ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1387/2021 от 09.06.2021 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-1387/2021, 51RS0002-01-2021-002213-16

Решение в окончательной форме составлено 9 июня 2021г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2021 года г. Мурманск

Первомайский районный суд г. Мурманска в составе председательствующего судьи Дурягиной М.С.,

при секретаре Литвиненко М.Н.,

с участием представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии *** – Лойк Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца Матекина Г.В., действующего в интересах Димова Г.И., о признании незаконными приказов Министерства природных ресурсов и экологии *** об утверждении отрицательного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов №*** от ***, устранении нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель Матекин Г.В. обратился в Первомайский районный суд города Мурманска в интересах административного истца Димова Г.И. с названными требованиями. В обоснование заявленных требований указано, что Димов Г.И. на основании договора аренды лесного участка от ***№***, заключенного с ним Комитетом по лесному хозяйству *** на 49 лет владеет лесным участком, площадью ***, расположенным по адресу: ***.

Кроме того, Димов Г.И. на основании договора аренды лесного участка от ***№***, заключенного с ним Комитетом по лесному хозяйству ***, сроком до ***, владеет лесным участком, площадью ***, расположенным по адресу: ***

Приказами Министерства природных ресурсов и экологии *** от ***№*** соответственно утверждены отрицательные заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов указанных лесных участков. Полагая данные заключения незаконными, просит признать незаконными приказы Министерства природных ресурсов и экологии ***№*** от *** «Об утверждении отрицательного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов» и обязать Министерство природных ресурсов и экологии *** устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца Димова Г.И. путем утверждения положительного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду для осуществления рекреационной деятельности Димову Г.И. в ***.

В судебное заседание административный истец Димов Г.И. и его представитель Матекин Г.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежаще.

В предыдущем судебном заседании представитель административного истца Матекин Г.В. поддержал административные исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии *** Лойк Н.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам и основаниям, изложенных в письменных возражениях.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в связи со следующим.

Частью 1 ст.3 Лесного кодекса РФ установлено, что лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).

Согласно ст. 12 Лесного кодека РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч.1).

Статьей 111 Лесного кодекса РФ установлено, что к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ч.1).

Выделяются следующие категории защитных лесов:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (ч.2).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 114 Лесного кодекса РФ к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся в том числе леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды).

Частью 4 указанной статьи установлено, что в лесах, расположенных в зеленых зонах, запрещаются:

1) виды деятельности, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 части 2 настоящей статьи (использование токсичных химических препаратов; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; разведка и добыча полезных ископаемых);

2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства;

3) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.

Согласно части 8 статьи 11 Лесного кодекса РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 3 статьи 114 Лесного кодекса РФ установлено, что в целях охраны лесов, расположенных в лесопарковых зонах, допускается возведение ограждений на землях, на которых располагаются такие леса.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодека РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 88 Лесного кодека РФ).

В силу ч.ч. 1,2 ст. 89 Лесного кодека РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

Порядок проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов установлен приказами Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) и от 15.02.2018 N 57 «Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда» (далее Административный регламент).

Пунктом 3 Порядка государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496, определено, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 7.1 Порядка государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496 (далее Порядок) экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В рамках Экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее:

- соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов;

- соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию;

- правильность заполнения табличных форм;

- наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления;

- правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств (терминологическая экспертиза), соответствие текста правилам русского языка.

Проверка оформления проекта освоения лесов проводится в течение первых 5 рабочих дней срока Экспертизы.

Согласно пункту 7.2 указанного Порядка при выявлении в ходе Экспертизы замечаний по оформлению проекта освоения лесов он возвращается лесопользователю для устранения замечаний в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о возврате. Срок устранения замечаний составляет 5 рабочих дней. В проекте освоения лесов делается отметка о его возвращении для устранения замечаний и отметка о принятии на повторное рассмотрение.

Согласно пункту 8 указанного Порядка лесопользователь вправе отозвать проект освоения лесов в любое время до утверждения заключения Экспертизы, обратившись в органы государственной власти или органы местного самоуправления с письменным заявлением об отзыве.

Результат Экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным (п. 9 Порядка).

Согласно п. 10 Порядка положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

В соответствии с пунктом 12 указанного Порядка повторная Экспертиза осуществляется экспертной комиссией в течение не более чем 10 рабочих дней со дня поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проекта освоения лесов доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении Экспертизы.

Пунктом 13 Порядка установлено, что срок действия положительного заключения Экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

Таким образом повторная оценка законности проекта освоения лесов возможна на основании пункта 12 указанного Порядка, только после поступления проекта освоения лесов, доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении экспертизы, в срок не превышающий 10 дней со дня поступления доработанного проекта.

