Дело №2а-1388/2021 КОПИЯ
59RS0044-01-2021-001861-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2021 года г. Чусовой
Чусовской городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Куренных Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сараевой О.М.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом административное дело по административному иску Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Планета Детства» к начальнику 19 отдела надзорно-профилактической работы по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому городским округам ФИО2 о признании незаконным отказа в продлении срока предписания, возложении обязанности продлить срок устранения недостатков по предписанию,
у с т а н о в и л:
14.07.2021 Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Планета Детства» (далее - МБДОУ «Детский сад «Планета детства») обратилось в суд с административным исковым заявлением к начальнику 19 отдела надзорно-профилактической работы по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому городским округам ФИО2 о признании незаконным отказа от ... в продлении срока предписания, возложении обязанности продлить срок устранения недостатков по предписанию от ... по пунктам 5 – 10, до 01.07.2022.
Из административного искового заявления следует, что предписанием от ... МБДОУ «Детский сад «Планета детства» возложена обязанность устранить нарушения в области пожарной безопасности в срок до .... Письмом надзорного органа от ... срок выполнения предписания продлен до .... данный срок истец считает недостаточным, поскольку из 10 нарушений указных первоначально удалось устранить 5, оставшиеся 5 нарушений подлежат устранению путем проведения ремонтных работ, для чего необходимо вновь продлить срок исполнения предписания до .... Данный срок определен с учетом необходимости выделения денежных средств на устранение недостатков в рамках бюджетного процесса, а также в связи неправильным составлением проектно-сметной документации в течение срока исполнения предписания. При этом учреждением приняты меры по снижению риска возможных вредных последствий путем уменьшения количества воспитанников в тех группах, где не в полной мере соблюдаются требований пожарной безопасности.
Ходатайство от 11.02.2021 о продлении срока исполнения предписания было оставлено без удовлетворения письмом начальника 19 отдела надзорно-профилактической работы по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому городским округам ФИО2 от 11.03.2021. просят признать указанный отказ незаконным, обязать административного ответчика продлить срок устранения недостатков по предписанию до 01.07.2022.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 доводы административного искового заявления поддержала, просили удовлетворить заявленные требования, пояснив дополнительно, что по факту неисполнения обжалуемого предписания в августе 2021 года проведена выездная проверка, по итогам которой учреждение и его руководитель могут быть привлечены к административной ответственности. Ранее обращалась в суд с аналогичными исковыми требованиям, исковое заявление было возвращено заявителю.
Административный ответчик ФИО2 выступающий в качестве должностного лица, совершившее оспариваемое действие, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что действующее законодательство не возлагает на должностное лицо, выдавшее обязательное для исполнения предписание, обязанности продлять срок его выполнения. Кроме того, нарушения, выявленные в 2018 году, в течение длительного срока не устраняются, при этом здание детского сада эксплуатируется, в нем находятся дети, что создает повышенный риск возникновения чрезвычайной ситуации.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, материалы по исполнению предписания, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
По смыслу статьи 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии с положениями статьи 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в частности, наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно статье 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения выездной внеплановой проверки МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №74» в адрес муниципального бюджетного учреждения ... года выдано предписание ... об устранении нарушений требований пожарной безопасности, содержавшее 10 пунктов выявленных нарушений (л.д. 9-10).
Согласно постановлению администрации Чусовского муниципального района Пермского края от ..., выписке из ЕГРЮЛ от ... МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №74» реорганизовано в МБДОУ «Детский сад «Планета Детства» (л.д. 12-23).
На основании обращения руководителя МБДОУ «Детский сад «Планета Детства» от ..., письмом от ... были установлены новые сроки выполнения предписания – по п. 1 предписания – до 01.07.2019, по п.п. 2-10 предписания – до 01.07.2020.
На повторное обращение МБДОУ «Детский сад «Планета Детства» от ... с указанием срока исполнения предписания – до 01.07.2021, административным ответчиком ФИО2 срок исполнения предписания от ... в части выполнения пунктов 5 – 10 был продлен до ... со ссылкой на п. 10 Постановления Правительства РФ от ..., п. 91 Приказа МЧС России от ... действовавшего до ... (л.д. 24).
Обращение МБДОУ «Детский сад «Планета детства» от ... «О переносе сроков исполнения предписания» с указанием срока для устранения недостатков – до 01.07.2022, было оставлено без удовлетворения письмом от ...
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признает оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Предписание от 03.12.2018 выдано должностным лицом в пределах установленных статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" полномочий. На основании абзаца второго части одиннадцатой статьи 6 указанного Федерального закона должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.
Действия административного ответчика отказавшего в продлении срока исполнения предписания соответствуют пунктам 92-96 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, не предусматривающего такой процедуры, как продление срока исполнения предписания.
Иные представленные административным истцом доводы о причинах организационного характера, повлиявших на нарушение сроков устранения недостатков, не свидетельствуют о нарушении при выдаче предписания ... пункта 91 Приказа МЧС России №..., согласно которому сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения (для государственных, муниципальных учреждений), организационных и технических условий, влияющих на их устранение.
Оценивая доводы сторон, суд учитывает в том числе, длительность срока исполнения предписания с ... года, характер правоотношений, наличие реальной угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара. Также суд считает обоснованным возражение административного ответчика о том, что при продлении срока исполнения предписания в 2020 году учитывались как введенные ограничения на проведение проверок, так и содержание поступивших ходатайств, содержащих указание на определенную дату, в которую недостатки, выявленные в ходе проверки будут устранены – ...
Кроме того, оспариваемые действия административного ответчика не создают препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов владельца здания, способ устранения выявленного нарушения избирается им самим. Довод о возможном привлечении к административной ответственности за допущенные нарушения предметом рассмотрения по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ не является. В иске в части признания незаконными действий по отказу в продлении срока исполнения предписания следует отказать.
Отказ в удовлетворении требования о признании незаконным действий по отказу в продлении срока исполнения предписания влечет отказ в удовлетворении дополнительного искового требования о возложении обязанности по продлению срока устранения нарушений до 01.07.2022.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
Исковые требования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Планета Детства», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда по рассмотренному административному делу составляется в течение десяти дней со дня окончания судебного разбирательства.
Судья подпись Е.В. Куренных
Копия верна: судья