ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1389/2017 от 20.10.2017 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-1389/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Волхов 20 октября 2017 года

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Лахно Д.Г.,

с участием представителя административного истца Якушанова Б.А., представителей административных ответчиков Соловьева Ю.Г. и Киселева В.В.

при секретаре Алексеевой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску административного истца Лавриненкова О.С. к Совету депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области и Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области при Совете депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области о признании полностью незаконным, ввиду несоответствия законодательству Российской Федерации и как нарушающее права и интересы, протокольного решения (протокол) от 16.02.2017, заседания № ******, Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области при Совете депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области и обязании устранить проистекающие из принятого решения нарушения прав и законных интересов истца, с обращением решения к немедленному исполнению,

установил:

Лавриненков О.С. обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Совету депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области и Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области при Совете депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области с требованиями:

- признать полностью незаконным ввиду несоответствия законодательству РФ как нарушающее его права, а также его законные интересы, протокольное решение (протокол) от 16.02.2017 заседания № ****** Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области, в котором содержатся: не обоснованные выводы о наличии недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в представленных им за 2015 год имущественных справках по себе, его супруге Лавриненковой Ю.Н. и несовершеннолетнему сыну Лавриненкову Н.О.; необоснованные выводы о занижении размера дохода за 2015 год в несколько раз; предложение главе Волховского муниципального района Ленинградской области с рекомендацией вынести на рассмотрение Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области вопрос о прекращении его полномочий депутата Совета депутатов Волховского муниципального района в связи с представлением им заведомо недостоверных сведений о своих и членов своей семьи доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;

- устранить проистекающее из принятого протокольного решения (протокола) от 16.02.2017 заседания № ****** Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области, нарушение его прав и законных интересов следующим образом: в случае удовлетворения настоящего иска возложить на обоих административных ответчиков совместную обязанность в течение семидневного срока со дня вступления соответствующего решения суда в законную силу созвать и провести заседание данной антикоррупционной комиссии, на котором антикоррупционной комиссии принять решение об отмене своего протокола (протокольного решения) от 16.02.2017 в заседании № ******;

- обратить решение суда к немедленному исполнению на основании ст. 188 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее КАС РФ).

