ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1385/2022 от 21.06.2022 Белогорского городского суда (Амурская область)

производство

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Белогорский городской суд в составе:

судьи Барташевич А.В.

при помощнике судьи Цыганок О.С.

с участием представителя административного истца УФК по Филатовой Е.В. выступающей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года

представителя ответчика МКУ «Управление ЖКХ Администрации », Гусевой К.С. выступающей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Управления Федерального казначейства по к Муниципальному казённому учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации ", о признании незаконным бездействия, обязании исполнить требования предписания, возвратить денежные средства

установил:

Управление Федерального казначейства по обратилось в суд с данным административным иском по следующим основаниям.

Управлением Федерального казначейства по в соответствии с приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении муниципального казенного учреждения «Управление жилищно–коммунального хозяйства Администрации » (далее - МКУ «УЖКХ Администрации ») проведена плановая проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».

По результатам рассмотрения материалов проверки директору МКУ «УЖКХ Администрации » направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ содержащее 15 пунктов.

О результатах исполнения Представления следовало проинформировать Управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов не позднее 10 календарных дней с даты исполнения Представления.

Дата получения МКУ «Управление ЖКХ Администрации » Представления ДД.ММ.ГГГГ (почтовое уведомление ).

Представление, в том числе в части пунктов 6-11, должно было быть исполнено не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

МКУ «Управление ЖКХ Администрации » в адрес Управления направило письмо от ДД.ММ.ГГГГ с требованием о продлении срока исполнения Представления, по результатам рассмотрения которого Управление письмом от ДД.ММ.ГГГГ направило Уведомление о продлении срока исполнения Представления до ДД.ММ.ГГГГ.

Одновременно, МКУ «Управление ЖКХ Администрации » обратилось с заявлением в Арбитражный суд о признании незаконным и отмене Представления в части пунктов 6-11, предусматривающих требования о возврате денежных средств в доход федерального бюджета.

Решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу МКУ «Управление ЖКХ Администрации » отказано в удовлетворении заявленных требований.

После, доказательств об исполнении требований по пунктам 6-11 Представления в адрес Управления не представлено.

Таким образом, в установленный Управлением срок требования по пунктам 6-11 Представления не исполнены, возврат средств на общую сумму рублей в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами от ДД.ММ.ГГГГ не осуществлен.

МКУ «Управление ЖКХ Администрации » не предпринимает каких-либо действий к исполнению Предписания, в том числе к возмещению средств на общую сумму рублей в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета (бездействует), т.е. уклоняется от принятия решений и совершения действий в соответствии с обязанностями, возложенными на него в установленном законом порядке.

Таким образом, УФК по считает бездействие административного ответчика МКУ «Управление ЖКХ Администрации » по неисполнению Предписания незаконным, поскольку в настоящее время, возврат средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета не обеспечено. Документы, подтверждающие перечисление средств в доход соответствующего бюджета и последующего перечисления их в доход федерального или подтверждающих принятие каких-либо действий к исполнению Предписания не представлены.

В судебном заседании представитель административного истца Филатова Е.В. поддержала административные исковые требования, просит административное исковое заявление удовлетворить.

Представитель административного ответчика Гусева К.С. не признала административные исковые требования, пояснив, что в удовлетворении административных исковых требований следует отказать в полном объеме, поскольку МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации " принимаются все попытки по выполнению Предписания. Данное предписание оспаривалось. Предписание и представления были признаны законными. Выносились штрафные санкции к должностному лицу, они обжаловались. На сегодняшний день оплачиваются штрафы. МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации " на сегодняшний момент по муниципальным контрактам, которые фигурировали в арбитражном процессе, направлены претензии подрядчикам и ведется работа по возврату денежных средств. После как вернутся денежные средства от подрядчиков, тогда смогут вернуть денежные средства в бюджет.

Заслушав участвующих по делу лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 100 должностные лица органов государственного (муниципального) финансового контроля обязаны направлять представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащее информацию о выявленных нарушениях и требования об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий, является документом обязательным для исполнения в указанный в нем срок.

Согласно ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации понятий представления и предписания органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля представление направляется объекту контроля по любому выявленному нарушению. Предписание выносится если соответствующее нарушение, указанное в представлении, не устранено или является не устраняемым в установленный в представлении срок.

