ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1392/2022 от 19.04.2022 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД 59RS0005-01-2022-000024-32

Дело № 2а-1392/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2022 года город Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми

в составе: председательствующего судьи Пепеляевой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой Ю.И.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО4,

представителя административного ответчика Министерства Юстиции – ФИО5,

представителя административного ответчика Роскомнадзора – ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе по финансовому мониторингу, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций, Министерству иностранных дел Российской Федерации о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности, признании незаконными действий,

установил:

ФИО1 (ФИО1, административный истец) обратился в суд с административным иском (впоследствии уточненным в соответствии с положениями статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) к Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе по финансовому мониторингу, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций, Министерству иностранных дел Российской Федерации (административные ответчики) о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности, признании незаконными действий о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности, признании незаконными действий.

Требования мотивированы (с учетом уточненного административного иска) тем, что решением Министерства юстиции Российской Федерации от 29.09.2021, принятым по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, ФИО1 признан иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и внесен в соответствующий реестр, о чем административный истец был уведомлен письмом от 30.09.2021 . Копия распоряжения в адрес административного истца не направлялась. Административный истец утверждает, что оспариваемое решение является незаконным и принято в нарушение соответствующих норм российского законодательства и международного права, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку возлагает на него ряд дополнительных обязательств, неисполнение которых влечет привлечение к административной либо к уголовной ответственности. Административный истец обращает внимание на отсутствие поводов и оснований для проведения проверки, предшествующей включению его в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, административный истец не был проинформирован о проведении в отношении него каких бы то ни было проверок, что само по себе влечет признание незаконным любых решений органа власти, вынесенных по результатам проведения такой проверки. В рассматриваемом деле отсутствовали основания для принятия административным ответчиком оспариваемого решения. Административный истец никогда не получал денежные средства и иное имущество из иностранных источников для создания или распространения сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, в том числе тех, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Более того, административному истцу в принципе неизвестно о получение им денежных средств или иного имущества из нероссийских источников. Доказательства обратного должны быть представлены в суд административным ответчиком. В данном случае, ограничение прав административного истца не объясняется защитой каких-либо конституционно охраняемых ценностей и интересов, вмешательство в права ФИО1 не преследует правомерную цель, степень вмешательства не является адекватной. Оспариваемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации, вынесенное по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, является дискриминацией, вмешательство в права административного истца обусловлено политической мотивацией. Внесение административного истца в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а также возложение на административного истца обязанности маркировать все без исключения сообщения и материалы, исходящие от него, указанием на то, что они распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, нельзя признать необходимым в демократическом обществе. Возложение на административного истца дополнительного бремени в силу только лишь наличия дохода, полученного, к примеру, от российского юридического лица, получающего имущество от иностранной организации или физического лица, нельзя признать разумным. Фактически применимые в настоящем деле положения закона ставят административного истца в менее благоприятное положение по сравнению с другими физическими лицами, например, имеющими источник дохода только от российских юридических и физических лиц, не имеющих доходов или имущества от иностранных организаций, что не имеет разумного оправдания. Административный истец полагает, что административными ответчиками допущено вмешательство в его права, публичная власть подвергает его остракизму и безосновательно подрывает доверие граждан к любой информации и идеям, распространяемым им, и на свободу выражения мнения. Административный истец отмечает, что несмотря на то, что законодатель предоставил государственным органам широту усмотрения при принятии распоряжения о включении того или иного лица в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, это не освобождает Минюст России от приведения обоснованных и законных оснований для принятия такого решения. Даже при наличии у Минюста России доказательств соответствия деятельности административного