В обоснование иска Лавриненков О.С. указал, что 14.09.2014 был избран депутатом Совета депутатов муниципального образования Усадищенское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области по 98-му (многомандатному) избирательному округу. По результатам открытого голосования депутатов Совета депутатов муниципального образования Усадищенское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 25.09.2014 был избран депутатом в Совет депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области. В Совете депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области (далее Совет депутатов района) осуществлял депутатские полномочия на непостоянной основе. В силу действующего законодательства в установленный законом срок предоставил необходимые имущественные справки за 2015 год по себе, своей супруге и несовершеннолетнему сыну в Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области (далее Комиссия). Комиссией по представленным депутатами имущественных справок по сведениями за 2015 год проведено четыре заседания (протоколы №№ ****** от 28.03.2016г., от 01.04.2016г., от 20.06.2016г. и от 06.2016г.), на которых были приняты соответствующие протокольные решения. Из существа и содержания протокола № ****** заседания Комиссии от 29.06.2016 видно, что представленные им имущественные справки фигурируют в числе тех, по которым Комиссия не зафиксировала какие-либо недостатки или нарушения. Считает, что своевременно представив в Комиссию имущественные справки за 2015 год по себе, своей супруге и несовершеннолетнему сыну он надлежащим образом выполнил общую обязанность, возлагаемую на муниципальных депутатов ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Несмотря на это, с 08.02.2017 Комиссия по надуманным мотивам затеяла повторную перепроверку представленных им за 2015 год трех имущественных справок. На заседании № ****** от 16.02.2017 Комиссия заново исследовала представленные им за 2015 год имущественные справки, по результатам чего бездоказательно установила наличие недостоверных сведений в представленных им имущественных справках и приняла протокольное решение с предложением рекомендовать главе Совета депутатов района вынести на рассмотрение Совета депутатов района вопрос о досрочном прекращении его депутатских полномочий в данном представительном органе. Выводы Комиссии в отношении представленных им имущественных справок и ее протокольное решение были в сокращении оглашены председателем комиссии Киселевым В.В. на заседании Совета депутатов района, которое последовало сразу же после означенного заседания Комиссии, и послужили причиной для принятия депутатами в неотложном (экстренном) порядке путем открытого голосования решения № ****** от 16.02.2017, то есть повлекли произвольное и безосновательное досрочное прекращение его депутатских полномочий в Совете депутатов района, для осуществления деятельности в котором он был наделен советом депутатов МО Усадищенское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области самостоятельной правоспособностью по участию в решении вопросов местного значения Волховского муниципального района Ленинградской области. При этом в нарушение предусмотренного в п. 4.13 Положения о Комиссии выписка из протокольного решения Комиссии ему не была направлена в трехдневный срок. Считает, что представленные им в имущественных справках за 2015 по себе, супруге и несовершеннолетнему сыну сведения являются полными и достоверными, а принятое в отношение него Комиссией на заседании № ****** протокольное решение от 16.02.2017 является незаконным и необоснованным, поскольку вывод в оспариваемом протоколе (протокольном решении) Комиссии о наличии будто бы недостоверных сведений в представленных им в имущественных справках не основан на надлежащих проверочных письменных источниках и инструментах. Обязанность подтверждения заведомой неполноты и (или) недостоверности сведений в имущественных справках из надлежащих строго определенных в законе источников возлагается на Комиссию. К функциям Комиссии отнесена проверка достоверности и полноты представляемых депутатами сведений. Вместе с тем, Положение о Комиссии, ни иные муниципальные правовые акты Волховского муниципального района Ленинградской области непосредственно не устанавливают механизм (порядок) и инструментарий такой проверки, не содержат конкретных правовых предписаний и регламента на этот счет. Отсутствие правового регулирования данного вопроса муниципальными правовыми актами Волховского муниципального района Ленинградской области заставляет по аналогии руководствоваться нормами ч. 7 и ч. 7.1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ о противодействии коррупции и придерживаться предписанного ими механизма проверки. В соответствии с которым Комиссия обязана была либо самостоятельно обратиться в целях проверки заявленных им сведений с запросом в уполномоченные публично-правовые и иные организации по предметам находящейся в их ведении информации, либо ходатайствовать о проведении проверки перед прокуратурой или перед органами внутренних дел. В Комиссии и в Совете депутатов района нет официальных письменных документальных подтверждений достоверности (неполноты) сведений от уполномоченных в силу Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ публично-правовых организаций (источников), к которым относятся органы внутренних дел (МРЭО ГИБДД и оперативно-розыскные службы полиции), налоговые органы, органы Росреестра, прокуратуры, а также иных организаций. Комиссия не обращалась в какие-либо компетентные организации с запросами на проверку заявленных им в имущественных справках сведений. В оспариваемом протоколе (протокольном решении) № ****** от 16.02.2017 Комиссия ссылается исключительно на собственные суждения и усмотрение, которые являются субъективной, критической и произвольной интерпретацией тех или иных числовых значений в имущественных справках, и основывается в своих выводах на том, что он сам не предоставил по запросу комиссии от 08.02.2017 № ****** в ее распоряжение необходимые документы в подтверждение заявленных сведений. Вместе с тем, законодательство РФ о противодействии коррупций не содержит нормативных предписаний, которые обязывали бы муниципального депутата предоставлять в антикоррупционную комиссию по ее запросам оправдательные документы в подтверждение заявленных в имущественных справках сведений. Считает что в данном вопросе, косвенно действует принцип презумпции невиновности. Юридико-технический способ, которым в нормативной структуре Положения о Комиссии определен порядок следования друг за другом правовых ситуаций, регламентируемых пунктами 4.13-4.15 (направление выписки решения комиссии заинтересованному депутату; право на обжалование решения комиссии; принятие районным советом или главой района мер реагирования в связи с решением комиссии), непосредственно указывает на то, что они должны последовательно сменять одна другую в хронологическом порядке и каждая предшествующая ситуация обусловливает и предопределяет последующую. Вместе с правоопределяющими правилами проверки, основанными на ч. 7 и ч. 7.1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, нормы пунктов 4.13-4.15 Положения о Комиссии образуют единый взаимосвязанный комплекс условий допустимости и правомерности привлечения в Волховском районе депутатов к ответственности за коррупционные правонарушения, когда невыполнение одного предшествующего предписания исключает переход к последующему. Исходя из этого, вопрос о досрочном прекращении его полномочий и соответствующее протокольное решение могли быть переданы Комиссией в районный совет только после 16.05.2017, то есть только по окончании времени на реализацию его права на судебное обжалование такого решения Комиссии, для чего ему предварительно должна была быть направлена выписка из протокольного решения комиссии, а само решение Комиссии по нему должно основываться на официальных подтверждающих документах, полученных от компетентных организаций в результате проверки. Если бы данный механизм гарантий от произвольных решений был выполнен и Комиссия, как того требует закон, обратилась с запросами на проверку интересующих сведений о нем и его близких в компетентные организации, а после этого руководствовалась бы предписаниями пунктов 4.13-4.14 Положения, то он был бы осведомлен о существе поставляемых ему в вину конкретных нарушений и располагал бы реальным временем, чтобы представить в прокуратуру и (или) в комиссию свои мотивированные пояснения, возражения, в том числе с имеющимися документальными подтверждениями. Вместо этого, согласно оспариваемому протоколу антикоррупционная комиссия в 14.00 часов 16.02.2017 года провела свое заседание № ******, на котором в отсутствие официальных подтверждающих документов от компетентных организаций все же сделала безосновательный вывод о наличии в представленных им имущественных справках недостоверных сведений, и спешно обратилась к главе Совета депутатов района Иванову В.Д. с рекомендацией вынести на заседание Совета депутатов района вопрос о досрочном прекращении его полномочий депутата Совете депутатов района. На заседание комиссии он не был приглашен, о существе возникших к нему претензий и вопросов в известность не поставлен. В оспариваемом протоколе (протокольном решении) Комиссия установила, что: представленные им за 2015 год сведения «... являются отчасти сомнительными и в целом недостоверными»; «... Лавриненковым О.С. указан доход, явно не соответствующий расходам на содержание указанного в той же имущественной справке имущества, транспортных средств и объектов недвижимости, в частности размеру транспортного налога и налога и имущество, которые подлежат уплате в бюджеты РФ»; «...указанный Лавриненковым О.С. доход является недостаточным для приобретения автомобиля марки Lexus LX 570 2015 год выпуска) стоимостью более 5 000 000 руб.»; «... в имущественной справке не отражены доходы от использования принадлежащей Лавриненкову О.С. сельскохозяйственной и лесной техники, грузовых автомобилей, земельных участков и магазина»; «... доход, указанный Лавриненковым О.С. в разделе 1 справки, не соответствует остальным ее разделам, в частности разделу 4 справки о поступлении денежных средств на его счета.. . Сумма денежных средств, которые.. . поступили на счета Лавриненкова О.С. в несколько раз превышает указанный им доход»; «... аналогичные недостатки имеются в справках, представленных в отношении супруги Лавриненкова О.С., Лавриненковой Ю.Н., а также его сына Лавриненкова Н.О.. Представленные Лавриненковым О.С. сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении него лично и членов его семьи являются недостоверными, размер дохода за 2015 год занижен в несколько раз».