Указанным порядком возможность проведения повторной экспертизы проекта освоения лесов при наличии положительного заключения не предусмотрена.

В соответствии с ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочия в области лесных отношений, в частности предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (п.1), а так же разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов (п.9) являются отдельными полномочиями, переданными Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.18 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 18.04.2013 № 196-ПП, Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области предоставляет государственную услугу по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.

Согласно пункту 1.1 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденного Приказом Минприроды России от 15.02.2018 N 57, Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда (далее - Административный регламент), устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений (далее - уполномоченный орган) при предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.

На основании п.п. 2.1, 2.2 Административного регламента предоставление государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляется уполномоченными органами, указанными в приложении 1 к Административному регламенту, а именно: Министерством природных ресурсов Мурманской области.

Результатом предоставления государственной услуги является заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденное органами государственной власти в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным (п. 2.3 Административного регламента).

Как указано в п. 3.1 Административного регламента при предоставлении государственной услуги осуществляются следующие административные процедуры:

- прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда;

- рассмотрение заявления о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда;

- проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, подготовка положительного либо отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда;

- утверждение и выдача заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.

В соответствии с пунктом 3.18 указанного Административного регламента основанием для начала административной процедуры государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, является передача Ответственным за предоставление государственной услуги представленных документов членам экспертной комиссии (далее - эксперты).

Работу экспертной комиссии организует, обеспечивает и возглавляет Ответственный за предоставление государственной услуги, который, в том числе, информирует экспертов о порядке и сроках проведения экспертизы, о вопросах, подлежащих ее рассмотрению, о месте, времени и повестке дня очередных заседаний, о порядке подготовки и утверждения экспертного заключения комиссии. Заседания экспертной комиссии проводятся для рассмотрения вопросов, возникающих при проведении экспертизы, и обмена мнениями между экспертами. Заседания экспертной комиссии оформляются протоколом за подписью Ответственного за предоставление государственной услуги и присутствующих экспертов (пункт 3.19 Административного регламента).

При выявлении в ходе государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, замечаний по оформлению проекта освоения лесов он возвращается заявителю для устранения замечаний в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о возврате. Срок устранения замечаний составляет пять рабочих дней. В проекте освоения лесов делается отметка о его возвращении для устранения замечаний и отметка о принятии на повторное рассмотрение (п.3.20 Административного регламента).

Согласно пункту 3.23 Административного регламента при проведении государственной экспертизы экспертная комиссия рассматривает соответствие предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, требованиям, предъявляемым к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, и порядку его разработки, а также законодательству Российской Федерации.

Пунктом 3.24 Административного регламента предусмотрено, что результаты государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда (далее - государственная экспертиза), оформляются в виде заключения, которое может быть положительным или отрицательным. Критериями принятия решения о подготовке проекта положительного или отрицательного заключения экспертизы являются его оценка экспертами, выводы относительно возможности или невозможности реализации предусмотренных проектом мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в связи с их соответствием или несоответствием установленным целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Пунктом 3.26 Административного регламента предусмотрено, что положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, содержит выводы: - о соответствии предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

- о соответствии предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов требованиям, предъявляемым к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений, законодательству Российской Федерации.

Заключение может содержать рекомендации, не влияющие на результат государственной экспертизы.

Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, содержит выводы:

- о несоответствии предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

- о несоответствии требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений;

- о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством экспертов, утверждается правовым актом уполномоченного органа.

Правовой акт об утверждении заключения государственной экспертизы после визирования должностными лицами передается на подпись руководителю уполномоченного органа (лицу, исполняющему его обязанности) с приложением следующих документов:

- особых мнений членов комиссии (при наличии);

- протоколов заседаний комиссии (при наличии);

- подлинника заключения государственной экспертизы.

Руководитель уполномоченного органа (лицо, исполняющее его обязанности) имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии в случае нарушения процедуры проведения государственной экспертизы.

После утверждения заключения государственной экспертизы руководителем уполномоченного органа (лицом, исполняющим его обязанности) должностное лицо уполномоченного органа в день получения правового акта осуществляет его регистрацию путем проставления даты и номера, фиксирует в системе электронного документооборота и передает копию правового акта Ответственному за предоставление государственной услуги.

Заключение государственной экспертизы в течение пяти дней после его утверждения направляется заявителю.

Срок действия положительного заключения государственной экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.

В случае отрицательного заключения государственной экспертизы заявитель вправе представить проект освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, на повторную государственную экспертизу при условии его доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в заключении.

