РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Началово Астраханской области 25 декабря 2020 г.
Приволжский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Колчиной Н.А.,
при ведении протокола секретарем Абдулаевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1388/2020 по административному исковому заявлению администрации МО «Трехпротокский сельсовет» Приволжского района Астраханской области к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании незаконным предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
МО «Трехпротокский сельсовет» Приволжского района Астраханской области обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании незаконным предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в обоснование указав, что Министерством строительства и ЖКХ Астраханской области проведена проверка по соблюдению МО «Трехпротокский сельсовет» градостроительного законодательства, по результатам которой составлен акт № 51 от 01 октября 2020 г. о нарушении требований законодательства о градостроительной деятельности, вынесено предписание № 26 от 01 октября 2020 г. об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности.
Считает незаконными требования в части приведения содержания генерального плана в соответствие с требованием ч.5.1 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку генеральный план и правила землепользования и застройки, утвержденные Решениями Совета МО «Трехпротокский сельсовет» № 105 от 01 мая 2012 г. и № 165 от 14 декабря 2012 г., приняты до введения в действие Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Полагает необоснованным возложение обязанности разработать проект административного регламента по оказанию муниципальных услуг по предоставлению разрешений на условно-разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, поскольку в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ указанные полномочия относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Считает, что проверка проведена с нарушением закона, поскольку в муниципальном образовании «Трехпротокский сельсовет» определены органы местного самоуправления, которые в соответствии с Уставом исполняют соответствующие полномочия, тогда как предписание вынесено в отношении самого муниципального образования и его главы.
Просит признать незаконным предписание № 26 от 01 октября 2020 года об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Представитель административного истца – администрации МО «Трехпротокский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв, в соответствии с которым просят отказать в удовлетворении административного искового заявления, поскольку приведение в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации содержания генерального плана поселения в части наличия обязательного приложения к генеральному плану поселения, правилам землепользования и застройки поселения дано органу местного самоуправления поселения, устранить данное нарушение подлежит поселению посредством проведения процедуры подготовки проекта внесения изменений в генеральный план поселения и в правила землепользования и застройки поселения. Кроме того, обращается внимание на то, что порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на условно-разрешенный вид использования земельного участка осуществляется не только в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, но и законом Астраханской области № 66/2007-ОЗ от 12 ноября 2007 г. «Об отдельных вопросах регулирования градостроительной деятельности в Астраханской области».
Представители заинтересованных лиц - администрации МО «Приволжский район» Астраханской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Приволжский район» Астраханской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом требований статей 150, 151 КАС Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Суд, исследовав материалы делу, приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся:
- утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательства Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (п.20 ч.1).
- к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, в том числе п. 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями) настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (ч.3).
- Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (ч.4).
Как установлено в судебном заседании, при проведении проверки выяснилось, что в период 2018-2019 годы изменения в Генеральный план, утвержденный решением Совета МО «Трехпротокский сельсовет» № 105 от 01 мая 2012 г. и Правила землепользования и застройки утвержденные решением Совета МО «Трехпротокский сельсовет» № 165 от 14 декабря 2012 г. не вносились.
Согласно ч. 5.1 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, и ч. 6.1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Утвержденные Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО «Трехпротокский сельсовет», размещенные в федеральной государственной системе территориального планирования, не содержат данные приложения, что является нарушением требований ч. 5.1 ст. 23 и ч. 6.1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части содержания генерального плана поселения и правил землепользования и застройки поселения.
Местные нормативы градостроительного проектирования МО «Трехпротокский сельсовет» утверждены решением Совета МО «Приволжский район» № 196 от 14 июня 2018 г. и размещены в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
В муниципальном образовании отсутствуют административные регламенты по оказанию муниципальных услуг - предоставление разрешения на условно- разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, что является нарушением п. 1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
По результатам проверки составлен акт № 51 от 01 октября 2020 г.
