Дело №2а-138/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Нижний Ломов 12 апреля 2016 года
Нижнеломовский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Мырсиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Матюха О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Силкиной Г.Н. к администрации Нижнеломовского района Пензенской области о признании незаконным решения (заключения) Межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района Пензенской области от 03 декабря 2015 года и возложении обязанности по повторному рассмотрению заявления о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
Установил:
Силкина Г.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района Пензенской области, оформленного в виде заключения от 03 декабря 2015 года, и возложении обязанности по повторному рассмотрению заявления о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, указав, что она проживает в квартире № по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Силкина Г.Н. вместе с другими жителями обратились в администрацию Атмисского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области с заявлением о признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу. К данному заявлению была приложена копия акта экспертного исследования указанного дома № от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ от администрации Атмисского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области был получен ответ, в котором сообщалось, что главе администрации Нижнеломовского района направлено обращение о выделении межведомственной комиссии для признания дома <адрес> аварийным, поскольку Межведомственная жилищная комиссия создана при администрации Нижнеломовского района Пензенской области на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ№. В ДД.ММ.ГГГГ в адрес Силкиной Г.Н. поступил ответ администрации Нижнеломовского района Пензенской области, в котором сообщалось об отсутствии оснований считать жилой дом по вышеуказанному адресу аварийным и непригодным для проживания. Решением Нижнеломовского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ решение Межведомственной жилищной комиссии, оформленное в виде протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, принятое в отношении многоквартирного дома <адрес>, признано незаконным и на комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Силкиной Г.Н. от ДД.ММ.ГГГГ. 29 мая 2015 года Межведомственной жилищной комиссией принято решение в виде заключения о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки. Решением Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 20 августа 2015 года решение Межведомственной жилищной комиссии от 29 мая 2015 года признано незаконным, и на комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Силкиной Г.Н. от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство № по исполнительному листу, выданному на основании решения Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 20 августа 2015 года. ДД.ММ.ГГГГ Силкиной Г.Н. при ознакомлении с материалами исполнительного производства стало известно о том, что на заседании Межведомственной жилищной комиссии 20 октября 2015 года отменено заключение Комиссии от 29 мая 2015 года, и дополнительно судебному приставу-исполнителю сообщено, что в течение 30 дней заявление Силкиной Г.Н. будет повторно рассмотрено. 21 января 2016 года Силкина Г.Н. получила по почте заключение межведомственной жилищной комиссии от 03 декабря 2015 года о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для постоянного проживания. Однако Силкина Г.Н. считает принятое 03 декабря 2015 года решение Межведомственной жилищной комиссии является незаконным, поскольку оспариваемое заключение не соответствует Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, как по процедуре принятия решения, так и по содержанию. Силкиной Г.Н. было подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ с приложенным к нему актом экспертного исследования дома № от ДД.ММ.ГГГГ. Других документов в Межведомственную жилищную комиссию она не предоставляла, в связи с чем, ей непонятно, каким-образом на рассмотрение комиссии её заявления поступили другие (указанные в заключении) документы, в частности, техническое заключение ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и акт экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «<данные изъяты>». Данный факт указывает на нарушение порядка признания помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, полагает, что делая вывод о необходимости капитального ремонта, члены комиссии не указали мотивов, по которым они пришли к данным выводам, тогда как в силу Положения…, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, решение комиссии должно быть мотивированным. Указанное нарушение, по мнению Силкиной Г.Н., является существенным, так как с учётом правового регулирования, предполагающего, что вопрос о признании дома аварийным правомочна решать только Межведомственная жилищная комиссия, немотивированное, следовательно, произвольное решение комиссии означает неопределённость регулирования рассматриваемых правоотношений. Таким образом, истец полагает, что решение (заключение от 03 декабря 2015 года) принято Межведомственной жилищной комиссией при администрации Нижнеломовского района Пензенской области с существенными нарушениями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Данное решение нарушает права и законные интересы истца, так как создаёт угрозу жизни и здоровью, а также влияет на безопасность её проживания в вышеназванном доме. Просит признать незаконным решение Межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района Пензенской области, оформленное в виде заключения от 03 декабря 2015 года, возложить на Межведомственную жилищную комиссию при администрации Нижнеломовского района Пензенской области обязанность повторно рассмотреть заявление о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В судебное заседание административный истец Силкина Г.Н. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, представила в суд заявление, в котором просила о рассмотрении дела в её отсутствие с участием её представителя - Власовой С.В.
