомление № 000 о приостановлении кадастрового учета до 00.00.0000 В качестве обоснования говорилось о том, что изменение вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, а для земель сельскохозяйственных угодий градостроительные регламенты не устанавливаются. Исходный земельный участок 000, из которого впоследствии был образован принадлежащий административному истцу земельный участок, был образован в результате выдела доли в праве общей долевой собственности из земель ЗАО АФ «Рассвет и В». Далее, административный ответчик ссылается на Постановление Правительства РФ от 00.00.0000000 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организации агропромышленного комплекса», в соответствии с которым при определении земельной доли учитывались сельскохозяйственные угодья. Таким образом, градостроительный регламент не устанавливается, в связи с чем не представляется возможным осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования на основании волеизъявления заинтересованного лица. Для этого требуется акт органа местного самоуправления.
00.00.0000. Полушина Е В обратилась в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с «для ведения личного подсобного хозяйства» на « хранение и переработка сельскохозяйственной продукции». Однако ответ 000 на данное обращение поступил в адрес административного истца 00.00.0000, в связи с чем, данный ответ не мог быть предоставлен своевременно в Управление Росреестра, и 00.00.0000 Управлением Росреестра в адрес Полушина Е В было направлено Уведомление № 000 об отказе государственного кадастрового учета, так как истек срок, указанный в Уведомлении о приостановлении.
Вместе с тем необходимо отметить, что Управлением архитектуры и градостроительства администрации МО г-к Анапа на заявление Полушина Е В был дан ответ, в котором сообщалось, что, если земельный участок находится в частной собственности, и сведения о земельном участке содержатся в ЕГРН, основной вид разрешенного использования может быть изменен по заявлению собственника земельного участка, для чего необходимо обратиться в Управление Росреестра.
00.00.0000. административным истцом в Управление Росреестра было подано заявление об изменении вида разрешенного использования, к данному заявлению 00.00.0000 был приобщен также ответ Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г-к Анапа 000 от 00.00.0000
00.00.0000 Управлением Росреестра в адрес административного истца было направлено Уведомление № 000 об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица с обоснованием, аналогичным содержащимся в Уведомлении 000
С отказом административного ответчика Управления Росреестра от 00.00.0000 № 000, административный истец не согласен.
К заявлению об изменении вида разрешенного использования от 00.00.0000 административным истцом были приложены сведения из ИСОГД от 00.00.0000, согласно которой земельный участок с кадастровым номером 23:37:0904004:1398 находится в зоне СХ-3, предназначенной для сельскохозяйственного производства. Основными видами разрешенного использования в данной зоне согласно сведениям ИСОГД являются как «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», код 1.15 (установленный для участка истца), так и «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции», код 1.16 (испрашиваемый административным истцом). Таким образом, административный истец просил изменить вид разрешенного использования в рамках одной категории земель и одной территориальной зоны, установленной Правилами землепользования и застройки города-курорта Анапа.
В соответствии с п. 2, 3 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ, карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты устанавливаются Правилами землепользования и застройки. В соответствии с графической частью Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденных решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 года № 424 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город - курорт Анапа» (ред. от 23.06.2020 № 713) (далее по тексту - ПЗЗ МО г-к Анапа), рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 23:37:0904004:1398 не имеет никакого отношения к зоне сельскохозяйственных угодий СХ-1, он относится к зоне сельскохозяйственного производства СХ-3, для которой установлен градостроительный регламент, что подтверждается сведениями ИСОГД от 09.06.2021 г., предоставленными Управлением архитектуры и градостроительства администрации МО г-к Анапа.
Зона сельскохозяйственного производства (СХ-3) установлена для ведения сельскохозяйственного производства, обеспечения деятельности фермерских хозяйств, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе для размещения объектов капитального строительства, необходимых для сельскохозяйственного производства. Такой вид деятельности как «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции» напрямую предусмотрен соответствующим регламентом, требования к минимальному и максимальному размерам земельного участка для этого не устанавливаются.
Согласно ч. 3, 4 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Для этого собственнику земельного участка следует обратиться в управление Росреестра с соответствующим заявлением, форма которого установлена Приказом Росреестра от 19.08.2020 № П/0310 (ред. от 20.04.2021 г.) «Об утверждении отдельных форм заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требований к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых документов в электронной форме», что и было сделано административным истцом.
Из уведомления об отказе в государственном кадастровом учете от 27.09.2021 г. № 000 следует, что при формировании земельного участка, из которого затем был образован были учтены земли сельскохозяйственных угодий. Вместе с тем информация о том, что сельскохозяйственные угодья располагались именно на земельном участке административного истца не представлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Оснований полагать, что ПЗЗ МО г.-к. Анапа (в редакции, действовавшей на момент обращения) подготовлены в нарушение ч. 3 статьи 30 ГрК РФ, и не учитывают сведения, имеющиеся в ЕГРН и государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, не имеется.
