ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1386/19 от 09.08.2019 Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Административное дело №2а-1386/2019

УИД 36RS0003-01-2019-001842-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2019 года Левобережный районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Семеновой Т.В.

при секретаре Литвиновой И.А.

с участием административного истца Потапова А.И.

представителя административного истца по устному ходатайству Данилова А.В.

представителя административного ответчика по доверенности Баркаловой Л.В.

представителя заинтересованного лица СНТ «Кировец» председателя правления Гусевой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Потапова Алексея Ивановича к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным решение об отказе в принятии административных мер реагирования, оформленное письмом № 13155Н-17 от 27.12.2018г., возложении обязанности принять административные меры реагирования и провести проверку деятельности СНТ «Кировец» на предмет наличия или отсутствия нарушений обязательных требований законодательства, регулирующих порядок предоставления коммунальной услуги электроснабжения в соответствии с обращением от 14.12.2018г.,

У С Т А Н О В И Л :

Потапов А.И. с учетом уточненных исковых требований обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным решение об отказе в принятии административных мер реагирования, оформленное письмом № 13155Н-17 от 27.12.2018г., возложении обязанности принять административные меры реагирования и провести проверку деятельности СНТ «Кировец» на предмет наличия или отсутствия нарушений обязательных требований законодательства, регулирующих порядок предоставления коммунальной услуги электроснабжения в соответствии с обращением от 14.12.2018г.

В обоснование заявленных требований указывает, что он является собственником дома, расположенного по адресу: <адрес>. Данный дом был приобретен в собственность совместно с супругой в 2016 году с привлечением кредитных средств ПАО «Сбербанк» (ипотека). Он с супругой живут в данном доме, который является их единственным жильем.

Эксплуатацию систем поставки коммунальных ресурсов к дому, в том числе электроэнергии, осуществляет Садовое некоммерческое товарищество «Кировец».

31.10.2018 года к нему домой по указанному адресу пришли сотрудники СНТ «Кировец» с целью проверки показаний прибора учета электроэнергии. Он их допустил к прибору учета и они провели проверку показаний. После этого сотрудники СНТ «Кировец» потребовали от него подписать документ, которым он должен принять на себя обязательство вынести прибор учета электроэнергии на столб, ближайший к его участку. Он попросил пояснений о том, по какой причине необходимо вынести прибор учета электроэнергии на столб. Сотрудник СНТ «Кировец» отказались пояснять данные причины. В связи с чем он отказался подписывать документ, предусматривающий обязанность вынести прибор учета на столб до того момента, пока ему СНТ «Кировец» не подтвердит, что данная обязанность предусмотрена законом. На что сотрудник СНТ «Кировец» сказал, что в таком случае в его доме будет отключено электричество. Впоследствии, 10.12.2018 года в его доме действительно отключили электроэнергию. С личного приема, а также в результате телефонных переговоров председатель СНТ «Кировец» пояснила, что нужно было выносить прибор учета на столб сразу, когда об этом его просили, а теперь она не можете точно сказать, когда в его дом снова подадут электричество. Указанные действия со стороны СНТ «Кировец» он считает незаконными и нарушающими его права на получение электроэнергии, которая является одним из источников жизнеобеспечения.

В связи с чем, требование СНТ «Кировец» о выносе прибора учета электроэнергии на столб противоречит закону, так как, во-первых, столб не является помещением, во-вторых, не будет возможности обеспечить отсутствие сырости и влаги, так как периодически выпадают осадки, в- третьих, не будет возможности обеспечить требуемую температуру для нормальной работы прибора учета, то есть температуру не ниже 0 град. С.

В противном случае прибор учета электроэнергии может учитывать потребление электроэнергии с недопустимой погрешностью, и повлиять я на это не смогу.

В связи с указанным, угрозы СНТ «Кировец» об отключении по этой причине электричества являются незаконными и данное обстоятельство в любом случае не может быть законным основанием для отключения электроснабжения.

Таким образом, каких-либо иных оснований для отключения электроэнергии также не было.

Он со своей супругой из-за неправомерных действий (бездействия) со стороны СНТ «Кировец» оказались отключенными от систем жизнеобеспечения.