Следует отметить, что приведенные в подпунктах 1-3 выводы и утверждения ничем документально не подкрепляются, представляют собой домыслы и оценочные суждения. У комиссии не было и нет соответствующих справок от налоговых органов по видам налогов и их ставкам. Также нет и справки о товарной стоимости (либо акта оценки) интересующего автомобиля, который был приобретен, большей частью, за счет семейных накоплений прошлых лет. На основании изложенного административный истец полагает, что без официального документального подтверждения ответами компетентных организаций выводы антикоррупционной комиссии о недостоверности (неполноте) сведений в представленных им в трех имущественных справках, являются бездоказательными и необоснованными и отсутствие подобного подтверждения, лишает протокольное решение от 16.02.2017 заседания № ****** Комиссии юридической силы.

Административный истец Лавриненков О.С. извещенный о дате и времени судебного разбирательства в суд не явился, доверив представлять свои интересы представителю Якушанову Б.А., который в судебном заседании требования административного истца поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области - адвокат Соловьев Ю.Г., возражал против заявленных в административном иске требований, полагая, что оспариваемый Лавриненковым О.С. протокол Комиссии был принят в пределах компетенции и полномочий Комиссии. Оспариваемый протокол был принят Комиссией в связи с явными недостоверными сведениями, представленными Лавриненковым О.С. о своих доходах и доходах членов его семьи, в частности: в разделе 1 своей справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее Справка), а так же в Справках на супругу и несовершеннолетнего сына, указана сумма годового дохода, которая значительно ниже сумм доходов, поступивших за 2015 года на счета Лавриненкова О.С. и счета членов его семьи, отраженной в разделе 4 указанных Справок. При этом на законные требования Комиссии представить разъяснения по поводу указанного несоответствия Лавриненков О.С. ответил отказом.

