ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1385/2023 от 15.08.2023 Тулунского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тулун 15 августа 2023 г.

Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Мицкевич А.О., при секретаре Мурашовой А.П., с участием представителя административного истца Братского межрайонного природоохранного прокурора – помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Гречаник Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1385/2023 (УИД 38RS0023-01-2023-001598-38) по административному иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области», обязании устранения нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области», Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству с требованиями о признании незаконным бездействия, выразившегося в не выполнении государственного задания №1 на 2022 год, утвержденного Министерством лесного комплекса Иркутской области от 28.12.2021 на территории Тулунского лесничества; обязании обеспечить внесение изменений в государственное задание, увеличив объем мероприятий, выполнить на территории Тулунского лесничества санитарно-оздоровительные мероприятия, реконструкцию лесных дорог. В обоснование иска указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа состояния законности выявлены нарушения в деятельности областного государственного автономного учреждения «Лесхоз «Иркутской области» при исполнении государственного задания на территории Тулунского лесничества на 2022 год. Установлено, что ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в нарушение требований лесного законодательства, ненадлежащим образом выполнены мероприятия по защите, охране лесов, предусмотренные государственным заданием №1 на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденным Министерством лесного комплекса Иркутской области от 28.12.2021 (в редакции от 20.12.2022). Просил суд признать незаконным бездействие Областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области» (ИНН: 8504000413) по не выполнению государственного задания №1 на 2022 год, утвержденного Министерством лесного комплекса Иркутской области от 28.12.2021 на территории Тулунского лесничества, в части не проведения: санитарно- оздоровительных мероприятий (сплошная санитарная рубка) на площади 170га; санитарно-оздоровительных мероприятий (выборочная санитарная рубка) на площади 290,7 га; строительства лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров протяженностью 2,39 км; реконструкции лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров протяженностью 9 км. Обязать Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству (ИНН:3816029176) в срок до 01.09.2023 обеспечить внесение изменений в государственное задание для Областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области» (ИНН: 8504000413) №1 на 2023 год, утвержденное Министерством лесного комплекса Иркутской области от 29.12.2022, увеличив объем мероприятий по территории Тулунского лесничества на объем невыполненных санитарно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров подлежащих выполнению в 2022 году. Обязать Областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» (ИНН: 8504000413) в срок до 01.12.2023 выполнить на территории Тулунского лесничества санитарно-оздоровительные мероприятия (сплошная санитарная рубка) на площади 170 га; санитарно-оздоровительные мероприятия (выборочная санитарная рубка) на площади 290,7 га; строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров протяженностью 2,39 км; реконструкцию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров протяженностью 9 км.

Определением от 31.07.2023 судом прият от административного истца Братского межрайонного природоохранного прокурора отказ от административных исковых требований к административному ответчику Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству, производство в части административных исковых требований к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству – прекращено, продолжено разбирательство спора по существу административных исковых требований с участием сторон и или их представителей: административного истца - Братского межрайонного природоохранного прокурора, административного ответчика: ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», заинтересованных лиц: Министерства лесного комплекса Иркутской области, ОГАУ «Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов», Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству.

В судебном заседании представитель административного истца Братского межрайонного природоохранного прокурора – помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Гречаник Ю.А. административные требования по доводам, изложенным в иске к административному ответчику ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме, не возражала против увеличения административному ответчику срока для исполнения требований прокурора по их просьбе до 31.12.2023.

Представитель административного ответчика ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом, согласно представленным письменным пояснениям представителя ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» Попкова В.В., действующего по доверенности от 11.05.2023 №57, подтвердили невыполнение государственного задания №1 на 2022 год в полном объеме, указанном в административном исковом заявлении, просили суд установить срок для исполнения государственного задания №1 на 2022 год до 31.12.2023, рассмотреть административное дело в отсутствие их представителя.