Повторная государственная экспертиза осуществляется экспертной комиссией в течение не более чем десять рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении государственной экспертизы.

Пунктом 3.27 Административного регламента предусмотрено, что результатом исполнения административной процедуры является передача лично заявителю либо уполномоченному представителю заявителя (или направление заявителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения) копии указанного правового акта и экземпляра проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, или дополнений и (или) изменений в него.

Таким образом указанным Административным регламентом установлены сроки и четкая последовательность административных действий органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений (далее - уполномоченный орган) при предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.

Предметом оценки экспертной комиссией в ходе предоставления рассматриваемой государственной услуги является представленный на экспертизу проект освоения лесного участка.

При этом возможность повторной оценки проекта освоения лесного участка предусмотрена, только в случае поступления в уполномоченный орган проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении государственной экспертизы, и в течение не более чем десять рабочих дней со дня поступления доработанного проекта.

Полномочия Министерства для повторной оценки проекта освоения лесного участка в случае первоначального положительного заключения, по истечении длительного срока, указанным регламентом не предусмотрены.

Результатом исполнения административной процедуры является правовой акт об утверждении заключения государственной экспертизы, подписанный руководителем уполномоченного органа- Министерства.

Пунктом 4,1 4.2 Административного регламента полномочия по контролю за полнотой и качеством предоставления должностными лицами уполномоченного органа государственной услуги, осуществляемых в форме проверок и рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа, предоставлены руководителю уполномоченного органа – Министру.

Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 утвержден состава проекта освоения лесов и порядок его разработки. Пунктом 30 данного приказа установлено, что проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, лесной участок, площадью *** Расположенный по адресу: ***, являющийся частью земельного участка (земель лесного фонда) с кадастровым номером ***, целевое назначение лесного участка: защитные леса-лесопарковые леса, зеленая зона, вид использования участка: осуществление рекреационной деятельности, передан в пользование Димову Г.И. на 49 лет с *** на основании договора аренды №*** от ***, заключенному между Комитетом по лесному хозяйству *** и Димовым Г.И. для осуществления рекреационной деятельности.

На основании заявления Димова Г.И. проведена государственная экспертиза предоставленного проекта освоения указанного выше лесного участка.

По результатам государственной экспертизы экспертной комиссией Комитета по лесному хозяйству *** составлено заключение проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду для осуществления рекреационной деятельности Димову Г.И., согласно которому предоставленный проект по объему и содержанию соответствует требованиям законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов лесного и природоохранного законодательств. Представленный проект может служить основой для осуществления рекреационной деятельности. При размещении и эксплуатации влияние объекта на окружающую среду находится в заведомо допустимых пределах. В дополнительных экспертных оценках нет необходимости. Комиссия считает возможным утвердить положительное заключение по предоставленному проекту освоения лесов. Срок действия заключения экспертизы до *** – на срок действия проекта освоения лесов.

Приказом Комитета по лесному хозяйству *** от ***№*** утверждено положительное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесного участка площадью ***, переданного в аренду Димову Г.И. для осуществления рекреационной деятельности. Срок действия заключения государственной экспертизы до ***.

До истечения срока действия выданного в *** году положительного заключения, а именно *** в целях получения государственной услуги по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов указанного лесного участка площадью ***, Димов Г.И. вновь обратился с заявлением в Министерство природных ресурсов и экологии ***, предоставив на утверждение новый проект освоения указанного выше лесного участка.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии *** от ***№*** утверждено отрицательное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Комиссией в заключении отмечены замечания: в перечне существующих объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указано «ограждение», что противоречит ч.8 ст. 11 ЛК РФ; в таблице 12 «Характеристика территории лесного участка по классам пожарной опасности» неверно указана площадь арендуемого участка; таблица 14 «Обоснование характеристики видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка)» не соответствует приказу Минприроды России от 28.03.2014 №161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов».

После устранения замечаний Димов Г.И. вновь направил на утверждение в Министерство природных ресурсов и экологии *** проект освоения лесов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии *** от ***№*** вновь утверждено отрицательное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов.

В заключении комиссией указаны замечания: в перечне существующих объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указано «ограждение», что противоречит ч.8 ст. 11 ЛК РФ.

После доработки, Димов Г.И. вновь направил на утверждение в Министерство природных ресурсов и экологии *** проект освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесном участке, площадью ***.

