ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-138/2017 от 06.03.2017 Аргаяшского районного суда (Челябинская область)

Дело 2а-138/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 марта 2017 года

Аргаяшский районный суд Челябинской области в составе

председательствующей Кулматовой Э.Ф.,

при секретаре Мельниковой А.А., с участием старшего помощника прокурора Аргаяшского района Челябинской области Глазыриной И.В., представителя административного ответчика Галиуллина Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Аргаяшского района Челябинской области к администрации Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия и понуждении к исполнению закона

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Аргаяшского района Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства по адресу: <адрес>», <данные изъяты> и питающая <данные изъяты> о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства по адресу: <адрес><данные изъяты> и питающая <данные изъяты>

В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Аргаяшского муниципального района законодательства об электроэнергетике, в ходе которой установлено, что на территории Аргаяшского сельского поселения расположены объекты электросетевого хозяйства по адресу: <адрес>», <данные изъяты> и питающая <данные изъяты> Принадлежность указанных объектов электроэнергетики не установлена, обслуживающая организация не определена. По результатам ранее проведенной прокуратурой района проверки главе Аргаяшского сельского поселения было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере электроэнергетики. Однако, администрацией Аргаяшского сельского поселения меры по обращению в органы государственной регистрации с заявлением о постановке на учет вышеуказанных объектов электросетевого хозяйства в качестве бесхозных не приняты. Бесхозяйные электрические сети и трансформаторная подстанция в течение длительного времени никем не обслуживаются, из-за их аварийного состояния создается угроза надежному и бесперебойному электроснабжению добросовестных потребителей, а также жизни и здоровью граждан(л.д.6-7)

В судебном заседании старший помощник прокурора Аргаяшского района Челябинской области Глазырина И.С. на исках настаивала.

Представитель административного ответчика администрации Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области Галиуллин Д.Г. исковые требования не признал. Пояснил, что администрация Аргаяшского сельского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу. В реестре имущества Аргаяшского сельского поселения <данные изъяты> и питающая <данные изъяты> не числятся. Согласно актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности <данные изъяты> и питающая <данные изъяты> не являются бесхозяйными. Согласно Устава Аргаяшского сельского поселения у сельского поселения нет полномочий по электроснабжению. Согласно п.2.1.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ « О передаче части полномочий органов местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления поселения» к полномочиям сельского поселения относятся полномочия по вопросу местного значения- организация в границах поселения электроснабжение населения. От <данные изъяты> запитаны Ф*, ПАО «С*», Д*, индивидуальный предприниматель Б., то есть население запитано от других источников. Полагает, что надлежащим ответчиком является администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области.

Выслушав объяснения Глазыриной И.В., Галиуллина Д.Г., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу закона, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемое действие (бездействие) должностного лица может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону и нарушает права, свободы и интересы лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление.

По правилам части 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с частью 5 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу положений статьи 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (действовавшего на момент спорных правоотношении), п. 5 которого предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

При этом, законодателем не указаны иные субъекты гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества при условии, что в течение года со дня постановки имущества на учет в качестве бесхозяйного никто не заявил о своих правах и притязаниях на данное имущество, в силу чего обязанность по обращению в муниципальную собственность бесхозяйного имущества возлагается на муниципальное образование, на территории которого расположен спорный объект недвижимого имущества.

Судом установлено, что прокуратурой Аргаяшского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об электроэнергетике, в ходе которой установлено, что на территории Аргаяшского сельского поселения расположены объекты электросетевого хозяйства <данные изъяты> и питающая <данные изъяты> по адресу: <адрес> Принадлежность указанных объектов электроэнергетики не установлена, обслуживающая организация не определена. Бесхозяйные электрические сети и трансформаторная подстанция в течение длительного времени никем не обслуживаются, из-за их аварийного состояния создается угроза надежному и бесперебойному электроснабжению добросовестных потребителей, а также жизни и здоровью граждан.

В реестре муниципальной собственности Аргаяшского муниципального района Челябинской области,в реестре муниципальной собственности Аргаяшского сельского поселения <данные изъяты> и питающая <данные изъяты> по адресу: <адрес> не числятся.

Согласно Уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствует информация о зарегистрированных правах на сооружение по адресу: <адрес><данные изъяты> и питающая <данные изъяты>

По ранее выявленным нарушениям законодательства в сфере электроэнергетики прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ. главе Аргаяшского сельского поселения И. было внесено представление об устранении нарушений закона. Однако, как установлено в ходе проверки, до настоящего времени администрацией Аргаяшского сельского поселения меры по принятию объектов электросетевого хозяйства в муниципальную собственность не приняты.

В соответствии с подп.3, 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро,тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

Полномочия сельского поселения определены в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения относится к полномочиям сельского поселения. Организация в границах поселения электроснабжения населения к полномочиям сельского поселения не отнесена.

Согласно ч.4 ст. 14 закона №131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Следовательно, организация электроснабжения населения на территории Аргаяшского сельского поселения отнесена к полномочиям Аргаяшского муниципального района.

К организации электроснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности.

В соответствии с ч.4 статьи 15 закона №131 ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием Аргаяшский муниципальный район Челябинской области и муниципальным образованием Аргаяшское сельское поселение Аргаяшского муниципального района и заключено Соглашение о передаче части полномочий органов местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления поселения, в соответствии с которым муниципальное образование Аргаяшский муниципальный район передает, а муниципальное образование Аргаяшское сельское поселение принимает осуществление части полномочий по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации(п.2.1 Соглашения).

При этом п.1.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено предоставление из бюджета Аргаяшского муниципального района в бюджет сельского поселения межбюджетных трансфертов, определяемых в соответствии с пунктом 3.1 настоящего соглашения.

Срок действия соглашения определен с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. В п.5.2 соглашения предусмотрена ежегодная пролонгация соглашения на следующий год, если одна из сторон до 01 октября текущего года не заявит письменно о его расторжении.

Доказательств, подтверждающих, что указанное соглашение на ДД.ММ.ГГГГ расторгнуто, суду не представлено.

Возражения представителя административного ответчика Галиуллина Д.Г. о принадлежности <данные изъяты> и питающая <данные изъяты>К* на основании актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ судом отклоняются. Указанные документы являются приложениями к договорам, договоры не представлены. К* ликвидирован.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный иск предъявлен надлежащему административному ответчику администрации Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области. Бездействие администрации Аргаяшского сельского поселения, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ.

Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на трансформаторную подстанцию, линии электропередач, может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное электроснабжение, что может привести к неблагоприятным последствиям и опасности для неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Аргаяшского района Челябинской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства <данные изъяты> и питающая <данные изъяты> по адресу: <адрес>

Обязать администрацию Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства <данные изъяты> и питающая <данные изъяты> по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.

Председательствующая:

Согласовано:

Судья Кулматова Э.Ф.: