Дело № 2а-1391/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ивановский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Алексеевой К.В.,
при секретаре Кузаевой Е.Г.,
с участием:
административных истцов Савиновой Г.И., Климовой И.И.,
представителя административного ответчика Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области – Масленниковой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савиновой Г.И. и Климовой И.И. к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Савинова Г.И. и Климова И.И. обратились в суд с вышеуказанным иском, в котором просят признать незаконным бездействие Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, выразившееся в длительном не рассмотрении на межведомственной комиссии вопроса о признании <адрес> непригодным для проживания, в связи с нахождением его в аварийном состоянии и подлежащим сносу, и обязать административного ответчика во внеочередном порядке на ближайшем заседании межведомственной комиссии рассмотреть данный вопрос.
Требования мотивированы тем, что истцы зарегистрированы и проживают в названном многоквартирном доме, который, как они считают, является непригодным для проживания ввиду его аварийности. Савинова Г.И. и Климова И.И., а также другие жители дома 05.02.2018 года подали заявление в Администрацию района, в котором просили провести заседание межведомственной комиссии.
12.03.2018 года состоялось заседание такой комиссии, оформленное протоколом № 2. В соответствии с ее решением документы, представленные в Администрацию района по данному вопросу, направлены на рассмотрение в Правительство Ивановской области. Однако с тех пор прошло уже несколько месяцев, заявление по существу не рассмотрено, протокол от 12.03.2018 года истцами так и не получен.
22.06.2018 года на имя главы Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области было направлено коллективное заявление жителей <адрес>, среди которых значились и административные истцы, в котором они просили сообщить какое решение было принято по их вопросу.
28.06.2018 года им был дан ответ, согласно которому материалы были направлены в Департамент ЖКХ Ивановской области.
05.07.2018 года истцы получили ответ Департамента за №, в котором сообщалось, что заседание межведомственной комиссии по рассмотрению вопроса о техническом состоянии их МКД назначено на 06.07.2018 года. По итогам принятых решений им будет направлен ответ в сроки, установленные действующим законодательством. По информации, имеющейся у административных истцом, заседание комиссии, назначенное на 06.07.2018 года, не состоялось ввиду отсутствия кворума, сведениями о том, когда комиссия соберется повторно для рассмотрения их вопроса они не располагают.
Савинова Г.И. и Климова И.И. считают, что с момента заседания комиссии от 12.03.2018 года прошло уже более 4 месяцев, однако вопрос по существу так и не рассмотрен, в связи с чем усматривается бездействие ответчика, поскольку он не организовывает в установленный срок заседание комиссии, не обеспечил наличие кворума на нем, не организовал сбор необходимых документов для его проведения, на котором был бы рассмотрен вопрос о признании их дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В качестве правового обоснования, заявленных требований, истцы ссылаются на положения ст. ст. 9, 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 года.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент ЖКХ Ивановской области.
Административные истцы Савинова Г.И. и Климова И.И. в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить. Также пояснили, что, по их мнению, администрация района должна была организовать сбор необходимых недостающих документов и направить их на рассмотрение в Департамент, чего не сделала, при том, что заканчивался пятилетний гарантийный срок, установленный законом для разрешения вопроса о признании МКД непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции.
Представитель административного ответчика Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области – Масленникова Г.Л., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, представившая диплом о наличии высшего юридического образования, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административных истцов, указав, что после поступления 05.02.2018 года в адрес администрации заявления жителей <адрес> з по вопросу признания дома аварийным, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Климовой И.И. Администрацией Ивановского муниципального района было направлено письмо о предоставлении документов, необходимых для рассмотрения данного вопроса. ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание межведомственной комиссии, на котором принято решение направить документы на рассмотрение в Правительство Ивановской области, поскольку данный вопрос не входит в компетенцию администрации района. Решение было объявлено при лицах, присутствовавших на заседании комиссии. ДД.ММ.ГГГГ документы были перенаправлены администрацией в адрес Правительства области. Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации из Департамента ЖКХ Ивановской области поступило письмо, в котором последний просил административного ответчика дополнительно представить документы необходимые для разрешения данного вопроса. Администрация обратилась к собственникам жилых помещений МКД по вопросу необходимости представления недостающих документов. С помощью председателя ТСЖ эти документы были собраны, представлены в администрацию, при этом самой поздней датой представления документов административному ответчику является ДД.ММ.ГГГГ. В свою очередь ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрация района направила эти документы в Департамент. Считала, что административным ответчиком обращение жителей МКД <адрес> рассмотрено своевременно, соответственно отсутствуют основания для утверждения о бездействии администрации.
