ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-138/2022 от 27.01.2022 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

89RS0007-01-2022-000008-97

Дело № 2а-138/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале ЯНАО 27 января 2022 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Козловой М.В.,

при секретаре судебного заседания Хановой Н.Д.,

с участием административного истца Табол И.Д.,

административного ответчика - судебного пристава-исполнителя ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО Зайнулиной А.Х.,

заинтересованного лица - должника Табола Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Табол Ирины Дмитриевны к судебному приставу-исполнителю ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО Зайнулиной Алине Хакимьяновне, ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО, УФССП России по ЯНАО, УФССП России по Тюменской области, о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения, заинтересованное лицо - Табол Георгий Георгиевич,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Табол И.Д. обратилась в Пуровский районный суд с названным административным иском к административным ответчикам, указав следующее. Табол И.Д. является взыскателем по исполнительным производствам, возбужденным судебными приставами-исполнителями ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО в отношении должника Табола Г.Г.: -ИП (предмет исполнения - <данные изъяты>, размер задолженности - 443 639 руб. 39 коп.); -ИП (предмет исполнения - <данные изъяты>, размер задолженности - 78 276 руб. 96 коп.); -ИП (предмет исполнения - взыскание денежных средств в размере - 5 150 руб.); -ИП (предмет исполнения - взыскание денежных средств в размере - 210 688 руб.); -ИП (предмет исполнения - <данные изъяты> - 589 347 руб. 23 коп.).

09.10.2019 Тюменским районным судом вынесено решение об обращении взыскания на земельный участок, площадью <данные изъяты>.м. по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером принадлежащий на праве собственности Таболу Г.Г., путем реализации его с публичных торгов.

30.01.2020 на основании исполнительного листа Тюменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО возбуждено исполнительное производство -ИП, которое до настоящего времени не исполнено.

Неоднократные обращения административного истца к ответчикам по вопросу исполнения решения Тюменского районного суда от 09.10.2019 положительного результата не принесли. 19.12.2021 при ознакомлении со сведениями о ходе исполнительного производства, размещенными на сайте Государственных услуг, административный истец выяснила, что последим действием, совершенным судебным приставом-исполнителем ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО Зайнулиной А.Х. в рамках исполнительного производства -ИП, является вынесение постановления о поручении совершения отдельных исполнительских действий. Других действий, направленных на исполнение решения суда не производилось.

На основании этого, руководствуясь ст.ст. 62, 218, 219, 220, 227 КАС РФ, ст.ст. 2, 4, 5, 33, 68, 121 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», административный истец Табол И.Д просила суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО Зайнулиной А.Х., ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО, УФССП России по ЯНАО, УФССП России по Тюменской области, выразившееся в не совершении действий по обращению взыскания на земельный участок с кадастровым номером , площадью м. по адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежащий на праве собственности Таболу Г.Г., в рамках исполнительного производства -ИП, и обязать ответчиков обратить взыскание на указанный земельный участок.

Административный иск Табол И.Д. принят к производству Пуровского районного суда 14.01.2022, возбуждено административное дело.

В судебном заседании 27.01.2022 административный истец Табол И.Д. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в административном иске.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО Зайнулина А.Х. в судебном заседании 27.01.2022 возражала против удовлетворения административного иска. При этом Зайнулина А.Х. обращала внимание на то, что исполнительное производство -ИП было передано ей в конце августа 2021 года. Сразу после этого - 02.09.2021 она направила постановление о поручении совершить отдельные исполнительские действия - о наложении ареста на земельный участок в адрес Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области, поскольку земельный участок с кадастровым номером на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО. Уведомлений об исполнении указанного постановления не поступило. До этого аналогичное постановление было направлено в Тюменский РОСП УФССП России по Тюменской области 05.03.2020. Оно также осталось без исполнения. В период с 30.11.2021 по 20.12.2021 исполнительное производство -ИП находилось на исполнении у судебного пристава-исполнителя Стог Е., а 21.12.2021 вновь передано в производство Зайнулиной А.Х. При этом 26.01.2022 Зайнулина А.Х. отобрала объяснение от должника Табола Г.Г. по факту неисполнения судебных решений, вынесла постановление о наложении ареста на земельный участок, а также составила акт его описи и ареста. 25.01.2022 постановление о поручении совершить отдельные исполнительские действия направлено в адрес УФССП России по Тюменской области.

