ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1392/19 от 05.01.2019 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-1392/2019

УИД 86RS0005-01-2019-002237-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Алешкова А.Л., при секретаре Радченко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре, старшему государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре ФИО1 о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным иском к административному ответчику - Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре, мотивировав тем, что 27 мая 2019 года в ФГБУ "Государственный заповедник "Юганский" поступили (вх.№ 108 от 27.05.2019) акт плановой и выездной проверки № 126 от 15.05.2019 года, а также Предписания № 108;109;110;11;112;113;114;(- ООПТ/36) от 15.05.2019 года, № 115-ОН/2 от 15.05.2019 г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Истец полагал указанные предписания незаконными по следующим основаниям:

1. Предписание № 108-ООПТ/36 от 15.05.19 г., срок исполнения 25.11.2020, Основание выдачи предписания: п. 4. 87 Лесного кодекса РФ, п. 3. Приказа Минприроды России от 27.02.2017.№72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений». «Разработать и утвердить Лесохозяйственный регламент лесничества «Государственный природный заповедник «Юганский».

Предписание № 109-ООПТ/36 от 15.05.19 г., срок исполнения 25.11.2020, Основание выдачи предписания: ч. 1. 87 Лесного кодекса РФ (от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ с изменениями и дополнениями), п. 2,8. Лесохозяйственного регламента лесничества «ГПЗ «Юганский»:

«Установить в Лесохозяйственном регламенте лесничества «Государственный природный заповедник «Юганский» нормативы, параметры и сроки использования лесов для рекреационной деятельности на территории лесничества».

Проект Лесохозяйственного регламента лесничества был направлен Учреждением в Министерство Природных ресурсов и экологии Российской Федерации 16.11.2018 года для его утверждения.

В свою очередь, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации Лесохозяйственный регламент был 12.12.2018 года размещен на официальном сайте Минприроды в сети «Интернет».

Таким образом, факт изложения его на официальном сайте, с указанием даты «12 декабря 2018 года» свидетельствует, что он утвержден Минприроды России, (п. 13 и п. 15 Приказа Минприроды).

Содержание же предписания фактически требует от Учреждения его разработать (получается заново) и утвердить. Однако у ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский» нет полномочий по утверждению Лесохозяйственного регламента.

В силу положений приказа Минприроды России от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений", это полномочия Минприроды. Указанное свидетельствует о том, что Предписание явно не отвечает требованиям законности и объективности.

В указанном документе были утверждены нормативы, параметры и сроки использования лесов для рекреационной деятельности. Указанное подтверждается, в том числе, ответом № 02-2/8669 от 10.07.2019 года на письменное обращение. На основании изложенного, истец полагал, что указанные выше предписания Росприроднадзора по ХМАО-Югре № 108; 109 - являются незаконными и подлежат отмене.

2. Предписание № 110-ООПТ/36 от 15.05.19 г, срок исполнения 25.11.2019, Основание выдачи предписания: п. 8.4. 8.5. Положения о ФГБУ «ГПЗ «Юганский» (утв. Приказом МПР РФ от 15 апреля 2003 г. №309); п. 8,3, 8,6, 8.7. Положения о научно-исследовательской деятельности государственных природных заповедников (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 10.04.1998 г. № 205). Организовать деятельность научно технического совета заповедника в соответствии с Положением о ФГБУ «ГПЗ «Юганский».

В соответствии с пп. 5.1.17 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Росприроднадзор осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя: государственный надзор в области охраны и использования ООПТ федерального значения (за исключением ООПТ федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки)

Соответственно Росприроднадзор по ХМАО-Югре не обладает полномочиями в части ФГБУ, находящимися в ведении Минприроды РФ, осуществляя экологический государственный надзор в области охраны и использования ООПТ, и более того не может контролировать хозяйственную деятельность этих учреждений в части организации деятельности научно-технического совета, которая изначально находилась за пределами компетенции Росприроднадзора по ХМАО-Югре;

Во вторых, предписание допускает грубое нарушение, а именно предписывает организовать деятельность по документу, которого не существует - в соответствии с «Положением о ФГБУ «ГПЗ «Юганский».

