КОПИЯ
63RS0№-63
Дело № 2а-1387/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.о. Самара 24 мая 2019 года
Волжский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Тимагина Е.А., при секретаре Жарковой И.А., с участием представителя административного истца Танеевой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Елисеевой Т. Н. к Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Елисеева Т.Н. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения администрации муниципального района и обязании устранить допущенные нарушения, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства – садового дома, находящегося на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 861 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>, приобретенным ей в собственность на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Однако ей было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуально жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Административный ответчик в своем уведомлении в качестве причины несоответствия указал, что земельные участок, на котором планируется строительство жилого дома, расположен вне границ населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения Воскресенка. Кроме того, в соответствии с Правилами застройки и землепользования сельского поселения Воскресенка муниципального района <адрес> земельный участок располагается в границах территориальной зоны Сх4-1 (максимальна высота зданий, строений – 0 м). С указанным решением административного ответчика она не согласна, считает его незаконным, необоснованным, нарушающим ее имущественные права, как собственника земельного участка на использование его по целевому назначению. Просит признать незаконным решение Администрации муниципального района <адрес> о недопустимости размещения садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, содержащемся в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участкеот ДД.ММ.ГГГГ№. Обязать Администрацию муниципального района <адрес> устранить допущенные нарушения ее прав и законных интересов путем рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ за №.
В судебном заседании представитель административного истца Танеева Л.В. заявленные требования поддержала по указанным в административном иске, с учетом дополнений, основаниям.
Административный ответчик о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, представил письменный отзыв, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд считал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав сторону, изучив материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину право оспорить в суде решения органа местного самоуправления, действия (бездействие), если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений органа местного самоуправления, его действия (бездействие) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено, что 30.03.2018г. Елисеева Т.Н. приобрела у Степановой Г.Н. по договору купли-продажи земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства, площадью 861 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. Переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: под садоводство. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
28.12.2018г. Елисеева Т.Н. обратилась к Главе сельского поселения Воскресенка муниципального района <адрес> с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства: садового дома, количество наземных этажей – 2, высота – 8,35 м, сведения о минимальных отступах от границ земельного участка: от северной границы – 34,40 м; от западной границы – 7,00 м; от южной границы – 3,8 м; от восточной границы – 3 м, площадь застройки – 82 кв.м.
Администрацией муниципального района <адрес> в адрес Елисеевой Т.Н. направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуально жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 22.01.2019№г.
Административный ответчик в своем уведомлении в качестве причин несоответствия указал, что в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Воскресенка муниципального района <адрес>, утвержденным Собранием представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок с кадастровым номером № расположен вне границ населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения Воскресенка.
Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района <адрес>, утвержденным Собранием представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участокрасположен в границах территориальной зоны Сх 4-1 «Подзона садоводства №».
Так, строительство (реконструкция) объекта ИЖС или садового дома с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется застройщиком в уведомительном порядке, предусмотренном ст. 51.1 ГрК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Застройщик должен подать в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве), которое содержит необходимые сведения, и приложить к нему определенные документы (ч.ч. 1, 3 ст. 51.1 ГрК РФ). По результатам рассмотрения такого уведомления уполномоченный орган направляет застройщику один из следующих документов (ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ):
1) уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке. Получение застройщиком этого уведомления считается согласованием строительства или реконструкции объекта ИЖС ( садового дома ) и дает право застройщику осуществлять их строительство (реконструкцию) согласно параметрам, указанным в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком уведомления о планируемом строительстве (ч. 13 ст. 51.1 ГрК РФ);
2) уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке. Случаи, когда такое уведомление может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, а требования к содержанию такого уведомления установлены в ч. 11 ст. 51.1 ГрК РФ.
В силу п.1 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Согласно положениям ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (пункт 1).
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2).
В силу п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования на основании абз. 2 п. 3 ст. 85 ЗК РФ определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абз. 2 п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
На основании абз. 6 п. 4 ст. 85 ЗК РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Из положений ст. 83 ЗК РФ следует, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Земли сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 77 ЗК РФ находятся за пределами населенных пунктов, предназначены для нужд сельского хозяйства и предоставляется в первую очередь именно для этого. В ее состав входят сельхозугодья и участки, выделенные: под защитные лесополосы; водные объекты, в том числе и искусственные; сооружения и здания для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции и другие цели.
В соответствии со ст. 78 ЗК РФ целенаправленное индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) на землях сельскохозяйственного назначения не допускается.
В соответствии с действующим земельным и градостроительным законодательством дома на дачных (садовых) участках разрешается строить на земельных наделах, отнесенных к землям поселений.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
На основании п. 20 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районовотносятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных ГрК РФ.
В соответствии со ст. 2 ГрК РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Решением Собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Генеральный план сельского поселения Воскресенка муниципального района <адрес>.
Решением Собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района <адрес>.
Данные акты представляют собой документы территориального планирования муниципального образования (статья 18 ГрК РФ) и в силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ являются обязательными, в частности для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Исходя из указанных документов территориального планирования, земельный участок с кадастровым номером № принадлежащий Елисеевой Т.Н., расположен вне границ населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения Воскресенка.
Кроме того, земельный участок входит в территориальную зону Сх4-1, для которой установлен параметр «Максимальная высота зданий, строений и сооружений – 0 м».
Являясь действующими нормативными правовыми актами, Генеральный план и Правила землепользования и застройки являются обязательными для соблюдения, в том числе органом местного самоуправления, что свидетельствует о том, что оспариваемое уведомление, выданное административному истцу в соответствии с указанными документами территориального планирования, является законным и обоснованным.
Доводы административного истца о том, что возведение на земельном участке садового дома было произведено предыдущим собственником в 2012 г., а административный истец лишь завершает строительство, при этом документы территориального планирования утверждены только в 2013 г., следовательно, земельный участок может использоваться без приведения его в соответствие с градостроительным регламентом, судом отклоняются.
Ранее действовавшим законодательством устанавливался разрешительный порядок возведения на земельных участках объектов ИЖС и садовых домом. Вместе с тем разрешение на строительство дома прежним собственником земельного участка не было получено, что подтверждено представителем административного истца в ходе судебного разбирательства. Таким образом, возводимый Елисеевой Т.Н. садовый дом имеет все признаки самовольной постройки.
Кроме того, в нарушение положений ст. 62 КАС РФ стороной административного истца не представлено суду доказательств, что до утверждения Правил землепользования и застройки сельского поселения на указанных землях сельскохозяйственного значения, к категории, которой относится земельный участок Елисеевой Т.Н., допускалось возведение садовых домов.
Судом принимается во внимание и то обстоятельство, что с требованиями об оспаривании указанных Правил в части установления зоны Сх4-1 в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка и исключении указанного участка из данной зоны Елисеева Т.Н. не обращалась.
Исходя из установленных обстоятельств, с учетом приведенных норм законодательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Елисеевой Т. Н. к Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным решения, содержащегося в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№г. и об обязании устранить допущенные нарушения путем рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ за № в полном объеме отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме через Волжский районный суд <адрес>.
Судья: (подпись) Е.А. Тимагин
Решение суда составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: (подпись) Е.А. Тимагин
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи _______________________________ Наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции _________________________________И.А.Жаркова (Инициалы, фамилия) "___" ______________ 20___ г. |