Дело № 2а-138/2018 *
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2018 года г. Петушки
Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи И.В.Язева,
при секретаре судебного заседания В.В.Соповой,
с участием:
- истца Рощина В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рощина Вадима Николаевича к МИФНС России № 11 по Владимирской области об отмене вторичного начисления налога, обязании удалить сведения о задолженности из личного кабинета,
У С Т А Н О В И Л:
Рощин В.Н. обратился в суд с уточенным иском к МИФНС России № 11 по Владимирской области об отмене вторичного начисления налога на транспортное средство *, регистрационный номер №, требуя удалить сведения о задолженности из его личного кабинета.
В обоснование требований указано, что истец в дата владел названным транспортным средством.
Первоначально истцу было предъявлено требование об уплате транспортного налога № от дата. на сумму * руб., данное требование Рощин В.Н. исполнил дата
В дата истец получил налоговое уведомление № от дата. где за дата ему произведен перерасчет, в соответствии с которым сумма налога составила * руб.
Основанием перерасчета указано изменение налоговой ставки в отношения ТС *, с легкового автомобиля на автобус.
Не согласившись с действиями налогового органа, истец обратился с жалобой через личный кабинет, требуя признать перерасчет недействительным.
дата. истец получил отказ в удовлетворении жалобы с указанием на то, что ТС является именно автобусом, и льгота «пенсионер» в данном случае не применима.
Рощин В.Н. полагает, что его ТС является именно легковым автомобилем, поскольку относится к категории «В», никакие данные ПТС не указывают, что оно является автобусом. Более того, в ТС всего 6 мест и оно не может являться автобусом в силу «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами».
Административный истец в судебном заседании иск поддержал, пояснил, его требования сводятся именно к незаконности перерасчета налога на ТС, как на автобус.
МИФНС России № 11 по Владимирской области в суд представителя не направила, требования в письменно отзыве не признала. Из возражений ответчика следует, что ТС является именно автобусом, о чем свидетельствует наименование модели.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, Рощин В.Н. с дата. по дата. владел транспортным средством *, регистрационный номер №, марка (модель) ТС - специальное пассажирское транспортное средство (6 мест), (VIN) *.
Первоначально истцу было предъявлено требование об уплате транспортного налога № от дата. на сумму * руб., данное требование Рощин В.Н. исполнил дата
В дата истец получил налоговое уведомление № от дата. где за дата ему произведен перерасчет, в соответствии с которым сумма налога составила * руб.
Основанием перерасчета указано изменение налоговой ставки в отношения ТС *, с легкового автомобиля на автобус.
Не согласившись с действиями налогового органа, истец обратился с жалобой через личный кабинет, требуя признать перерасчет недействительным.
дата. истец получил отказ в удовлетворении жалобы с указанием на то, что ТС является именно автобусом, и льгота «пенсионер» в данном случае не применима.
Оценивая обоснованность позиции ответчика о том, что ТС истца в целях налогообложения является именно автобусом, суд приходит к следующему.
Законом Владимирской области от 27 ноября 2002 г. № 119-ОЗ «О введении на территории Владимирской области транспортного налога» в соответствии с главой 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2003 г. установлен и введен в действие на территории Владимирской области транспортный налог.
Указанный закон и Налоговый кодекс Российской Федерации не определяют понятия грузового и легкового автомобиля для целей налогообложения, поэтому для определения характеристики типа автомобиля следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства (статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" и Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 года "О порядке регистрации транспортных средств", основным документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации транспортных средств и допуска их к эксплуатации и участию в дорожном движении является паспорт транспортного средства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - Государственная инспекция) - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу и налоговую ставку для исчисления суммы транспортного налога по конкретному транспортному средству, если налогоплательщиком является физическое лицо, руководствуется сведениями, содержащимися в паспорте транспортного средства, которые предоставлены органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств.
В соответствии с положениями Конвенции о дорожном движении (Вена, 08.11.1968) следует, что термин "автомобиль" означает механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки людей или грузов (статья 1 Конвенции). К категории транспортных средств "B", на право управления которыми может быть выдано водительское удостоверение, относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо водителя, не превышает восьми (Приложение 6 Конвенции).