Заявление Димова Г.И. зарегистрировано *** за №***.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии *** от *** за №*** утверждено отрицательное заключение комиссией по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов. В заключении комиссией отмечены замечания о том, что ссылка на ст.105 ЛК РФ (раздел 4 проекта) недопустима, так как указанная статья утратила свое действие с 01.07.2019, а также, со ссылкой на лесное законодательство указано на недопустимость арендаторам, которым предоставлены лесные участки, препятствовать доступу граждан на лесные участки.

После доработки проекта освоения лесов, Димов Г.И. вновь обратился в Министерство природных ресурсов и экологии *** с заявлением от ***, зарегистрированным за №***.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии *** от ***№*** вновь утверждено отрицательное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов.

После доработки проекта *** Димов Г.И. вновь обратился с заявлением об утверждении проекта освоения лесов. Заявление зарегистрировано в Министерстве *** за №***. Письмом от *** Министерство природных ресурсов и экологии *** отказало в рассмотрении проекта освоения лесов на основании п.2.14 Административного регламента, утвержденного приказом от ***№***, поскольку представлен документ с нарушением требований пункта 2.7 регламента – в заявлении отсутствует ИНН.

Устранив нарушение, Димов Г.И. вновь обратился в Министерство природных ресурсов и экологии *** с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, которое зарегистрировано в Министерстве природных *** за №***.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии *** от ***№*** утверждено отрицательное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов.

В заключении комиссии указаны следующие замечания: на странице 10 в таблице 10, на странице 22 в таблице 34, на странице 22,23 в таблице без номера, на странице 30 в приложении 7, наименования указанных существующих объектов «временное сооружение для хранения техники и инвентаря» и «ограждение» не соответствуют Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 года №849-р, для рекреационного использования в лесах, расположенных в зеленых зонах.

На странице 11 по тексту указана утратившая силу ст. 105 ЛК РФ. Лесной участок Димова Г.И. относится к лесам, расположенным в зеленых зонах, а не лесопарковых зонах как указано по тексту. Размещение ограждений в лесах, расположенных в зеленых зонах, не допускается.

Существующий на лесном участке объект «ограждение» является нарушением п.8 ст.11 ЛК РФ – лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти участки.

Заседания экспертной комиссии оформлено протоколом от *** за подписью всех членов комиссии.

По результатам проведенного заседания комиссией принято решение утвердить отрицательное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Результаты проведения государственной экспертизы проекта освоения лесного участка оформлены в виде отрицательного заключения проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду для осуществления рекреационной деятельности Димову Г.И.

По результатам экспертизы издан правовой акт – приказ от ***№*** об утверждении отрицательного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду Димову Г.И. в ***

Кроме того в судебном заседании установлено, что лесной участок, площадью ***, расположенный по адресу: ***, являющийся частью земельного участка (земель лесного фонда) с кадастровым номером ***, целевое назначение лесного участка защитные леса, категория защитности – леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов-зеленые зоны лесопарки, вид использования участка: осуществление рекреационной деятельности, передан в пользование Димову Г.И. на срок с *** на основании договора аренды №*** от ***, заключенному между Комитетом по лесному хозяйству *** и гражданином Димовым Г.И. для осуществления рекреационной деятельности.

Дополнительным соглашением №*** к договору аренды лесного участка №*** от *** от ***, заключенному между Комитетом по лесному хозяйству *** и Димовым Г.И., на основании решения от ***№*** Комитета по лесному хозяйству *** внесены изменения в договор аренды лесного участка №*** от ***, согласно которым в аренду Димову Г.И. передан лесной участок, площадью *** расположенный в ***, являющийся частью земельного участка земель лесного фонда с кадастровым номером ***, целевое назначение лесов: защитные леса, категория защитности – леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: зеленые зоны, лесопарки, вид использования участка: осуществление рекреационной деятельности. Срок действия договора установлен на 49 лет с ***

На основании заявления Димова Г.И. проведена государственная экспертиза предоставленного проекта освоения указанного выше лесного участка.

По результатам государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду для осуществления рекреационной деятельности Димову Г.И., экспертной комиссией Комитета по лесному хозяйству *** составлено заключение, согласно которому предоставленный проект по объему и содержанию соответствует требованиям законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов лесного и природоохранного законодательств. Представленный проект может служить основой для осуществления рекреационной деятельности. При размещении и эксплуатации влияние объекта на окружающую среду находится в заведомо допустимых пределах. Рекреационная нагрузка соответствует нормативам, установленным Лесным планам ***. В дополнительных экспертных оценках нет необходимости. Комиссия считает возможным утвердить положительное заключение по предоставленному проекту освоения лесов. Срок действия заключения экспертизы до *** – на срок действия проекта освоения лесов.

