ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1392/20 от 18.01.2021 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

56RS0019-01-2020-002531-57

№ 2а-71/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

18 января 2021 года город Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе председательствующего судьи Сбитневой Ю.Д.,

при секретаре Митрохиной Ю.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административных ответчиков УМВД России по Оренбургской области, МУ МВД России «Орское» ФИО2,

представителя заинтересованного лица Отдела по вопросам миграции ОП № 3 МУ МВД России «Орское» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-71/2021 по административному иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Орское» об оспаривании заключения Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области об отсутствии гражданства Российской Федерации, обязании выдать паспорт гражданина Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к УМВД России по Оренбургской области, МУ МВД России «Орское», в котором просила отменить решение Управления по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области от 6 июля 2020 года, обязать ответчиков выдать ФИО1 паспорт гражданина Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что решением Управления по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области от 6 июля 2020 года ФИО1 перестала являться гражданкой Российской Федерации, ее паспорт гражданина РФ серии был признан выданным в нарушение установленного порядка, без подтверждения к гражданству Российской Федерации. 11 августа 2020 года согласно акту изъятия паспорта гражданина РФ, данный документ был изъят у ФИО1 в Отделе по вопросам миграции №3 МУ МВД России «Орское». Само решение от 6 июля 2020 года ФИО1 представили для ознакомления, но на руки не выдали.

В 1996 году при выдаче паспорта гражданина РФ ФИО1 должностные лица ПВС ошибочно указали в нем принятие гражданства России по ст. 13 ч. 2 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 года, а не по ст. 18 п. «г» указанного закона, как это соответствует действительности. Вины ФИО1 в допущенном нарушении нет, заявителем были предоставлены только достоверные сведения. В январе 1995 года ФИО1 со своей семьей переехала из Казахстана на постоянное место жительства в г. Новотроицк. Истец заявила о своем желании приобрести гражданство РФ. В июле 1996 года ФИО1 приобрела гражданство РФ и получила паспорт. В сентябре 1997 года ФИО1 был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 года в ОВД г. Новотроицка в связи с утратой. В 2002 году ФИО1 была документирована паспортом гражданина РФ в связи с обменом, в 2020 году – в связи с достижением 45 лет. 16 июля 1996 года при получении гражданства, ПВР ошибочно в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона РФ «О гражданстве РФ» внесли в документы сведения о том, что ФИО1 является гражданкой бывшего СССР, проживает на территории Казахской ССР, то есть, на территории государства, входившего в бывший СССР. Истец считает, что в июле 1996 года гражданство ею было получено на законных основаниях, вины истца в том, что должностные лица указали неверное основание приобретения ею гражданства РФ, нет.

Определением Ленинского районного суда г.Орска от 9 декабря 2020 года к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Управление по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области, Отдел по вопросам миграции ОП №3 МУ МВД России «Орское».

В судебном заседании административный истец ФИО1 настаивала на исковых требованиях по изложенным в административном иске основаниям. Кроме того, просила восстановить срок обжалования принятого УВМ УМВД России по Оренбургской области 6 июля 2020 года решения. Пояснила, что решение УВМ УМВД России по Оренбургской области от 6 июля 2020 года она не получала, о принятом решении она была уведомлена устно. На ее запрос о выдаче копии решения, 1 октября 2020 года ей сообщили, что решение могут предоставить только по запросу компетентных органов. В октябре 2020 года она обратилась в Новотроицкий городской суд с административным исковым заявлением об обжаловании принятого решения. Ее административный иск сначала оставили без движения, а потом через некоторое время ее адвокату позвонили из Новотроицкого городского суда и сообщили, что недостатки можно не устранять, так как с данным административным иском они обратились с нарушением правил подсудности, и рекомендовали обратиться в суд г.Орска. Не дожидаясь определения Новотроицкого городского суда она обратилась в Ленинский районный суд г.Орска с настоящим административным иском. Полагает, что при таких обстоятельствах срок обжалования решения УВМ УМВД России по Оренбургской области от 6 июля 2020 года пропущен ею по уважительным причинам, в связи с чем, просила его восстановить.