Он направил в адрес СНТ «Кировец» письмо, в котором попросил незамедлительно восстановить подачу электроэнергии в его дом. Электроснабжение восстановлено не было. Со слов председателя СНТ «Кировец» восстановление электроснабжения его дома возможно ближе к апрелю 2019 года.

Он не мог ждать так долго и, считая свои права нарушенными, обратился с жалобами в Прокуратуру Левобережного района г. Воронежа и в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области, в которых просил по указанному факту провести проверку деятельности СНТ «Кировец» и принять необходимые меры для восстановления и защиты моих нарушенных прав и законных интересов.

Прокуратурой района его жалоба была направлена в Отдел Полиции №7 г. Воронежа для принятия решения о возбуждении уголовного дела, который зарегистрировал его обращение и принял его к рассмотрению.

Государственная жилищная инспекция Воронежской области в ответ на его обращение прислала письмо № 13155Н-17 от 27.12.2018 года, в котором указало, что оснований для принятия административных мер реагирования со стороны жилищной инспекции не имеется.

Приняв указанное решение, оформленное письмом № 13155Н-17 от 27.12.2018 года, ГЖИ ВО уклонилась от осуществления возложенных на данный орган функций государственного жилищного надзора в форме проведения проверки деятельности СНТ «Кировец» в части обеспечения оказания коммунальной услуги электроснабжения.

Свое решение ГЖИ ВО обосновало ссылкой на статью 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и пункт 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Основываясь на указанных нормах права ГЖИ ВО сделала вывод о том, что положения Правил № 354 не применяются к правоотношениям, связанным с поставкой электроэнергии в садоводческие товарищества.

Указанный вывод ГЖИ ВО основан на неправильном применении норм действующего законодательства и нарушает его права.

Не согласившись с данными выводами административный истец Потапов А.И. обратился в суд с настоящим иском (т.2 л.д. 13-23).

В судебном заседании административный истец Потапов А.И. и его представитель по устному ходатайству Данилов А.В. поддержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснили, что ГЖИ ВО не предпринято никаких мер к восстановлению прав Потапова А.И., нарушенных незаконными действиями со стороны СНТ «Кировец», выразившимися в отключении электроснабжения, а также не предпринято никаких мер, направленных на пресечение незаконного бездействия со стороны СНТ «Кировец», выразившегося в непредставлении со стороны СНТ «Кировец» в адрес Потапова А.И. информации о приостановлении электроснабжения, которую СНТ «Кировец» обязано представлять в адрес потребителей.

Из жалобы Потапова А.И. нарушение указанных требований закона и прав административного истца явно следует. В соответствии с требованиями п. 3.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ГЖИ ВО имело право провести предварительную проверку по обращению Потапова А.И., однако данным правом не воспользовалось.

Оспариваемое решение ГЖИ ВО создает незаконный прецедент и препятствует реализации права Потапова А.И. на обращение в орган государственного жилищного надзора за защитой жилищных прав.

Стороной административного истца предприняты меры по примирению сторон в данном деле. Представитель административного истца неоднократно направлял представителю ГЖИ ВО проекты соглашений о примирении, по условиям которых Потапов А.И. был готов полностью отказаться от заявленных требований, при условии, что ГЖИ ВО признает факт, что Потапов А.И. имеет право обращаться в адрес ГЖИ ВО за защитой жилищных прав. Однако, ГЖИ ВО не согласилось пойти даже на такую незначительную уступку, как признать, что поступающая от Потапова А.И. информация о нарушениях обязательных требований жилищного законодательства является основанием для проведения внеплановой проверки.

Такая позиция ГЖИ ВО противоречит п. 4.2 ст. 20 ЖК РФ и, по мнению административного истца, является злоупотреблением, направленным на уклонение ГЖИ ВО от исполнения возложенной на нее государственной функции по осуществлению жилищного надзора.

Представитель административного ответчика по доверенности Баркалова Л.В. возражала против заявленных требований, поддержала представленный отзыв (т.1 л.д.140-141). При этом пояснила, что Потапов А.И. обратился в ГЖИ ВО с жалобой на действия (бездействие) СНТ «Кировец», выразившиеся в отключении заявителю электроэнергии.

Письмом от 27.12.2018 инспекция, рассмотрев обращение Потапова А.И., не нашла оснований для принятия административных мер реагирования, поскольку положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 не применяются к правоотношениям, связанным с поставкой электроэнергии в садоводческие товарищества.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права, представленного административным истцом, ему на праве долевой собственности принадлежит садовый домик, расположенным по адресу: <адрес>

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ (в вд. от 03.08.2018) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

Таким образом, законодательно установлено, что садовый дом предназначен для временного сезонного пребывания граждан.

Кроме того, данный садовый дом не является для заявителя единственно возможным местом жительства, поскольку зарегистрирован заявитель по месту жительства по другому адресу.

Положения ст. 1, 2 Правил № 354 распространяются на жилые дома, определение которого дано в ч. 2 ст. 16 ЖК РФ - Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием лаком здании.

Таким образом, поскольку Потапов А.И. является собственником садового дома, а положения Правил № 354 не регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам садовых домов, инспекция правомерно указала заявителю на отсутствие оснований для принятия мер административного реагирования со стороны жилищной инспекции.

Протокольным определением к участию в деле было привлечено в качестве заинтересованного лица СНТ «Кировец» (т.1 л.д.143-144, 146-147).

Представитель заинтересованного лица СНТ «Кировец» председатель правления Гусева Л.В. в разрешении спора полагалась на усмотрение суда, при этом не отрицала, что она действительно получала от Потапова А.И. обращение от 13.12.2018г., но ответа дано не было. В доме Потапова А.И. было отключено электроснабжение. На подстанции у них имеется общий счетчик. Они на собрании решили вынести счетчики на улицу. У них в СНТ потеря по оплате за электроэнергию на 600 тысяч рублей, которые складываются из сетевых потерь и хищения.

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 и часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям части первой ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу п.п. 8, 11 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как усматривается из материалов дела, Потапов А.И. является собственником ? доли дома, расположенного по адресу: <адрес>, который имеет назначение – жилой. Другим сособственником является его супруга ФИО9 (т.1 л.д.53-54).

13.12.2018года Потапов А.И. обратился в СНТ «Кировец» с письмом, в котором попросил незамедлительно восстановить подачу электроэнергии в его дом (т.1 л.д.46-47). Электроснабжение восстановлено не было.

Считая свои права нарушенными, Потапов А.И. 14.12.2018г. обратился с жалобами в Прокуратуру Левобережного района г. Воронежа и в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области, в которых просил по указанному факту провести проверку деятельности СНТ «Кировец» и принять необходимые меры для восстановления и защиты моих нарушенных прав и законных интересов (т.1 л.д.48-51).

Прокуратурой района его жалоба была направлена в Отдел Полиции №7 г. Воронежа для принятия решения о возбуждении уголовного дела, который зарегистрировал его обращение и принял его к рассмотрению (т.1 л.д.52).

Государственная жилищная инспекция Воронежской области в ответ на его обращение прислала письмо № 13155Н-17 от 27.12.2018 года, в котором указало, что оснований для принятия административных мер реагирования со стороны жилищной инспекции не имеется (т.1 л.д. 15-17).

Свое решение ГЖИ ВО обосновало ссылкой на статью 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и пункт 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Основываясь на указанных нормах права ГЖИ ВО сделала вывод о том, что положения Правил № 354 не применяются к правоотношениям, связанным с поставкой электроэнергии в садоводческие товарищества.

Однако, с такими выводами суд не может согласиться по следующим основаниям.

Так, согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В соответствии с п. 4 ст. 154 ЖК РФ и п. 4 Правил № 354 к коммунальным услугам относится в том числе электрическая энергия (электроснабжение).

Таким образом, Правила № 354 регламентируют порядок предоставления коммунальной услуги электроснабжения, в том числе собственникам и пользователям жилых домов, одним из которых является административный истец.

В соответствии с п. 6 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9. 10. 11 и 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Пунктом 10 Правил № 354 предусмотрено, что условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:

а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;

б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.

Статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).