Заинтересованное лицо Департамент ЖКХ Ивановской области, извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом в порядке главы 9 КАС РФ, для участия в судебном заседании своего представителя не направил, представил отзыв, в котором просил разрешить спор в его отсутствие. Также из отзыва следует, что Администрация Ивановского муниципального района направила документы на рассмотрение межведомственной комиссии Ивановской области вопроса об оценке соответствия жилых помещений и многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47. В настоящее время данные документы находятся на рассмотрении.
Выслушав административных истцов, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст.218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться всудс требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов илинанихнезаконновозложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст.227 КАС РФпо результатам рассмотрения административного деласудомпринимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требованийопризнанииоспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, еслисудпризнаетих не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом,признаниенезаконнымидействий (бездействия) и решений таких органов и должных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Ивановского муниципального района Ивановской области было получено заявление жителей <адрес>, подписанное, в том числе и административными истцами, в котором ставился вопрос о необходимости создания комиссии для решения вопроса о признании дома непригодным для проживания.
26.02.2018 года в адрес Климовой И.И. было направлено письмо за подписью главы администрации района, в котором со ссылкой на положения п. 45 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» было указано на необходимость представления от каждого собственника недостающих документов, установленных названным пунктом Положения.
12.03.2018 года было проведено заседание межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда Ивановского муниципального района, оформленное протоколом № 2. Из его содержания следует, что на основании п. 7 (1) названного выше постановления Правительства РФ, принято решение направить материалы дела и поступившие обращения жителей <адрес> на рассмотрение в Правительство Ивановской области. Согласно тексту решения административные истцы присутствовали на заседании комиссии, что не оспаривалось ими в ходе разрешения настоящего спора. Также из объяснений Савиновой Г.И. и Климовой И.И. следует, что решение комиссии им было известно, копию протокола Климова И.И. сделала, тогда, когда он был представлен ей на подпись. Савиновой Г.И, также не оспаривалось, что у нее имеется копия указанного документа.
16.03.2018 года Администрация Ивановского муниципального района направила на имя ВрИО Губернатора Ивановской области материалы дела, коллективное заявление жителей указанного МКД и обращение главы Коляновского сельского поселения Мысова В.А. о рассмотрении вопроса на межведомственной комиссии по оценке и обследовании помещений данного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу с приложениями. Согласно отметке имеющейся на представленной суду тексте заявления, оно было получено Правительством Ивановской области 26.03.2018 года.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Департамента ЖКХ Ивановской области на имя главы администрации района направлено письмо, в котором в силу п. 45 Положения, названного выше, указано на необходимость представления документов, указанных в п.п. а и б п. 45, а именно заявления о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, копий правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в ЕГРН.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика о необходимости представления соответствующих документов было сообщено председателю ТСЖ, в связи с чем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен сбор необходимых документов, а затем они были направлены на имя начальника Департамента ДД.ММ.ГГГГ год и ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленными суду сообщения за подписью главы администрации района.
ДД.ММ.ГГГГ жители дома, в том числе и административные истцы, подали коллективное заявление на имя главы Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, в котором просили дать ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ, указывая при этом, что им известно о проведении ДД.ММ.ГГГГ заседания межведомственной комиссии по поставленному в этом заявлении вопросу.
ДД.ММ.ГГГГ на имя Климовой И.В., которая указана в качестве лица, в чей адрес должен быть направлен ответ, такой ответ был дан за подписью главы администрации района. Из его содержания следует, что в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ ответ на заявление от 05.02.2018 года был дан 26.02.2018 года. Дополнительно сообщено, что материалы дела о необходимости рассмотрения вопроса о признании данного дома аварийным были направлены в Департамент ЖКХ Ивановской области. Ответ о 26.02.2018 года направлен в адрес Климовой И.И. повторно.
Как следует из сообщения Департамента от 05.07.2018 года в адрес Савиновой Г.И., Администрация Ивановского муниципального района направила документы на рассмотрение межведомственной комиссии, ее заседание назначено на 06.07.2018 года.
В ходе разрешения спора Савинова Г.И. пояснила, что заседание комиссии указанного числа не состоялось ввиду отсутствия кворума.