ПЗЗ МО г.-к. Анапа недействующими полностью или в части не признаны и как муниципальный нормативный правовой акт подлежит исполнению и применению на территории муниципального образования город-курорт Анапа. Согласно ПЗЗ МО г.-к. Анапа земельный участок установлен градостроительный регламент для указанной зоны.
Таким образом, отказ Управления нарушает законные права и интересы административного истца - право на изменение вида разрешенного использования земельного участка путем осуществления государственного кадастрового учета, что препятствует использованию собственником земельного участка в соответствии с избираемым им видом разрешенного использования.
Уведомление об отказе в осуществлении кадастрового учета от 27.09.2021 г. № 000 по смыслу не соответствует законодательству РФ по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета является не устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанных в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Уведомление о приостановлении кадастрового учета от 25.06.2021 г. 000 а в последующем и отказ в осуществлении кадастрового учета от
00.00.0000 КУВД-000/3 вынесены на основании п.7 ч.1 ст.26 Закона о регистрации, а именно: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Однако, должностным лицом, органа, осуществляющего кадастровый учет, в указанных уведомлениях не указано: в чем именно выражено не соответствие формы и содержания представленных документов требованиям законодательства РФ.
В составе представленных для кадастрового учета документов, являющимся основанием для кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 000 заявителем Полушина Е В представлены в виде выписки Сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа от
00.00.0000000, подтверждающие, что принадлежащий заявителю земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям и расположен в зоне СХ-3 - зоне сельскохозяйственного производства. Указанные сведения подготовлены уполномоченным органом - Управлением архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Анапа на основании Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденных решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2013 года № 424 в установленном Законом порядке. Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа являются нормативным актом местного значения, не признаны недействительным и подлежат применению на территории муниципального образования город-курорт Анапа.
Доводы должностного лица органа, осуществляющего кадастровый учет об отнесении земельного участка Полушина Е В к сельскохозяйственным угодьям прямо противоречат Правилам землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа.
Таким образом, основанием для кадастрового учета является документ, изданный на основании и в соответствии с действующим законодательством, который по содержанию, подтверждает нахождение земельного участка в зоне СХ-3 зоне сельскохозяйственного производства и допускает использование земельного участка в указанной зоне с разрешенным использованием «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции».
В чем выражено несоответствие содержания представленных для кадастрового учета документов требованиям законодательства РФ в уведомлении об отказе в осуществлении кадастрового учета от 00.00.0000 № 000 не указано.
В связи с чем, указанное решение должностного лица не основано на Законе. Нарушения прав и законных интересов административного истца путем вынесения решения об отказе в осуществлении кадастрового учета выразилось в следующем.
Земельный участок площадью 1977 кв. м., с кадастровым номером 000 категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для личного подсобного хозяйства», принадлежит административному истцу Полушина Е В на праве собственности. Полушина Е В использует земельный участок в соответствии с целевым назначением. Изменение разрешенного использования земельного участка на «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции» обусловлено необходимостью сельскохозяйственного использования земельного участка для осуществлениях иных видов деятельности, связанных с сельскохозяйственным производством и они не противоречат требованиям действующего законодательства РФ, предусмотрены Правилам землепользования и застройки, а также соответствуют Приказу Росреестра от 00.00.0000 N П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Таким образом, решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 00.00.0000000, нарушает права административного истца Полушина Е В на реализацию права собственности на принадлежащий ей земельный участок, на использование земельного участка в соответствии с целевым назначением, препятствует осуществлению хозяйственной деятельности в целях производства сельскохозяйственной продукции.
На основании изложенного административный истец Полушина Е В просит суд признать отказ Анапского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 27.09.2021г. № 000 незаконным. Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю (Анапский отдел) внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 000, площадью кв. м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский район с «ведения личного подсобного хозяйства» на «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции».
Административный истец Полушина Е В , в надлежащем порядке извещенная о времени и месте проведения судебного разбирательства, в суд не явилась, причин неявки не сообщила, ходатайств об отложении либо проведении заседания в ее отсутствие не представила.
Представитель административного ответчика Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в надлежащем порядке извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства, в суд не явился, причин неявки не сообщил, от Кудряшова Р Т , действующей на основании доверенности 000 от 00.00.0000, поступили возражения за заявленные административные исковые требования, из содержания которых усматривается следующее.
Заявленные административные исковые требования Анапский отдел Управления Росреестра по КК не признает в полном объеме, считает, административный иск незаконным и необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 00.00.0000 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
00.00.0000 административный истец Полушина Е В (представитель действующий на основании нотариальной доверенности - Богданова Е В ) обратилась через Филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Анапа в Управление Росреестра по КК с заявлением о государственном кадастровом учете № 000 в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 000 расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...), в связи с изменением вида разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции».