Представитель заявителя Власова С.В., имеющая высшее юридическое образование, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, считая оспариваемое заключение Межведомственной комиссии незаконным, заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просила признать решение Межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района Пензенской области, оформленное в виде заключения от 03 декабря 2015 года, обязав административного ответчика повторно рассмотреть заявление Силкиной Г.Н. о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, и принять новое решение в соответствии с действующим законодательством. Дополнительно пояснила, что в нарушении требований Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» Межведомственной жилищной комиссией была нарушена процедура принятия решения по заявлению Силкиной Г.Н. При обращении в администрацию Атмисского сельсовета её доверительница к заявлению о признании дома аварийным приложила только экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, тогда как в заключении комиссии от 03 декабря 2015 года указаны иные (дополнительные) документы, которые не понятно каким образом и кем были представлены в Межведомственную жилищную комиссию. Тем самым ответчиком была нарушена процедура поступления документов Межведомственную жилищную комиссию, то есть нарушен п. 44 указанного Положения. Кроме того, к работе Межведомственной жилищной комиссии не были привлечены с правом совещательного голоса собственник жилых помещений многоквартирного дома <адрес> либо уполномоченные им лица, а также наниматель жилого помещения Силкина Г.Н. Вынесенное заключение Межведомственной жилищной комиссии от 03 декабря 2015 года не содержит обоснование принятого комиссией заключения. Более того, в силу абз. 2 п. 49 указанного Положения указанное заключение должно дублироваться заключением, которое в данном случае выносится администрацией Атмисского сельсовета Нижнеломовского района, которое наделено таким правом и не передавало это право администрации Нижнеломовского района. Однако решение (распоряжение) о дальнейшем использовании жилого помещения администрацией Атмисского сельсовета вынесено не было. Также Комиссией нарушен срок рассмотрения заявления Силкиной Г.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, в частности заключение вынесено 03 декабря 2015 года, тогда как решением Нижнеломовского районного суда от 20 августа 2015 года на ответчика возлагалась обязанность по повторному рассмотрению заявления Силкиной Г.Н. в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу. Данное решение суда вступило в законную силу 25 сентября 2015 года, но в добровольном порядке в установленный 30 дней срок со дня вступления решения суда в законную силу оно исполнено не было, ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство и только 03 декабря 2015 года, как было указано было вынесено заключение. Копия заключения от 03 декабря 2015 года была направлена Силкиной Г.Н. только 21 января 2016 года, что также свидетельствует о нарушении административным ответчиком срока направления экземпляра заключения заявителю, который установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47. Допущенные административным ответчиком нарушения свидетельствуют о нарушении прав Силкиной Г.Н., создают угрозу жизни и здоровью её доверительницы, влияют на безопасность её проживания в многоквартирном доме.
Представитель административного ответчика администрации Нижнеломовского района Пензенской области в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, одновременно указав, что в силу ст. 46 КАС РФ исковые требования признаёт в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица администрации Атмисского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя Силкиной Г.Н., представителей административного ответчика администрации Нижнеломовского района Пензенской области, заинтересованного лица администрации Атмисского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области.
Выслушав объяснения представителя административного истца Власовой С.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч. 5).
Согласно ч. 1 ст. 157 КАС РФ заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Жилищный кодекс РФ предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (ст. 2 ЖК РФ).
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (ст. 10 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее Положение), согласно п. 7 которого уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данным Положением.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодатель относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить своё особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Пунктами 33 и 34 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Нижнеломовского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждён состав Межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района, утверждено Положение о межведомственной жилищной комиссии (л.д. 16-49).