Согласно п. 18 Правил государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 установлено, что не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий подлежат возврату в доход федерального бюджета органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации по возврату остатков субсидии, в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации.

В случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 1 постановления от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Согласно части 1 статьи 124 КАС РФ перечень требований, которые может содержать административное исковое заявление, указал в качестве самостоятельных как требование о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия) (пункт 2), так и требование об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 3).

Согласно материалов дела судом установлено, что Управлением Федерального казначейства по в соответствии с приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении муниципального казенного учреждения «Управление жилищно–коммунального хозяйства Администрации » (далее - МКУ «УЖКХ Администрации ») проведена плановая проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».

По результатам рассмотрения материалов проверки директору МКУ «УЖКХ Администрации » направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Представление), содержащее 15 пунктов, в том числе по пунктам 6-11 следующего содержания:

По пункту 6 - устранить нарушение, обеспечив возврат средств на сумму рублей в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами от ДД.ММ.ГГГГ, а также принять меры по устранению их причин и условий в течение 60 календарных дней со дня получения Представления;

По пункту 7 – устранить нарушение, обеспечив возврат средств на сумму 1 рублей в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами от ДД.ММ.ГГГГ, а также принять меры по устранению их причин и условий в течение 60 календарных дней со дня получения Представления;

По пункту 8 – устранить нарушение, обеспечив возврат средств на сумму рублей в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами от ДД.ММ.ГГГГ, а также принять меры по устранению их причин и условий в течение 60 календарных дней со дня получения Представления;

По пункту 9 – устранить нарушение, обеспечив возврат средств на сумму рублей в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами от ДД.ММ.ГГГГ, а также принять меры по устранению их причин и условий в течение 60 календарных дней со дня получения Представления;

По пункту 10 – устранить нарушение, обеспечив возврат средств на сумму рублей в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами от ДД.ММ.ГГГГ, а также принять меры по устранению их причин и условий в течение 60 календарных дней со дня получения Представления;

По пункту 11 – устранить нарушение, обеспечив возврат средств на сумму рублей в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами от ДД.ММ.ГГГГ, а также принять меры по устранению их причин и условий в течение 60 календарных дней со дня получения Представления.

О результатах исполнения Представления следовало проинформировать Управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов не позднее 10 календарных дней, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Дата получения МКУ «Управление ЖКХ Администрации » Представления ДД.ММ.ГГГГ (почтовое уведомление ).

МКУ «Управление ЖКХ Администрации » в адрес Управления направило письмо от ДД.ММ.ГГГГ с требованием о продлении срока исполнения Представления, по результатам рассмотрения которого Управление письмом от ДД.ММ.ГГГГ направило Уведомление о продлении срока исполнения Представления до ДД.ММ.ГГГГ.

Одновременно, МКУ «Управление ЖКХ Администрации » обратилось с заявлением в Арбитражный суд о признании незаконным и отмене Представления в части пунктов 6-11, предусматривающих требования о возврате денежных средств в доход федерального бюджета.

Решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу МКУ «Управление ЖКХ Администрации » отказано в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Постановление Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу оставлено без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Согласно указанных решений вступивших в законную силу, судами не применялись обеспечительные меры в виде приостановления исполнения Представления.

МКУ «Управление ЖКХ Администрации » в адрес Управления направило письмо от ДД.ММ.ГГГГ с требованием о продлении срока исполнения Представления до ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения которого Управление письмом от ДД.ММ.ГГГГ направило ответ об отказе в продлении срока исполнения Представления, в связи с отсутствием правовых оснований.

Доказательств об исполнении требований по пунктам 6-11 Представления в адрес административного истца не представлено.

В установленный истцом срок требования по пунктам 6-11 Представления административным ответчиком не исполнены, возврат средств на общую сумму рублей в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами от ДД.ММ.ГГГГ не осуществлен.