Следовательно, СНТ «Кировец» является организацией, указанной в п.п. «б» п. 10 Правил № 354, которая от своего имени и в моих интересах заключило договор электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, распространяются на отношения по поставке электроэнергии в дом Потапова А.И., сложившиеся между ним и СНТ «Кировец» отношения, и являются отношениями по предоставлению ему коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная в том числе на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" задачами государственного жилищного надзора являются в том числе предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 государственный жилищный надзор осуществляется посредством:

а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;

б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;

в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Положение о государственной жилищной инспекции Воронежской области утверждено Постановлением Правительства Воронежской обл. от 09.09.2013 N 799.

Согласно пункту 1.1 указанного Положения Государственная жилищная инспекция Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.

Таким образом, ГЖИ ВО является уполномоченным органом по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением СНТ «Кировец» обязательных требований жилищного законодательства, регулирующих порядок предоставления мне коммунальной услуги электроснабжения.

При этом государственный жилищный надзор осуществляется в том числе путем организации и проведения проверок выполнения юридическими лицами обязательных требований.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 к числу обязательных требований, за исполнением которых осуществляется жилищный надзор, относятся требования по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Ограничение или приостановление оказания коммунальной услуги электроснабжения возможно только в порядке и случаях, прямо предусмотренных в разделе XI Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в связи с чем действиями СНТ «Кировец» по отключению моего дома от электроснабжения были нарушены требования вышеуказанного раздела XI Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и мои права на получение коммунальной услуги электроснабжения.

Основания для проведения внеплановых проверок указаны в ст. 10. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно п. 3 ст. 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294- ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.

Согласно п. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационноправовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения требований порядка осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе. Основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

При принятии решения, оформленного письмом № 13155Н-17 от 27.12.2018 года, Государственная жилищная инспекция Воронежской области проигнорировала вышеуказанные требования закона, не исполнила возложенную на нее функцию по осуществлению государственного жилищного надзора.

Принимая оспариваемое решение ГЖИ ВО нарушила права административного истца на защиту жилищных прав и пресечение противоправных действий (бездействия) СНТ «Кировец», а также на восстановление его права на получение в установленном порядке коммунальной услуги электроснабжения и информации, которую исполнитель коммунальной услуги обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством РФ, нарушив тем самым требование п. 3 ст. 1 ЖК РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 4. ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и разъяснениями, данными в письме Минэкономразвития России от 05.12.2018 N ОГ-Д23-11737 "О рассмотрении обращений" и письме Минэкономразвития России от 07.11.2018 N 32363-ВА/Д23и "О применении положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома" следует, что садовый домик, расположенный по адресу: г. Воронеж, Левобережный район, СНТ «Кировец», ул. 6, дом 230, является жилым домом и на него в полной мере распространяются все требования жилищного законодательства (в том числе Правила № 354).

В соответствии с п.п. «к» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.

В соответствии с п.п. «г» п. 33 Правил № 354 потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно п. 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Таким образом, административный истец имеет право не только на получение коммунальной услуги электроснабжение, но и право на получение от СНТ «Кировец» информации, предусмотренной действующим законодательством РФ, в том числе уведомлений о приостановлении электроснабжения.

В настоящем деле из обращения административного истца в адрес ГЖИ ВО однозначно следовало, что действия СНТ «Кировец» нарушают его права на пользование жилищем в том объеме, в котором позволяет это делать степень благоустройства дома (то есть с учетом возможности пользования электроэнергией), что административный истец не получал никаких претензий от СНТ «Кировец», в том числе относительно какой-либо задолженности, что нарушает его право на получение от СНТ «Кировец» в установленный законом срок информации, предоставление которой предусмотрено законодательством РФ (в том числе информации о причинах отключения электроэнергии в доме, об основаниях данного отключения и предполагаемой продолжительности отключения электроэнергии, ответ на письмо о восстановлении электроснабжения и прочее), а также его права на соблюдение установленной процедуры приостановления электроснабжения в его доме.

До настоящего времени жилищные права административного истца не восстановлены в полном объеме, процедура приостановления электроснабжения в его доме нарушена, информация, предоставление которой предусмотрено законодательством РФ, административному истцу со стороны СНТ «Кировец» в нарушение п. 33 Правил № 354 не предоставлена и административный истец по-прежнему не проинформирован СНТ «Кировец» с чем связано отключение электроснабжения в его доме.