Согласно п. 3 указанного Положения к полномочиям комиссии относится: сбор документов от собственников жилых помещений, их регистрация и принятие решений о проведении обследования этих помещений, на основании заявлений собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по отнесённым к их компетенции вопросам. Комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признаёт жилое помещение пригодными или непригодным для проживания, а так же признаёт многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу;
при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным законодательством требованиям комиссия проверяет его фактическое состояние, дает оценку степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации жильцов в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, параметров микроклимата помещения и его месторасположения;
составление акта обследования помещения и составление комиссией на основании указанных в акте данных - заключения о признании жилого помещения соответствующим или не соответствующим установленным законодательством РФ требованиям и пригодным либо непригодным для проживания и признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; иные полномочия, способствующие выполнению Комиссией поставленных перед ней задача.
Согласно п. 4 Положения комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, принимаемым на заседании Комиссии и утверждённым его председателем. Заседание комиссии проводится на основании плана работы, но не реже одного раза в квартал либо при возникновении необходимости экстренного рассмотрения вопросов, относящихся к её компетенции. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало из числа присутствующих на заседании членов комиссии не менее 50%. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим.
Согласно п. 5 Положения при необходимости для участия в заседаниях комиссии по решению её председателя могут приглашаться представители органов местного самоуправления муниципальных образований для обсуждения или решения касающихся их вопросов либо с целью получения от них, доведения до них нужной информации.
При этом, такая комиссия при администрации Атмисского сельсовета Нижнеломовского района не создавалась.
В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Атмисского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области и администрацией Нижнеломовского района Пензенской области заключено соглашение, согласно которому администрация Атмисского сельсовета передала администрации Нижнеломовского района часть полномочий в сфере обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, осуществления муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, а именно: рассмотрение вопросов в отношении обследования жилых помещений, по оценке соответствия этих помещений установленным действующим законодательством РФ требованиям, по принятию решения о признании этих помещений пригодными либо непригодными для проживания граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области, а также муниципальными правовыми актами Атмисского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, администрация Нижнеломовского района Пензенской области приняла данные полномочия путём вынесения решения о принятии части полномочий (л.д. 56-58).
Аналогичные соглашения были заключены в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92-96, 102-106, 117, 118-120).
Постановлением администрации Нижнеломовского района № от ДД.ММ.ГГГГ в постановление администрации Нижнеломовского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании Межведомственной жилищной комиссии» внесены изменения в состав Межведомственной жилищной комиссии» (л.д. 52-53).
Постановлением администрации Нижнеломовского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ в постановление администрации Нижнеломовского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании Межведомственной жилищной комиссии» были внесены изменения в части осуществления полномочий Комиссии во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований района, а также утвержден состав комиссии (л.д. 50-51).
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на территории Атмисского сельсовета Нижнеломовского района отнесено к компетенции Межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района Пензенской области.
Как следует из выписки из реестра объектов недвижимого имущества муниципального образования Атмисского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, <данные изъяты> квартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты> года ввода в эксплуатацию, площадью <данные изъяты> кв. метров, находится в муниципальной собственности администрации Атмисского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82).
Силкиной Г.Н. на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и администрацией Атмисского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, предоставлена квартира для проживания, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 13-16).
ДД.ММ.ГГГГ жильцы дома <адрес>, в числе которых была и заявитель Силкина Г.Н., обратились в администрацию Атмисского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области с заявлением о признании аварийным и подлежащим сносу дом <адрес> (л.д. 6).
К указанному заявлению жильцами дома был приложен акт экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный АНО «<данные изъяты>» по результатам визуального осмотра помещений и конструктивных элементов жилого дома, согласно которому физический износ жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>, на момент проведения экспертного осмотра, составляет 75% (л.д. 7-8, 121-131).
ДД.ММ.ГГГГ заявление Силкиной Г.Н. главой администрации Атмисского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области рассмотрено и письмом № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Атмисского сельсовета Нижнеломовского района направляет главе администрации Нижнеломовского района обращение Силкиной Г.Н. по признанию дома № по <адрес> аварийным с просьбой о выделении Межведомственной комиссии для принятия соответствующего решения (л.д. 98).
В этот же день администрация Атмисского сельсовета Нижнеломовского района сообщает Силкиной Г.Н. о том, что её заявление (обращение) направлено главе администрации Нижнеломовского района с просьбой о выделении Межведомственной комиссии для признания дома № по <адрес> аварийным (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ).
Письмом председателя Межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района от ДД.ММ.ГГГГ исх. № главе администрации Атмисского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области рекомендовано разработать и утвердить краткосрочный план реализации в с. Атмис Нижнеломовского района Пензенской области региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области на 2015 год и включить многоквартирный жилой дом <адрес> в данный план (л.д. 152).
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной жилищной комиссией при администрации Нижнеломовского района по результатам рассмотрения заявления главы администрации Атмисского сельсовета о несоответствии многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, требованиям, предъявленным к жилым помещениям, главе администрации Атмисского сельсовета рекомендовано разработать и утвердить краткосрочный план реализации в с. Атмис Нижнеломовского района Пензенской области региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области на 2015 год и включить многоквартирный жилой дом <адрес> в данный план.
Решением Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 01 апреля 2015 года решение Межведомственной жилищной комиссии, оформленное в виде протокола № от 20 октября 2014 года, признано незаконным и на комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принять решение в установленном законом порядке в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу (л.д. 28-35).
Указанное решение суда вступило в законную силу 06 мая 2015 года.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Постановлением администрации Атмисского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден краткосрочный план реализации в селе Атмис Нижнеломовского района Пензенской области региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области согласно приложению №1. Одновременно утверждён перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту и реестр многоквартирных жилых домом по видам ремонта (согласно приложению № 3) в 2015 году (л.д. 107-108).
Согласно приложению №1 краткосрочного плана утверждены виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома <адрес> в виде: ремонта крыши, ремонта фасада, реконструкции фундамента, ремонт внутридомовых инженерных систем, установка коллективных ПУ и УУ, итого на сумму <данные изъяты> рублей (л.д. 109).
В приложении №2 утверждён перечень домов, подлежащих капитальному ремонту, в число которых включен и дом <адрес>. Срок завершения работ по капитальному ремонту указанного дома определён ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 110).
Постановлением Правительства Пензенской области от 26 декабря 2014 года № 920-пП «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, на 2015 год» утверждён краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области на 2015 год. В перечень домов, подлежащих капитальному ремонту, по Атмисскому сельсовету Нижнеломовского района включен дом <адрес> (л.д. 133-136).
Указанное Постановление вступило в законную силу 01 января 2015 года.
Постановлением администрации Нижнеломовского района № от ДД.ММ.ГГГГ в постановление администрации Нижнеломовского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании Межведомственной жилищной комиссии» внесены изменения в состав Межведомственной жилищной комиссии».
Так, в состав комиссии вошли: ФИО1 - председатель комиссии; ФИО2- заместителя председателя комиссии; ФИО3 - секретарь комиссии; ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 - члены комиссии (л.д. 54-55).
Заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 29 мая 2015 года Межведомственной жилищной комиссии, утверждённой постановлением администрации Нижнеломовского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки.
Решением Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 20 августа 2015 года решение межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района Пензенской области, оформленное в виде заключения от 29 мая 2015 года, принятое в отношении многоквартирного дома <адрес>, признано незаконным и на комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и принять решение в установленном законом порядке в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу (л.д. 36-42).
Указанное решение суда вступило в законную силу 25 сентября 2015 года.
Как следует из материалов дела, в добровольном порядке требования решения Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 20 августа 2015 года, вступившего в законную силу 25 сентября 2015 года, в установленный срок (в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу) Межведомственной жилищной комиссией при администрации Нижнеломовского района Пензенской области исполнены не были, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Нижнеломовскому и Наровчатскому районам УФССП России по Пензенской области возбуждено исполнительное производство № в отношении должника Межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района Пензенской области (л.д. 178, 179).
Указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (п. 2 постановления).
Письмом председателя Межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района № от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель извещался о том, что 20 октября 2015 года Межведомственной жилищной комиссией проведено заседание, на котором отменено заключение комиссии от 29 мая 2015 года. Одновременно указано, что в соответствии с требованиями п. 46 Постановления Правительства РФ от 28 января 2001 года №47 (редакция от 25 марта 2015 года) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. Также указано, что о принятом Комиссией решении будет сообщено дополнительно. К указанному письму приложена копия протокола заседания Межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района Пензенской области № от 20 октября 2015 года (л.д. 167-169).