истца перечисленным в ст. 6 Закона о СМИ критериям, административный ответчик обязан привести конкретные, преследующие законные цели доводы и основания принятия распоряжения о включении лица в указанный реестр. Более того, в Российской Федерации термин «иностранный агент» имеет сильное негативное значение, создает в глазах общества впечатление о том, что человек, признанный иностранным СМИ, выполняющим функцию иностранного агента, осуществляет антигосударственную деятельность. Учитывая род занятий административного истца (преподавательская, научная и общественная деятельность), возможность свободно высказываться на различные темы без какого бы то ни было вмешательства публичных властей, является для него критически важным. Непосредственно перед включением в реестр «иностранных агентов» органы власти осуществляли систематический сбор и хранение данных о ФИО1, включая сбор информации, представляющей банковскую тайну административного истца, информации о социальных сетях, что является вмешательством в его личную жизнь. При этом действующее нормативно-правовое регулирование не содержит оснований для проведения такой проверки. Вмешательство в право административного истца, выраженное в проведении проверки, предшествующей включению его в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента и дальнейшем сборе и хранении информации о его жизни, не являлось необходимым в демократическом обществе, поскольку не отвечало насущной общественной потребности и, в частности, не было соразмерно преследуемой законной цели. В свою очередь контроль за деятельностью (в том числе финансовой) ФИО1, связанное с этим возложение на него дополнительных обязанностей, выраженных в предоставлении органам исполнительной власти регулярной отчетности о своей деятельности, получении и расходовании денежных средств и имущества (то есть ведении личной финансово-хозяйственной деятельности), а также публикации сведений о своей деятельности, несовместимы с конституционной обязанностью государства уважать его частную жизнь. Под страхом суровых санкций, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, принуждают физическое лицо, внесенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, раскрывать тайну частной жизни, тайну банковского счета и банковского вклада, а также операций по счетам. Возложение на ФИО1 обязанности предоставлять в Министерство юстиции Российской Федерации отчетность, а также обязанности публично размещать или предоставлять средствам массовой информации сведения о своей деятельности, представляется ничем иным, как несоразмерным вмешательством в его право на уважение частной жизни. Признание ФИО1 иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, возлагает на него обязанность учредить юридическое лицо и уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. При этом на указанное юридическое лицо также возлагаются обязанности, предусмотренные федеральным законодательством для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Более того, именно на это учрежденное юридическое лицо возлагается обязанность по организации распространения на территории Российской Федерации предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого иностранного средства массовой информации (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). Ограничение права ФИО1 на свободу выражения мнения обусловлено политической мотивацией, из-за содержания его общественной деятельности, непосредственно связано с деятельностью движения «Голос» в период выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва, которые прошли 17-19 сентября 2021 года и завершились в единый день голосования 19 сентября 2021 года. Движение «Голос», включая непосредственно ФИО1, в указанный период осуществляло наблюдение за избирательной кампанией, поддерживало работу федеральной горячей линии, получающей жалобы на нарушение избирательного законодательства, оказывало избирателям юридическую помощь, а также высказывало публичную критику в адрес органов государственной власти в связи с допускаемыми нарушениями процедуры определения волеизъявления граждан Российской Федерации, что в конечном счете и стало истинной причиной внесения координаторов движения «Голос», в том числе административного истца, в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Административный истец полагает, что реальная цель создания реестра «иностранных агентов» и внесение административного истца в него – дискредитация гражданских активистов и прекращение их публичной активности, связанной в том числе с критикой публичной власти в связи с непрозрачными и неподотчетными выборами. Средств массовой информации (ни российских, ни иностранных) административный истец не учреждал, и не руководил ими, не осуществлял и не осуществляет производство и/или выпуск средств массовой информации. Административный истец не имеет статуса редактора средств массовой информации и не входит ни в одну редакцию какого бы то ни было средства массовой информации. Гражданин не может быть тождественен средству массовой информации. Административные ответчики не представили доказательств какую страну (группу стран) представляет административный истец, какие функции иностранного агента административный истец выполняет, и иностранным агентом какой страны он является. Указание Министерства юстиции Российской Федерации на то, что по данным Росфинмониторинга на карту в АО «Тинькофф» поступили денежные средства от иностранных граждан, опровергается сведениями из указанного банка.