В Сравнительной таблице категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении (Приложение N 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств) указано, что к категории транспортного средства, которые по Конвенции о дорожном движении классифицируются как "В" (автомобили, разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8), относятся по классификации КВТ ЕЭК ООН - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), и механические транспортные средства для перевозки грузов максимальной массой не более 3,5 тонн.
Системное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод, что категория транспортного средства "B" в равной степени может быть присвоена как легковым, так и автобусам, а тип транспортного средства будет определяться в зависимости от его конструкторских особенностей и назначения - наличия или отсутствия кабины, двигателя, кузова или имеющее иное исполнение загрузочного пространства.
В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и пунктом 2.2.2 раздела 2.2 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля).
Из материалов дела следует, что ТС истца имеет цифровое обозначение *, то есть вторая цифра соответствует обозначению «автобус».
Учитывая изложенное, ответчик обоснованно исходил из того, что категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства.
Кроме того, по данным завода-изготовителя до 2002 года в соответствии с «Одобрение типа транспортного средства» (ОТТС) при заполнении строки «3 Наименование, тип ТС» ПТС автомобилей «Соболь» категории М2 * на 6 пассажирских мест обозначались термином «Автобус на 6 мест». С июня 2002 года в соответствии с ОТТС те же автомобили сертифицированы как транспортные средства той же категории М2, но с уточняющим назначение ТС наименованием: «специальные пассажирские транспортные средства» не предназначенные для применения в качестве транспортных средств общественного пользования (могут использоваться в качестве семейного, служебного транспортного средства и по другому назначению, не связанном с маршрутными перевозками пассажиров».
Согласно письму МВД РФ от дата№ «О направлении "Решения о сертификации автобусов и специальных пассажирских транспортных средств, относящихся к категориям М2 и М3» ТС * относится категории М2 семейству «Газель» и «Соболь» и является автобусом. Информация с сайта производителя также свидетельствует о том, что модель ТС * является автобусом с 6 местами.
В соответствии с классификацией транспортных средств по категориям (Технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств") к категории M2 отнесены автобусы, троллейбусы и специализированные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.
Класс B означает, что автомобиль предназначен для перевозки только сидящих пассажиров. Наличие меньшего, чем указано, числа сидений (6) в названном транспортном средстве обусловлено его специальным назначением и не влияет на категорию транспортного средства.
Таким образом, для целей отнесения автомобиля * к соответствующей категории следует принять во внимание, что данное транспортное средство производится, согласно выданному изготовителю ОТТС, как специальное транспортное средство и в него может устанавливаться 8 или менее сидений сзади, а спереди - одно водительское сиденье и 2 или менее сидений (в сумме более 8 согласно РОСС RU.МТ02.Е04064), что для целей технического регулирования не меняет его категории, так как автомобиль данной категории не является легковым автомобилем.
В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
Независимо от вида налога направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363, пункт 4 статьи 397, пункт 3 статьи 409 Кодекса).
Таким образом, учитывая, что уведомление от дата. содержало указание на неверную налоговую ставку и возможность применения пенсионной льготы (исходя из ошибочной оценки ТС истца как легкового автомобиля) ИФНС имела право провести перерасчет налога.
Также верна позиция ответчика и о том, что Закон Владимирской области от 27.11.2002 N 119-ОЗ «О транспортном налоге» не предусматривает налоговых льгот для владельцев автобусов.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований о признании перерасчета транспортного налога недействительным следует отказать. Требование о внесении соответствующих изменений в сведения личного кабинета истца, как налогоплательщика является производным от основного, что влечет отказ и в его удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь главой 15 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении иска Рощина Вадима Николаевича к МИФНС России № 11 по Владимирской области об отмене вторичного начисления налога, обязании удалить сведения о задолженности из личного кабинета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
*
*
*
Судья Петушинского районного суда И.В. Язев