Представители ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО и УФССП России по Тюменской области при надлежащем извещении участия в рассмотрении административного дела не принимали, своего мнения по существу заявленных Табол И.Д. требований не представили.

Представитель административного ответчика - УФССП России по ЯНАО Чехонина А.Н. при надлежащем извещении в судебное заседание 27.01.2022 также не явилась. Суду Чехонина А.Н. направила возражение на административный иск, где привела доводы, аналогичные тем, которые приведены судебным приставом-исполнителем ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО Зайнулиной А.Х. При этом Чехонина А.Н. ссылалась на отсутствие совокупности условий для признания незаконными действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО, с учетом того, что должностными лицами УФССП России по Тюменской области не исполнялись постановления о поручении совершить отдельные исполнительские действия.

Должник Табол Г.Г. в судебном заседании 27.01.2022 полагал, что со стороны административных ответчиков не допущено незаконного бездействия. Судебные постановления в рамках исполнительных производств, взыскателем по которым является административный истец Табол И.Д., Табол Г.Г. исполнить не может, поскольку у него отсутствуют денежные средства, а на иждивении находятся двое других несовершеннолетних детей. При вынесении последних судебных решений, в том числе решения от 09.10.2019 Тюменским районным судом об обращении взыскания на земельный участок, площадью . по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> с кадастровым номером , путем реализации его с публичных торгов, Табол Г.Г. не присутствовал, поскольку не был надлежащим образом извещен судом. Алименты на содержание дочери ФИО12 Табол Г.Г. уплачивает по мере своей возможности - примерно 1 000 руб. в месяц. Также Табол Г.Г. пытался подарить дочери велосипед, стоимостью 18 000 руб. При этом у него из-за противодействия Табол И.Д. нет возможности общаться с дочерью Меланией. На земельном участке с кадастровым номером есть только ограждение. Продать этот земельный участок Табол Г.Г. не может, поскольку на него наложен арест. Передать земельный участок административному истцу в счет погашения долга Табол Г.Г. также не может, поскольку не общается с Табол И.Д.

Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО, УФССП России по ЯНАО, УФССП России по Тюменской области, в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Изучив в судебном заседании административный иск, письменные возражения представителя УФССП России по ЯНАО Чехониной А.Н., заслушав доводы административного истца Табол И.Д., возражения административного ответчика - судебного пристава-исполнителя ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО Зайнулиной А.Х., исследовав письменные документы, представленные в материалах административного дела, и материалы исполнительного производства -ИП, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решением Пуровского районного суда от 30.10.2013 частично удовлетворены исковые требования Табол И.Д. и Табола Г.Г. о разделе совместно нажитого имущества. В пользу Табол И.Д. с Табола Г.Г. взыскана денежная компенсация стоимости её доли в общем совместном имуществе в размере 210 688 руб. После этого 14.07.2016 судебным приставом-исполнителем ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Табола Г.Г.

Решением мирового судьи судебного участка № 2 Пуровского района ЯНАО от 10.04.2018 изменен размер взыскиваемых алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка - ФИО13.

15.05.2018 судебным приставом-исполнителем ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Табола Г.Г. Предмет исполнения - ФИО14 в размере 1/6 заработка и (или) иного вида дохода, либо в твердой денежной сумме в размере, кратном величине прожиточного минимума в ЯНАО для детей, в размере 6 006 руб. с последующей индексацией пропорционально увеличению величины прожиточного минимума, ежемесячно, до достижения ребенком совершеннолетия.

Решением мирового судьи судебного участка № 2 Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 с ответчика Табола Г.Г. на содержание Табол И.Д. взысканы алименты в твердой денежной сумме, соответствующей ? величине прожиточного минимума, установленного в Ямало-Ненецком автономном округе за 3 квартал 2013 года, равной 6 157 руб., ежемесячно, с последующей индексацией пропорционально росту величины прожиточного минимума, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Апелляционным определением Пуровского районного суда ЯНАО от 03.02.2014 решение мирового судьи судебного участка № 2 Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 оставлено без изменения. После этого 13.08.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Табола Г.Г.