Административный истец просит признать незаконным распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 29.09.2021 о признании ФИО1 иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента и включении информации о ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; возложить обязанность на Министерство юстиции Российской Федерации исключить сведения о ФИО1 из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; признать незаконными действия Министерства иностранных дел Российской Федерации, выразившееся в согласовании на принятие Министерством юстиции Российской Федерации решения о включении ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; признать незаконными действия Федеральной службы по финансовому мониторингу, выразившееся в незаконном сборе информации о денежных операциях по расчетным счетам ФИО1 и распространении такой информации, путем направления данных сведений в Министерство юстиции РФ (его территориальные подразделения) как нарушившие тайну частной жизни ФИО1 и банковскую тайну; признании незаконными действий Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор), выразившееся в незаконном сборе информации и распространении информации, путем направления сведений в Министерство юстиции РФ.

Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО4 (адвокат по ордеру) в судебном заседании на удовлетворении требований, изложенных в административном иске (с учетом уточнения к нему) настаивали. Просили требования удовлетворить. Дали пояснения, аналогичные, подробно изложенным в административном иске, с учетом уточнений к нему, а также дополнительным письменным пояснениям, которые приобщены к материалам дела. Отметили, что сведения из банка Тинькофф полностью опровергают получение административным истцом вменяемых административному истцу переводов от иностранных граждан, указанных в информации Росфинмониторинга.

Представитель административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации – ФИО5 (по доверенности, представлен диплом) в удовлетворении требований, изложенных в административном иске, просила отказать. Ранее в материалы дела представлены письменные возражения на административный иск, в которых отмечено, что в Минюст России из Федеральной службы по финансовому мониторингу письмом от 26.08.2021 поступила информация о получении ФИО1 денежных средств из иностранных источников. На счет, открытый в АО «Тинькофф Банк», поступило 21.05.2021 1 операцией 500 рублей от ФИО7 (<адрес>), 10.06.2021 1 операцией 69 рублей от ФИО2 (<адрес>), 27.06.2021 1 операцией 200 рублей от ФИО3 (<адрес>). Кроме того, в отношении ФИО1 30.08.2021 из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций поступила информация о том, что он является с 2005 года координатором регионального отделения общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей «Голос» в Пермской области. ФИО1 неоднократно выступал в качестве эксперта по избирательному праву и электоральной политике в программах «Телеканала «Настоящее Время», региональных сообщений радиоканала «Эхо Москвы». При этом основной массив информации за авторством ФИО1 распространяется на сайте движения «Голос», на сайте 7х7 «Горизонтальная Россия», на Ютуб канале «На четверых», а также на его страницах в социальных сетях – Фейсбук, вКонтакте, Телеграмм. За период с августа 2020 года по август 2021 года выявлено 2 факта распространения ФИО1 материалов средства массовой информации «Телеканал «Настоящее Время», выполняющего функции иностранного агента («Навальный возвращается в Россию», «Навальный летит в Москву»). За период с августа 2020 года по август 2021 года выявлен 1 факт участия ФИО1 в создании материалов иностранного средства массовой информации «Idel.Реалии», выполняющего функции иностранного агента: «В Перми возбудили уголовное дело по фальсификациям прошедших выборов губернатора Перми». В материале приводится комментарий ФИО1 Письмо о согласовании Министерством иностранных дел Российской Федерации о включении сведений о ФИО1 в реестр поступило в Минюст России 22.09.2021. В связи с чем, на основании поступивших документов распоряжением (решением) Минюста России №1100-р от 29.09.2021 ФИО1 включен в реестр. Минюст действовал в пределах своей компетенции и в пределах предоставленных ему полномочий. Направление Минюстом России копии распоряжения не предусмотрено. После принятия решения ФИО1 был проинформирован о принятом решении. Законодательством не предусмотрена необходимость наличия обязательной связи между получением иностранного финансирования и созданием, распространением сообщений и материалов. Права административного истца не нарушаются и не ограничиваются.