03 декабря 2015 года Межведомственной жилищной комиссией при администрации Нижнеломовского района Пензенской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, принято заключение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания (л.д. 9-10).
Между тем, заключение Межведомственной жилищной комиссией при администрации Нижнеломовского района Пензенской области от 03 декабря 2015 года нельзя признать законным исходя из следующего:
В силу абз. 5 п. 7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.
Однако в нарушении указанных требований Межведомственной жилищной комиссией была нарушена процедура поступления и рассмотрения заявления Силкиной Г.Н.
Так, к работе Межведомственной жилищной комиссии не был привлечён с правом совещательного голоса собственник жилых помещений многоквартирного дома <адрес>, то есть администрация Атмисского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области либо уполномоченное им лицо.
Какие-либо письменные данные, подтверждающие факт того, что администрация Атмисского сельсовета Нижнеломовского района была привлечена к работе в комиссии с правом совещательного голоса материалы административного дела не содержат, не были они оспорены и представителем ответчика.
Пунктом 44 указанного Постановления предусмотрено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению №1;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остаётся в деле, сформированном комиссией).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Силкина Г.Н. обратилась в администрацию Атмисского сельсовета с заявлением, приложив к нему только акт экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ. Заявление Силкиной Г.Н. от ДД.ММ.ГГГГ и данный акт экспертного исследования были переданы администрацией Атмисского сельсовета в администрацию Нижнеломовского района Пензенской области. Какие-либо иные документы истцом Силкиной Г.Н. в Межведомственную жилищную комиссию не передавались.
Из заключения Межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района Пензенской области от 03 декабря 2015 года усматривается, что на заседание комиссии были представлены документы: акт экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ; предварительное визуальное обследование жилого дома <адрес> (ООО «<адрес>» <данные изъяты>); копия технического паспорта по состоянию на <данные изъяты> год; справка МУП Нижнеломовского района «БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ; коллективное заявление жителей МКД <адрес>; заявление главы администрации Атмисского сельсовета; решение Нижнеломовского района Пензенской области от 20 августа 2015 года; информация с официального сайта Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области о проведении капитального ремонта многоквартирного дома <адрес>.
Между тем, каких-либо данных, свидетельствующих о том, каким образом Межведомственной жилищной комиссией был определён дополнительный перечень документов (определялся ли перечень дополнительных документов путём вынесения решения комиссии или составления протокола заседания комиссии, выносилось ли какое-то решение об истребовании дополнительных документов, направлялись ли запросы в различные инстанции для получения необходимых документов и.т.д.), необходимых для принятия решения по заявлению Силкиной Г.Н., материалы административного дела не содержат.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении административным ответчиком п. 44 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года.
Как указано выше, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).
Из содержания пункта 12 Методики определения физического износа гражданских зданий, утверждённой приказом по Министерству коммунального хозяйства РСФСР от 27 октября 1970 №404, следует, что при износе дома от 61 до 80 процентов его состояние оценивается как ветхое, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а несущих и весьма ветхое; ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь при проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента.
Из оспариваемого решения (заключения) и документов, послуживших основанием для его принятия о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, невозможно установить, каким образом Межведомственная жилищная комиссия пришла к такому выводу, при том, что согласно акту экспертного исследования АНО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, приложенного Силкиной Г.Н. к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, физический износ жилого дома <адрес> на момент проведения экспертного осмотра составлял 75%, что позволяет признать дом аварийным и подлежащим сносу.
Делая вывод о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, члены комиссии не указали мотивов, по которым они пришли к данным выводам, тогда как в силу вышеназванных законоположений решение Межведомственной жилищной комиссии должно быть мотивированным.
Указанное нарушение является существенным, так как с учётом правового регулирования, предполагающего, что вопрос о признании дома аварийным правомочна решать только Межведомственная жилищная комиссия, немотивированное, а, следовательно, произвольное решение Межведомственной жилищной комиссии означает неопределённость регулирования рассматриваемых правоотношений.