Приказом Комитета по лесному хозяйству *** от ***№*** утверждено положительное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесного участка площадью ***, переданного в аренду Димову Г.И. для осуществления рекреационной деятельности. Срок действия заключения государственной экспертизы до ***.

До истечения срока действия выданного в *** году положительного заключения, а именно ***., в целях получения государственной услуги по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов указанного лесного участка площадью *** Димов Г.И. вновь обратился с заявлением в Министерство природных ресурсов и экологии ***, предоставив на утверждение новый проект освоения указанного выше лесного участка.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии *** от ***№*** утверждено отрицательное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Комиссией в заключении отмечены замечания: в перечне существующих объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указано «ограждение», что противоречит ч.8 ст. 11 Лесного кодекса РФ; в таблице 12 «Характеристика территории лесного участка по классам пожарной опасности» неверно указана площадь арендуемого участка; таблица 14 «Обоснование характеристики видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка)» не соответствует приказу Минприроды России от 28.03.2014 №161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов».

После устранения замечаний *** Димов Г.И. вновь направил на утверждение в Министерство природных ресурсов и экологии *** проект освоения лесов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии *** от ***№*** вновь утверждено отрицательное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов.

В заключении комиссией указаны замечания о том, что в перечне существующих объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указано «ограждение», что противоречит ч.8 ст. 11 Лесного кодекса РФ. Данные, указанные в таблицах №№10 и 34 проекта освоения лесов, не соответствуют приложению №8.

Заявлением от *** Димов Г.И. вновь обратился в Министерство природных ресурсов и экологии ***, в котором просил провести повторную экспертизу предоставленного проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесном участке, площадью ***.

Заявление Димова Г.И. зарегистрировано *** за №***.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии *** от *** за №*** утверждено отрицательное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов. В заключении комиссией отмечены замечания о том, что ссылка на ст.105 ЛК РФ (раздел 4 проекта) недопустима, так как указанная статья утратила свое действие с ***, а также, со ссылкой на лесное законодательство указано на недопустимость арендаторам, которым предоставлены лесные участки, препятствовать доступу граждан на лесные участки.

После доработки проекта освоения лесов, Димов Г.И. вновь обратился в Министерство природных ресурсов и экологии *** с заявлением от ***, зарегистрированным за №***.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии *** от ***№*** вновь утверждено отрицательное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов.

В заключении комиссии отмечены замечания к проекту: на странице 9-10 в таблице 8, на странице 10-11 в таблице 10, на странице 22 в таблице 34 указан период проведения мероприятий за пределами действия проекта освоения лесов, период следует ограничить периодом действия проекта освоения лесов; на странице 10 в таблице 10, на странице 22 в таблице 34, на странице 22,23 в таблице без номера, на странице 30 в приложении 7 наименования указанных существующих объектов «теплица», «ограждение», «сторожка», «баня», «насосная», «пруд», «деревянный настил», «тропиночная сеть» не соответствуют перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 №849-р, для рекреационного использования в лесах, расположенных в зеленых зонах; на странице 11 по тексту указана утратившая силу ст. 105 Лесного кодекса РФ, лесной участок Димова Г.И. относится к лесам, расположенным в зеленых зонах, а не лесопарковых зонах как указано по тексту; размещение ограждений в лесах, расположенных в зеленых зонах, не допускается; существующий на лесном участке объект «ограждение» является нарушением п.8 ст.11 Лесного кодекса РФ – лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки; на странице 22,23 таблица не имеет номера.

После доработки проекта *** Димов Г.И. вновь обратился с заявлением об утверждении проекта освоения лесов. Заявление зарегистрировано в Министерстве *** за №***. Письмом от *** Министерство природных ресурсов и экологии *** отказало в рассмотрении проекта освоения лесов на основании п.2.14 Административного регламента, утвержденного приказом от ***№***, поскольку представлен документ с нарушением требований пункта 2.7 регламента – в заявлении отсутствует ИНН.

Устранив нарушение, Димов Г.И. вновь обратился в Министерство природных ресурсов и экологии *** с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, которое зарегистрировано в Министерстве природных *** за №***.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии *** от ***№*** утверждено отрицательное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов.

В заключении комиссии указаны следующие замечания: на странице 10 в таблице 10, на странице 22 в таблице 34, на странице 22,23 в таблице без номера, на странице 30 в приложении 7, наименования указанных существующих объектов «теплица», «ограждение», «сторожка», «баня», «насосная», «пруд(11 шт.)», «деревянный настил», «тропиночная сеть» не соответствуют Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 №849-р, для рекреационного использования в лесах, расположенных в зеленых зонах.