14.10.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Табола Г.Г. Предмет исполнения - взыскание денежных средств в размере 5 150 руб. в пользу Табол И.Д.

Решением Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ с Табола Г.Г. в пользу Табол И.Д. взыскана неустойка за несвоевременную уплату алиментов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 589 347 руб. 23 коп. После этого 11.03.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Табола Г.Г.

По сведениям судебного пристава-исполнителя ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО, по состоянию на 31.08.2021 задолженность Табола Г.Г. по исполнительному производству -ИП составляет 210 688 руб.; по исполнительному производству -ИП - 443 639 руб. 39 коп.; по исполнительному производству -ИП - 78 276 руб. 96 коп.; по исполнительному производству -ИП - 5 150 руб.; по исполнительному производству -ИП - 589 347 руб. 23 коп.

Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц (ст. 3 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 5 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ, Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и иными федеральными законами.

Как установлено в ст. 2 Закона № 229-ФЗ, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Из ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» следует, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

При этом согласно ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, а также соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ, сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

По правилам ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ, исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с названным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ч. 1 ст. 68 Закона № 229-ФЗ).

Как установлено ч. 2 ст. 68 данного Закона, меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с названным Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Из п. 1 ч. 3 названной статьи следует, что к мерам принудительного исполнения относится обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.

Согласно ч. 3 ст. 69 Закона № 229-ФЗ, взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на торговом и (или) клиринговом счетах. При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств, взыскание обращается на иное принадлежащее ему имущество. В целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с ч. 2 ст. 69 (ч. 4, 8 ст. 69 Закона № 229-ФЗ).

Главной особенностью процедуры обращения взыскания на земельный участок является необходимость ее судебного санкционирования.

Согласно ст. 278 ГК РФ, п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» обращение взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника в рамках исполнительного производства допускается только на основании судебного акта.

Под таким судебным актом понимается отдельное судебное решение, которым суд обращает взыскание на индивидуально-определенный земельный участок, принадлежащий должнику.

Обращение взыскания на имущество должника включает в себя изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю (ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Для наложения ареста на земельный участок судебного акта не требуется.

После принятия решения суда об обращении взыскания на земельный участок оценка земельного участка осуществляется судебным приставом-исполнителем по правилам ст. 85 Закона об исполнительном производстве. Таким образом, оценка земельного участка должна производиться только после того, как будет вынесено соответствующее судебное решение об обращении на него взыскания.

Оценка земельного участка производится специалистом, привлекаемым судебным приставом-исполнителем в установленном порядке, о чем выносится соответствующее постановление.

Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации ч. 1 ст. 85 Закона № 229-ФЗ).

Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества (п. 1 ч. 2 ст. 85 Закона № 229-ФЗ).

В течение трех дней со дня получения отчета оценщика судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права, содержащее информацию о рыночной стоимости имущества, реквизитах отчета об оценке. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления об оценке вещи или имущественного права. Не позднее трех дней со дня получения заключения оценщика по результатам отчета об оценке судебный пристав-исполнитель направляет его копию сторонам исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления об оценке вещи или имущественного права, в котором разъясняется порядок и срок обжалования стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, направляет сторонам исполнительного производства его копии (п.п. 3, 4 ч. 3 ст. 85 Закона № 229-ФЗ).

Частью 1 ст. 87 Закона № 229-ФЗ установлено, что принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Судебный пристав-исполнитель не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию (ч. 6 ст. 87 Закона № 229-ФЗ).

Судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи (ч. 7 ст. 87 Закона № 229-ФЗ), к которому прилагаются:

- копия акта о наложении ареста (описи имущества) должника;

- копия исполнительного документа;

- копия постановления судебного пристава-исполнителя о принятии результатов оценки;

- копия заключения оценщика об итоговой величине стоимости объекта оценки;

- копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости, полученной в течение одного месяца до даты вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию;

- копия судебного акта об обращении взыскания на земельный участок (ст. 278 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- копия кадастрового плана земельного участка и (или) копия кадастрового паспорта земельного участка (в случае отсутствия такой информации в выписке из ЕГРН (ЕГРП), предоставленной территориальным органом Росреестра) (ч. 8 ст. 89 Закона об исполнительном производстве, письмо ФССП России -ДА, Росимущества № ДП-12/26251 от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне документов»).