В третьих, с 1 января 2011 года действует новый порядок формирования государственных заданий в отношении федеральных государственных учреждений. Он определен постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.

В связи с вышеизложенным, истец полагал указанное Предписание незаконным.

3. Предписание № 111-ООПТ/36 от 15.05.19 г., срок исполнения 25.11.2020, Основание выдачи предписания: п. 5 ст.34 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях; п.7.9 Положения о ФГБУ «ГПЗ «Юганский» (утв. Приказом МПР РФ от 15 апреля 2003 №309); Обеспечить государственных инспекторов по охране территории заповедника служебным гражданским или боевым оружием.

Согласно п. 13 Устава ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский» Учреждение обеспечивает работников в установленном законодательством Российской Федерации порядке специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты. Обязанности обеспечить оружием не имеется, тем более боевым;

Согласно п.5.ст.34 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях, закреплены права должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, а именно «разрешены хранение, ношение и применение служебного огнестрельного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия.

Указанная норма направлена на защиту и расширение прав должностных лиц при осуществлении государственного надзора, однако не является основанием для принятия мер по вооружению Учреждением государственных инспекторов боевым, служебным и гражданским оружием.

В связи с вышеизложенным, истец полагал указанное Предписание незаконным.

4. Предписание № 112-ООПТ/36 от 15.05.19 г., срок исполнения 25.11.2020, Основание выдачи предписания: п. 5 ст.34 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях; п.7.9 Положения о ФГБУ «ГПЗ «Юганский» (утв. Приказом МПР РФ от 15 апреля 2003 №309); Разработать и утвердить положение о создании охранной зоны заповедника «Юганский» в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Учреждению предписывается разработать и утвердить «Положение о создании охранной зоны Заповедника».

В свою очередь охранная зона Государственного природного заповедника «Юганский» создана, установлена и утверждена 12.11.1984 г. Исполкомом Тюменского областного Совета народных депутатов на основании статьи 40-й «Основ земельного законодательства СССР», ст. 108 «Земельного кодекса РСФСР и п. 17 «Положения о госзаповедниках РСФСР», утверждённого постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июня 1.962 года №769 в целях поддержания заповедного режима и сокращения влияния хозяйственной деятельности на природные комплексы заповедников.

Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон установлен Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138 "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон".

В соответствии с п.п.10, 11 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации, (пункт 10).

Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории (пп. а пункта 11);

В соответствии с п.9,10 Правил создания охранных зон отдельных категорий ООПТ, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон", (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138), Решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, (пункт 9)

Охранные зоны государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения не могут быть расположены в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, (пункт 10).

Таким образом, истец полагал, что предписание является незаконным, поскольку возлагает на Заповедник обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, и прямо возложенные на Правительство Российской Федерации и Министерство природных Ресурсов и экологии Российской Федерации. Соответственно Учреждение не разрабатывает и не утверждает положение о создании охранной зоны, что противоречит содержанию вынесенного предписания.

5. Предписание № 113-ООПТ/36 от 15.05.19 г., срок исполнения 25.11.2020, Основание выдачи предписания: ст.88,89 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г. №200-ФЗ (ред. От 03.08.2018), (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019); п.30 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки». «Разработать и утвердить Проект освоения лесов ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский».

По мнению истца, состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проект освоения лесов «Государственного природного заповедника «Юганский» разработан в 2009 году.

Заключение государственной экспертизы Проекта освоения лесов, расположенных на землях государственного природного заповедника «Юганский», утверждён Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России 01.04.2010.

Изменения внесены 26 августа 2016 года. Дата окончания срока действия определена - 2020 г. Из этого следует, что датой окончания срока действия является 31 декабря 2019 года.

Поскольку на момент проверки (15.05.2019 года) Проект освоения лесов «Государственного природного заповедника «Юганский» действовал, то Предписание № 113-ООПТ/36 от 15.05.19 г. является не законным.

