К делу № 2а- 1388/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Сочи в составе: председательствующего судьи Власенко В.А., при секретаре Росляковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мкртчян П. П. к Администрации города Сочи о признании незаконным отказа департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в утверждении схемы раздела земельного участка, о понуждении к выдаче указанной схемы и заключении договора аренды земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к ответчику в котором просит признать незаконным отказ департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, утвердить схему раздела земельного участка, с кадастровым номером № по <адрес> с образованием двух земельных участков с условными номерами № и № а также обязать выдать указанную схему, заключить договор аренды в отношении спорных земельных участков с условными номерами № и №
Административное исковое заявление обосновано следующим.
Земельные участки с учетными номерами № и № принадлежат Мкртчян П.П. на праве аренды с 2006 <адрес> города Сочи было выдано разрешение на строительство многоквартирного дома на данных участках, на основании данного разрешения на земельных участках возведен фундамент многоквартирного дома и хозяйственное строение, на которое за истцом зарегистрировано право собственности. Земельные участки с учетными номерами № и № входили в состав единого землепользования с кадастровым номером №. В последствии образованы были земельные участки с кадастровыми номерами № путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с сохранением его измененных границах. Земельные участки истца являются частями земельного участка с кадастровым номером №. Мкртчян П.П. обратился с заявлением об утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером № с целью оформить в дальнейшем новые договоры аренды на принадлежащие истцу земельные участки. Однако рассмотрев заявление административного истца, администрация города Сочи письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № отказала истцу в разделе земельного участка с кадастровым номером № и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, что препятствует оформлению права аренды спорных частей земельного участка. Администрация указала, что в соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в соответствии со ст.43 Градостроительного кодекса РФ. Административный истец, посчитав отказ администрации города Сочи, противоречащим ст. 11.3 Земельного Кодекса РФ обратился в суд с настоящим иском.
Представитель административного истца в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении в её отсутствие, настаивала на удовлетворении требований административного иска.
Представитель административного ответчика в судебные заседания не явился, будучи надлежащим образом, извещенным о месте и времени судебного заседания, причину неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении административного иска в свое отсутствие.
На основании ч.7 ст.150, ч.6 ст.226, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению дела.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд считает, что требования истца к Администрации города Сочи подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В ст.46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При этом в силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Судом из материалов дела установлено, что согласно договора от ДД.ММ.ГГГГо передаче прав и обязанностей по договору № от ДД.ММ.ГГГГ к Мкртчян П. П. перешло право аренды земельного участка площадью 513 кв.м., расположенного по адресу г<адрес>, учетный №, сроком до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ. о передаче прав и обязанностей по договору № от ДД.ММ.ГГГГ. к Мкртчан П. П. перешло право аренды земельного участка площадью 520 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, учетный №, сроком до ДД.ММ.ГГГГ
Оба договора о передаче прав и обязанностей зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ
Названные договоры являются действующими, в установленном законом порядке не расторгались, требований о признании их недействительными сторонами не заявлялось.
Земельные участки с учетными номерами № и № входили в состав единого землепользования с кадастровым номером №
Согласно письма филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю Сочинский отдел от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что части с учетными номерами № и № единого землепользования с кадастровым номером № фактически расположены в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №, сведения о данных частях единого землепользования с кадастровым номером № были внесены в сведения ГКН об обособленном земельном участке с кадастровым номером № с присвоением учетных номеров № и №
Согласно дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Центрального районного суда города Сочи по делу № изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № на: комплексная застройка многоквартирными жилыми домами с объектами общественного назначения.
Земельные участки заявителя обременены расположенными на них недвижимым имуществом, право собственности, на которое зарегистрировано за административным истцом.
Истцу на праве собственности согласно свидетельства № принадлежит хозяйственное строение, площадью 28.09 кв.м., расположенное на земельных участках с учетными номерами № А также в соответствии с разрешением на строительство возведен в пределах земельных участков с учетными номерами № и № фундамент многоквартирного жилого дома.
В последствии были образованы земельные участки с кадастровыми номерами № путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с сохранением его в измененных границах.
Земельные участки истца с учетными номерами № и № являются частями земельного участка с кадастровыми номерами №, на земельных участках истца расположено строение (недвижимое имущество), право собственности на которое зарегистрировано за истцом на основании свидетельства №
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № администрацией города Сочи предложено истцу обеспечить проведение работ по разделу земельного участка с кадастровым номером №, поскольку на земельном участке кроме строений истца также расположен многоквартирный дом.