Представитель административного ответчика Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – ФИО6 (по доверенности представлена копия диплома) в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска к Роскомнадзору отказать. В материалы дела представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что между Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций заключено соглашение от 30.04.2021 об информационном взаимодействии, в том числе по вопросам распространения на территории Российской Федерации сообщений и материалов иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента. На основании запроса, поступившего из Минюста России от 24.08.2021, письмом Роскомнадзора от 27.08.2021 сообщено, что ряд физических лиц, в том числе ФИО1 не являются учредителями (соучредителями) средств массовой информации, сведениями о получении ими денежных средств из иностранных источников Роскомнадзорр не располагает. Предоставление сведений Роскомнадзором в рамках установленной компетенции в целях реализации соглашения нельзя расценивать как предоставление сведений, нарушающих права ФИО1

Административный ответчик – Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в судебное заседание своего представителя не направил, извещен, ранее представил в материалы дела письменные возражения на исковое заявление. В возражениях указано, что Росфинмониторинг уполномочен осуществлять сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации. Росфинмониторинг информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций. Росфинмониторинг в рамках компетенции направлял информацию о финансовых операциях ФИО1 по запросу Министерства юстиции Российской Федерации. Просят в удовлетворении требований отказать.

Административный ответчик – Министерство иностранных дел в судебное заседание представителя не направили, извещены, направили краткие возражения, в которых просят в удовлетворении требований ФИО1 отказать. Отметили, что при согласовании МИД России действовал в пределах компетенции и в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации».

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав административного истца и его представителя, явившихся в заседание суда представителей административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее – реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 №216 (далее – Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, 29.09.2021 Министерством юстиции Российской Федерации издано распоряжение №1100-р о включении ФИО1 в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента в соответствии с частями третьей и седьмой статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации».

Согласно п. 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.

После принятия решения 29.09.2021 Минюстом России административному истцу ФИО1 направлено уведомление от 30.09.2021 о принятом Минюстом России распоряжении.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.

Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В соответствии с частью 6 статьи 6 Закона о СМИ решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 6 Закона о СМИ физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

21.09.2021 Министерством иностранных дел согласовано включение ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (9050/дип).

Основанием для принятия Министерством юстиции Российской Федерации распоряжения послужила информация, поступившая Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Так, согласно сведениям Федеральной службы по финансовому мониторингу на счет ФИО1, открытый вы АО «Тинькофф Банк» поступило: 21.05.2021 – 1 операцией 500 рублей от ФИО7 (<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт иностранного гражданина АС ); 10.06.2021 – 1 операцией 69 рублей от ФИО2 (<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт иностранного гражданина ); 27.06.2021 – 1 операцией 200 рублей от ФИО3 (<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт иностранного гражданина ).

Судом исследовано письмо Росфинмониторинга; удостоверено, что информация, изложенная в письменных возражениях Минюста России, соответствует информации, изложенной в письме Росфинмониторинга. То, что данное письмо не представлено административному истцу на обозрение, не свидетельствует о его недостоверности, недопустимости. Доказательство получено в рамках закона. Подтверждает, в т том числе получение административным истцом опосредованного финансирования из иностранных источников.

При этом, судом принимается во внимание, что в части материалов, имеющих гриф «для служебного пользования» или «ДСП», в соответствии с абзацем 2 пункта 2 Приложения к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 №250 «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Минюсте России и его территориальных органах» поступившие в Минюст России документы «ДСП», разработанные в других федеральных органах исполнительной власти, не подлежат разглашению (распространению) без разрешения (письма) соответствующего органа (или его должностного лица), которым данная служебная информация отнесена к разряду ограниченного распространения.

В письме от 18.04.2022 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю в адрес Руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу просило подтвердить информацию о получении ФИО1 денежных средств на общую сумму 769 рублей, поступивших на счет, открытый в АО «Тинькофф Банк» от иностранных граждан.

18.04.2022 в ответ на данное письмо МРУ Росфинмониторинга по ПФО подтвердило факт получения денежных средств объектом проверки. Выводы базируются на сведениях, содержащихся в сообщениях об операциях и сделках, полученных в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые не являются первичными платежными документами.

Представленные в материалы дела чеки по операциям по расчетному счету ФИО1, открытому в АО «Тинькофф Банк», а также выписки по счету в названном банке (в том числе представленные по запросу суда) также не свидетельствуют о недостоверности и недопустимости сведений, поступивших из Росфинмониторинга, и не опровергают получение финансирования.