Об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности 1 октября 2020 г. в адрес главы МО «Трехпротокский сельсовет» Приволжского района Астраханской области выдано предписание № 26, в соответствии с которым предложено:
- приступить к приведению содержания генерального плана МО «Трехпротокский сельсовет» в соответствие с требованием части 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- приступить к приведению содержания правил землепользования и застройки МО «Трехпротокский сельсовет» в соответствие с требованием части 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- разработать проект административного регламента по оказанию муниципальной услуги предоставление разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
- разработать проект административного регламента по оказанию муниципальной услуги предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, объектов капитального строительства;
- безотлагательно рассмотреть данное предписание и устранить выявленные нарушения законодательства о градостроительной деятельности;
- рассмотреть возможность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения;
- о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в управление архитектуры и градостроительства министерства строительства к жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в срок до 01 ноября 2020 г.
Вместе с тем, согласно ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанные в п.п. 1-2 предписания полномочия, отнесены к исключительной компетенции органов местного самоуправления поселений, и не предусмотрены в полномочиях органов местного самоуправления муниципальных районов.
Так, к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений; заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Кроме того, на территории субъекта Российской Федерации действует Закон Астраханской области № 66/2007-03 от 12.11.2007 года «Об отдельных вопросах правового регулирования градостроительной деятельности в Астраханской области», согласно которого:
- Состав проекта генерального плана поселения, генерального плана городского округа определяется статьей 23 Градостроительного кодекса РФ.
- Состав, содержание и масштаб карт (схем), содержащихся в генеральном плане поселений, городских округов, а также дополнительных схем и отдельных фрагментов, обосновывающих проектные решения, определяются заданием на разработку генерального плана поселения, генерального плана городского округа, утверждаемым соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Таким образом, закон субъекта Российской Федерации при решении вопроса о составе, порядке подготовки генерального плана поселения, и внесения изменений в него, содержании и составе проекта генерального плана поселения относит к ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, в ст. 23 Градостроительного кодекса российской Федерации определено, что подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа. Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
И если в ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа, то в ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен уже порядок подготовки и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа.
Так, регламентировано, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (ч.1); решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч.2).
При таких обстоятельствах, доводы представителя истца о том, что на муниципальное образование министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области незаконно возложена обязанность по устранению нарушений градостроительного законодательства являются несостоятельными.
Обязанность предоставить документы, обозначенные в предписании в п.п. 3-4 возложена на орган местного самоуправления в соответствии с законом. Так, согласно п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе, предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Обязанность разработать проект административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства (пп.3 и 4 предписания), возложена на орган местного самоуправления в соответствии с законом. На основании требований п.2 ст.4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются, в том числе, заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Так, на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч.8 ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (ч.5 ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проверка соблюдения органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности проведена уполномоченным органом в рамках предоставленных ему законом полномочий и в соответствии с законодательством, регулирующим данные правоотношения, в связи с чем считать, что предписание выдано незаконно оснований не имеется.
Так, в силу ч.2 ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, имеют право: 1) проводить проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций; 2) требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов и сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; 3) получать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления объяснения по факту нарушения законодательства о градостроительной деятельности.
Приказом министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 216 от 24 сентября 2020 г. назначено проведение плановой проверки муниципального образования «Трехпротокский сельсовет» на предмет исполнения законодательства о градостроительной деятельности на 2020 г., в период с 1 по 28 октября 2020 г. Уведомление о проведении проверки направлено в адрес главы муниципального образования «Трехпротокский сельсовет», в котором содержится перечень документов, необходимых для представления членам комиссии, данное уведомление принято посредством электронной почты 22 сентября 2020 г.
Соответственно выдача предписания на имя главы муниципального образования и муниципального образования, на что обращается внимание в административном исковом заявлении, не свидетельствует о нарушении порядка проведения плановой проверки, поскольку проверяется непосредственно деятельность органов местного самоуправления. Право требовать от руководителей органа местного самоуправления необходимых документов при проведении проверки предусмотрено законом.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-177, 180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление администрации МО «Трехпротокский сельсовет» Приволжского района Астраханской области к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании незаконным предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 28 декабря 2020 г.
Председательствующий Н.А. Колчина