Дело № 2а-138/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2019 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Айринг Е.Г.,
при секретаре Деренг К.А.,
с участием:
представителя административного истца Суховеевой Д.А.,
представителя административного ответчика Ведровой Т.А.,
представителя заинтересованного лица Туленковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Томского района Томской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Томского района Томской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности предоставить сведения в орган государственного кадастрового учета,
установил:
Прокурор Томского района Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Томского района Томской области о признании незаконным бездействия, выраженного в непредставлении соответствующих документов в орган государственного кадастрового учета, содержащих сведения о границах особо охраняемой природной территории местного значения , образованной решением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Положения «Об особо охраняемой природной территории местного значения «Кедровый экологический парк», сведений об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения , образованной решением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Положения «Об особо охраняемой природной территории местного значения в «Лесопарковая зона» для постановки на государственный кадастровый учет и обязании предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах особо охраняемой природной территории местного значения Кедровый экологический парк, образованной решением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Положения «Об особо охраняемой природной территории местного значения «Кедровый экологический парк», сведений об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения Лесопарковая зона, образованной решением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Положения «Об особо охраняемой природной территории местного значения в «Лесопарковая зона», для постановки на государственный кадастровый учет, мотивируя свои требования следующим.
Прокуратурой проведена проверка в сфере соблюдения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях и выявлены основания для прокурорского реагирования. В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (далее по тексту ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.
Так, Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение «Об особо охраняемой природной территории местного значения и решением от ДД.ММ.ГГГГ№ Положение «Об особо охраняемой природной территории местного значения в тем самым на территории Томского района созданы ООПТ местного значения – . Из ч.ч. 4, 6 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что границы ООПТ имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер, присваиваемый органом регистрации прав и обязательный для использования в государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 218-ФЗ описание местоположения границ ООПТ подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) в составе реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий. Обязанность направления в орган регистрации прав документов, содержащихся в них сведений) об установлении границ ООПТ пунктом 10 части 1 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления, принявшие соответствующие решения об установлении границ ООПТ. Аналогичная обязанность закреплена пунктом 15 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,313, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области ООПТ местного значения Кедровый экологический парк и Лесопарковая зона внесены в Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий областного и местного значения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являются действующими ООПТ местного значения (письмо Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской (области от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно п. 2.1 Положения об Экопарке, п. 2.1 Положения о Лесопарке целью создания ООПТ местного значения Кедровый экологический парк, Лесопарковая зона является сохранение природных ландшафтных комплексов, имеющих эстетическое, учебное, оздоровительное, спортивное, эколого-просветительское, рекреационное значение для местного населения. Для достижения указанной цели на территории Кедрового экологического парка, Лесопарковой зоны запрещена деятельность, ведущая к снижению экологических, эстетических и рекреационных качеств указанных ООПТ, в том числе запрещены распашка земель; рубка леса; предоставление земельных участков под застройку; устройство временных и постоянных хозяйственных построек; прокладка инженерных коммуникаций (линий электропередачи, трубопроводов, автодорог и др.); устройство палов; нахождение автотранспорта w тракторной техники, кроме целей обслуживания ООПТ; засорение отходами; устройство свалок; пастьба скота; геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых; промышленная заготовка растительных ресурсов; заготовка живицы и березового сока; любая деятельность, ведущая к эрозии почвы (п. 3.1 Положения об Экопарке, п. 3.1 Положения о Лесопарке). В силу п. 1.8 Положения об Экопарке, п. 1.7 Положения о Лесопарке ООПТ местного значения Кедровый экологический парк, ООПТ местного значения Лесопарковая зона являются собственностью муниципального образования «Томский район» и находятся в ведении муниципалитета Томского района, который управляет ими, несет ответственность за создание финансовой и материально-технической базы, планирование и соблюдение режима. Правопреемником муниципалитета Томского района, реализующим правомочия собственника в отношении ООПТ местного значения Кедровый экологический парк, ООПТ местного значения Лесопарковая зона является Администрация Томского района. Вместе с тем в нарушение вышеуказанных требований Администрацией Томского района правомочия собственника надлежащим образом не осуществляются. Бездействие Администрации Томского района противоречит правовому режиму охраны ООПТ местного значения Кедровый экологический парк, ООПТ местного значения Лесопарковая зона, в том числе принятию мер, направленных на выявление, пресечение и предупреждение нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях, их защиту от негативного воздействия, чем нарушается права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. Отсутствие в ЕГРН сведений о границах ООПТ местного значения Кедровый экологический парк, ООПТ местного значения Лесопарковая зона может привести к принятию органами государственной власти или местного самоуправления неправомерных решений о предоставлении земельных участков физическим и юридическим лицам для целей, противоречащих целям создания казанных ООПТ.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Томского района Томской области – Суховеева Д.А., административный иск поддержала в полном объеме, обосновав его теми же доводами.