Кроме того, пояснила, что в 1996 году она вместе со своей семьей приехала в г.Новотроицк из Республики Казахстан на постоянное место жительство. Обратилась в паспортно-визовую службу в г.Новотроицке для приобретения гражданства РФ. Какое основание было указано должностными лицами ПВС при выдаче паспорта, ей не известно. Ее вины в том, что ей присвоили гражданство РФ по иным, неверным основаниям, нет. В заявлении на приобретение гражданства РФ она указала достоверные сведения о своем месте рождения, месте жительства близких родственников.

Представитель административных ответчиков ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований ФИО1 Полагала, что административным истцом был пропущен срок обжалования решения УВМ УМВД России по Оренбургской области от 6 июля 2020 года, поскольку об оспариваемом решении административному истцу стало известно 11 августа 2020 года, в суд с административным иском ФИО1 обратилась лишь 17 ноября 2020 года. В с вязи с чем, просла отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 Кроме того, пояснила, что в связи с поступившим заявлением о замене паспорта гражданина РФ от ФИО1 по достижении ею 45-летнего возраста и для выявления обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ у ФИО1, главным специалистом-экспертом отдела по вопросам миграции ОП № 3 МУ МВД России «Орское» ФИО5 на основании п.51-52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325, инициативно проведена проверка. В ходе проверки установлено, что по сведениям прикладного программного обеспечения «Территория» ФИО1 зарегистрирована по месту жительства с 3 декабря 2009 года по настоящее время по адресу: <адрес> по паспорту гражданина РФ серии , выданному 24 января 2020 года ОВМ ОП № 3 МУ МВД России «Орское». По учетам ИЦ УМВД России по Оренбургской области, ГИАЦ МВД России ФИО1 не значится.

По сведениям, содержащимся в автоматизированной системе «Российский паспорт» ФИО1 документирована паспортом гражданина РФ, выданным 24 января 2020 года на основании паспорта гражданина РФ серии , выданного 17 июля 2002 года ОВД г.Новотроицка Оренбургской области, в связи с достижением 45 лет; паспортом гражданина РФ серии , выданным 17 июля 2020 года ОВД г.Новотроицка на основании паспорта гражданина СССР образца 1974 года серии , выданного 3 сентября 1997 года ОВД г.Новотроицка Оренбургской области, в связи с обменом. ФИО1 паспортом гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ не документировалась. Паспортом от 3 сентября 1997 года ФИО1 документировалась в связи с утратой паспорта гражданина СССР образца 1974 года серии , выданного 4 декабря 1993 года Илекским ОВД г.Актюбинска.

Согласно архивным учетам ОВМ ОП № 3 МУ МВД России «Орское» ФИО1 8 июля 1996 года обратилась по вопросу приобретения гражданства РФ в установленном законом порядке в ОВД г.Новотроицка Оренбургской области. 16 июля 1996 года ФИО1 выдан вкладыш о наличии гражданства РФ в соответствии с ч.2 ст.13 Закона РФ «О гражданстве РФ». В соответствии с требованиями ч.2 ст.13 Закона РФ «О гражданстве РФ» гражданами РФ признаются лица, родившиеся ДД.ММ.ГГГГ года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоящими в гражданстве РФ по рождению, если родились на территории РФ или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РФ по состоянию на дату их рождения. ФИО1 к данной категории граждан не относится. ФИО1 могла приобрести гражданство РФ на основании п. «г» ст.18 Закона РФ «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года. Дополнительной проверкой по базам данных АС ЦБДУИГ, КД МИД, а также отдела по вопросам гражданства УВМ УМВД России по Оренбургской области ФИО1 в числе лиц, приобретших гражданство РФ либо оформивших выход из гражданства в установленном законом порядке, не значится. При таких обстоятельствах ФИО1 гражданкой РФ не является, оспариваемое ею решение УВМ УМВД России по Оренбургской области от 6 июля 2020 года является законным.