Истец обратился в администрацию города Сочи с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером № на два самостоятельных участка площадью 520 кв.м. с условным номером № и 513 кв.м. с условным номером №, утверждении прилагаемой схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
По результатам рассмотрения заявления административного истца, администрация города Сочи письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № отказала в разделе земельного участка с кадастровым номером № и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, тем самым создав препятствия в оформлении права аренды спорных частей земельного участка.
В обоснование отказа администрация указала, что в соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса РФ.
Суд находит отказ администрации города Сочи в разделе земельного участка с кадастровым номером №, и заключении договора аренды земельного участка (включающего его части с учетными номерами № и № незаконным ввиду следующего.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 этого же кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка содержится в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. В числе прочего, одним из таких оснований является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом.
В пункте 4 приложения 1 к приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 762 указано, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории).
С учетом того, что действующим законодательством (пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации) предусмотрена возможность образования земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, суд приходит к выводу о неправомерности принятия департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи решения об отказе в согласовании схемы разделения земельных участков по названной причине.
Следовательно, у истца имеется преимущественное право на заключение договора аренды данного земельного участка, что исключает возможность возврата земельного участка в фактическое владение муниципального образования города Сочи.
Истцу на праве собственности согласно свидетельства № принадлежит хозяйственное строение, площадью 28.09 кв.м., расположенное на земельных участках с условными номерами № и №
Администрация города Сочи письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ уведомило истца о своем согласии передать в аренду истцу спорные земельные участки ЗУ1 и ЗУ2 после раздела земельного участка с кадастровым номером №
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ предложено истцу обеспечить проведение работ по разделу земельного участка с кадастровым номером №, поскольку на земельном участке кроме хозяйственных построек истца также расположен многоквартирный дом.
Земельные участки с условными номерами № и № принадлежат истцу на праве аренды.
По заявлению истца выполнена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории для строительства многоквартирного жилого дома по <адрес>.
Истец предпринял необходимые меры по разделу земельного участка, о чем свидетельствует прилагаемая схема расположения земельного участка и доказательство представления ее в государственный орган для утверждения, однако административный истец без основательно отказал в удовлетворении заявления.
В силу статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет административное исковое заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Мкртчян П. П. к Администрации города Сочи о признании незаконным отказа департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в утверждении схемы раздела земельного участка, о понуждении к выдаче указанной схемы и заключении договора аренды земельных участков удовлетворить.
Считать утвержденной схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с сохранением исходного в измененных границах, расположенного по адресу: <адрес>, выполненную <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой образуется два земельных участка:
- № расположенный по адресу: <адрес>, площадью земельного участка 520 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - комплексная застройка многоквартирными жилыми домами с объектами общественного назначения, в следующих координатах характерных точек, система координат МСК – 23:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
- №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью земельного участка 513 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - комплексная застройка многоквартирными жилыми домами с объектами общественного назначения, в следующих координатах характерных точек, система координат МСК – 23:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю поставить на государственный кадастровый учет земельные участки:
- №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью земельного участка 520 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - комплексная застройка многоквартирными жилыми домами с объектами общественного назначения, в следующих координатах характерных точек, система координат МСК – 23:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
- №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью земельного участка 513 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - комплексная застройка многоквартирными жилыми домами с объектами общественного назначения, в следующих координатах характерных точек, система координат МСК – 23:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с сохранением исходного в измененных границах, расположенного по адресу: <адрес>
Обязанности по представлению интересов заявителя по осуществлению кадастровых работ и иных действий, а также по представлению интересов в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, связанных с образованием земельных участков путем раздела с сохранением исходного в измененных границах и других действий, указанными в судебном решении, возложить на Мкртчян П. П..
После постановки на государственный кадастровый учат вышеуказанных земельных участков обязать администрацию города Сочи в лице Департамента имущественных отношений зарегистрировать право Муниципальной собственности и заключить договора аренды с Мкртчян П. П. на 49 лет на земельный участок площадью земельный участок 520 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - комплексная застройка многоквартирными жилыми домами с объектами общественного назначения и земельный участок площадью 513 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - комплексная застройка многоквартирными жилыми домами с объектами общественного назначения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
В.А. Власенко
РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО
«СОГЛАСОВАНО»