Представитель административного ответчика администрации Томского района Томской области – Ведрова Т.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, в судебном заседании заявленные требования не признала, представила письменные отзыв и дополнения, указав следующее. Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ было принято «Положение об особо охраняемой природной территории местного значения Данным положением профиль экопарка установлен как «ландшафтный». При этом установлено, что экопарк является собственностью муниципального образования «» и находится в ведении муниципалитета Томского района, который управляет ею, несет ответственность за создание финансовой и материально-технической базы, планирование и соблюдение режима». Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ было принято «Положение об особо охраняемой природной территории местного значения в « Данным положением установлено, что является особо охраняемой природной территорией с категорией - охраняемый природный ландшафт. Положением также установлено, что «Лесопарк является собственностью муниципального образования «Томский район» и находится в ведении муниципалитета Томского района, который управляет ею, несет ответственность за создание финансовой и материально-технической базы, планирование и соблюдение режима». Федеральный закон от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» в редакции Федерального закона от 30.12.2001 №196-ФЗ в статье 2 установил в следующие категории особо охраняемых территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. Кроме того, в части 2 этой же статьи, установлено, что Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие). Следует отметить, что эти дополнительные категории ООПТ существовали только в прежней редакции Федерального закона. В действующей редакции Федерального закона № 33-ФЗ в части 3 статьи 2 указано лишь, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 (в редакции Федерального закона от 30.12.2001 №196-ФЗ) охраняемые природные ландшафты относятся к категории природных парков. При этом, необходимо учитывать, что частью 1 статьи 19 названного Федерального закона (в редакции 2001) порядок образования природных парков установлен следующим образом: решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления. Кроме того, в действующей редакции Федерального закона №33-Ф3 также установлено, что создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона. Между тем, Положения о вышеуказанных особо охраняемых природных территориях приняты до 2009 года, то есть, до проведения реформы местного самоуправления. На момент принятия Положений действовал Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3. В ранее действовавшем законе двухуровневая система местного самоуправления (район и поселение) отсутствовала. Так, в соответствии со ст.1 ФЗ от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В связи с этим п. 3.5. Решения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Положения «Об особо охраняемой природной территории местного значения «Кедровый экологический парк» прямо указывает, что обеспечение выполнения мер, необходимых для сохранения Экопарка, организацию общественного контроля над территорией и выполнение обязанностей по обеспечению режима особой охраны данного объекта осуществляет администрация сельского округа, которая регулярно разрабатывает комплекс мероприятий по организации, содержанию, обеспечению режима особо охраняемой природной территории и утверждает их в муниципалитете Томского района. Также п. 3.5 Решения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Положения «Об особо охраняемой природной территории местного значения в с. «Лесопарковая зона» указывает, что обеспечение выполнения мер, необходимых для сохранения Лесопарка, организацию контроля над территорией и выполнение обязанностей по обеспечению режима особой охраны данного объекта осуществляет администрация сельского округа, которая регулярно разрабатывает комплекс мероприятий по организации, содержанию, обеспечению режима особо охраняемой природной территории и утверждает его в муниципалитете Томского района. Таким образом, обе особо охраняемые природные территории были изначально созданы на поселенческом уровне. Территория ООПТ в сельском поселении в зимнее время силами поселения расчищаются от снега, проложены лыжные трассы и местами есть освещение. На территории предполагаемого ООПТ расположен земельный участок с кадастровым номером №, площадью кв.м., который находится в собственности сельского поселения и имеет назначение: ). Однако, границы земельного участка, поставленного на кадастровый учет и границы ООПТ по Положению не совпадают. Таким образом, обе ООПТ были созданы до года, в соответствии с требованиями прежнего законодательства, которое не предусматривало деление органов местного самоуправления на двухуровневую систему и создания ООПТ на уровне района или поселения, однако исходя из особенностей этих территорий и их назначения они являются территориями местного поселенческого уровня на сегодняшний день, соответственно надлежащим ответчиком по данным искам является сельское поселение. В соответствии с п.8 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В кадастровом деле № ООПТ «Лесопарковая зона» в разделе 28 (собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, находящихся в границах ООПТ) указано: Землепользователь - Муниципальное образование сельское поселение» - земли населенных пунктов - S участка га - собственность. Площадь всего ООПТ - га. В кадастровом деле № ООПТ «Кедровый экологический парк» в разделе 28 (собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, находящихся в границах ООПТ) указано: Землепользователь - Муниципальное образование «Поросинское поселение» - земли особо охраняемых территорий - S участка га - землепользование. Площадь всего ООПТ - га. При этом, на территории ООПТ уже размещен земельный участок с кадастровым номером № с адресом: , площадью кв.м. Данный участок находится в собственности муниципального образования « сельское поселение». Более того, постановке на кадастровый учет ООПТ в границах, согласно кадастровому делу помешает уже стоящий на кадастровым учете земельный участок с адресом - . По сути, границы ООПТ уже были определены самим поселением, поскольку это природная территория местного поселенческого уровня.