6. Предписание № 114-ООПТ/36 от 15.05.19 г., срок исполнения 25.11.2020, Основание выдачи предписания: п.9 Приказа Минприроды РФ от 06.09.2010г. № 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных»; п. 16.1 приказа Минприроды РФ от 22.12.2011 №963 «Об утверждении Порядка ведения государственного учёта государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира»;

Организовать передачу ФГБУ «ГПЗ «Юганский» в уполномоченный орган данных государственного мониторинга, государственного учёта охотничьих ресурсов и иных объектов животного мира в установленные сроки, за установленный период.

Данные регулярно предоставляются в отдел особо охраняемых природных территорий Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Это подтверждают электронные письма от 13.05.2016 г., 11.08.2016 г., 11.05.2017 г., 13.05.2017 г.,13.05.2018 г. и 5.09.2018 г. Кроме того, вся эта информация предоставляется и в рамках годового отчёта директора в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, до установленного срока - 1 апреля.

В связи с вышеизложенным, истец полагал указанное Предписание незаконным.

7. Предписание № 115-ОН/2 от 15.05.2019 г., срок исполнения 15.05.2020, Основание выдачи предписания: 4.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-фз «Об отходах производства и потребления»; Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (ред.25.06.2014) «Об утверждении Порядка учёта в области обращения с отходами»;

Не ведётся учёт образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.

С таким заключением нельзя согласиться. Согласно п.4 Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014) «Об утверждении Порядка учёта в области обращения с отходами», в случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.

В акте проверки изложен полный перечень предоставленных документов, на основании которых осуществляется учёт: Договор на оказание услуг по вывозу и размещению ТБО №50/16 от 18.07.2016; Договор на оказание услуг по вывозу и размещению ТБО №50/17 от 09.01.2017; Договор на оказание услуг по вывозу и размещению ТБО №640 от 01.01.2018; Договор на оказание услуг по сбору, транспортировке и обезвреживанию отходов I-V класса опасности №128/15 JIE от 01.07.2015; Договор на оказание услуг по сбору, транспортировке и обезвреживанию отходов I-V класса опасности №49/17 МС от 09.01.2017; Расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год; Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду 2017-2018 гг.; Разрешение № 86/16 на выброс вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), с разрешением в период с 22.06.2016 по 31.12.2020. ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский» осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в пределах установленных норм; ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский» согласно срокам предоставляет статистическую отчётность по форме № 2-ТП (отходы). ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский» не предоставил договор на вывоз и передачу отходов I-V класса опасности, образующихся от деятельности Учреждения сторонним организациям на 2019 год, так как у Регионального оператора до сих пор отсутствуют расценки.

В связи с вышеизложенным, истец полагал указанное Предписание незаконным.

Кроме того, истец также полагал, что акт проверки № 126 от 15.05.2019 составлен с существенным процессуальным нарушением. Директор ФИО2, не принимал участия в проверке, ввиду нахождения в очередном отпуске, тем не менее, в Акте № 126 от 15 мая 2019 года написано: «При проведении проверки присутствовали: директор ФГБУ «ГПЗ «Юганский» ФИО2 (приказ Минприроды РФ №381-лс от 08.06.2012 г.), тогда как проверка, действительно проходила в присутствии и.о. директора, заместителя директора по охране территории заповедника ФИО3 (приказ Минприроды РФ №135-к от 28.02.2019 г. об отпуске ФИО2. и возложении обязанностей директора ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский» на заместителя директора учреждения ФИО3.)

На основании изложенного истец просил признать незаконным предписания №, 108 - ООПТ/36 от 15.05.2019 г.; № 109 - ООПТ/36 от 15.05.2019 г.; № 110 - ООПТ/36 от 15.05.2019 г.; № 1П_- ООПТ/36 от 15.05.2019г.; № 112 - ООПТ/36 от 15.05.2019 г.; № 113 - ООПТ/36 от 15.05.2019 г.; № 114 - ООПТ/36 от 15.05.2019 г.; № 115 - ОН/2 от 15.05.2019г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.

В ходе подготовки дела судом были привлечены в качестве соответчиков государственные инспекторы Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре ФИО4 и ФИО5, проводившие проверку и составившие обжалуемые предписания.

В ходе подготовки дела также стало известно, что государственные инспекторы Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре ФИО4 и ФИО5 в настоящее время уволились из Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, в связи с чем, указанные административные ответчики были заменены на их непосредственного руководителя – заместителя начальника отдела геологического надзора и охраны недр, надзора за ООПТ и в сфере охоты ФИО1.