На странице 11 по тексту указана утратившая силу ст. 105 Лесного кодекса РФ. Лесной участок Димова Г.И. относится к лесам, расположенным в зеленых зонах, а не лесопарковым зонам как указано по тексту. Размещение ограждений в лесах, расположенных в зеленых зонах, не допускается.

Существующий на лесном участке объект «ограждение» является нарушением п.8 ст.11 ЛК РФ – лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти участки.

Заседания экспертной комиссии оформлено протоколом от *** за подписью всех членов комиссии.

По результатам проведенного заседания комиссией принято решение утвердить отрицательное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Результаты проведения государственной экспертизы проекта освоения лесного участка оформлены в виде отрицательного заключения проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду для осуществления рекреационной деятельности Димову Г.И.

По результатам экспертизы издан правовой акт – приказ от ***№*** об утверждении отрицательного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду Димову Г.И. в ***

К заявлениям от *** Димовым Г.И. было приложено письмо Комитета по лесному хозяйству *** от ***№***, из которого следует, что, проведенной ГОУ «***», проверкой участка, примыкающего к участку, арендованному Димовым Г.И. были выявлены несанкционированные свалки мусора и незаконные стоянки автомобилей. На основании акта проверки и письменного заявления Димова Г.И. Комитет по лесному хозяйству *** считает возможным разрешить огородить арендованный участок для проезда техники. Однако арендатор обязан обеспечить свободный проход граждан через свой участок. Все работы арендатор может производить на участке согласно проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы.

Согласно акту осмотра от *** лесного участка, предоставленного в аренду Димову Г.И. на основании договора от ***№***, площадью *** проведенному ГОКУ «***», самовольная вырубка на данном участке не выявлена, участок вдоль дороги с твердым покрытием огорожен сеткой рабицей на основании разрешения Комитета по лесному хозяйству *** от ***. Свободный доступ на участок имеется через открытые металлические калитки, установленные в заборе.

Согласно акту ГОКУ «***» от ***, составленному по результатам натурного осмотра лесного участка, предоставленного в аренду Димову Г.И., площадью ***, установлено, что на арендованном участке расположены теплица, баня, сторожка, насосная, пруд, деревянный настил. Все перечисленные строения значатся в проекте освоения лесного участка. С одной стороны указанный участок примыкает к СОТ «***» (прочие земли), с другой стороны примыкает к другому арендованному Димовым Г.И. участку. Арендованный участок используется по назначению. Незаконных рубок, повреждений деревьев и мусора на арендованном участке не обнаружено. Нарушений лесного законодательства не выявлено.

Отрицательные заключения по результатам проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов лесных участков, предоставленных в аренду Димову Г.И., площадью ***, утверждены Министерством природных ресурсов и экологии *** с учетом, указанных выше актов осмотра лесных участков.

В ходе рассмотрения дела Министерством природных ресурсов и экологии *** проведен осмотр лесных участок, используемых Димовым Г.И. в выделе *** на основании договоров аренды лесных участков от ***№***, от ***№***. В ходе осмотра установлено, что лесной участок, используемый Димовым Г.И. на основании договора аренды от ***№***, площадью ***, по периметру имеет ограждение, состоящее из железных столбов на бетонном основании и закрепленной на них сеткой-рабицей, что позволяет усомниться во временном характере возведенного ограждения. Высота ограждения 1,5 метра, ограждение вплотную примыкает к ограждению (забору из железного профиля) соседнего земельного участка. Указанное ограждение протяженностью 76 метров примыкает к железной кованной калитке, высотой 1,7 метров, шириной 1 метр, установленной на бетонном основании. На калитке имеются петли (возможно для навесного замка). На момент осмотра калитка открыта. От железной калитки часть ограждения из сетки – рабицы, установленной на железных столбах с бетонными основаниями, протяженностью 32,5 метров, вплотную прилегает к деревянному сплошному забору на бетонном основании, протяженностью 7 метров, высотой 1,9 метров. Деревянный забор установлен на железных опорах и бетонном основании, что позволяет усомниться во временном характере ограждения. Деревянный забор вплотную прилегает к деревянному строению с воротами (возможно гараж для автотранспорта), возведенному из бревен. Размеры строения со стороны дороги 9,5 метров. Территория, примыкающая к строению покрыта тротуарной плиткой.