Представитель административного ответчика - Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области при Совете депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области – председатель Комиссии Киселев В.В., так же возражал против удовлетворения заявленных Лавриненковым О.С. требований, поддержав позицию представителя Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области.

Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд с учетом мнения участников судебного разбирательства, не находит оснований для обязательной явки административного истца - Лавриненкова О.С. и полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы настоящего административного дела, обозрев материалы административного дела Волховского городского суда Ленинградской области № ******, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено, что 14.09.2014 Лавриненков О.С. избран депутатом Совета депутатов муниципального образования Усадищенское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области по 98-му (многомандатному) избирательному округу.

Решением Совета депутатов муниципального образования Усадищенское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 25.09.2014 Лавриненков О.С. был избран депутатом в Совет депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области (Совет депутатов района).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ от 06.10.2003 (редакции от 28.12.2016), к лицам, замещающим муниципальные должности отнесены, в том числе, и депутаты, а также члены выборного органа местного самоуправления.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ от 06.10.2003 (редакции от 15.02.2016), депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25.12.2008 и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25.12.2008, Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» № 230-ФЗ от 03.12. 2012, Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» № 79-ФЗ от 07.05. 2013.

Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25.12.2008 (в редакции от 15.02.2016) следует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 12.5 Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25.12.2008, (редакции от 15.02.2016) установлено, что Федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной службы, должности муниципальной службы, должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в целях противодействия коррупции могут устанавливаться иные запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25.12.2008, Указом Президента Российской Федерации № 364 от 15.07.2015 «О мерах по совершенствованию деятельности в области противодействия коррупции, Уставом Волховского муниципального района, Решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 17.03.2016 была образована Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области, (Комиссия) и утверждено Положение о комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области (далее Положение о Комиссии), а решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 17.03.2016 утверждено Положение о предоставлении лицом, замещающим муниципальную должность Волховского муниципального района Ленинградской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области (далее Положение о предоставлении сведений о доходах).

Согласно п. 1 Положения о предоставлении сведений о доходах следует, что лицом, замещающим муниципальную должность, является глава Волховского муниципального района и депутат Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области.

В соответствии с п. 2 Положения о предоставлении сведений о доходах сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки лицом, указанным в пункте 1 стоящего Положения, ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за 1етным годом.

Пунктом п. 3 Положения о предоставлении сведений о доходах установлено, что лицо, замещающее муниципальную должность, представляет ежегодно:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера состоянию на конец отчетного периода;

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, лученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения

имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

в) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (с 1 января по 31 декабря), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Пунктом п. 5 Положения о предоставлении сведений о доходах установлено, что в случае, если лицо, замещающее муниципальную должность, обнаружило, что в представленных им сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, оно вправе представить в Комиссию уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением. Лицо, замещающее муниципальную должность, может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в пункте 2 настоящего Положения.

Пунктом п. 6 Положения о предоставлении сведений о доходах установлено, что в случае непредставления по объективным причинам лицом, замещающим муниципальную должность, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению Комиссией. Лицо, замещающее муниципальную должность, в случае невозможности по объективным причинам представить в Комиссию сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и(или) несовершеннолетних детей извещает об этом Комиссию путем представления соответствующего заявления.

В силу п. 12 Положения о предоставлении сведений о доходах следует, что в случае непредоставления или предоставления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицо, замещающее муниципальную должность, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «г» раздела 2 Положения о Комиссии, к функциям Комиссии в целях реализации возложенных на нее полномочий относится, в том числе проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности.

В силу п. 4.5 Положения о Комиссии, заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Комиссии.

Согласно п. 4.9 Положения о Комиссии решение Комиссии принимается коллегиально простым большинством голосов от общего числа членов Комиссии.

Пункт 4.10 Положения о Комиссии предусматривает, что Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывают члены комиссии, принимавшие участие в заседании.

Для реализации решений Комиссии могут быть приняты решения Советом депутатов или изданы распоряжения главой муниципального района, а также даны поручения Советом депутатов и главой муниципального района (п. 4.15 Положения о Комиссии).

Согласно п. 4.13 Положения о Комиссии следует, что выписка из решения Комиссии направляется лицу, замещавшему муниципальную должность, в течение трех дней после проведения соответствующего заседания Комиссии.