В ходе подготовки дела 14.10.2019г. административный истец увеличил исковые требования, просил признать акт плановой документарной и выездной проверки ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» от 15.05.2019 года Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре незаконным.

В судебном заседании представитель истца ФИО6 заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ФИО7 исковые требования не признал, полагая их не законными и не обоснованными.

Административный ответчик - заместитель начальника отдела геологического надзора и охраны недр, надзора за ООПТ и в сфере охоты Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ФИО1 иск также не признал.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что 27 мая 2019 года в ФГБУ "Государственный заповедник "Юганский" поступили (вх.№ 108 от 27.05.2019) акт плановой и выездной проверки № 126 от 15.05.2019 года, а также предписания № 108;109;110;11;112;113;114;(- ООПТ/36) от 15.05.2019 года, № 115-ОН/2 от 15.05.2019г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

1. Предписание № 108-ООПТ/36 от 15.05.19 г., срок исполнения 25.11.2020. Основание выдачи предписания: п. 4. 87 Лесного кодекса РФ, п. 3. Приказа Минприроды России от 27.02.2017.№ 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений». «Разработать и утвердить Лесохозяйственный регламент лесничества «Государственный природный заповедник «Юганский».

Предписание № 109-ООПТ/36 от 15.05.19 г., срок исполнения 25.11.2020. Основание выдачи предписания: ч. 1. 87 Лесного кодекса РФ (от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ с изменениями и дополнениями), п. 2,8. Лесохозяйственного регламента лесничества «ГПЗ «Юганский»: «Установить в Лесохозяйственном регламенте лесничества «Государственный природный заповедник «Юганский» нормативы, параметры и сроки использования лесов для рекреационной деятельности на территории лесничества».

Указанные предписания суд полагает не законными и не обоснованными по следующим основаниям:

Согласно п. 10,11,12 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - органы государственной власти и органы местного самоуправления).

Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

Информация лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка) приводится в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических).

В данном случае, проект Лесохозяйственного регламента лесничества был направлен ФГБУ "Государственный заповедник "Юганский" в Министерство Природных ресурсов и экологии Российской Федерации 16.11.2018 года для его утверждения. Указанное Предписание № 108-ООПТ/36 от 15.05.19г. фактически требует от Учреждения его разработать заново и утвердить его. Однако у ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский» нет полномочий по утверждению Лесохозяйственного регламента, это полномочия Минприроды. Указанное свидетельствует о том, что Предписание явно не отвечает требованиям законности и объективности.

12.12.2018 года Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации Лесохозяйственный регламент лесничества ФГБУ "Государственный заповедник "Юганский" был размещен на официальном сайте Минприроды в сети «Интернет».

По существу предписание инспектора основано и следует из оценки действий Минприроды. При этом нормы материального права при вынесении предписания были нарушены существенно: так, приказом Минприроды России от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" устанавливается состав, порядок разработки лесохозяйственных регламентов, сроки их действия, порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений (ст.1 Раздела 1).

Согласно п.13 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 N 72 Органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента, в том числе размещают его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на срок не менее 30 дней со дня размещения на официальном сайте, указав информацию о сроках ознакомления, адресе электронной почты или почтовом адресе для направления замечаний и предложений, а также другие сопроводительные документы при наличии.

В предложениях заинтересованных лиц излагается суть и краткое обоснование предложений, а также могут прикладываться в электронном виде либо на бумажных носителях обосновывающие материалы, в том числе схемы и графические материалы, отображающие предложения заинтересованных лиц. Представленные материалы возврату не подлежат.

По истечении указанного срока с учетом поступивших предложений и замечаний в течение 30 дней орган государственной власти или орган местного самоуправления организует доработку проекта лесохозяйственного регламента и его утверждение.

Согласно п. 15 названного, органы государственной власти и органы местного самоуправления в 3-х дневный срок со дня утверждения лесохозяйственного регламента или внесенных в него изменений размещают их на своем официальном сайте.