Также представитель ответчиков ФИО2 пояснила, что при выдаче паспорта, замене паспорта должностные лица паспортно-визовой службы должны были проводить проверку на предмет обоснованности выдачи паспорта ФИО1 Основание приобретения гражданства РФ либо признания гражданином РФ указывает должностное лицо паспортно-визовой службы. Паспорт гражданина РФ серии , оформленный ОВД г.Новотроицка на имя ФИО1 выдан в нарушение установленного порядка, без подтверждения к гражданству РФ. В соответствии с п.7 постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 828 паспорт, выданный в нарушение установленного порядка, или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию ОВД РФ, ФМС или ее территориальным органом, выдавшим такой паспорт.

Представитель заинтересованного лица Отдела по вопросам миграции ОП №3 МУ МВД России «Орское», руководитель отдела ФИО6 в судебном заседании просила отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска, поддержав доводы представителя ответчиков. Кроме того, пояснила, что ФИО1 может обратиться с заявлением о признании е гражданкой РФ в соответствии со ст.41.2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве РФ» после урегулирования правового статуса. Для этого ФИО1 необходимо самостоятельно обратиться в Посольство Республики Казахстан на территории РФ, в консульский округ которого входит Оренбургская область. Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отсутствует соглашение об обмене информацией по вопросам гражданства.

Представитель заинтересованного лица УВМ УМВД России по Оренбургской области, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Представил отзыв, в котором указал, что в соответствии с Положением об УВМ УМФД России по Оренбургской области, утвержденным приказом УМВД России по Оренбургской области от 8 июля 2016 года № 629, УВМ УМВД России по Оренбургской области является структурным подразделением УМВД России по Оренбургской области, не является юридическим лицом, не имеет самостоятельного баланса, лицевого счета и не может выступать в суде истцом, ответчиком, третьим лицом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст.219 КАС РФ).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. (ч.8 ст.219 КАС РФ).

Право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

Таким образом, вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока, с указанием причин его обосновывающих.

Пропуск срока на обращение с административным исковым заявлением в суд об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении требования.

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч.11 ст.226 КАС Р).

Между тем, задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).

Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).

При таких обстоятельствах пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления без проверки законности оспариваемых административным истцом действий.

Из материалов дела следует, что о принятом УВМ УМВД России по Оренбургской области решении от 6 июля 2020 года административный истец была устно уведомлена 11 августа 2020 года. На обращение ФИО1 о предоставлении ей копии оспариваемого решения, 1 октября 2020 года ФИО1 было отказано.

29 октября 2020 года, т.е. в предусмотренный законом трехмесячный срок ФИО1 обратилась в Новотроицкий городской суд с административным исковым заявлением. 2 ноября 2020 года административное исковое заявление ФИО1 было оставлено без движения. 24 ноября 2020 года административное исковое заявление в связи с истечением срока, данного для устранения недостатков, было возвращено ФИО1

С настоящим административным иском ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г.Орска посредством почты России 17 ноября 2020 года.

При таких обстоятельствах суд считает, что пропуск ФИО1 срока на обращение в суд обусловлен уважительными причинами, в связи с чем, подлежит восстановлению.

Разрешая по существу заявленные административные исковые требования, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в г.Актюбинске Казахской ССР.

В 1995 году ФИО1 прибыла для постоянного проживания на территорию Оренбургской области по паспорту гражданина СССР образца 1974 года, серии , выданным ОВД Илекского района г.Актюбинска в 1993 году. Паспортом гражданина Республики Казахстан ФИО1 не документировалась.

8 июля 1996 года ФИО1 обратилась в ОВД г.Новотроицка с заявлением о приобретении гражданства РФ. На указанном заявлении должностным лицом проставлена запись о выдаче ФИО1 вкладыша о наличии гражданства РФ по ч.2 ст.13 Закона РФ «О гражданстве РФ».

Согласно оспариваемому решению УВМ УМВД России по Оренбургской области, утвержденного начальником УМВД России по Оренбургской области 6 июля 2020 года, по сведениям прикладного программного обеспечения «Территория» ФИО1, уроженка г.Актюбинска Казахской ССР, зарегистрирована по месту жительства с 3 декабря 2009 года по настоящее время по адресу: <адрес> по паспорту гражданина РФ серии , выданному 24 января 2020 года ОВМ ОП № 3 МУ МВД России «Орское». По учетам ИЦ УМВД России по Оренбургской области, ГИАЦ МВД России ФИО1 не значится.