Также, необходимо принимать во внимание и положения п. 19 ст. 14, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" согласно которым к полномочиям поселениям относятся также: организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Все приведенные нормы во взаимосвязи указывают, что после разделения органов местного самоуправления на двухуровневую систему соответствующие изменения были внесены не только в Закон о местном самоуправлении, но и соответствующие полномочия закреплены в специальных законах, в частности, в Законе «Об особо охраняемых природных территориях». Полномочия органов местного самоуправления были прописаны лишь в одной статье 6 Закона от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и называлась она «предметы ведения местного самоуправления», не было указаний на районный, поселенческий (городской) уровень. Соответственно все правовые акты, издаваемые в этот период, издавались в соответствии с действующим на тот момент законодательством.
Представитель заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области – ФИО7, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что МО «» является собственником ООПТ и на основании Положений об ООПТ несет ответственность за создание финансовой и материально-технической базы, планирование и соблюдение режима.
Заинтересованные лица – администрация сельского поселения, администрация сельского поселения, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседании представителей не направили, о причинах не явки не сообщили.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как предусмотрено ч. 2 указанной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Судом установлено, что Решением района от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение «Об особо охраняемой природной территории местного значения
Согласно указанному Положению, Кедровый экологический парк (Экопарк) - природный ландшафтный комплекс, являющийся особо охраняемой территорией местного значения (п.1.2.).
Лесопарк расположен на территории , площадь парка составляет га (п. 1.3.).
Экопарк является собственностью МО «Томский район» и находится в ведении муниципалитета Томского района, который управляет ею, несет ответственность за создание финансовой и материально-технической базы, планирование и соблюдение режима (п. 1.8.).
Также судом установлено, что от ДД.ММ.ГГГГ№ Положение «Об особо охраняемой природной территории местного значения в
Из данного положения следует, что является особо охраняемой природной территорией местного значения, относящейся к категории – охраняемый природный ландшафт (п.1.2.).
Лесопарк расположен на территории с. , площадь парка составляет га (п. 1.3.).
Лесопарк является собственностью МО «Томский район» и находится в ведении муниципалитета Томского района, который управляет ею, несет ответственность за создание финансовой и материально-технической базы, планирование и соблюдение режима (п. 1.7.).
Согласно сведениям, представленным Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области ООПТ местного значения Кедровый экологический парк и Лесопарковая зона внесены в Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий областного и местного значения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являются действующими ООПТ местного значения (письмо Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№).
Вместе с тем, как следует из информации, предоставленной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о вышеперечисленных особо охраняемых природных территориях в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель, особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации одним из ограничений прав на землю является установление особых условий охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Едином государственном реестре недвижимости должны содержаться сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий.
Согласно ч. 1 ст. 10 названного Федерального закона № 218-ФЗ в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях: 1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); 2) описание местоположения границ таких зон и территорий; 3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; 4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений; 5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации; 6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий); 7) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
Статья 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предписывает органам местного самоуправления направить в органы регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении границ особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, администрация Томского района, как орган местного самоуправления обязана предоставлять в соответствующий регистрирующий орган сведения об особо охраняемых природных территориях местного значения.
При этом доказательств возложения указанных полномочий на другое уполномоченное лицо суду административным ответчиком не представлено.
Из указанного, а также из доводов представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что факт отсутствия сведений в Едином государственном реестре недвижимости о границах зон особо охраняемых природных территорий не оспаривался и нашел свое подтверждение ходе исследований доказательств по делу, при этом объективных обстоятельств свидетельствующих о невозможности исполнения ответчиком обязанности по внесению указанных сведений в ЕРГН суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие администрации Томского района по не направлению в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, препятствует осуществлению контроля в области охраны и использования особо охраняемой природной территории, в связи с чем полагает возможным административный иск в полном объеме.
Доводы стороны административного ответчика, изложенные в письменных отзывах, не могут быть приняты судом.
Так, в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции, действовавшей на момент принятия указанных решений) установлены следующие категории ООПТ:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады;
ж) лечебно - оздоровительные местности и курорты.