Представитель заинтересованного лица Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом, согласно поступившему от их представителя Егоровой М.В. заявлению, просила суд настоящее административное дело рассмотреть в ее отсутствие, против удовлетворения административного иска не возражает.

Представители заинтересованных лиц: Министерства лесного комплекса Иркутской области, ОГАУ «Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом, каких-либо заявлений, ходатайств, как и возражений по административным исковым требования суду не представили.

Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного заседания, явка которых в судебное заседание не признана судом обязательной.

Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив административное исковое заявление, поступившие в суд от участников судебного разбирательства письменные пояснения, материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Статьями 42 и 58 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 09.01.1998 №1-П, лесной фонд имеет двойственную природу - как составная часть естественной экологической системы (статья 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»), и как природный ресурс (статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации), является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения) регулируются лесным законодательством, состоящим из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (статьи 3, 5 Лесного кодекса Российской Федерации).

Статьей 1 Лесного кодекса РФ к принципам лесного законодательства относится сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение охраны и защиты лесов.

Понятие леса определено ст.5 Лесного кодекса РФ, согласно которой использование, охрана и защита лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и национального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой статус.

В силу ч. 1 ст. 50.7 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия, защите от вредных организмов.

В силу п.4 ч.1, ч.3 ст.55 Лесного кодекса РФ одним из способов обеспечения санитарной безопасности в лесах является осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий.

В соответствии с ч.4 ст.60.1 Лесного кодекса РФ защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.60.2 Лесного кодекса РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

Согласно п.4 ч.1 ст.60.3 Лесного кодекса РФ, пп.«г» п.2 Правил унитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением правительства РФ от 09.12.2020 №2047, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя среди прочего предупреждение распространения вредных организмов.

Предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений (п.2 ч.1 ст.60.7 Лесного кодекса РФ).

Согласно п.6 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ осуществление на землях лесного фонда защиты, охраны лесов - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство лесного комплекса Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (пп.17 п.4 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной указом Губернатора Иркутской области от 29.12.2022 № 338-уг).

В соответствии с пп.10 п.9 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 №909-пп к функциям министерства относится осуществление на землях лесного фонда защиты, охраны лесов.

Согласно п.11 названного Положения, министерство от имени Иркутской области выступает учредителем областных государственных учреждений.

С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению защиты и охраны лесов на территории Иркутской области министерством лесного комплекса Иркутской области учреждено областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области».

11.01.2019 Распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области №36-мр утвержден Устав ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».

В соответствии с п.1.3. Устава ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства.

Согласно п.1.4. Устава Учридителем Учреждения является Иркутская область. Полномочия учредителя ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» от имени Иркутской области осуществляет министерство лесного комплекса Иркутской области.

Согласно п.2.2. Устава предметом деятельности Учреждения является обеспечение выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органа государственной власти в сфере охраны, защиты, воспроизводства лесов.

В силу п.2.3 основными целями деятельности Учреждения является выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, отводу и таксации лесосек лесных участков; организация и выполнения авиационной охраны лесов от пожаров с применением специализированных сил и технических средств; выполнение работ по обнаружению и тушению лесных пожаров; организация и функционирование региональной диспетчерской службы.

Согласно п.2.4 Устава ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» для достижения целей, установленных в Уставе, учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации и Иркутской власти порядке деятельность по охране и защите лесов, в том числе ведение санитарно-оздоровительных мероприятий (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) (пп.«в» п.2), выполнение работ, |мероприятий по противопожарному обустройству лесов а том числе: строительство, реконструкция и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров (пп.«з» п.1).

В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» учредителем с учетом вида деятельности, отнесенным уставом к основной деятельности учреждения, формируется и утверждается государственное задание.

Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.12.2021 №91-3303-мр утверждено Государственное задание ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов.

Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 20.12.2022 №91-3190-мр внесены изменения в Государственное задание ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» от 28.12.2021.

