ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-138/17 от 03.03.2017 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

Дело №2а-138/2017РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Бочаровой С.В.

при секретаре судебного заседания Петуховой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте пос. Воргашор,

03 марта 2017 года административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми к Корнюхину М. В. о взыскании задолженности по налогам, пени,

установил:

ИФНС России по г.Воркуте обратилась с административным иском, в обоснование которого указала, что Корнюхин М.В. в соответствии со ст.357 Налогового кодекса РФ является плательщиком транспортного налога. Как собственник транспортных средств, административный ответчик обязан был уплатить транспортный налог за 2014 год, однако свою обязанность не исполнил. В связи с этим в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ ему начислена пеня. На основании изложенного налоговый орган просит взыскать с Корнюхина М.В. недоимку по транспортному налогу за 2014 год в размере ******. и пени за несвоевременную уплату транспортного налога – ******.

Представитель налогового органа надлежащим образом извещённый о месте и времени судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Корнюхин М.В. участия в судебном заседании также не принимал.

В соответствии с ч.1 ст.140 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.

Частью 1 ст.96 КАС РФ установлено, что лица участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Административный ответчик - Корнюхин М.В. извещался судом о времени и месте судебного заседания по адресу регистрации по месту жительства: Адрес обезличен, однако судебная корреспонденция, направленная по указанном адресу, была возвращена в суд неполученной по причине истечения срока хранения.

Применительно к п.34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 №234, и ч.2 ст.100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует вышеназванное сообщение оператора почтовой связи, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», признается, что в силу положений ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

Таким образом, суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчика Корнюхина М.В. о месте и времени судебного разбирательства.

С учетом требований ч.2 ст.289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, поскольку их явка не признана судом обязательной.

Исследовав материалы дела, материалы дел Воркутинского городского суда №2-349/2015 и Северного судебного участка №2А-1928/2016 суд приходит к следующему.

В силу ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Согласно п.п.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статья 357 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

На основании п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, и пр., зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В силу п.1 ст.362 НК РФ (в ред. ФЗ от 20.10.2005 №131-ФЗ) сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Согласно п.2 ст.362 НК РФ (в ред. ФЗ от 20.10.2005 №131-ФЗ) сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. При этом налоговая база в отношении транспортных средств определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (п.1 ч.1 ст.359 НК РФ).

Статьей 363 (п.1) НК РФ (в ред. Федеральных законов от 20.10.2005 №131-ФЗ, от 27.07.2010 №229-ФЗФЗ) установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

В соответствии с п.2 ст.4 Закона Республики Коми от 26.11.2002г. №110-РЗ «О транспортном налоге» (в ред. Законов РК от 17.11.2010 №120-РЗ, от 01.12.2011 №123-РЗ) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Указанная норма в ред. Закона РК от 05.05.2014 №34-РЗ обязывает физических лиц уплачивать налог не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Из справки предоставленной Отделом ГИБДД ОМВД России по г.Воркуте от 26.01.2017 следует, что за Корнюхиным М. В. с ДД.ММ.ГГ. по настоящее время зарегистрировано транспортное средство ******, государственный регистрационный знак ******, с ДД.ММ.ГГ. по настоящее время – транспортное средство ******, государственный регистрационный знак ******.

Приведенные обстоятельства указывают на то, что Корнюхин М.В., являясь лицом, на которое в 2014 году были зарегистрированы транспортные средства, обязан был уплачивать транспортный налог за указанный период.

С учетом положений п.4 ст.57 НК РФ у налогоплательщика – физического лица обязанность уплачивать налоги возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Судом установлено, что 29.05.2015 ИФНС России по г.Воркуте направила Корнюхину М.В. налоговое уведомление , в котором исчислила для него транспортный налог за 2014 год в размере ****** в том числе: по автомобилю ******, государственный регистрационный знак ******, - ******. (242 * 75) из расчета налоговой базы 242 и налоговой ставки 75, по автомобилю ******, государственный регистрационный знак ******, - ******. (71,40 * 10 / 12 *8) из расчета налоговой базы 71,40, налоговой ставки 10 при 8 месяцах владения в 2014г. (с мая по декабрь), установив срок уплаты налога не позднее 01.10.2015.

Приведенные расчеты налогов являются арифметически верными и Корнюхиным М.В. не оспаривались.

На основании п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 16.11.2011 №321-ФЗ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В судебном заседании установлено, что Корнюхин М.В. своевременно уплату налогов не произвел.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

В силу п.1 ст.70 НК РФ (в ред. Федерального закона от 16.11.2011 №321-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.06.2012 №97-ФЗ) требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Из материалов дела следует, что налоговым органом в адрес административного ответчика 12.10.2015 направлено требование №19327 об уплате в срок до 18.12.2015 транспортного налога за 2014 год в размере ******., пени но нему – ******.

Указанное требование налогового органа Корнюхин М.В. также не исполнил.

Согласно п.1 ст.48 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 №162-ФЗ, от 23.07.2013 №248-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, …, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи.

На основании п.2 ст.48 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 №162-ФЗ, от 23.07.2013 №248-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Поскольку в требовании срок погашения недоимки по налогу был указан до 18.12.2015, то шестимесячный срок предъявления в суд заявления о взыскании недоимки на указанную сумму исчисляется с 18.12.2015.

Соответственно срок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки налога истекал 17.06.2016.

Однако 14.06.2016 ИФНС России по г.Воркуте обратилась к мировому судье Северного судебного участка с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Корнюхина М.В. транспортного налога и пени по нему на общую сумму ******., то есть обращение последовало в срок, установленный ч.2 ст.48 НК РФ.