В качестве документа-основания административным истцом была представлена выкопировка из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа от 01.06.2021г. исх. 000
В силу положений п. 7- ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Решением Управления Росреестра по КК от 25.06.2021 г. осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 23:37:0904004:1398, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский район, в связи с изменением вида разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции», были приостановлены до 27.09.2021 г. в соответствии с п. 7 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи со следующим.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок 000 отнесен к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», исходный земельный участок с кадастровым номером 000 образован путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 000
Следовательно, при образовании земельного участка с кадастровым номером 000 и последующего образования земельного участка с кадастровым номером 000, учитывалось, что в границах данного земельного участка расположены сельскохозяйственные угодья, при этом градостроительный регламент не устанавливается для сельскохозяйственных угодий, в связи, с чем не представляется возможным изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 000 на основании представленных документов.
Согласно ч. 7 ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В силу положений ч. 3,4 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с ч. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Как уже было указано выше, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0904004:1398, отнесен к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», исходный земельный участок с кадастровым номером 23:37:0904004:167 образован путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:77.
Таким образом, градостроительный регламент для земельных участков, образованных в результате выдела доли в праве общей долевой собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения, не устанавливается, в данном случае Анапский отдел Управления Росреестра по КК правомерно пришел к выводу, что осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером 23:37:0904004:1398, в части изменения вида разрешенного использования, на основании волеизъявления заинтересованного лица, а также выкопировки из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа от 01.06.2021г. исх. 000.2027/21-20., не предоставляется возможным.
В силу положений ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
В связи с чем, на основании указанной выше нормы права, решением Анапского отдела Управления Росреестра по КК от 27.11.2021 г. было отказано административному истцу Полушиной Е.В. в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 23:37:0904004:1398, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский район, в связи с изменением вида разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции».
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.?
По смыслу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из выше названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
Решение Анапского отдела Управления Росреестра по КК от 27.09.2021 г. об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 23:37:0904004:1398, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский район, в связи с изменением вида разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции», принято уполномоченным органом, в установленный срок, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
При таких обстоятельствах сторона административного ответчика полагает, что законных оснований предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания отказа Анапского отдела Управления Росреестра по КК от 27.09.2021г. № КУВД-001/2021-24993335/3 незаконным, а также обязании Анапского отдела Управления Росреестра по КК пересмотреть заявление Полушиной Е.В. от 18.06.2021г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:0904004:1398, площадью 1977 кв. м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский район, с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции» - не имеется, поскольку, административным ответчиком не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, не созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, незаконно не возложены какие-либо обязанности.
На основании изложенного представитель административного ответчика Кудряшова Р Т Просит суд в удовлетворении административного искового заявления Полушина Е В к Анапскому отделу Управления Росреестра по КК о признании незаконными действий по отказу в осуществлении государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка, обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка - отказать.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования города-курорта Анапа, в надлежащем порядке извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства, в суд не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении либо проведении заседания в отсутствие не поступало.
Принимая во внимание, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.ст.150-152, 226 КАС РФ, находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие не явившегося административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица.
Исследовав административное исковое заявление, имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования Полушина Е В не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.ст. 218 и 360 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Полушина Е В в соответствии с выпиской из ЕГРН от 00.00.0000000 является собственником земельного участка с кадастровым номером 000, площадью кв. м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский район, с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования «для личного подсобного хозяйства».
18.06.2021 г. Полушина Е.В. в лице представителя Богдановой Е.В. посредством филиала ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Анапа обратилась в Анапский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции».
25.06.2021 г. Управлением Росреестра в адрес административного истца было направлено уведомление № 000 о приостановлении кадастрового учета до 27.09.2021 г. В качестве обоснования говорилось о том, что изменение вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, а для земель сельскохозяйственных угодий градостроительные регламенты не устанавливаются. Исходный земельный участок 23:37:0904004:167, из которого впоследствии был образован принадлежащий административному истцу земельный участок, был образован в результате выдела доли в праве общей долевой собственности из земель ЗАО АФ «Рассвет и В». Далее, административный ответчик ссылается на Постановление Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организации агропромышленного комплекса», в соответствии с которым при определении земельной доли учитывались сельскохозяйственные угодья. Таким образом, градостроительный регламент не устанавливается, в связи с чем не представляется возможным осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования на основании волеизъявления заинтересованного лица. Для этого требуется акт органа местного самоуправления.