Утвержденный лесохозяйственный регламент размещается на официальном сайте на весь срок действия лесохозяйственного регламента с указанием даты утверждения. В случае внесения изменений в лесохозяйственный регламент на официальном сайте размещается актуальная версия лесохозяйственного регламента с внесенными изменениями, а также информация о внесенных изменениях с указанием даты внесения изменений.

Учреждением своевременно был направлен лесохозяйственный регламент лесничества в Министерство Природных ресурсов и экологии Российской Федерации на утверждение ввиду чего на официальном сайте ведомства http://www.mnr.gov.ru, в разделе «Документы», подразделе «Документы по вопросам ООПТ» - «Лесохозяйственные регламенты ООПТ» содержится лесохозйственный регламент Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Юганский».

Дата опубликования: 12 декабря 2018 года. CcbuiKa:http://www.mnr.gov.ru/docs/lesokhozvaystvennye_reglamenty_oopt/lesokhozvaystennуу_reglament_lesnichestva_gosudarstvennyy_prirodnyy_zapovednik_yuganskiy/

Таким образом, факт изложения его на официальном сайте, с указанием даты «12 декабря 2018 года» свидетельствует, что он утвержден Минприроды России, (п. 13 и п. 15 Приказа Минприроды).

В указанном документе были утверждены нормативы, параметры и сроки использования лесов для рекреационной деятельности, в связи с чем, Предписание № 109-ООПТ/36 от 15.05.19г. суд полагает незаконным и необоснованным.

2. Предписание № 110-ООПТ/36 от 15.05.19 г, срок исполнения 25.11.2019. Основание выдачи предписания: п. 8.4. 8.5. Положения о ФГБУ «ГПЗ «Юганский» (утв. Приказом МПР РФ от 15 апреля 2003 г. № 309); п. 8,3, 8,6, 8.7. Положения о научно-исследовательской деятельности государственных природных заповедников (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 10.04.1998 г. № 205). Организовать деятельность научно технического совета заповедника в соответствии с Положением о ФГБУ «ГПЗ «Юганский».

В соответствии с пп. 5.1.17 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Росприроднадзор осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя: государственный надзор в области охраны и использования ООПТ федерального значения (за исключением ООПТ федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки)

Соответственно Росприроднадзор по ХМАО-Югре не обладает полномочиями в части ФГБУ, находящимися в ведении Минприроды РФ, осуществляя экологический государственный надзор в области охраны и использования ООПТ, и более того не может контролировать хозяйственную деятельность этих учреждений в части организации деятельности научно-технического совета, которая изначально находилась за пределами компетенции Росприроднадзора по ХМАО-Югре;

Во вторых, предписание допускает грубое нарушение, а именно предписывает организовать деятельность по документу, которого не существует - в соответствии с «Положением о ФГБУ «ГПЗ «Юганский».

Согласно пп. 4.6. - 4.7. Положения, утвержденного Приказом Минприроды России от 15.07.2011 N 633 "Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности", Департаменту государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности принадлежат полномочия по утверждению ежегодных и перспективных планов работ по основной деятельности и среднесрочных планов управления государственных природных заповедников и национальных парков; полномочия по утверждению состава ученых и научно-технических советов государственных природных заповедников и национальных парков.

При таких обстоятельствах, Предписание № 110-ООПТ/36 от 15.05.19 г. нельзя признать законным и обоснованным.

3. Предписание № 111-ООПТ/36 от 15.05.19 г., срок исполнения 25.11.2020, Основание выдачи предписания: п. 5 ст. 34 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях; п.7.9 Положения о ФГБУ «ГПЗ «Юганский» (утв. Приказом МПР РФ от 15 апреля 2003 № 309); Обеспечить государственных инспекторов по охране территории заповедника служебным гражданским или боевым оружием.

Согласно п. 13 Устава ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский» Учреждение обеспечивает работников в установленном законодательством Российской Федерации порядке специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты. Обязанности обеспечить оружием не имеется, тем более боевым;

Согласно п.5.ст.34 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях, закреплены права должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, а именно «разрешены хранение, ношение и применение служебного огнестрельного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия.

Указанная норма направлена на защиту и расширение прав должностных лиц при осуществлении государственного надзора, однако не является основанием для принятия мер по вооружению Учреждением государственных инспекторов боевым, служебным и гражданским оружием.