По сведениям, содержащимся в автоматизированной системе «Российский паспорт» ФИО1 документирована паспортом гражданина РФ, выданным 24 января 2020 года серии , на основании паспорта гражданина РФ серии , выданного 17 июля 2002 года ОВД г.Новотроицка Оренбургской области, в связи с достижением 45 лет; паспортом гражданина РФ серии выданным 17 июля 2020 года ОВД г.Новотроицка на основании паспорта гражданина СССР образца 1974 года серии , выданного 3 сентября 1997 года ОВД г.Новотроицка Оренбургской области, в связи с обменом. ФИО1 паспортом гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ не документировалась.

По учетам ОВМ ОП № 3 МУ МВД России «Орское» ФИО1 документировалась паспортом гражданина СССР образца 1974 года серии , выданным 3 сентября 1997 года ОВД г.Новотроицка Оренбургской области в связи с утратой паспорта гражданина СССР образца 1974 года серии , выданного 4 декабря 1993 года Илекским ОВД г.Актюбинска.

Согласно имеющейся в проверочном материале копии заявления о выдаче (замене) паспорта гражданина РФ по форме № 1П ФИО1 документирована паспортом гражданина РФ серии выданным 24 января 2020 года ОВМ ОП № 3 МУ МВД России «Орское» в связи с достижением 45-летнего возраста на основании паспорта гражданина РФ, выданного 17 июля 2002 года ОВД г.Новотроицка.

Решение о выдаче паспорта гражданина РФ серии , оформленного 17 июля 2002 года ОВД г.Новотроицка было принято бывшим начальником паспортно-визового подразделения ОВД г.Новотроицка ФИО7

Согласно архивным учетам ОВМ ОП № 3 МУ МВД России «Орское» ФИО1 8 июля 1996 года обратилась по вопросу приобретения гражданства РФ в установленном законом порядке в ОВД г.Новотроицка Оренбургской области. 16 июля 1996 года ФИО1 выдан вкладыш о наличии гражданства РФ в соответствии с ч.2 ст.13 Закона РФ «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года № 1948-1, о чем свидетельствует запись в книге № 8 (начата: 14 мая 1996 года и окончена 30 августа 1996 года) учета поступления и выдачи вкладышей к паспорту личности (военному билету), свидетельствующих о принадлежности к гражданству РФ.

В соответствии с требованиями ч.2 ст.13 Закона РФ «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года № 1948-1 гражданами РФ признаются лица, родившиеся ДД.ММ.ГГГГ года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоящими в гражданстве РФ по рождению, если родились на территории РФ или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РФ по состоянию на дату их рождения.

Из объяснений ФИО1 следует, что она родилась на территории Республики Казахстан в г.Актюбинске. В январе 1995 года прибыла для постоянного проживания на территорию Оренбургской области по паспорту гражданина СССР образца 1974 года серии , паспортом гражданина Республики Казахстан не документировалась.

Отец ФИО1 – ФИО8 документирован паспортом РФ серии , выданным 7 июня 2005 года ОВД г.Новотроицка. Является гражданином РФ в соответствии с ч.4 ст.14 Закона РФ «О гражданстве РФ» № 151. Гражданство РФ приобрел в статусе лица без гражданства (заявление от 4 февраля 2005 года). В период с 1952 года по 1996 год проживал на территории Казахской ССР.

Мать ФИО1 – ФИО9 документирована паспортом РФ серии , выданным 17 июля 2002 года ОВД г.Новотроицка. Является гражданином РФ в соответствии с ч.2 ст.9 Закона РФ !О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года № 1948-1. Гражданство РФ приобрела в статусе гражданки Республики Казахстан (заявление от 16 марта 1999 года). В период с 1954 года по 1999 года проживала на территории Казахской ССР.