В соответствии с Правилами № 354 административный истец праве получить данную информацию от исполнителя коммунальных услуг в сроки, указанные в данных Правилах.

В п. 117 Правил № 354 предусмотрены случаи, когда СНТ «Кировец» обязано было направить Потапову А.И. предварительное уведомление об отключении электроснабжения, а в п.п. 115, 116 Правил № 354 случаи последующего уведомления. Но в любом случае, СНТ «Кировец» должно предоставлять Потапову А.И. соответствующую информацию об отключении электроснабжения. Однако этого не сделано.

Несмотря на вышеуказанное, ГЖИ ВО уклонилось от принятие мер реагирования в отношении СНТ «Кировец» и не предприняло никаких мер для восстановления прав административного истца и пресечения незаконных действий (бездействия) со стороны СНТ «Кировец».

В соответствии с п. 4.2 ст. 20 ЖК РФ ГЖИ ВО должно было провести внеплановую проверку деятельности СНТ «Кировец» и по результатам проверки выдать предписание об устранении нарушений законодательства и моих прав.

Согласно п.п. 2 и 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав может осуществляться в административном порядке в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

При этом органом государственной власти, уполномоченным на осуществление жилищного надзора, в том числе на выполнение мероприятий, направленных на пресечение действий, нарушающих мои жилищные права, и восстановление положения, существовавшего до нарушения моего жилищного права, является Государственная жилищная инспекция Воронежской области.

Оспариваемое решение ГЖИ ВО создало незаконный прецедент, который нарушает право Потапова А.И. на защиту его жилищных прав и препятствует реализации права на обращение в ГЖИ ВО за защитой своих жилищный прав в административном порядке.

Согласно п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, оценивая имеющиеся в деле доказательства в их взаимной связи и совокупности, достаточность и достоверность доказательств, суд находит решение Государственной жилищной инспекции Воронежской области об отказе в принятии административных мер реагирования, оформленное письмом № 13155Н-17 от 27.12.2018г., незаконным.

Вместе с тем, суд не усматривает достаточных оснований для возложения обязанности на Государственную жилищную инспекцию Воронежской области принять административные меры реагирования и провести проверку деятельности СНТ «Кировец» на предмет наличия или отсутствия нарушений обязательных требований законодательства, регулирующих порядок предоставления коммунальной услуги электроснабжения в соответствии с обращением от 14.12.2018г., поскольку, решение в порядке ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» фактически не принято.

Следовательно, в целях восстановлениях прав и законных интересов административного истца суд находит необходимым Государственную жилищную инспекцию Воронежской области повторно рассмотреть заявление Потапова Алексея Ивановича от 14.12.2018 года на предмет наличия или отсутствия нарушений обязательных требований законодательства, регулирующих порядок предоставления коммунальной услуги электроснабжения со стороны СНТ «Кировец».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Уточненные требования Потапова Алексея Ивановича к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным решение об отказе в принятии административных мер реагирования, оформленное письмом № 13155Н-17 от 27.12.2018г., возложении обязанности принять административные меры реагирования и провести проверку деятельности СНТ «Кировец» на предмет наличия или отсутствия нарушений обязательных требований законодательства, регулирующих порядок предоставления коммунальной услуги электроснабжения в соответствии с обращением от 14.12.2018г., - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение об отказе в принятии административных мер реагирования, оформленное письмом № 13155Н-17 от 27.12.2018г.

В целях восстановлениях прав и законных интересов административного истца обязать Государственную жилищную инспекцию Воронежской области повторно рассмотреть заявление Потапова Алексея Ивановича от 14.12.2018 года на предмет наличия или отсутствия нарушений обязательных требований законодательства, регулирующих порядок предоставления коммунальной услуги электроснабжения со стороны СНТ «Кировец».

Потапову Алексею Ивановичу в удовлетворении остальной части требований к Государственной жилищной инспекции Воронежской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 августа 2019 года.

Судья Семенова Т.В.