В соответствии с п. 4.14 Положения о Комиссии следует, что решение комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что Лавриненков О.С. во исполнении вышеуказанных норм законодательства, 31.03.2016 года представил в Комиссию Справку на себя, супругу и несовершеннолетнего сына, за отчетный период с 01.01.2015 по 31.12.2015.

08.02.2017 Председателем Комиссии Киселевым В.В., в рамках реализации возложенных на Комиссию полномочий по проверке представленных сведений о доходах, в связи с установлением явных противоречий в представленных Справках, был направлен запрос депутату Лаврененкову О.С. с просьбой предоставить дополнительные документы, разъясняющие противоречия, содержащиеся в Справках.

Однако в своих письменных «Пояснениях» от 13.02.2017 и 15.02.2016 Лавриненков О.С. отказался предоставлять запрашиваемые Комиссией документы, ссылаясь на то, что Положение о Комиссии и Указ Президента № ****** от 23.06.2014 года не содержит нормативных предписаний, которые обязывали бы его предоставлять запрашиваемые документы, и он считает нецелесообразным представлять в Комиссию запрашиваемые документы.

По результатам заседаний Комиссии от 14 и ******, на которых рассматривался вопрос о достоверности представленных депутатом Лавриненковым О.С. сведений о доходах, на которые Лавриненков О.С. не явился и документов, подтверждающих достоверность представленных им сведений о доходах не представил, а так же не представил сведений о невозможности представления указанных документов, Комиссия, в составе 6 человек из 7 возможных, большинством голосов, пришла к выводу о недостоверности представленных Лавриненковым О.С. сведений и приняла решение рекомендовать Главе Волховского муниципального района вынести на рассмотрение Совета депутатов Волховского муниципального района вопрос о прекращении полномочий депутата Лаврененкова О.С., в связи с представлением им заведомо недостоверных сведений о своих и членов своей семьи доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, оформив данное решение Протоколом № ****** от 16.02.2017.

На заседании Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, состоявшегося в 15:00 часов ******, на котором присутствовало из 30 избранных депутатов – 23 депутата, в том числе и Лавриненков О.С., Главой Волховского муниципального района - Ивановым В.Д. был внесен в повестку дня заседания, в том числе и вопрос о прекращении полномочий депутаты Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области Лавриненкова О.С., и все участвующие в заседании депутаты единогласно утвердили данную повестку.

При рассмотрении на заседании Совета депутатов вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Лаврененкова О.С., в связи с недостоверностью представленных им сведений о своих и членов своей семьи доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, 19 депутатов проголосовали за досрочное прекращение полномочий депутата Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области Лавриненкова О.С., приняв соответствующее решение № ****** от 16.02.2017.

Решение Совета депутатов района № ****** от 16.02.2017 было обжаловано Лавриненковым О.С. в Волховский городской суд Ленинградской области. Решением Волховского городского суда Ленинградской области № ****** от 17.03.2017 суд признал принятое Советом депутатов района решения № ****** от 16.02.2017 законным, обоснованным и не подлежащим отмене, в связи с чем отказал в удовлетворении требований Лавриненкова О.С.

Определением Ленинградского областного суда № ****** от 01.06.2017 решение Волховского городского суда Ленинградской области № ****** от 17.03.2017 оставлено без изменений.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

При указанных обстоятельствах, суд не рассматривает доводы истца о незаконности принятого Советом депутатов района решения о прекращении полномочий депутата Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области Лавриненкова О.С.

Рассматривая требования истца о признании незаконным протокольного решения Комиссии № ****** от 16.02.2017, суд приходит к выводу, что указанное протокольное решение было принято Комиссией в пределах своей компетенции и полномочий, установленных Положением о Комиссии и требованиями действующего законодательства РФ (том. 1 л.д. 215-217).

Так на заседании Комиссии 16.02.2017 присутствовало 6 членов Комиссии от общего состава – 8 человек, таким образом был соблюден кворум установленный п. 4.5 Положения о Комиссии.

По результатам проведенного 16.02.2017 заседания, Комиссии пришла к выводу о том, что в представленных Лаврененковым О.С., сведениях о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении него лично и в отношении членов его семьи являются недостоверными, поскольку размер дохода за 2015 год занижен в несколько раз. В связи с чем, при отказе Лаврененкова О.С. предоставить Комиссии документы, обосновывающие указанное несоответствие, Комиссия приняла решение – рекомендовать главе Волховского муниципального района вынести на рассмотрение Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области вопрос о прекращении полномочий депутата Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области Лаврененкова О.С. в связи с предоставлением им заведомо недостоверных сведений о своих и членов своей семьи доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (том. 1 л.д. 217).