Тот факт, что на момент проведения заседания 03 декабря 2015 года в многоквартирном доме <адрес>, проводился капитальный ремонт, о чём ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт приёмки оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту и ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, свидетельствует лишь о необходимости в силу п. 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принятия Межведомственной жилищной комиссией решения о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения, поскольку на заседании комиссии имелись различные данные по степени износа указанного многоквартирного дома.
В соответствии с п. 46 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Как следует из материалов дела, оспариваемое заключение было вынесено 03 декабря 2015 года, тогда как срок для исполнения решения Нижнеломовского районного суда от 20 августа 2015 года, вступившего в силу 25 сентября 2015 года (о рассмотрении заявления Силкиной Г.Н. в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу) истёк 26 октября 2015 года (последний день 25 октября 2015 года являлся выходным днём).
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Межведомственной жилищной комиссией срока рассмотрения заявления Силкиной Г.Н., установленного решением Нижнеломовского районного суда от 20 августа 2015 года.
В силу п. 51 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, комиссия в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного п. 49 настоящего Положения, направляет в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая единый портал или региональный портал государственных и муниципальных услуг (при его наличии), по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома.
Как следует из материалов дела, оспариваемое заключение было направлено Силкиной Г.Н. письмом заместителя председателя Межведомственной жилищной комиссии № по почте ДД.ММ.ГГГГ и получено ею (истцом) 21 января 2016 года, что подтверждается штемпелем почтовой службы на конверте (л.д. 11-12, 176, 177).
Таким образом, Межведомственной жилищной комиссией нарушен срок направления заключения от 03 декабря 2015 года в адрес заявителя Силкиной Г.Н.
Более того, в протоколе заседания Межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района № от 03 декабря 2015 года, исследованный в ходе рассмотрения дела по существу, отражено, что заместителем комиссии указан ФИО9 (являющийся членом комиссии исходя из постановления администрации Нижнеломовского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ, которым внесены изменения в состав Межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района, утверждённой постановлением администрации Нижнеломовского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ), секретарь комиссии не указан, ФИО2 указана как член комиссии, в том время, как исходя из постановления администрации Нижнеломовского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГФИО2 является заместителем председателя комиссии.
Кроме того, в заключении Межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района от 03 декабря 2015 года в качестве присутствующих членов комиссии указан ФИО6 (но его подпись в заключении отсутствует), однако, в протоколе заседания Межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района № от 03 декабря 2015 года ФИО6 в качестве присутствующего члена комиссии не указан.
Каких-либо иных постановлений о внесении изменений в состав Межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района после ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком при рассмотрении дела по существу представлено не было.
Данное обстоятельство также свидетельствует о допущенных нарушениях требований действующего законодательства со стороны административного ответчика.
С учётом изложенного, а также то, что представитель административного ответчика согласился с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, суд считает, что имеются основания для приятия судом признания иска административным ответчиком, а, следовательно, требования Силкиной Г.Н. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Последствия вынесенного судом решения о признании решения межведомственной комиссии незаконным заключаются в том, что недействительное решение (заключение) рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, следовательно, у принявшего его органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения, если основания для этого сохраняются.
В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Согласно п. 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Таким образом, на Межведомственную жилищную комиссию следует возложить обязанность по повторному рассмотрению заявления Силкиной Г.Н. о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 46, ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Решил:
принять признание административного иска административным ответчиком администрацией Нижнеломовского района Пензенской области, удовлетворив требования Силкиной Г.Н..
Признать незаконным решение Межведомственной жилищной комиссии при администрации Нижнеломовского района Пензенской области, оформленное в виде заключения от 03 декабря 2015 года, принятое в отношении многоквартирного дома <адрес>.
Обязать Межведомственную жилищную комиссию при администрации Нижнеломовского района Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя Силкиной Г.Н. путём повторного рассмотрения заявления о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принять решение в установленном законом порядке в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Мырсина
Решение в окончательной форме принято 14 апреля 2016 года.
Судья О.А. Мырсина