ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1392/20 от 26.05.2020 Анапского городского суда (Краснодарский край)

Дело №2А-1392/2020

УИД: 23RS0003-01-2020-002026-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2020 года город-курорт Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Абраменко С.В.,

при секретаре Акобян А.М.,

с участием:

представителя административного истца – помощника Анапского межрайонного прокурора Присяжнюк А.И.,

представителя административных ответчиков ФИО1,

действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Анапского межрайонного прокурора, действующего в интересах муниципального образования город-курорт Анапа и неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании бездействия незаконным, понуждении устранить допущенные нарушения законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью,

УСТАНОВИЛ:

Анапский межрайонный прокурор, действуя в интересах муниципального образования и неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании бездействия незаконным, понуждении устранить допущенные нарушения законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью.

В обоснование иска указал, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка законности действий (бездействия) администрации муниципального образования город-курорт Анапа и её функционального органа – управления имущественных отношений по исполнению законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью. По результатам проверки установлено, что на основании акта-приема передачи жилого фонда социального использования от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное унитарное предприятие «Анапажилремсрой» передало муниципальному образованию город-курорт Анапа на безвозмездной основе недвижимое имущество – <адрес>; по информации Анапского отдела ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация – краевое БТИ» вышеуказанная квартира значится за муниципальным образованием г.-к. Анапа, однако регистрации права собственности в отношении нее не имеется. Кроме того, по информации Анапского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на рассматриваемый объект недвижимого имущества в ЕГРН отсутствуют.

Таким образом, имеются основания полгать, что администрацией г. Анапа в нарушение требований ст. 8.1, 131, 225 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допущено бездействие, выразившееся в неприятии мер по государственной регистрации права собственности на вышеназванный объект недвижимости.

Бездействие органа местного самоуправления исключает возможность использования объекта недвижимости в интересах муниципального образования, а также поступления в доход местного бюджета средств от использования данного имущества, чем нарушаются права и законные интересы муниципального образования город-курорт Анапа и неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным прокурор просит суд признать бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа и её функционального органа – управления имущественных отношений, выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – <адрес>; обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа и её функциональный орган – управления имущественных отношений принять меры к регистрации права собственности на недвижимое имущество – <адрес>.

Административный истец в лице помощника Анапского межрайонного прокурора Присяжнюк А.И., заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков – ФИО1, в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил, что Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа ДД.ММ.ГГГГ г. было подано заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности муниципального образования город-курорт Анапа на жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>, в настоящее время объект поставлен на кадастровый учет. С учетом того что, администрацией МО г-к Анапа в настоящее время принимаются меры к регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, а данная процедура требует значительных временных затрат, просил в удовлетворении иска отказать.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Анапского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю – не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

С учётом ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства и дав им юридическую оценку, суд находит требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка законности действий (бездействия) администрации муниципального образования город-курорт Анапа и её функционального органа – управления имущественных отношений по исполнению законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью.

Проведенной проверкой установлено бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на муниципальное имущество.

Согласно ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Статьей 131 ГК РФ закреплено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Установлено, что на основании акта-приема передачи жилого фонда социального использования от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное унитарное предприятие «Анапажилремсрой» передало муниципальному образованию город-курорт Анапа на безвозмездной основе недвижимое имущество – <адрес>.

Согласно распоряжению главы муниципального образования город-курорт Анапа от 28.09.2006 № 1058 «Об антикризисных мерах в жилищно-коммунальном хозяйстве» вышеуказанный объект принят в муниципальную собственность, что подтверждается выпиской из одноименного реестра, составленной ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 3 ст. 9 Устава муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденного решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 16.04.2015 № 544, к вопросам местного значения муниципального образования город-курорт Анапа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа.

Согласно п. 2.1 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденного решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 02.06.2006 № 284, право муниципальной собственности, другие вещные права на принятое, приобретенное и вновь созданное недвижимое имущество, а также право хозяйственного ведения и оперативного управления, аренда, доверительное управление, сервитут, ипотека подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).

На основании п. 6 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

По смыслу положений ст. 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав – с другой.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости права собственности муниципального образования город-курорт Анапа на объект – <адрес>, не зарегистрировано.

Приведенные доказательства свидетельствуют о том, что администрация муниципального образования город-курорт Анапа в нарушение требований ст. 8.1, 131, 225 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допущено бездействие, выразившееся в неприятии мер государственной регистрации права собственности на вышеназванный объект недвижимости.

Бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа и её функционального органа – управления имущественных отношений, выразившееся в неприятии мер к государственной регистрации права собственности на объект недвижимости исключает возможность сдачи незарегистрированного объекта муниципальной собственности в аренду и распоряжения им иными установленными законом способами с учетом интересов муниципального образования, возможность приватизации, поступления в доход местного бюджета средств от использования муниципального имущества, чем нарушаются права и законные интересы муниципального образования город-курорт Анапа и граждан – неопределенного круга лиц.

Статьей 39 КАС РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Анапского межрайонного прокурора, действующего в интересах муниципального образования город-курорт Анапа и неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании бездействия незаконным, понуждении устранить допущенные нарушения законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью – удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа и её функционального органа – управления имущественных отношений, выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – <адрес>.

Обязать администрации муниципального образования город-курорт Анапа и её функционального органа – управления имущественных отношений принять меры к регистрации права собственности на недвижимое имущество – <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца.

Председательствующий: