ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-138/18 от 08.11.2018 Краснознаменского районного суда (Калининградская область)

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Краснознаменский районный суд Калининградской области в составе

председательствующего судьи Мальковской Г.А., с участием

представителя административного истца – Перепочаева Андрея Борисовича, действующего по доверенности от 07.11.2018, имеющего высшее юридическое образование,

представителя административного ответчика – Панкстьянова Сергея Владимировича, действующего по доверенности от 11.10.2018 г., имеющего высшее юридическое образование,

при секретаре Андросовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Знамцева Дмитрия Александровича к администрации МО «Краснознаменский городской округ» об отмене постановления администрации МО «Краснознаменский городской округ» от 17 сентября 2018 года № 589,

У С Т А Н О В И Л:

Знамцев Д.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил отменить постановление администрации МО «Краснознаменский городской округ» Калининградской области от 17 сентября 2018 г. за № 586 - «Об отмене пункта 2 Постановления администрации МО «Краснознаменский городской округ» от 06 марта 2017 года № 112 и «Об отмене пункта 2 постановления администрации МО «Краснознаменский городской округ» от 22 июня 2017 года № 345.

В обоснование заявленных требований указал, что является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 38,8 кв. м, предоставленного ответчиком по договору социального найма от 23 июня 2017 г. за которое распределено ему, как состоявшему на учете нуждающихся в жилье с 06 марта 2017 года, в общей очереди, под №155.. После осмотра предоставленного жилого помещения истом выяснилось, что проживание в предоставленном помещении невозможно по причине несоответствия жилья санитарно-гигиеническим нормам и правилам, в связи с чем истец обратился с заявлением в адрес главы администрации, а так же в прокуратуру Краснознаменского района. 24 августа 2017 г. из ответа администрации МО «Краснознаменский городской округ» №1634 следует о составлении сметы и определении стоимости работ, после чего жилое помещение будет включено в очередь на проведение ремонтных работ. 24 октября 2017 г. прокуратурой Краснознаменского района Калининградской области в связи с выявленными нарушениями жилищного законодательства в адрес главы администрации МО «Краснознаменский городской округ» внесено представление за № 289ж/2017 об устранении нарушений жилищного законодательства. 22 ноября 2017 г. администрация МО «Краснознаменский городской округ» в ответе указала о необходимости для проведение ремонта денежных средств в сумме 135 214 рублей, вопрос выделения средств на ремонт вышеуказанного жилого помещения будет рассмотрен при формировании бюджета на 2018 год.

17 сентября 2018 г. ответчиком вынесено постановление № 589 об отмене постановлений о постановке истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении Знамцеву Д.Л. на условиях социального найма муниципального жилого помещения по адресу: <адрес>, поскольку отсутствуют сведения о признании Знамцева Д.А. малоимущим гражданином, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Полагает, что ответчик, принимая указанное постановление от 17 сентября 2018 года за № 589, проигнорировал предложение комиссии по жилищным вопросам при администрации МО «Краснознаменский городской округ», Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положения ст. 45 п. 8 Устава № 85 от 24.11.2015 года МО «Краснознаменский городской округ», а также ч.2 ст. 66 Жилищного кодекса РФ. Полагает, что оспариваемые действия администрации МО «Краснознаменский городской округ» не соответствуют действующему законодательству РФ, при этом ранее ответчик признавал нарушение условий ЖК РФ и договора социального найма, в связи с чем была составлена смета №1 (без даты), утвержденная главой администрации на сумму 135 274 руб. на проведение ремонтных работ в спорном жилом помещении.

В связи с тем, что административный истец Знамцев Д.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, суд полагает в соответствии с п.2 ст. 289 КАС РФ рассмотреть административный иск без участия административного истца.

Представитель административного истца по доверенности Перепочаев А.Б. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал по доводам, изложенным в иске, указав, что оспариваемое постановление нарушает права Знамцева Д.А., административный ответчик лишил Знамцева Д.А. жилья, злоупотребив своими служебными полномочиями принимая данное постановление, которое не соответствует Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также положениям Устава МО «Краснознаменский городской округ».

В судебном заседании представитель административного ответчика Панкстьянов С.В. исковые требования не признал и пояснил, что при рассмотрении гражданского дела по иску Знамцева Д.А. к администрации МО « Краснознаменский городской округ» о предоставлении жилого помещения выяснилось, что Знамцев Д.А. не имел права состоять на учете нуждающихся ни в общей очереди, ни в льготной поскольку не признавался малоимущим, поставлен на очередь и состоял на очереди № 157, ему предоставлено жилье вне очереди незаконно, в связи с чем ответчик по данному делу -администрация признал и исправил свою ошибку, и постановлением врио главы администрации № 589 от 17 сентября 2018 г. отменил соответствующие постановления № 112 от 06 марта 2017 г. и № 345 от 22 июня 2017 г. в части постановки истца на учет и в части предоставления ему жилого помещения по договору соц.найма, при этом действовал в соответствии с предоставленными ему Уставом полномочиями и имел право отменить принятое незаконно оспариваемое постановление предыдущего главы администрации поскольку действовал на правах единоначалия, просил отказать в удовлетворении административных исковых требований и по тем основаниям, что административным истцом не указано какие конкретно требования законодательства административным ответчиком были нарушены.

Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление ; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из смысла статей 218, 226 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Судом установлено, что Знамцев Д.А. поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, состав семьи 1 человек, на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, что свидетельствует из п.2 постановления администрации МО «Краснознаменский городской округ» №112 от 06 марта 2017 г.

16 июня 2017 г. Знамцев Д.А. обратился в администрацию МО «Краснознаменский городской округ» с заявлением, в котором указал, что состоит на очереди жилья, просил распределить ему <адрес> по адресу: <адрес> (л.д. 50).

Постановлением администрации МО «Краснознаменский городской округ» №345 от 22 июня 2017 г. ( пункт 2) Знамцеву Д.А. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 38,8 кв.м. при условии ремонта помещения за счет нанимателя.

23 июня 2017 г. между администрацией МО «Краснознаменский городской округ» и Знамцевым Д.А. заключен договор социального найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Постановлением врио главы администрации МО «Краснознаменский городской округ» №589 от 17 сентября 2018 года отменен п. 2 постановления администрации МО «Краснознаменский городской округ» №112 от 06 марта 2017 года «О постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», и отменен п.2 постановления администрации МО «Краснознаменский городской округ» № 345 от 22 июня 2017 года «О предоставлении жилых помещений по договорам социального найма», которые оспаривает административный истец.

Принимая данное решение врио главы администрации МО «Краснознаменский городской округ» исходил из отсутствия сведений о признании Знамцева Д.А. малоимущим гражданином, признанным по установленным Жилищного Кодекса РФ основаниям нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, руководствуясь в том числе Уставом МО «Краснознаменский городской округ».

Установив указанные обстоятельства, администрацией МО «Краснознаменский городской округ» было вынесено постановление врио главы администрации МО «Краснознаменский городской округ» №589 от 17 сентября 2018 года на основании которого отменен п. 2 постановления администрации МО «Краснознаменский городской округ» №112 от 06 марта 2017 года «О постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», и отменен п. 2 постановления администрации МО «Краснознаменский городской округ» №345 от 22 июня 2017 года «О предоставлении жилых помещений по договорам социального найма».

Частью 2 ст. 49 ЖК РФ установлено, что малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Порядок признания граждан малоимущими в целях определения нуждаемости в жилье в Калининградской области на основании пункта 2 части 1 статьи 14 ЖК РФ определен Законом Калининградской области от 29.06.2005 № 617 «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма », который действовал на дату постановки Знамцева Д.А. на учет и предоставления жилья.

Требования ч.2 ст. 49 ЖК РФ относят решение вопросов признания граждан малоимущими к компетенции органов местного самоуправления, которые в соответствии с перечисленными выше нормативными актами должны оценивать с учетом сведений как о доходах, так и имуществе, имеющихся у таких граждан, их

имущественное положение.

Судом установлено, что Знамцев Д.А., вопреки указанным выше правовым нормам, малоимущим в установленном законом порядке не признавался, соответствующих документов в администрацию МО «Краснознаменский городской округ» не предоставлял, что следует, в том числе, из приложения документов к его заявлению, адресованное ответчику, о постановке на очередь нуждающихся в жилье.

Таким образом, оценка его имущественного положения в целях реализации жилищных прав в соответствии с установленным перечисленными положениями порядком компетентными органами не давалась.

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснял, что постановка на учет Знамцева Д.А. нуждающихся в жилье и внеочередное распределение ему спорного жилья являлось незаконным и ошибкой администрации МО «Краснознаменский городской округ», жилье было предоставлено без учета и оценки имущественного положения истца, которую администрация исправила путем отмены соответствующих постановлений в части, касающихся Знамцева Д.А.

Из п. 8 ст. 45 Устава администрации МО «Краснознаменский городской округ» следует, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу (Основному Закону) Калининградской области, иным законам и нормативным правовым актам Калининградской области, настоящему Уставу.

Так, согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из содержания данной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.

Таким образом, врио главы администрации МО «Краснознаменский городской округ» вправе был вынести постановление об отмене собственного постановления, вынесенного его предшественником в 2017 году, установив его незаконность, при этом действовал в пределах своих полномочий согласно ст.35 Устава МО «Краснознаменский городской округ», утвержденного решением Краснознаменского районного Совета депутатов № 85 от 24 ноября 2015 г.

В судебном заседании каких-либо доводов в обоснование своих требований представителем административного истца не приведено, его позиция сводилась о проверке судом законности принятия оспариваемого постановления.

Вопрос о предоставлении Знамцеву Д.А. жилья был предметом рассмотрения в суде в порядке гражданского судопроизводства по гражданскому делу по иску Знамцева Дмитрия Александровича к администрации МО «Краснознаменский городской округ» о предоставлении другого жилого помещения по договору социального найма вне очереди с соблюдением санитарно-гигиенических норм, взыскании компенсации морального вреда, в удовлетворении исковых требованиях которому решением Краснознаменского районного суда Калининградской области от 05 октября 2018 г. было отказано.

Согласно п.2 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что постановление врио главы администрации МО «Краснознаменский городской округ» №589 от 17 сентября 2018 года, является законным и обоснованным, принято уполномоченным органом (должностным лицом) в соответствии с требованиями действующего Жилищного Кодекса РФ, ст.35, п.8 ст. 45 Устава администрации МО «Краснознаменский городской округ» Калининградской области.

С учетом изложенного, заявленные административным истцом требования, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Знамцева Дмитрия Александровича к администрации МО «Краснознаменский городской округ» об отмене постановления администрации МО «Краснознаменский городской округ» от 17 сентября 2018 года № 589 «Об отмене пункта 2 постановления администрации муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 06 марта 2017 года № 112 « О постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», и пункта 2 постановления администрации муниципального образования « Краснознаменский городской округ» от 22 июня 2017 года № 345 «О предоставлении жилых помещений по договорам социального найма»- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Краснознаменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 09 ноября 2018 года.

Судья Г.А. Мальковская