Дело № 2а-138/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2017 года г. Хабаровск
Хабаровский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Брыкина А.Ю., при секретаре Романовой Ю.И., с участием представителя административного истца ФИО1, представителей административного ответчика ФИО2 и ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда административное дело по заявлению командира войсковой части № об оспаривании акта встречной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности Межрегионального Управления контрольно-финансовой инспекции МО РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Командир войсковой части № обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными выводы ревизионной комиссии, изложенные в акте от ДД.ММ.ГГГГ№, о необоснованном расходовании бюджетных средств в сумме 376 201 рубль 80 копеек, выплаченных военнослужащим, уволенным с военной службы по призыву, в качестве продовольственно-путевых денег. По мнению истца, эти выводы не основаны на требованиях действующего законодательства, закрепленных в ст. 14 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, которые обязывают органы военного управления обеспечивать военнослужащих продовольствием, в том числе в форме выплаты им денежных средств на питание. Приказы об обеспечении военнослужащих продовольственно-путевыми деньгами издавались во исполнение данных нормативных правовых актов, а также указаний командующего войсками Восточного военного округа и начальника продовольственной службы, в связи с чем эти выплаты не могут расцениваться как неправомерные и образовывать ущерб, подлежащий возмещению.
В ходе слушания дела представитель истца ФИО1 требования об исключении из акта ревизии сведений о причинении выплатами продовольственно-путевых денег ущерба поддержал и в обоснование их привел доводы, которые по существу аналогичны тем, что изложены в заявлении.
Представители ответчика ФИО2 и ФИО3, не соглашаясь с заявленными требованиями, пояснили, что проверка финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части № проведена в установленном законом порядке и уполномоченным на то органом, который выявил ряд нарушений в сфере расходования бюджетных средств и внес предложения по их устранению. В частности, ревизия показала, что командиром воинской части принимались неправомерные решения о выделении лицам, утратившим статус военнослужащих, продовольственно-путевых денег, в то время как подобные выплаты предусмотрены только для действующих военнослужащих. Граждане, уволенные из рядов Вооруженных Сил РФ по окончании срока службы по призыву, при следовании к месту жительства в соответствии с Постановлением Правительства № 946 снабжаются питанием. В связи с этим оспариваемые выводы акта ревизии, на взгляд представителей ответчика, являются правильными, а требования истца – необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Исследовав представленные участвующими в деле лицами доказательства, оценив их доводы, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и о необходимости их удовлетворения.
В соответствии ст. 4 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся коллегиальные, единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав, на лицо незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 218 КАС РФ).
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда РФ в п. 61 постановления от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий органов, организаций, наделенных публичными полномочиями, суд оценивает только те выводы, которые положены в основу оспариваемых решений или действий. Суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия.
Как усматривается из акта контрольного мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ года № № выводы ревизионной группы о неправомерном расходовании денежных средств основаны на том, что выплата продовольственно-путевых денег производилась командиром воинской части лицам, уволенным с военной службы и утратившим статус военнослужащих. Поскольку для такой категории граждан выплата денежных средств на эти цели законом не предусмотрена, в акт внесено предложение об издании командиром воинской части приказа о наличии ущерба на сумму 376 201 рубль 80 копеек и о принятии мер к его возмещению виновными лицами.
Вместе с тем с указанными выше выводами ревизионной группы суд не может согласиться по следующим причинам.
Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 37, 71 и 114, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Статьей 3 ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав и гарантий, в том числе права на обеспечение в период прохождения службы положенными видами довольствия. Этой же нормой предусмотрено, что при осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных названным Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 14 Закона военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на продовольственное обеспечение, которое может осуществляться в форме выплаты продовольственно-путевых денег на время нахождения в пути следования.
Аналогичные положения закреплены в пп. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 г. N 946 (в том числе и в редакции, действовавшей в период, относящийся к обстоятельствам дела).
Статьей 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», установлено, что началом военной службы для граждан, призванных на нее, считается день присвоения им воинского звания рядового, а окончанием – дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы (п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы).
В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением.
Как следует из приказов командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ марта №№ № от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года №№ № решения о выплате продовольственно-путевых денег принимались указанным должностным лицом в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Из этих же приказов видно, что командир воинской части фактически во исполнение требований п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы предписывал обеспечить военнослужащих продовольствием в форме выплаты денежных средств на день исключения их из списков личного состава воинской части.
При таких данных следует прийти к выводу о том, что заключение ревизионной группы о неправомерном расходовании денежных средств, основанное на данных о выплате командиром воинской части продовольственно-путевых денег лицам, утратившим статус военнослужащих, является ошибочным.
Проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и изложенные выше правовые нормы, суд считает, что выводы о неправомерном расходе денежных средств в результате выплаты военнослужащим по призыву, уволенным с военной службы, продовольственно-путевых денег подлежат исключению из акта ревизии от ДД.ММ.ГГГГ№ как необоснованные.
Принимая во внимание, что Межрегиональное управления Контрольно-финансовой инспекции МО РФ согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № № было переименовано, суд полагает необходимым обязанность по принятию решения об исключении указанных выше выводов из акта ревизии возложить на руководителя Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ВВО).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление командира войсковой части № об оспаривании акта встречной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности Межрегионального Управления контрольно-финансовой инспекции МО РФ - удовлетворить.
Признать незаконным решение ревизионной группы о внесении в акт встречной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности Межрегионального Управления контрольно-финансовой инспекции МО РФ № № от ДД.ММ.ГГГГ года сведений, указывающих на неправомерный расход денежных средств в результате выплаты военнослужащим по призыву, уволенным с военной службы, продовольственно-путевых денег.
Обязать начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по Восточному военному округу) в установленном законом порядке принять решение об исключении из акта встречной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ года ДД.ММ.ГГГГ сведений о неправомерном (незаконном) расходе денежных средств в результате выплаты военнослужащим по призыву, уволенным с военной службы продовольственно-путевых денег на путь следования до военного комиссариата по месту жительства в сумме 376 201 рубль 80 копеек.
Решение суда подлежит исполнению в течение 10 рабочих дней со дня его вступления в законную силу. Об исполнении решения надлежит сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Хабаровский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 27 июня 2017 года.
Судья Хабаровского гарнизонного военного суда А.Ю. Брыкин