Сроки, порядок и последствия объявления торгов несостоявшимися установлены Федеральным законом.

В случае объявления вторичных торгов несостоявшимися судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить имущество за собой в порядке, установленном ст. 87 Закона № 229-ФЗ.

Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.

Таким образом, исполняя исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель действует самостоятельно, в качестве уполномоченного должностного лица органа государственной власти, применяя в интересах должника и взыскателя те или иные меры принудительного исполнения, исходя из конкретных требований исполнительного документа, обстоятельств установления и взыскания задолженности, а также имеющейся у судебного пристава-исполнителя информации об имущественном положении должника.

В судебном заседании установлено, что 09.10.2019 Тюменским районным судом вынесено решение об обращении взыскания на земельный участок, площадью . по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером принадлежащий на праве собственности Таболу Г.Г., путем реализации его с публичных торгов.

На основании ч. 1 ст. 33 Закона № 229-ФЗ, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

При необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя в соответствии со ст. 14 названного Федерального закона. Поручение направляется в соответствующее подразделение судебных приставов в письменной форме с одновременным (по возможности) направлением посредством сети «Интернет» не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления (ч. 6 ст. 33 Закона № 229-ФЗ).

Постановление судебного пристава-исполнителя, поступившее в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона № 229-ФЗ, должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов, если самим поручением не предусмотрен иной срок его исполнения (ч. 3 ст. 36 Закона № 229-ФЗ).

Поскольку место жительства должника Табола Г.Г. находится на территории Пуровского района, 30.01.2020 на основании исполнительного листа Тюменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО возбуждено исполнительное производство -ИП, которое до настоящего времени не исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> УФССП России по ЯНАО в целях установления имущества должника Табола Г.Г. направлены запросы в ПФР, в ГУВМ МВД России, в ФНС, в ГИБДД МВД России, в Росреестр.

17.05.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО направлены запросы в кредитные организации.

Иного имущества и денежных средств, на которые возможно обратить взыскание, не установлено.

04.03.2020 вынесено постановление о запрете на совершение регистрационных действий в отношении земельного участка.

05.03.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО вынесено постановление о поручении другому судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения в виде обращения взыскания на земельный участок, площадью кв.м. по адресу: <адрес> с кадастровым номером принадлежащий на праве собственности Таболу Г.Г., путем реализации его с публичных торгов, после чего вырученные от реализации имущества денежные средства перечислить в ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО.

Названное постановление 05.03.2020 направлено для его исполнения в Тюменский РОСП УФССП России по Тюменской области, что подтверждается скриншотом страницы и имеет статус «доставлено».

02.09.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО Зайнулиной А.Х. вынесено постановление о поручении судебному приставу-исполнителю Уральского Федерального округа ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Тюмени совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения в виде наложения ареста на земельный участок, площадью .м. по адресу: <адрес> с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности Таболу Г.Г.

Названное постановление 05.03.2020 направлено для его исполнения в Уральский Федеральный округ ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Тюмени, что подтверждается скриншотом страницы. Между тем, сведений о доставке постановления исполнителю нет.

Конституцией РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46).

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами (ч.1 ст. 4 КАС РФ).

Правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом: граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств; организаций - независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств. Суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле (ст. 8 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, считая, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ (ст. 360 КАС РФ).

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 ст. 226 КАС РФ, (соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами) - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) - (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии ст. ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный Федеральным законом «Об исполнительном производстве», само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Разрешая по существу заявленные административным истцом требования, суд учитывает, что в постановлениях о поручении судебному приставу-исполнителю Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области и судебному приставу-исполнителю Уральского Федерального округа ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Тюмени совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения от 05.03.2020 и от 02.09.2021 отсутствовало указание о том, что 09.10.2019 Тюменским районным судом вынесено решение об обращении взыскания на земельный участок, принадлежащий на праве собственности Таболу Г.Г., путем реализации его с публичных торгов. Никаких документов об этом, в том числе, документов, позволяющих идентифицировать объект недвижимости и определить его принадлежность на праве собственности должнику Таболу Г.Г., к постановлению не было приложено, что не позволило судебному приставу-исполнителю Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области и судебному приставу-исполнителю Уральского Федерального округа ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Тюмени принять меры по своевременному, полному и правильному исполнению поручений. Также в постановлениях было указано, что задолженность по исполнительному производству составляет 8 300 руб., в том числе - 7 300 руб. остаток основного долга, 1 000 руб. - остаток не основного долга, что не соответствует размеру общего долга Табола Г.Г. перед взыскателем Табол И.Д. и также создавало препятствия для исполнению поручений.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца к УФССП России по Тюменской области, и признания незаконным бездействия судебных приставов-исполнителей Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области и судебных приставов-исполнителей Уральского Федерального округа ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Тюмени в части не исполнения поручения и не обращении взыскания на земельный участок.