Так, в соответствии с разделом 1 государственного задания №1 («Предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, включая территорию ООПТ») (в ред. от 20.12.2022) на территории Тулунского лесничества на 2022 год запланированы мероприятия в виде строительства лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, протяженностью 2,39 км, реконструкции лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, протяженностью 44,8 км.

На основании раздела 4 («Локализация и ликвидация очагов вредных организмов») (в ред. от 20.12.2022) на территории Тулунского лесничества на 2022 год запланированы санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошной санитарной рубки лесных насаждений на площади 170 га, объемом 23 136 м3, выборочной рубки лесных насаждений на площади 290,7 га объемом 18 725 м3.

Как следует из представленной в материалы дела информации территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству от 07.06.2023 №31-130-1041/23, отчета о выполнении государственного задания №1 на 2022 год на территории Нижнеудинского лесничества ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в 2022 году не выполнены следующие мероприятия, предусмотренные государственным заданием: санитарно-оздоровительные мероприятия (сплошная санитарная рубка) на площади 170 га; санитарно-оздоровительные мероприятия (выборочная санитарная рубка) на площади 290,7 га; строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров протяженностью 2,39 км; реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров протяженностью 9 км.

В соответствии с п.4 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Финансовые средства на выполнение государственного задания №1 на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов, в том числе на выполнение вышеуказанных мероприятий, доведено до ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», в частности: выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошной санитарной рубки 23100,00 рублей, выборочной санитарной губки 18700,00 рублей, строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров 369000,00 рублей, реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров 376000,00 рублей.

Таким образом, ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» при наличии финансового обеспечения мероприятий, подлежащих выполнению в 2022 году в целях охраны и защиты лесов, допущено бездействие, выразившееся в невыполнении государственного задания на 2022 год.

Невыполнение возложенных на ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» полномочий не будет способствовать реализации гарантированных ст.42 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в понятие которой входят, в том числе лесные ресурсы.

Не проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров на территории Тулунского лесничества создает угрозу развития очагов вредных организмов на насаждениях соседних участков, а также угрозу возникновения и распространения лесных пожаров.

Доказательств принятия ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» каких-либо мер, направленных на исполнение государственного задания №1 на 2022 год, утвержденного Министерством лесного комплекса Иркутской области от 28.12.2021 на территории Тулунского лесничества, материалы дела не содержат, суду не представлено.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, принимая во внимание доказательства, представленные сторонами по делу, которыми судом установлено невыполнение административным ответчиком мероприятий, указанных в административном исковом заявлении, оценив представленные доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд находит требования административного иска законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Указанный административным истцом срок для устранения нарушений требований действующего законодательства до 31.12.2023, является разумным и достаточным с учетом характера необходимых к совершению действий, и степени защищаемого в административном исковом заявлении права, возражений по сроку устранения нарушений и доказательств их обосновывающих, административным ответчиком суду не представлено.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области», обязании устранения нарушений – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области» (ИНН: 8504000413) по не выполнению государственного задания №1 на 2022 год, утвержденного Министерством лесного комплекса Иркутской области от 28.12.2021 на территории Тулунского лесничества, в части не проведения: санитарно-оздоровительных мероприятий (сплошная санитарная рубка) на площади 170 га; санитарно-оздоровительных мероприятий (выборочная санитарная рубка) на площади 290,7 га; строительства лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров протяженностью 2,39 км; реконструкции лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров протяженностью 9 км.

Обязать Областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» (ИНН: 8504000413) в срок до 31.12.2023 выполнить на территории Тулунского лесничества санитарно-оздоровительные мероприятия (сплошная санитарная рубка) на площади 170 га; санитарно-оздоровительные мероприятия (выборочная санитарная рубка) на площади 290,7 га; строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров протяженностью 2,39 км; реконструкцию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров протяженностью 9 км.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.О. Мицкевич

Мотивированное решение суда составлено 29.08.2023

Судья А.О. Мицкевич