16.06.2016 мировым судьей Северного судебного участка был вынесен судебный приказ №2а-1928/2016 о взыскании с Корнюхина М.В. в пользу ИФНС России по г.Воркуте налогов и пени на общую сумму ******.

В связи с принесенными 27.06.2016 Корнюхиным М.В. возражениями на судебный приказ определением мирового судьи Северного судебного участка от ДД.ММ.ГГ. данный приказ был отменен.

Из материалов дела следует, что ИФНС России по г.Воркуте данный административный иск направила в суд 09.01.2017, что подтверждается оттиском почтового штемпеля на конверте.

На основании ст.287 КАС РФ, абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Следовательно, срок предъявления настоящего административного иска истекал 09.01.2017 (с учетом нерабочих праздничных дней с 1 по 8 января 2017г.).

Обратившись с административным иском 09.01.2017, налоговый орган указанный срок не нарушил.

Судом установлено, что на день судебного разбирательства Корнюхин М.В. не исполнил обязанность по уплате задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере ******. (******. + ******.).

Учитывая, что сумма налога Корнюхину М.В. исчислена налоговым органом за 2014 год правомерно, имеется неуплаченная задолженность по нему, принимая во внимание своевременное предъявление административного иска, суд находит требование ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми о взыскании с административного ответчика транспортного налога в размере ******. основанным на законе и подлежащим удовлетворению.

Административным истцом также заявлено требование о взыскании с административного ответчика пени по неуплаченному транспортному налогу, рассчитанному на 05.10.2015 в размере ******.

Согласно п.1 ст.72 Налогового кодекса РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией.

В силу п.1 ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Административным истцом также заявлено требование о взыскании с административного ответчика пени по неуплаченному налогу на имущество физических лиц в размере ******.

В силу п.1 ст.72 Налогового кодекса РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией.

На основании п.1 ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пунктам 3, 4 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. При этом процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В силу ч.4 ст.289 КАС РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания санкций, возлагается на административного истца.

По доводам налогового органа Корнюхин М.В. обязан уплатить пени на сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере ******., в том числе: ******. на сумму ******. за 312 дней (с 24.11.2014 по 01.10.2015), ******. на сумму ******. за 4 дня (с 02.10.2015 по 05.10.2015).

В обоснование заявленного требования административный истец указал, что пени начислены Корнюхину М.В. с учетом имеющейся у него задолженности по транспортному налогу, взысканной судебными актами по делам №СП2-331/2015 от 03.02.2015 и №СП-608/2014 от 01.07.2014.

Согласно исследованному в судебном заседании делу Воркутинского городского суда №2-349/2015 в связи с отменой судебного приказа Индустриального судебного участка от 16.06.2014 №2-608/2014 о взыскании с Корнюхина М.В. транспортного налога за 2012г. и пени по нему, решением суда от 28.04.2015, вступившим в законную силу 29.05.2015, с Корнюхина М.В. взыскан транспортный налог за 2012 г. в размере ******., а также пени за несвоевременную уплату указанного налога за 16.11.2013 - ******.

Судом установлено, что судебный приказ №331/2015 от 03.02.2015, вынесенный мировым судьей Индустриального судебного участка г.Воркуты по заявлению ИФНС по г.Воркуте о взыскании с Корнюхина М.В. недоимки по транспортному налогу за 2013г. в размере ******. и пени по нему – 957,19руб., отменен определением мирового судьи Индустриального судебного участка г.Воркута от 15.04.2015 в связи с принесенными должником возражениями относительно его исполнения.

Таким образом, доказанным истцом основанием для начисления Корнюхину М.В. пени за просрочку уплаты транспортного налога является недоимка административного ответчика по указанному налогу за 2012г. и 2014г. на общую сумму ******. (******. + ******. = ******.).

Исходя из суммы недоимки, доказанной истцом, с Корнюхина М.В. подлежат взысканию пени в размере ****** в том числе:

- ******. из расчета 316 дней (с 24.11.2014 – даты начала исчисления пени налоговым органом по ДД.ММ.ГГ. – дату определенную налоговым органом в требовании и расчете) * ******. (сумма налога за 2012г.) * 0,0275%;

- ******. из расчета 4 дня (с 02.10.2015 – дня, следующего за установленной датой уплаты налога за 2014г. по 05.10.2015 – дату определенную налоговым органом в требовании и расчете) * ******. (сумма налога за 2014 год) * 0,0275%.

В силу п.2 ст.290 КАС РФ при удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда должно быть указано место жительства лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность.

Поскольку регистрация Корнюхина М.В. по месту жительства подтверждена справкой отдела по вопросам миграции ОМВД России по Адрес обезличен, то в резолютивной части решения следует указать его адрес: Адрес обезличен.

В соответствии со ст.ст.103, 114 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ, ст.ст.61.1, 61.2 БК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере ******. (4% от общей суммы удовлетворенных требований ******. (******. + ******.)).

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ,

решил:

Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми к Корнюхину М. В. о взыскании задолженности по налогам, пени удовлетворить частично.

Взыскать с Корнюхина М. В., зарегистрированного по адресу: Адрес обезличен, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми транспортный налог за 2014 год в размере ******.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2012г. за период с 24.11.2014 по 05.10.2015 - ******, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014г. за период с 02.10.2015 по 05.10.2015 – ******., а всего ****** (******) руб. 11 коп.

Взыскать с Корнюхина М. В. государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере ****** (******) руб. 40 коп.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца.

Судья С.В. Бочарова