Дело № 2а-1386/2021
УИД: 89RS0002-01-2021-002656-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 декабря 2021 года г. Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Когаева Г.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Моисеевой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску представителя административного истца Акционерного общества «Харп-Энерго-Газ» Новикова А.Ю. к Отделению судебных приставов по г. Лабытнанги УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу, УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскания исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа,
установил:
Представитель административного истца АО «Харп-Энерго-Газ» Новиков А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к отделению судебных приставов по г. Лабытнанги УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа.
В обоснование требований указав, что АО «Харп-Энерго-Газ» является должником в исполнительном производстве № 82804/21/89003-ИП от 04.06.2021 на основании исполнительного листа № ФС 030895237 от 27.05.2021, выданным Лабытнангским городским судом ЯНАО по итогам рассмотрения дела № 2-84/2021 по исковому заявлению прокурора Приуральского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к АО «Харп-Энерго-Газ, Ямало-Ненецкому окружному отделению Автономная некоммерческая организация содействия развитию международных связей в рамках группы Брикс «Международный альянс стратегических проектов Брикс», Администрации МО п.Харп о возложении обязанности устранить нарушения, допущенные при эксплуатации склада горюче-смазочных материалов в п.Харп. Решением Лабытнангского городского суда ЯНАО от 05.02.2021 по гражданскому делу № 2-84/2021 на АО «Харп-Энерго-Газ» возложена обязанность по устранению нарушений, допущенных при эксплуатации склада горюче-смазочных материалов в п.Харп.
27.10.2021 по исполнительному производству № 82804/21/89003-ИП судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера, согласно которому с АО «Харп-Энерго-Газ» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением должником в добровольном порядке требований исполнительного документа в срок до 22.06.2021, установленный административным ответчиком и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа в срок до 17.11.2021.
Полагают, что ранее установленный срок, как и новый срок, не основан на требованиях исполнительного документа, в котором срок исполнения отсутствует и является неразумным в части исполнимости, поскольку мероприятия выполнение которых возложено решением Лабытнангского городского суда от 05.02.2021 относятся к капитальному ремонту и их выполнение невозможно обеспечить в срок с 04.06.2021 (возбуждение исполнительного производства) до 22.06.2021 (срок установленный административным ответчиком). Установленный административным ответчиком новый срок исполнения - 17.11.2021, также неисполним в силу того, что должник является организацией с регулируемыми видами деятельности, ремонтные, инвестиционные и производственные программы которой утверждаются регулятором. Для проведения указанных в решении суда мероприятий требуется внесение их в план на 2022 год и утверждение органами исполнительной власти. Административный истец не обладает необходимыми ресурсами, лицензиями и разрешениями на выполнение работ по ремонту склада ГСМ, в связи с чем данные работы могут быть выполнены только силами подрядных организаций, привлечение которых возможно исключительно по результатам конкурентных закупочных процедур, поскольку Административный истец является субъектом естественной монополии.
В судебном заседании представитель административного истца АО «Харп-Энерго-Газ» Новиков А.Ю., поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель Отделения судебных приставов по г. Лабытнанги УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу и УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу Корсак С.В., в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях.
Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.
В силу ч.1 ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (статья 4 Федерального закона об исполнительном производстве).
Для выполнения названных задач ст. ст. 64, 68 Федерального закона об исполнительном производстве предоставляют судебному приставу-исполнителю право совершать целый ряд исполнительных действий и принимать меры принудительного исполнения требований исполнительного документа.
Судебный пристав-исполнитель, используя весь объем предоставленных ему законом полномочий и средств, должен обеспечивать исполнение судебных актов со стороны должников в порядке и в сроки, установленные законом.
Из материалов дела усматривается, что решением Лабытнангского городского суда ЯНАО от 05.02.2021 по гражданскому делу № 2-84/2021, на АО «Харп-Энерго-Газ», Администрацию МО п.Харп, Ямало-Ненецкое окружное отделение АНОСРМС в рамках группы Брикс «Международный альянс стратегических проектов Брикс» возложена обязанность по устранению нарушений действующего законодательства, допущенных при эксплуатации склада горюче-смазочных материалов в п.Харп, в частности необходимо на корпуса резервуаров нанести порядковые номера согласно технологической схеме резервуарного парка; оснастить резервуары приборами контроля и сигнализации; на резервуаре вертикальном стальном в 1 000 м3 и двух резервуарах вертикальных стальных в 2 000 м3 установить дыхательную и предохранительную арматуру с огнепреградителями; резервуарный парк оснастить средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров; на железнодорожной эстакаде слива установить датчики загазованности; автомобильную наливную станцию оборудовать установкой автоматизированного налива с управлением из пунктов управления, а также по месту ограничителями уровня налива, позволяющими автоматически прекращать налив при достижении заданного значения; установить каплесборник для сбора остатков продукта, стекающих с наливной трубы при извлечении ее из цистерны; установить сигнализаторы довзрывных концентраций согласно требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности; здание насосной станции оборудовать сигнализаторами довзрывных концентраций согласно требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности; предусмотреть при достижении горючих газов и паров нефтепродуктов 50% объема от нижнего (верхнего) концентрационного предела распространения пламени автоматическое отключение насосных агрегатов для перекачки нефтепродуктов; насосы, перекачивающие нефть и нефтепродукты, оборудовать дистанционными выключателями из операторной; установить на территории прибор, определяющий направление и скорость ветра; по границам резервуарного парка, между группами резервуаров и для подъезда к площадкам сливоналивных, обустроить проезды, как минимум, с проезжей частью шириной 3,5 м и покрытием переходного типа; обеспечить исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, электрической пожарной сигнализации); организовать проведение проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, электрической пожарной сигнализации) в соответствии с инструкциями на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами; оборудовать наружную технологическую установку (сливо-наливная эстакада), удаленную на расстоянии более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения, пожарными щитами; обеспечить наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны; на двери помещения топливно-насосной указать соответствующую категорию по взрывопожарной и пожарной опасности; обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты склада горюче-смазочных материалов, топливно-насосной, сливо-наливной эстакады (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в топливно-насосной, электрической пожарной сигнализации).