Судом установлено, что в Справке, представленной Лаврененковым О.С. в Комиссию в отношении себя, в разделе 1 в строке «доход за отчетный период 2015 год» величина общего дохода указана в сумме 532 625 руб., при этом в разделе 4 указанной Справки в столбце «Сумма поступивших на счет денежных средств в 2015 году» указана сумма 2 301 306 руб. (том. 1 л.д. 231, 237)

В Справке представленной Лаврененковым О.С. в Комиссию в отношении своей супруги, в разделе 1 в строке «доход за отчетный период 2015 год» величина общего дохода указана в сумме 593 461 руб., при этом в разделе 4 указанной Справки в столбце «Сумма поступивших на счет денежных средств в 2015 году» указана сумма 1 526 408 руб. (том. 1 л.д. 243, 248).

В Справке представленной Лаврененковым О.С. в Комиссию в отношении своего несовершеннолетнего сына, в разделе 1 в строке «доход за отчетный период 2015 год» сумма дохода отсутствует, при этом в разделе 4 указанной Справки в столбце «Сумма поступивших на счет денежных средств в 2015 году» указаны денежные средства на общую сумму 114 500 руб. (том. 1 л.д. 219, 224).

При указанных обстоятельствах учитывая, что сведения представленные Лаврененковым О.С. в Справках имеют явные противоречия, при отказе Лаврененкова О.С. предоставить Комиссии по факту указанных противоречий, суд приходит к выводу, что Комиссия приняла обоснованное решение в рамках своей компетенции предусмотренной п. 4.15 Положения о Комиссии.

Доводы Лаврененкова О.С. о том, что для него как депутата Волховского муниципального района Ленинградской области, исполняющего свои депутатские обязанности на непостоянной основе, без получения за их исполнение денежного вознаграждения, законодательством предусмотрена лишь обязанность своевременного предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своей семьи, и действующим законодательством не предусмотрена обязанность предоставлять какие-либо объяснения Комиссии по представленным им сведения в Справках, основанными на неверном толковании закона и противоречат смыслу законодательства о противодействии коррупции и Положение о Комиссии.

Так же необоснованны доводы административного истца о том, что он не был уведомлен о проведении заседания Комиссии, в связи с чем не смог обосновать свою позицию, поскольку они противоречат имеющимся в деле письменным «пояснениям», направленным Лаврененковым О.С. 13.02.2017 и 15.02.2015 в Комиссию с отказом предоставления документов, объясняющих сведения указанные в Справках (том. 1 л.д. 173,174).

Доводы административного истца о незаконности передачи Комиссией оспариваемого протокольного решения на рассмотрение Совета депутатов района, в день его принятия, в связи с чем он был лишен права его обжалования, суд находит необоснованными, и несоответствующими действительности, поскольку такого права Лаврененков О.С. не лишен, о чем свидетельствует настоящее административное дело.

То обстоятельство, что Комиссией в нарушение п. 4.13 Положения о Комиссии выписка из решения Комиссии не была направлена в адрес Лаврененков О.С. в трехдневный срок, само по себе не может являться основанием для признания оспариваемого решения Комиссии незаконным. При этом суд учитывает, что о принятом решении Комиссии Лаврененков О.С. узнал в день его вынесения, когда оно было оглашено на Совете депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, где присутствовал Лаврененков О.С., и где ему было предложено представить объяснения по факту указанных им в Справках сведений (том. 1 л.д.175-185).

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств по делу, оценив представленные доказательства, суд, руководствуясь нормами ст. 84 КАС РФ, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Лавриненковым О.С. требований.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Лавриненкова О.С. к Совету депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области и Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области при Совете депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области о признании полностью незаконным, ввиду несоответствия законодательству Российской Федерации и как нарушающее права и интересы, протокольного решения (протокол) от 16.02.2017 заседания № ****** Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности Волховского муниципального района Ленинградской области при Совете депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области и обязании устранить проистекающие из принятого решения нарушения прав и законных интересов истца, с обращением решения к немедленному исполнению – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья – подпись

Мотивированное решение суда составлено 25 октября 2017 года.

Судья – подпись