Таким образом, градостроительные регламенты на данную территорию не устанавливаются, и изменить вид разрешенного использования для земельного участка возможно только в соответствии с актом органа местного самоуправления, а не в соответствии с декларацией.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок 000 отнесен к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», исходный земельный участок с кадастровым номером 000 образован путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 000
Следовательно, при образовании земельного участка с кадастровым номером 000 и последующего образования земельного участка с кадастровым номером 000, учитывалось, что в границах данного земельного участка расположены сельскохозяйственные угодья, при этом градостроительный регламент не устанавливается для сельскохозяйственных угодий, в связи, с чем не представляется возможным изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:0904004:1398 на основании представленных документов.
Согласно ч. 7 ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В силу положений ч. 3,4 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с ч. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Как уже было указано выше, земельный участок с кадастровым номером 000, отнесен к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», исходный земельный участок с кадастровым номером 23:37:0904004:167 образован путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 000
Таким образом, градостроительный регламент для земельных участков, образованных в результате выдела доли в праве общей долевой собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения, не устанавливается, в данном случае Анапский отдел Управления Росреестра по КК правомерно пришел к выводу, что осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером 000, в части изменения вида разрешенного использования, на основании волеизъявления заинтересованного лица, а также выкопировки из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа от 01.06.2021г. исх. 000.2027/21-20., не предоставляется возможным.
В силу положений ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
В связи с чем, на основании указанной выше нормы права, решением Анапского отдела Управления Росреестра по КК от 27.11.2021 г. было отказано административному истцу Полушиной Е.В. в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 23:37:0904004:1398, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский район, в связи с изменением вида разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции».
Решение Анапского отдела Управления Росреестра по КК от 27.09.2021 г. об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 23:37:0904004:1398, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский район, в связи с изменением вида разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции», принято уполномоченным органом, в установленный срок, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
При таких обстоятельствах суд полагает, что законных оснований предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания отказа Анапского отдела Управления Росреестра по КК от 27.09.2021г. № 000 незаконным, а также обязании Анапского отдела Управления Росреестра по КК пересмотреть заявление Полушина Е В от 18.06.2021г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 000, площадью 1977 кв. м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский район, с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции» - не имеется, поскольку, административным ответчиком не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, не созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, незаконно не возложены какие-либо обязанности.
Разрешая заявленные административным истцом требования суд учитывает, что согласно п. 7 ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Административным истцом Полушиной Е.В. представлено волеизъявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 000, площадью 1 977/+-9,85 кв. м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский район, - «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции».
В соответствии с частями 3, 4 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
При этом в соответствии с ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебнооздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
В силу положений ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Рассматриваемый земельный участок, принадлежащий на праве собственности административному истцу Полушина Е В , был образован в результате преобразования предыдущего земельного участка с кадастровым номером 23:37:0904004:167, который был образован в счет выдела доли из единого землепользования 23:37:0904004:1398, ранее относившегося к сельскохозяйственным угодьям, что усматривается из сведений ЕГРН.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 года №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организации агропромышленного комплекса» при определении земельной доли (пая) учитывались сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, тогда как к сельскохозяйственные угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Указанный закон в настоящее время утратил силу, однако, в данном случае описывается ситуация возникшая ранее.
Таким образом, градостроительный регламент для земельных участков, образованных в результате выдела доли в праве общей долевой собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения, не устанавливается, в данном случае суд приходит к выводу, что осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 000, площадью 1 977/+-9,85 кв. м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский район, в части изменения вида разрешенного использования, на основании волеизъявления заинтересованного лица Полушина Е В , не предоставляется возможным.
Суд считает необходимым отметить, что изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий.
Кроме того суд учитывает, что в соответствии со ст. 79 ЗК РФ к сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). Они подлежат особой охране и имеют приоритет в использовании по сравнению с несельскохозяйственными угодьями, под которыми принято понимать земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции
По смыслу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из выше названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что решение Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 00.00.0000 № 000 об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 000 площадью 1 977/+-9,85 кв. м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Анапский район, обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка с «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции», принято уполномоченным органом, в установленный срок, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Таким образом, административным истцом Полушина Е В в административном исковом заявлении не указано, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствует оспариваемый отказ, а также чем именно нарушены ее права, свободы и законные интересы, в связи с чем, отсутствует совокупность двух обязательных условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований административным истцом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что законных оснований предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания незаконным отказа Анапского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю не имеется, поскольку, административным ответчиком не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, не созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, незаконно не возложены какие-либо обязанности.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 227-228 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Полушина Е В к Анапскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконными действий по отказу в осуществлении государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка, обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия через Анапский районный суд Краснодарского края.
Судья
Анапского районного суда
Краснодарского края А.Н. Немродов
Мотивированное решение суда изготовлено 22.08.2022 года.