ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1387/2023 от 11.08.2023 Свободненского городского суда (Амурская область)

№2а-1387/2023

УИД 28RS0017-01-2023-001843-65

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 августа 2023 года г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Гордельяновой Н.В.,

с участием Свободненского городского прокурора Смирновой О.М.,

при секретаре судебного заседания Фроловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Избирательного объединения «Свободненское городское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Территориальной избирательной комиссии -- об отмене решения -- от -- «О регистрации списка кандидатов в депутаты Свободненского городского Совета народных депутатов восьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Амурское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» по единому (муниципальному) избирательному округу», принять решение об исключении из списка кандидатов, принять решение об отказе в регистрации списка кандидатов

у с т а н о в и л:

Избирательное объединение «Свободненское городское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии -- об отмене решения Территориальной избирательной комиссии ---- от -- «О регистрации списка кандидатов в депутаты Свободненского городского Совета народных депутатов восьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Амурское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» по единому (муниципальному) избирательному округу, об обязании Территориальной избирательной комиссии -- принять решение об исключении из списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «Амурское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» по единому (муниципальному) избирательному округу - кандидатов, в отношении которых не были представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, об обязании Территориальной избирательной комиссии -- принять решение об отказе в регистрации списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «Амурское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» по единому (муниципальному) избирательному округу.

Свое требование административный истец мотивировал следующим.

-- назначены выборы депутатов Свободненского городского Совета народных депутатов восьмого созыва.

-- решением Территориальной избирательной комиссии ---- зарегистрирован список кандидатов в депутаты Свободненского городского Совета народных депутатов восьмого созыва, по единому (муниципальному) избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением «Амурское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России».

Административный истец полагает вышеуказанное решение незаконным, поскольку избирательное объединение «Амурское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» не предоставило в избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах.

Кроме того, в Свободненском городском суде находится административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения «Амурское региональное отделение политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России» к Территориальной избирательной комиссии -- об отмене решения территориальной избирательной комиссии ---- от -- «О регистрации списка кандидатов в депутаты Свободненского городского Совета народных депутатов восьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Свободненское городское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», обязании принято решение об исключении из списка кандидатов в отношении которых не были представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидатов.

Принятие положительного решения по указанному делу повлечет за собой нарушение принципа равенства кандидатов, т.к. по одному и тому же нарушению будет отменена регистрация списка кандидатов, выдвинутого одним избирательным объединением и не будет отменена регистрация списка кандидатов, выдвинутого другим избирательным объединением.

Согласно ч. 5 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд – не позднее чем за восемь дней по первого дня голосования).

Постановление избирательной комиссии ---- от -- определяет порядок голосования на выборах -- и выборах в органы местного самоуправления в течение нескольких дней подряд, что, по мнению административного истца, срок обращения с административным исковым заявлением в суд не пропущен.

В связи с чем, Избирательное объединение «Свободненское городское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» просит отменить решение Территориальной избирательной комиссии ---- от -- «О регистрации списка кандидатов в депутаты Свободненского городского Совета народных депутатов восьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Амурское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» по единому (муниципальному) избирательному округу, обязать Территориальную избирательную комиссию -- принять решение об исключении из списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «Амурское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» по единому (муниципальному) избирательному округу - кандидатов, в отношении которых не были представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, обязать Территориальную избирательную комиссию -- принять решение об отказе в регистрации списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «Амурское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» по единому (муниципальному) избирательному округу.

В судебном заседании представитель административного истца Свободненского городского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО3, действующий на основании прав по должности, заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.

Административный ответчик Территориальная избирательная комиссия --, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направил. Согласно письменного заявления просит рассмотреть дело без участия представителя, возражает против удовлетворения административного заявленного искового заявления, поскольку административный истец пропустил срок для обращения в суд.

Заинтересованное лицо Избирательная комиссия --, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направило. Согласно письменного отзыва возражает против удовлетворения административного заявленного искового заявления, поскольку административный истец пропустил срок для обращения в суд.