При таких обстоятельствах, суд полагает № 111-ООПТ/36 от 15.05.19 г. не законным и не обоснованным.

4. Предписание № 112-ООПТ/36 от 15.05.19 г., срок исполнения 25.11.2020. Основание выдачи предписания: п. 5 ст.34 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях; п.7.9 Положения о ФГБУ «ГПЗ «Юганский» (утв. Приказом МПР РФ от 15 апреля 2003 №309); Разработать и утвердить положение о создании охранной зоны заповедника «Юганский» в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Учреждению предписывается разработать и утвердить «Положение о создании охранной зоны Заповедника».

В свою очередь охранная зона Государственного природного заповедника «Юганский» создана, установлена и утверждена 12.11.1984 г. Исполкомом Тюменского областного Совета народных депутатов на основании статьи 40-й «Основ земельного законодательства СССР», ст. 108 «Земельного кодекса РСФСР и п. 17 «Положения о госзаповедниках РСФСР», утверждённого постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июня 1962 года №769 в целях поддержания заповедного режима и сокращения влияния хозяйственной деятельности на природные комплексы заповедников.

Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон установлен Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138 "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон".

В соответствии с п.п.10, 11 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации, (пункт 10).

Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории (пп. а пункта 11);

В соответствии с п.9,10 Правил создания охранных зон отдельных категорий ООПТ, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон", (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138), Решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, (пункт 9)

Охранные зоны государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения не могут быть расположены в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, (пункт 10).

При таких обстоятельствах, суд полагает, что предписание № 112-ООПТ/36 от 15.05.19 г. является незаконным, возлагает на Заповедник обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, и прямо возложенные на Правительство Российской Федерации и Министерство природных Ресурсов и экологии Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные особо охраняемые природные территории.

5. Предписание № 113-ООПТ/36 от 15.05.19 г., срок исполнения 25.11.2020, Основание выдачи предписания: ст.88,89 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ред. От 03.08.2018), (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019); п.30 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки». Разработать и утвердить Проект освоения лесов ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский».

В судебном заседании установлено, что согласно Приказу Минприроды России от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В данном случае, Проект освоения лесов «Государственного природного заповедника «Юганский» разработан в 2009 году и действует до 31.12.2019 года.

Заключение государственной экспертизы Проекта освоения лесов, расположенных на землях государственного природного заповедника «Юганский», утверждён Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России 01.04.2010.

В Проект освоения лесов «Государственного природного заповедника «Юганский» внесены изменения 26 августа 2016 года. Дата окончания срока действия определена - 2020 г. Из этого следует, что датой окончания срока действия является 31 декабря 2019 года.

Из вышеизложенного следует, что на момент проверки – 15.05.2019 года у ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» Проект освоения лесов «Государственного природного заповедника «Юганский» являлся действующим документом.

В силу п. 28 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Таким образом, Проект освоения лесов разрабатывается (в том числе) на основании Лесохозяйственного регламента лесничества Заповедника, который в свою очередь находится в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Соответственно после его поступления в Учреждение, Проект освоения лесов может быть разработан.

При этом, как и ранее, Заповедник не утверждает Проект освоения лесов, это относится к полномочиям Минприроды РФ.

С учетом изложенных обстоятельств, предписание вынесено незаконно, Заповедник не имеет объективной возможности его исполнения.

6. Предписание № 114-ООПТ/36 от 15.05.19 г., срок исполнения 25.11.2020. Основание выдачи предписания: п.9 Приказа Минприроды РФ от 06.09.2010г. № 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных»; п. 16.1 приказа Минприроды РФ от 22.12.2011 № 963 «Об утверждении Порядка ведения государственного учёта государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира»;

Организовать передачу ФГБУ «ГПЗ «Юганский» в уполномоченный орган данных государственного мониторинга, государственного учёта охотничьих ресурсов и иных объектов животного мира в установленные сроки, за установленный период.