ФИО1 была зарегистрирована по месту жительства на территории г.Новотроицка в периоды:

- с 29 августа 1995 года по 30 сентября 1997 года по адресу: <адрес>, в графе «когда и откуда прибыл» имеется запись «Казахстан г.Актюбинск»;

- с 1 декабря 1997 года по 3 декабря 2009 года по адресу: <адрес>;

- с 3 декабря 2009 года по настоящее время по адресу: <адрес>

Дополнительной проверкой по базам данных АС ЦБДУИГ, КД МИД, а также отдела по вопросам гражданства УВМ УМВД России по Оренбургской области ФИО1 в числе лиц, приобретших гражданство РФ либо оформивших выход из гражданства в установленном законом порядке, не значится.

По результатам проведенной проверки УВМ УМВД России по Оренбургской области пришло к выводу, что ФИО1 гражданкой РФ не является. Паспорт гражданина РФ серии , оформленный ОВД г.Новотроицка на имя ФИО1 признан выданным в нарушение установленного порядка, без подтверждения к гражданству РФ, уничтожен по акту от 31 января 2020 года ОВМ ОП № 3 МУ МВД России «Орское».

Паспорт гражданина РФ серии , выданный 24 января 2020 года УМВД России по Оренбургской области на имя ФИО1 признан недействительным, так как оформлен на основании паспорта серии , выданного в нарушение установленного порядка. На основании п.7 постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ», указанный паспорт изъят у ФИО1

В соответствии с ч.1 ст.13 Закона РФ «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года № 1948, действовавшего на момент обращения ФИО1 в ОВД г.Новотроицка с заявлением о приобретении гражданства РФ, гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.13 указанного Закона лица, родившиеся ДД.ММ.ГГГГ года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.

В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (пункт "г" статьи 18 указанного закона).

Из материалов проверки по факту обоснованности выдачи паспорта гражданина РФ ФИО1 следует, что отец ФИО1 – ФИО8 документирован паспортом РФ 7 июня 2005 года. В период с 1952 года по 1996 год проживал на территории Казахской ССР.

Мать ФИО1 – ФИО9 документирована паспортом РФ 17 июля 2002 года. В период с 1954 года по 1999 года проживала на территории Казахской ССР.

Таким образом, ФИО1 не могла быть признана гражданином РФ на основании ч.2 ст.13 Закона РФ «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года № 1948-1.

Вместе с тем, ФИО1 обращалась в ОВД г.Новотроицка с заявлением не о признании ее гражданином РФ, а о приобретении гражданства РФ, что предусматривает разные законные основания.

В соответствии с п.1 ст.2 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.

Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10 указанного закона).

На момент документирования административного истца в 2002 году паспортом гражданина Российской Федерации серии , выданным 17 июля 2002 года ОВД г.Новотроицка, действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 года № 605 (зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 1997 года № 1400).

Данной Инструкцией было предусмотрено, что организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России (в субъектах Российской Федерации - соответственно министерства, главные управления, управления внутренних дел через паспортно-визовые подразделения) (пункт 10); начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях (пункт 11).

В силу пункта 13 указанной Инструкции выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан.

В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 названной Инструкции для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).

В силу пункта 21 Инструкции, поступившие от граждан документы подлежали рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководителю рапортом следовало доложить об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.

После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П (пункт 23).

Приказом МВД России от 15 сентября 1997 года № 605 ПВУ МВД России предписывалось организовать в установленные Правительством Российской Федерации сроки выдачу и поэтапную замену гражданам паспортов гражданина СССР на паспорта гражданина Российской Федерации. При выдаче паспортов нового образца обеспечить соблюдение конституционных прав и свобод граждан, использовать мероприятия по обмену паспортов для укрепления законности и правопорядка. Принять действенные меры к повышению уровня правовых знаний личного состава паспортно-визовой службы, обратив внимание на изучение федерального законодательства о порядке регистрационного учета населения, обеспечения соблюдения паспортно-визовых правил.

16 июля 1996 года ФИО1 приобрела гражданство РФ, ей был выдан вкладыш о наличии гражданства РФ на основании ч.2 ст.13 Закона РФ «О гражданстве РФ» 28 ноября 1991 года № 1948-1.

17 июля 2002 года ФИО1 был выдан паспорт гражданина РФ в связи с обменом на основании решения начальника паспортно-визового подразделения ОВД г.Новотроицка по Оренбургской области.

Таким образом, учитывая тот факт, что 17 июля 2002 года ФИО1 была документирована паспортом гражданина РФ, у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у нее гражданства Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом ч.7 ст.4 и ст.42 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.

В данном запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 г. и позднее (страна, город или иной населенный пункт); сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание. К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.

Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

В силу п.52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

Согласно ч.7 ст.4 и ст.42 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.

При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.

Однако, такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.

Вместе с тем, признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.

В этой связи, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).

В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.

Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от 20 декабря 1995 г. N 17-П, от 14 ноября 2005 г. N 10-П, от 26 декабря 2005 г. N 14-П, от 16 июля 2008 г. N 9-П и др.).

Также в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Как следует из позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в постановлении от 12 июня 2018 г. по делу "ФИО4 и ФИО10 против Российской Федерации", изъятие выданного ранее в установленном порядке внутреннего паспорта в связи с отсутствием регистрационных записей о том, что лицу когда-либо предоставлялось гражданство Российской Федерации, свидетельствует о небрежном отношении властей к процедуре предоставления гражданства, выражающемся в отсутствии четких процедур и единых баз данных. Данные обстоятельства приводят к вмешательству в частную жизнь и нарушению статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Признавая паспорт гражданина РФ серии , выданный ФИО1 17 июля 2002 года, выданным в нарушение установленного порядка без подтверждения к гражданству РФ, должностные лица УВМ УМВД России по Оренбургской области исходили из того, что ФИО1 не имела право на приобретение гражданства Российской Федерации на основании ч.2 ст.13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1.

Между тем, ФИО1 в своем заявлении от 8 июля 1996 года указывала на приобретение ею гражданства в порядке регистрации в соответствии с пунктом "г" статьи 18 вышеуказанного закона. Однако должностным лицом паспортно-визовой службы ОВД г.Новотроицка ФИО1 был выдан вкладыш, подтверждающий ее гражданство РФ на основании ч.2 ст.13 Закона РФ № 1948-1 от 28 ноября 1991 года. Данное обстоятельство не свидетельствует о том, что ФИО1, имея право приобрести гражданство РФ в регистрационном порядке, приобрела гражданство РФ незаконно. Каких-либо сведений и доказательств неправомерности, виновных действий со стороны ФИО1 суду не представлено.

Допущенные органом при оформлении гражданства ФИО1 погрешности не должны приводить к переложению бремени доказывания законности получения ФИО1 гражданства РФ и, соответственно, оспариваемого заключения в отношении ФИО1 от 6 июля 2020 года.

Кроме того, нельзя признать обоснованными выводы должностных лиц УМВД России по Оренбургской области, изложенные в заключении от 6 июля 2020 года, о том, что ФИО1 не является гражданкой РФ по причине отсутствия записей о приобретении ею этого гражданства в информационных базах АС ЦБДУИГ, КД МИД, а также отдела по вопросам гражданства УВМ УМВД России по Оренбургской области, поскольку данные сведения заполнены ненадлежащим образом по вине должностных лиц соответствующих государственных органов. На протяжении длительного времени, с 1996 года, сомнений в том, что ФИО1 является гражданкой РФ ни у кого не было.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое ФИО1 решение УВМ УМВД России по Оренбургской области от 6 июля 2020 года, согласно которому ФИО1 не является гражданином РФ, не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, административные исковые требования ФИО1 о признании незаконным и отмене решения УВМ УМВД России по Оренбургской области от 6 июля 2020 года с возложением на УВМ УМВД России по Оренбургской области обязанности выдать ФИО1 паспорт гражданина Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Орское» об оспаривании заключения Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области об отсутствии гражданства Российской Федерации, обязании выдать паспорт гражданина Российской Федерации, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить заключение Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области от 6 июля 2020 года об отсутствии у ФИО1 гражданства Российской Федерации.

Возложить на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области обязанность выдать ФИО1 паспорт гражданина Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Орска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Сбитнева Ю.Д.

Мотивированное решение изготовлено 25 января 2021 года.

Судья Сбитнева Ю.Д.