Заинтересованное лицо избирательное объединение «Амурское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты Росси», надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направило. Согласно телефонограмме просит рассмотреть дело без участия представителя, поддерживает письменные возражения, в которых не соглашается с заявленными административными исковыми требованиями поскольку административный истец не указал, в чем именно заключается нарушение его прав принятием оспариваемого решения, а также пропустил срок для обращения в суд.

Представитель административного истца Свободненского городского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО3, возражал против заявленного ходатайства о пропуске срока для обращения в суд, полагал, что не пропустил срок на обращение с настоящим административным иском, поскольку согласно ч. 5 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд – не позднее чем за восемь дней по первого дня голосования).

Выслушав административного истца, участвующих в деле, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Суды рассматривают и разрешают административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (пункт 6 части 2 статьи 1 КАС РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ---- «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», разъяснено, что возможность оспаривания в судебном порядке решений, действий (бездействия) избирательных комиссий, комиссий референдума предоставляется избирателям, участникам референдума, кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям и их доверенным лицам, политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям, иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, наблюдателям, членам избирательной комиссии, комиссии референдума, избирательной комиссии, комиссии референдума, участвовавшим в выборах, референдуме, и зависит от объема прав и обязанностей, принадлежащих конкретному субъекту согласно избирательному законодательству (части 1 - 5 статьи 239 КАС РФ).

В данном случае, административное исковое заявление подано первым секретарем Свободненского городского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО3, представители которого также, как и представители -- отделения политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» зарегистрированы кандидатами в депутаты Свободненского городского Совета народных депутатов восьмого созыва, по единому (муниципальному) округу, о чем имеются соответствующие решения территориальной избирательной комиссии --. Следовательно, исковое заявление подано надлежащим административным истцом.

Обсуждая заявленное Территориальной избирательной комиссией -- ходатайство о пропуске срока обращения, суд приходит к следующим выводам.

-- решением -- Территориальной избирательной комиссией -- зарегистрирован список кандидатов в депутаты Свободненского городского Совета народных депутатов восьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Амурское областное отделение Политическая партия «Коммунистическая партия Коммунисты России» по единому (муниципальному) избирательному округу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от -- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частями 4 и 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения. При этом указанный срок подачи административного искового заявления восстановлению не подлежит независимо от причин пропуска.

Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу требований статьи 1 Федерального закона № 67-ФЗ указанным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом № 67-ФЗ.

Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Федеральному закону № 67-ФЗ. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат Федеральному закону № 67-ФЗ, применяются нормы Федерального закона № 67-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 111 Федерального закона № 67-ФЗ если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.

В результате чего предусмотренная частью 3 статьи 92 КАС РФ норма, согласно которой течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало, не может применяться при определении срока подачи административного искового заявления об отмене решения об отказе в регистрации кандидата, так как противоречит пункту 1 статьи 111 Федерального закона № 67-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 92 КАС РФ при производстве по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации процессуальные сроки, в том числе срок подачи административного искового заявления, исчисляются не рабочими, а календарными днями.

Учитывая, что оспариваемое решение -- принято --, то установленный срок на его оспаривание в суде истек --.

Вместе с тем, административный истец обратился -- в суд с административным исковым заявлением об обжаловании решения --, тем самым пропустив срок обращения с административным исковым заявлением в суд, который восстановлению не подлежит независимо от причин пропуска.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец пропустил установленный срок для обжалования решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов в депутаты, что является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Избирательного объединения «Свободненское городское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Территориальной избирательной комиссии -- об отмене решения -- от -- «О регистрации списка кандидатов в депутаты Свободненского городского Совета народных депутатов восьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Амурское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» по единому (муниципальному) избирательному округу», принять решение об исключении из списка кандидатов, принять решение об отказе в регистрации списка кандидатов, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд -- в течение пяти дней со дня его принятия.

Решение в окончательной форме принято --.

Судья Свободненского городского суда Н.В. Гордельянова