Из ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий, в том числе охраняемые природные ландшафты.
Следовательно, указанными положениями Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции, действовавшей на момент принятия указанных решений) органы местного самоуправления имели полномочия на установление иных категорий ООПТ, в том числе охраняемых природных ландшафтов, являющихся самостоятельной категорией ООПТ, к которым согласно представленным суду доказательствам (в том числи и кадастровыми делами на ООПТ) относятся и ООПТ и ООПТ в с ».
Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции, действовавшей на момент принятия указанных решений), ООПТ местного значения являлись собственностью муниципальных образований и находились в ведении органов местного самоуправления, в связи с чем довод ответчика о том, что ООПТ местного значения могут быть созданы только на землях, находящихся в муниципальной собственности, являются несостоятельными.
Судом установлено, что структура органов местного самоуправления на момент создания рассматриваемых ООПТ определялась Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии в новой редакции Устава муниципального образования « » (в редакции, действовавшей на момент принятия решений о создании ООПТ).
Согласно ст. 11 указанного решения от ДД.ММ.ГГГГ№ в систему органов местного самоуправления Томского района входили муниципалитет Томского района, отраслевые органы местного самоуправления и территориальные отраслевые органы местного самоуправления, к числу которых относились администрации сельских округов.
Из п. 2, 3 ст. 23 решения от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что муниципалитет является вышестоящим исполнительным органом по отношению администрациям сельских округов как территориальным органам местного самоуправления. На муниципалитет были возложены полномочия по организации исполнения и контроль за исполнением нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.
Кроме того, ст. 25 решения от ДД.ММ.ГГГГ№ закреплены именно полномочия муниципалитета в сфере рассматриваемых правоотношений, а не администраций сельских округов.
Таким образом, обязанность проведения кадастровых работ в отношении ООПТ местного значения, в том числе и внесения в кадастр сведений об их границах возлагалась именно на муниципалитет Томского района как исполнительный орган местного самоуправления.
Как установлено судом и следует из сведений ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, муниципалитет Томского района прекратил свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ, правопреемником указана администрация Томского района, в связи с чем, именно к административному ответчику перешли обязанности по внесению в ЕГРН сведений о границах ООПТ местного значения.
При этом указание в кадастровых делах ООПТ в качестве землепользователей МО « поселение» и МО « сельское поселение» не свидетельствует об освобождении от исполнения требуемой возложенной обязанности, а указывает только на территориальное положение ООПТ и не противоречит Положениям о создании ООПТ и аналогичным нормам действовавшего на момент принятия решений федерального законодательства.
При таких обстоятельствах, суд находит изложенные стороной административного ответчика доводы несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель в пределах своих дискреционных полномочий вправе устанавливать, изменять и отменять сроки исковой давности в зависимости от целей правового регулирования и производить их дифференциацию при наличии к тому объективных и разумных оснований, а также определять порядок их течения во времени, с тем чтобы обеспечить реальную возможность исковой защиты права, стабильность, определенность и предсказуемость правового статуса субъектов гражданских правоотношений (определения от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О).
Несмотря на то, что Решения приняты в году, прокурор о них на тот момент не знал.
Материалы и информацию, необходимые для обращения с настоящим иском в суд, прокурор получил от административного ответчика только ДД.ММ.ГГГГ, что находится в пределах установленного законом трехмесячного срока для обращения с иском в суд.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Срок для производства работ по выполнения данного вида работ определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности. При определении срока выполнения работ, суд учитывает объем выполняемых работ, и считает возможным установить для выполнения данного вида работ срок в течение 4-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд, установив, что сведения в Едином государственном реестре недвижимости о границах зон особо охраняемых природных территорий отсутствуют, при этом сведения ЕГРН является официальным источником сведений о местонахождении и границах земельного участка, их отсутствие нарушает права неопределенного круга лиц и создает условия для нарушения режима и функционирования таких территорий, препятствует осуществлению контроля в области охраны и использования особо охраняемой природной территории, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора, установив срок в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для выполнения работ по исполнению обязанности, возложенной судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Прокурора Томского района томской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Томского района Томской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности предоставить сведения в орган государственного кадастрового учета – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Томского района Томской области, выразившееся в не направлении в орган регистрации прав документов (содержащихся в них введений) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения , образованной от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Положения «Об особо охраняемой природной территории местного значения », сведений об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения образованной решением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Положения «Об особо охраняемой природной территории местного значения в
Обязать администрацию города Томского района Томской области в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения образованной решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Положения «Об особо охраняемой природной территории местного значения сведений об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения , образованной решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Положения «Об особо охраняемой природной территории местного значения в с.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Томский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Г. Айринг