При осмотре периметра лесного участка, используемого Димовым Г.И. на основании договора аренды лесного участка от ***№***, площадью *** выявлен сплошной деревянный забор, установленный на железных опорах и бетонном основании, что позволяет усомниться во временном характере ограждения. Высота забора 1,9 метров. Указанный забор с одной стороны вплотную примыкает к ранее описанному деревянному строению из бревен, а с другой стороны примыкает к железной калитке, высотой 1,7 метров, на момент осмотра калитка закрыта. Протяженность этой части ограждения лесного участка составляет 9 метров. На примыкающем вплотную к калитке деревянном ограждении закреплена табличка «Объект охраняется» и «Ведется видеонаблюдение». Кроме того, на ограждении (железной опоре) закреплен элемент системы управления доступом (домофон). К железной калитке примыкает часть деревянного сплошного ограждения, установленного на железных опорах и бетонном основании. Деревянное ограждение вплотную примыкает к железным воротам, установленным на железных опорах. Территория в районе железной калитки и ворот со стороны дороги покрыта тротуарной плиткой. К железным воротам вплотную примыкает деревянное ограждение, установленное на железных опорах и бетонном основании, высота ограждения 1,9 метров. Протяженность деревянного ограждения лесного участка, установленного вдоль автодороги с учетом железных ворот от закрытой железной калитки, составляет 43 метра. Далее деревянный сплошной забор на железных основаниях и бетонном основании продолжается. Протяженность ограждения составляет 10 метров. Деревянное ограждение вплотную примыкает к железному кованному забору, высотой 2 метра.

По итогам осмотра границ лесных участков, арендованных Димовым Г.И., отмечено, что особенности возведенного ограждения лесных участков позволяют усомниться в его временном характере. На момент осмотра ограждения одна из двух калиток закрыта, что ограничивает доступ граждан на лесной участок. Предупредительные таблички на ограждении с надписями «Объект охраняется» и «Ведется видеонаблюдение», а также система управления доступом (домофон) не подтверждают намерения арендатора обеспечить свободный доступ граждан на лесной участок.

Арендатором лесного участка единолично приняты решения о местах возможного доступа граждан на арендованные им лесные участки посредством обустройства в ограждении калиток и регулирования их допуска (одна из калиток на момент осмотра закрыта), что по мнению министерства нарушает права граждан, предусмотренные статей 27 Конституции РФ и статьи 11 Лесного кодекса РФ. Возведенные на лесных участках, арендованных Димовым Г.И., ограждения (заборы) не предусмотрены действующим лесным законодательством. К акту осмотра в подтверждение установленных фактов приложены фототаблицы.

Установленные в судебном заседании обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.

Проанализировав в совокупности установленные по делу обстоятельства и требования законодательства, регламентирующего последовательность административных процедур (действий) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений при предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, прихожу к выводу, что административным ответчиком, уполномоченным Российской Федерацией на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов, последовательность административных процедур, выполняемых при предоставлении указанной государственной услуги, соблюдена.

Оспариваемые приказы изданы министерством в рамках предоставленных ему полномочий.

Проведение и утверждение государственной экспертизы проектов освоения лесов относится к компетенции министерства природных ресурсов и экологии ***, наделенного полномочиями по изданию приказов об утверждении заключений экспертных комиссий, так и полномочиями на издание приказов о не утверждении заключений экспертных комиссий в случае выявления несоответствия проекта освоения лесов, экспертного заключения требованиям действующего законодательства.

В данном случае в соответствии с положениями пункта 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496, министерством выданы отрицательные заключения экспертизы проектов освоения лесов, соответствующие требованиям статьи 89 Лесного кодекса РФ, Административному регламенту предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденному приказом Минприроды России от 15.02.2018 N 57.

Отрицательные заключения оформлены ввиду несоответствия проектов освоения лесов лесных участков, арендованных Димовым Г.И., Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 №849-р, для рекреационного использования в лесах, расположенных в зеленых зонах, п.8 ст. 11 Лесного кодекса РФ.

Согласно пункту «б» части 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р, такие объекты как ограждение, баня, пруд, деревянные настил и иные, указанные заключениях комиссии, данным перечнем не предусмотрены, а имеющееся на лесных участках, ограждение не является временной постройкой, используемой в рекреационных целях.

Более того, согласно пункту 3 части 4 статьи 114 ЛК РФ в лесах, расположенных в зеленых зонах, запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.

Согласно части 8 статьи 11 ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Возведение ограждения допускается в лесопарковых зонах, однако лесные участки, предоставленные Димову Г.И. в аренду, относятся к зеленым зонам, о чем указано в договорах аренды лесных участков.

Таким образом, заключения комиссии содержат указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка.

Согласно пункту 30 Приказа Рослесхоза России N 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Из приведенной нормы права следует, что срок действия проекта освоения лесов имеет юридическое значение и ограничивает во времени срок действия обязательств арендатора, указанных в таком проекте. При этом право определения срока, в течение которого действует проект освоения лесов, принадлежит арендатору лесного участка, но ограничено максимальным сроком, указанным в Приказе Рослесхоза России N 69.

Из материалов дела следует, что проектами освоения лесов, лесных участков, предоставленных Димову Г.И. в аренду, получивших положительное заключение, определен срок их действия по ***.

Установив срок действия проекта освоения лесов, Димов Г.И. связал себя обязательствами на указанный срок.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что поскольку срок действия проектов, получивших положительное заключение, истек, права Димова Г.И. оспариваемыми приказами Министерства природных ресурсов и экологии *** не нарушены.

Более того, оспариваемые приказы Министерства природных ресурсов и экологии ***, изданные с соблюдением требований действующего лесного законодательства, надлежащим должностным лицом, в пределах предоставленных полномочий, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. Совокупность условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ в ходе судебного разбирательства не установлена.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доводы представителя административного истца о том, что в представленных в *** года на государственную экспертизу проектах освоения лесов лесных участков, площадью *** переданных в пользование Димову Г.И. на основании договоров аренды, в качестве наименования объекта указано не ограждение, а постройка временная, используемая в рекреационных целях, а в качестве характеристики объекта указано временное сооружение-ограждение, и действующее законодательство не содержит запрета на осуществление временных построек, нахожу несостоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, что имеющееся на обоих участках ограждение не носит временного характера, установлено на железных опорах и бетонном основании.

Доводы административного истца о том, что возведенное на лесных участках ограждение не препятствует доступу граждан на арендуемые лесные участки и соответственно не нарушает требований п.8 ст. 11 Лесного кодекса РФ опровергаются материалами дела, в том числе актом осмотра лесных участков, площадью *** га, расположенных в ***, арендованных Димовым Г.И. на основании договоров аренды от ***№***, от ***№***, составленного Министерством природных ресурсов и экологии ****** в рамках рассматриваемого дела.

Доводы административного истца о том, что ограждение возведено в полном соответствии с требованиями закона и на основании разрешения Комитета по лесному хозяйству ***, оформленного письмом от ***№***, не являются основанием для признания оспариваемых приказов незаконными, поскольку в указанном письме разрешено огородить участок для проезда техники, при этом арендатор обязан обеспечить свободный проход граждан через свой участок. Между тем, исходя из представленных административным ответчиком доказательств по делу, данные условия Димовым Г.И. выполнены не были, свободный проход граждан не обеспечен, возведенное ограждение расположено по периметру участков, а не для проезда техники, более того в письме указано, что все работы арендатор должен проводить согласно проекту освоения лесов, получившему положительное заключение. Между тем проекты освоения лесов, получившие положительное заключение в *** году, содержат сведения об ограждении как о существующей временной постройке. Однако из материалов дела следует, что существующее ограждение не отвечает требованиям временной постройки, поскольку установлено на железных опорах и бетонном основании, то есть прочно связано с землей, что характеризует данные объекты как объекты капитального строительства.

Доводы административного истца, со ссылкой на ч.4 ст. 105 Лесного кодекса РФ, утратившей силу 01.07.2019, согласно которой в целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях, не имеют правового значения, поскольку лесные участки, предоставленные Димову Г.И. в аренду относятся к зеленым зонам, а не к лесопарковым зонам.

Доводы административного истца, основанные на правовой позиции, сформулированной в постановлении Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан ФИО1 и ФИО2", не имеют правового значения для рассматриваемого дела, поскольку раннее действующей частью 5 статьи 105 Лесного кодекса РФ в зеленых зонах также запрещалось, в том числе возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства, размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.

При этом из письма Комитета по лесному хозяйству *** от *** не следует, что Димову Г.И. разрешено возводить ограждение, имеющее прочную связь с землей и конструктивные характеристики которого не позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик ограждения.

Иных доводов, имеющих правовое значение для рассматриваемого дела, не заявлено.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд учитывает, что, в случае отрицательного заключения государственной экспертизы заявитель вправе предоставить проект освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, на повторную государственную экспертизу при условии его доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в заключении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Димова Г.И. о признании незаконными приказов Министерства природных ресурсов и экологии ***№*** от *** «Об утверждении отрицательного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов» и обязании Министерства природных ресурсов и экологии *** устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца Димова Г.И. путем утверждения положительного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду для осуществления рекреационной деятельности Димову Г.И. в ***, на площади *** а также путем утверждения положительного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду для осуществления рекреационной деятельности Димову Г.И. в *** - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья М.С. Дурягина