Также суд учитывает, что исполнительное производство № 3807/20/89009-ИП находилось в производстве у разных судебных приставов ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО, было передано судебному приставу-исполнителю ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО Зайнулиной А.Х. только в конце августа 2021 года. В период с 30.11.2021 по 20.12.2021 исполнительное производство -ИП находилось на исполнении у судебного пристава-исполнителя Стог Е., а 21.12.2021 вновь передано в производство Зайнулиной А.Х.

При этом 25.01.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО Зайнулиной А.Х. вынесено постановление о поручении судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по ЯНАО совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения в виде поручения судебному приставу-исполнителю Уральского Федерального округа ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Тюмени совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения в виде наложения ареста на земельный участок, площадью кв.м. по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности Таболу Г.Г.

26.01.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО Зайнулиной А.Х. отобрано объяснение от должника Табола Г.Г. по факту неисполнения судебных решений, вынесено постановление о наложении ареста на земельный участок, а также составлен акт его описи и ареста.

Учитывая непродолжительный период нахождения исполнительного производства -ИП в производстве судебного пристава-исполнителя ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО Зайнулиной А.Х., факт совершения ею действий, направленных на исполнение требований судебного решения, оснований для признания ее действий (бездействия) незаконным, суд не находит.

Вместе с тем, разрешая спор, оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь нормами Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд находит убедительными доводы административного истца Табол ИД. о бездействии судебных приставов-исполнителей ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО в рамках исполнительного производства -ИП, поскольку суду не представлены документы, подтверждающие совершение действий, предусмотренных ст. 68, 69, 85, 87 Закона № 229-ФЗ, а именно о проведении оценки рыночной стоимости недвижимого имущества должника, о передаче имущества на реализацию, проведении торгов, и т.д. в отношении земельного участка, площадью . по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности Таболу Г.Г.

Приходя к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в указанной части, суд исходит из того, что судебными приставами-исполнителями ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО длительный период не принимались меры к обращению взыскания на имущество должника Табола Г.Г., в то время, как имелась реальная возможность осуществить необходимые исполнительные действия, с учетом длительности срока, прошедшего со дня возбуждения исполнительного производства -ИП (ДД.ММ.ГГГГ), срока со дня получения сведений о наличии имущества, на которое возможно обращение взыскания, обстоятельств вступления в законную силу решения Тюменского районного суда от 09.10.2019 об обращении взыскания на земельный участок.

Обращения административного истца к ответчикам по вопросу исполнения решения Тюменского районного суда от 09.10.2019 положительного результата не принесли.

Доводы административных ответчиков о том, что судебными приставами-исполнителями ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» направлялись постановления о поручении судебному приставу-исполнителю Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области и судебному приставу-исполнителю Уральского Федерального округа ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Тюмени совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения, а ответы не поступили, не исключают (в том числе с учетом времени направления таких поручений), наличия незаконного бездействия, нарушающего права и законные интересы административного истца (как взыскателя по исполнительному производству) на своевременное исполнение судебных актов.

В указанной части заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

В этой связи на судебного пристава-исполнителя ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО, в чьем производстве находится исполнительное производство -ИП, следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав взыскателя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Табол Ирины Дмитриевны удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО выразившееся в не совершении действий по обращению взыскания на земельный участок с кадастровым номером , площадью . по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности Таболу Георгию Георгиевичу в рамках исполнительного производства -ИП.

Обязать судебного пристава-исполнителя в производстве которого находится исполнительное производство -ИП устранить допущенные нарушения.

В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 28.01.2022.

Председательствующий М.В. Козлова