Судом установлено, что данные государственного мониторинга, государственного учёта охотничьих ресурсов и иных объектов животного мира ФГБУ «ГПЗ «Юганский» регулярно предоставляются в отдел особо охраняемых природных территорий Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, что подтверждается электронными письмами от 13.05.2016 г., 11.08.2016 г., 11.05.2017 г., 13.05.2017 г.,13.05.2018 г. и 5.09.2018 г. Кроме того, вся эта информация предоставляется и в рамках годового отчёта директора в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, до установленного срока - 1 апреля.

При таких обстоятельствах, Предписание № 114-ООПТ/36 от 15.05.19 г. нельзя признать законным и обоснованным.

7. Предписание № 115-ОН/2 от 15.05.2019 г., срок исполнения 15.05.2020. Основание выдачи предписания: 4.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-фз «Об отходах производства и потребления»; Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (ред.25.06.2014) «Об утверждении Порядка учёта в области обращения с отходами»;

Не ведётся учёт образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.

Согласно п.4 приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014) «Об утверждении Порядка учёта в области обращения с отходами», в случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.

В данном случае, ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский» согласно установленным срокам предоставляет статистическую отчётность по форме № 2-ТП (отходы). В акте проверки изложен полный перечень предоставленных документов, на основании которых осуществляется учёт: Договор на оказание услуг по вывозу и размещению ТБО №50/16 от 18.07.2016; Договор на оказание услуг по вывозу и размещению ТБО №50/17 от 09.01.2017; Договор на оказание услуг по вывозу и размещению ТБО №640 от 01.01.2018; Договор на оказание услуг по сбору, транспортировке и обезвреживанию отходов I-V класса опасности №128/15 JIE от 01.07.2015; Договор на оказание услуг по сбору, транспортировке и обезвреживанию отходов I-V класса опасности №49/17 МС от 09.01.2017; Расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год; Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду 2017-2018 гг.; Разрешение № 86/16 на выброс вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), с разрешением в период с 22.06.2016 по 31.12.2020. ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский» осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в пределах установленных норм.

Указанные факты свидетельствуют об отсутствии нарушений в действиях ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский», в связи с чем, Предписание № 115-ОН/2 от 15.05.2019 г., является незаконным.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает требование административного истца о признании предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре № 108-ООПТ/36 от 15.05.2019 года, № 109- ООПТ/36 от 15.05.2019 года, № 110-ООПТ/36 от 15.05.2019 года, № 111- ООПТ/36 от 15.05.2019 года, № 112-ООПТ/36 от 15.05.2019 года, № 113- ООПТ/36 от 15.05.2019 года, №114-ООПТ/36 от 15.05.2019 года, № 115- ОН/2 от 15.05.2019 года, незаконными, подлежащим удовлетворению, поскольку указанные предписания носят незаконный и необоснованный характер.

Вместе с тем, требование административного истца - ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» в части признания акта плановой документарной и выездной проверки ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» от 15.05.2019 года Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре незаконным, суд полагает не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из административного искового заявления следует, что акт проверки № 126 от 15.05.2019 года был получен административным истцом 27.05.2019 года, следовательно, срок для заявления требования о признании указанного акта незаконным должно быть заявлено до понедельника 29.08.2019 года.

В данном случае, указанное требование заявлено ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» 14.10.2019 года путем подачи заявления об увеличении исковых требований в рамках настоящего административного дела об оспаривании Предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре. В силу требований ч. 1 ст. 46 КАС РФ, совершение указанного процессуального действия не возможно, поскольку оспаривание акта проверки № 126 от 15.05.2019 года является самостоятельным предметом спора, и должно оформляться самостоятельным административным иском по правилам Главы 22 КАС РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре № 108-ООПТ/36 от 15.05.2019 года, № 109- ООПТ/36 от 15.05.2019 года, № 110-ООПТ/36 от 15.05.2019 года, № 111- ООПТ/36 от 15.05.2019 года, № 112-ООПТ/36 от 15.05.2019 года, № 113- ООПТ/36 от 15.05.2019 года, №114-ООПТ/36 от 15.05.2019 года, № 115- ОН/2 от 15.05.2019 года – незаконными.

В удовлетворении исковых требований ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» в части признания акта плановой документарной и выездной проверки ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» от 15.05.2019 года Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца через Сургутский районный суд.

Председательствующий А.Л. Алешков