СЮ*, замещающей должность исполняющего обязанности начальника МКУ «УЖКХ Администрации », по факту неисполнения Представления вынесено постановление о назначении административного наказания по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

Управлением в соответствии со статьями 269.2 и 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 7 и 9 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, по факту неустранения нарушений в установленный Представлением срок, в адрес МКУ «УЖКХ Администрации » направлено Предписание от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Предписание), с требованием принять меры по возмещению средств в общей сумме рублей в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе:

по пункту 1 - принять меры по возмещению средств в сумме рублей в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

по пункту 2 – принять меры по возмещению средств в сумме рублей в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

по пункту 3 – принять меры по возмещению средств в сумме рублей в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

по пункту 4 – принять меры по возмещению средств в сумме рублей в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

по пункту 5 – принять меры по возмещению средств в сумме рублей в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

по пункту 6 – принять меры по возмещению средств в сумме рублей в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Установлен срок исполнения Предписания не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено материалами дела МКУ «Управление ЖКХ Администрации » не предприняло действий к исполнению Предписания, в том числе к возмещению средств на общую сумму рублей в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета тем самым совершило бездействие, путем уклонения от принятия решений и совершения действий в соответствии с обязанностями, возложенными на ответчика.

Неисполнение законного Предписания истца, нарушает законные интересы Управления как органа контроля, поскольку посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением бюджетного законодательства, устранения выявленных нарушений, защиты имущественных интересов государства. Неисполнение возложенных функций органами контроля влечет нарушения в охраняемой (контролируемой) сфере деятельности.

Представление (предписание) выдается Управлением в целях устранения (прекращения) выявленных нарушений законодательства в бюджетной сфере и восстановления бюджетной дисциплины. Выдача представления (предписания) со стороны Управления является реакцией контрольного органа на выявленные нарушения и направлена прежде всего на восстановление режима законности.

Управление при организации деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере путем вынесения представлений (предписаний) осуществляет свои полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Достижение исполнения предписания, является обязанностью органа контроля, гарантирующей реализацию задач и функций такого контроля.

Последствия неисполнения представления (предписания) органа внутреннего финансового контроля влекут подрыв авторитета как самого органа контроля, так и целом всей системы государственных органов исполнительной власти, реализация функций и прав которых, обеспечена возможностью и неотвратимостью применения мер государственного принуждения.

Кроме того, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, кроме иных обстоятельств, соответствует ли содержание требования нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 абзаца второго пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Постановлением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Указанными судебными актами Представление административного истца признано законным и обоснованным, поскольку Предписание содержит аналогичные нарушения и требования Управление считает, что постановление Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ имеет преюдициальное значение для указанного дела, факт законности требований по обязательности исполнения Представления (Предписания) доказан и не может являться предметом настоящего спора. Признание преюдициального значения судебного решения направлено на исключение возможного конфликта судебных актов, и предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (статья 219 КАС РФ).

Событием, послужившим поводом для обращения административным истцом в суд, с которым связано нарушение прав Управления, является неисполнение Предписания до ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо оснований учитывать в целях исчисления установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока иное событие, отличное от указанного в исковом заявлении не имеется.

Довод представителя административного ответчика МКУ «Управление ЖКХ Администрации », что проводятся мероприятия для устранения выявленных нарушений, что направлены претензии подрядчикам и ведется работа по возврату денежных средств, суд считает не обоснованным, поскольку не представлено доказательств, что данные меры были предприняты со стороны ответчика.

Таким образом, учитывая, что документы, подтверждающие перечисление средств на общую сумму рублей МКУ «Управление ЖКХ Администрации » в доход федерального бюджета не представлены, доказательства подтверждающие принятие каких-либо действий к исполнению Предписания не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу, что бездействие административного ответчика МКУ «Управление ЖКХ Администрации » по неисполнению Предписания УФК по является незаконным, поскольку возврат средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, в доход федерального бюджета не обеспечено, тем самым административное исковое заявление Управления Федерального казначейства по следует удовлетворить в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Управления Федерального казначейства по к Муниципальному казённому учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации ", о признании незаконным бездействия, обязании исполнить требования предписания, возвратить денежные средства - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального казённого учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации " выразившиеся в неисполнении Предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МКУ «Управление ЖКХ Администрации » принять меры по устранению выявленных нарушений по Предписанию от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МКУ «Управление ЖКХ Администрации » возвратить денежные средства в сумме 9 950 932 (девять миллионов девятьсот пятьдесят тысяч девятьсот тридцать два) рубля 00 копеек в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Барташевич А.В.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.