На основании вышеназванного решения суда 27.05.2021 был выдан исполнительный лист № ФС 030895237, 04.06.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Лабытнанги УФССП России по ЯНАО Костриковой Н.С. возбуждено исполнительное производство № 82804/21/89003-ИП в отношении должника АО «Харп-Энерго-Газ».
В п. 2 постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № 82804/21/89003-ИП от 04.06.2021 установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
15.06.2021 постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № 82804/21/89003-ИП от 04.06.2021 было получено должником.
27.10.2021 по исполнительному производству № 82804/21/89003-ИП судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Лабытнанги УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу Костриковой Н.С., было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 рублей и установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 17.11.2021.
Статьей 112 Федерального закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 1).
В соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Федерального закона об исполнительном производстве, срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона).
Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора. При этом оценка извещения должника об исполнительных действиях не должна носить формальный характер, иное может привести к злоупотреблениям как со стороны недобросовестного должника, так и со стороны государственного органа, осуществляющего исполнительные действия.
Статья 112 Федерального закона об исполнительном производстве связывает взыскание исполнительского сбора с истечением срока, в который должник был вправе исполнить добровольно, но не исполнил требования исполнительного документа. Данный срок в силу ст. 30 названного закона исчисляется с момента получения должником постановления судебного пристава-исполнителя и завершается по прошествии пяти дней.
Лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить (ч. 1 ст. 24 Федерального закона об исполнительном производстве).
Частью 1 ст. 27 названного закона установлено, что повестка, иное извещение, адресованные гражданину, вручаются ему лично под расписку на подлежащем возврату в подразделение судебных приставов уведомлении о вручении.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что постановление о возбуждении исполнительного производства было получено должником 15.06.2021 (письмо АО «Харп-Энерго-Газ» от 18.06.2021 № 946), что свидетельствует о надлежащим извещении должника АО «Харп-Энерго-Газ».
Таким образом, в материалах административного дела отсутствуют доказательства, исключающие вину должника АО «Харп-Энерго-Газ» в неисполнении в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе.
Частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина, десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации — пятидесяти тысяч рублей.
Должник не исполнил требования исполнительного документа, в срок установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения и не представил доказательств, подтверждающих невозможность исполнения данного исполнительного документа вследствие каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, а также не предвиденных препятствий находящихся вне контроля заявителя и свидетельствующего об отсутствии его вины.
При таких обстоятельствах, считаю необходимым отказать в удовлетворении административного иска о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от 27.10.2021 с должника АО «Харп-Энерго-Газ» в размере 50 000 руб.
Рассматривая требование административного истца о признании незаконным установления нового срока исполнения, суд приходит к следующему.
Как указывалось выше, 27.10.2021 по исполнительному производству № 82804/21/89003-ИП судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Лабытнанги УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу Костриковой Н.С., было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 рублей и установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 17.11.2021.
Положения частей 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, закрепляющие правила об устанавливаемом судебным приставом-исполнителем сроке для добровольного исполнения должником содержащегося в исполнительном документе требования, вопреки доводам административного истца, не наделяют судебного пристава-исполнителя возможностью произвольного установления или изменения данного срока в противоречии с законом, на что обращается внимание и в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (пункт 22). Составляющие элемент механизма обеспечения обязательности исполнения судебных постановлений и предоставляющие должнику возможность исполнить требование исполнительного документа без применения к нему мер принуждения, указанные законоположения тем самым не могут расцениваться как нарушающие права должника в обозначенном в административном иске аспекте.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Неустановление же данного срока судом, как это имело место в рассматриваемом случае, не лишает взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя в случае неясности порядка - включая сроки - исполнения исполнительного документа возможности обратиться в суд за соответствующим разъяснением на основании ст. 433 ГПК РФ, положения которой выступают в качестве дополнительной гарантии защиты прав участников исполнительного производства.
Более того, в соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Из анализа вышеуказанных норм закона следует, что действующее законодательства не наделяет судебного пристава-исполнителя возможностью произвольного установления срока исполнения требований исполнительного документа, срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Однако должник не лишён права, для обращения в суд с заявлением, на основании ст.ст. 433 и 203 ГПК РФ о разъяснении решения суда, либо отсрочке или рассрочке исполнение решения суда.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных АО «Харп-Энерго-Газ» требований о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскания исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа, вынесенных в рамках исполнительного производства № 82804/21/89003-ИП от 04.06.2021.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск представителя административного истца Акционерного общества «Харп-Энерго-Газ» Новикова А.Ю. к Отделению судебных приставов по г. Лабытнанги УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу, УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскания исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья...
...
...
...
...