Пункт 7 (1) Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» говорит о том, что в случае необходимости оценки и обследования помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию такие оценка и обследование осуществляются комиссией, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с абз. 2 п. 7 настоящего Положения.
Согласно п. 42 названного Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В силу п. 45 для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абз. 3 п. 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Согласно п. 46 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абз. 1 настоящего пункта.
В соответствии с п. 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Как следует из содержания ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в ч. 4 ст. 11 настоящего Федерального закона (ч. ч. 1,2.3.).
Пункт 5 ч. 1 ст. 10 указанного ФЗ, говорит о том, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Содержание указанных пунктов положения при том, что дом был введен в эксплуатацию в августе 2013 года, позволяет сделать вывод, согласно которому заявление жителей дома от 05.02.2018 года должно было быть подано в Правительство Департамент ЖКХ Ивановской области ввиду того, что на дату его подачи пятилетний срок с даты введения дома в эксплуатацию еще не истек, соответственно его рассмотрение относилось к компетенции межведомственной комиссии субъекта РФ.
Поскольку такое заявление поступило в администрацию района последняя в силу содержания ст. ст. 8 и 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» должна была в течение 7 дней с даты его регистрации перенаправить его на рассмотрение в компетентный орган, то есть в Департамент ЖКХ Ивановской области. Последним днем такого срока являлось 12.02.2018 года.
Однако, не являясь органом, к компетенции которого отнесено рассмотрение данного вопроса, Администрация Ивановского муниципального района сначала затребовала в соответствии с п. 45 Положения документы, которые должны быть приложены к заявлению о признании МКД непригодным для проживания, а затем рассмотрела данное заявление на заседании комиссии, приняв по результатам ее проведения решение, принятие которого не предусмотрено п. 47 Положения. Указанное свидетельствует о допущенных нарушениях нормативных правовых актов административным ответчиком.
При этом поскольку 16.03.2018 года Администрация района перенаправила данное заявление на рассмотрение в Правительство Ивановской области, данное заявление принято на рассмотрение Департаментом ЖКХ области, на момент его принятия Департаментом пятилетний срок с даты ввода МКД в эксплуатацию не истек, прихожу к выводу, что это не повлекло нарушений прав и законных интересов административных истцов, соответственно в удовлетворении требования о признании бездействия административного ответчика незаконным должно быть отказано.
Отклоняются судом как несоответствующие фактическим обстоятельствам дела доводы административных истцов о том, что административным ответчиком не было проведено заседание межведомственной комиссии по их заявлению от 05.02.2018 года, поскольку такое заседание было проведено в установленный положением срок, так как с даты поступления заявления в течение 30 дней администрация района направила в адрес Климовой И.И. письмо о необходимости представления документов, предусмотренных п. 45 Положения, и в пределах 30-тидневного срока, который подлежит исчислению с даты поступления недостающих документов, а в рассматриваемом случае он был исчислен с даты направления сообщения о необходимости их направления, провела заседание комиссии, несмотря на то, что его проведение не должно было ею осуществляться.
Не принимается судом и довод административных истцов о том, что Администрация Ивановского муниципального района Ивановской области как того требуют положения ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» не организовала сбор документов необходимых для проведения заседания межведомственной комиссии, поскольку данное заявление не подлежало рассмотрению указанным органом, соответственно обязанности по сбору каких-либо документов у нее не возникло, как не возникло и обязанности обеспечить наличие кворума на заседании комиссии, поскольку такая обязанность на административного ответчика не возложена ни одним из действующих нормативно правовых актов.
Оснований для возложения на Администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области обязанности во внеочередном порядке на ближайшем заседании межведомственной комиссии рассмотреть вопрос признания <адрес> непригодным для проживания в связи с нахождением в аварийном состоянии и подлежащим сносу или реконструкции не имеется, поскольку данный вопрос не отнесен к ее компетенции.
При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований, предусмотренных действующим законодательством, для удовлетворения требований административных истцов.
Поскольку в удовлетворении требований Савиновой Г.И. и Климовой И.И. отказано, то государственная пошлина, уплаченная за рассмотрение настоящего административного дела, в силу содержания ст. ст.103, 106, 111 КАС РФ не подлежит взысканию с ответчика в пользу истцов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Савиновой Г.И., Климовой И,И. к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья К.В. Алексеева
Решение суда в окончательной форме принято 18.09.2018 года.