Представленная переписка в социальных сетях с ФИО3, сведения, представленные Росфинмониторингом, также не опровергает.

Согласно части статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые, согласно закону, должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Суд не находит оснований для признания доказательств, представленных Росфинмониторингом, недопустимыми, так как они получены в рамках закона.

Также Минюстом России по принятии распоряжения исследована информация, поступившая 27.08.2021 из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на от 05.08.2021, от 24.08.2021.

Названным органом представлена справка о распространении ФИО1 печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц 9сведения получены из открытых источников) о том, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в г.Пермь, политолог, кандидат исторических наук. С 2005 года является координатором регионального отделения общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей «Голос» в Пермской области (не имеет статуса юридического лица). Общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос» 18.08.2021 включено в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. В рамках своей работы занимается мониторингом избирательных кампаний различных уровней, выявлением фактов нарушений и фальсификации результатов голосований. ФИО1 неоднократно выступал в качестве эксперта по избирательному праву и электоральной политике в программах «Телеканала «Настоящее время», региональных сообщений радиоканала «Эхо Москвы». При этом основной массив информации за авторством ФИО1 распространяется на сайте движения «голос», на сайте «7х7 – Горизонтальная Россия», на «YouTube»-канале «На четверых» (около 200 подписчиков), а также на его личных страницах в социальных сетях: «Фейсбук» – более 2,9 тыс. подписчиков; «ВКонтакте» - более 640 подписчиков; «Телеграм» - около 400 подписчиков.

Также выявлены факты распространения сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, а именно за период с августа 2020 года по август 2021 года выявлено 2 факта распространения ФИО1 материалов средства массовой информации «Телеканал «Настоящее Время», выполняющего функции иностранного агента: «Навальный возвращается в Россию». В публикации содержится ссылка на трансляцию «Телеканала «Настоящее время» (17.01.2021); «Навальный летит в Москву». В публикации ФИО1 содержится ссылка на трансляцию «Телеканала «Настоящее время» (17.01.2021).

Кроме того, выявлены сообщения и материалы, в создании которых принимает участие, в том числе распространяемые иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. За период с августа 2020 года по август 2021 года выявлен 1 факт участия ФИО1 в создании материалов иностранного средства массовой информации «Idel.Реалии», выполняющего функции иностранного агента: «В Перми возбудили уголовное дело по фальсификациям прошедших выборов губернатора Перми». В материале приводится комментарий ФИО1 (24.03.2021).

В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

В статье 30 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В силу статьи 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно статье 11 Конвенции, каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

В силу статьи 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Статьей 14 Конвенции предусмотрено, что пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

Распоряжение от 29.09.2021 принято с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации требований справедливости, соразмерности. Минюст реализовал свое право на принятие решения, в пределах предоставленных ему полномочий и компетенции.

Доказательств того, что Минюст России преследует политические цели, цель наказать административного истца ФИО1 за распространение информации, суду не представлено, и такие основания судом не усматриваются.

Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством:

сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ими, вне зависимости от формы и способа распространения на адрес, указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента;

представлять документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников (один раз в полгода);

документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (ежеквартально);

один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган;

в течение одного месяца со дня признания физического лица, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст России.

Иных обязанностей на административного истца не возлагается, и, тем более, не нарушаются (не ограничиваются) его права, гарантированные статьями 19, 23, 29 и 55 Конституции Российской Федерации.

Включение Истца в реестр не нарушает и не ограничивает его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Тот факт, что для составления отчетности требуется время и трата денежных средств, не является основанием считать нарушение прав административного истца. При соблюдении требований закона административный истец не может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.

Административный истец указывает, что присвоение ему статуса иностранного средства массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, будет препятствовать его трудовой, общественной, научной деятельности, что является дискриминацией. Суд не усматривает какой-либо дискриминации, не усматривает, что распоряжение представляет собой вмешательство в право на уважение частной жизни, в праве на свободу выражения мнения.

Минюстом России не нарушены права административного истца и не созданы препятствия в осуществлении прав.

Более того, в соответствии с пунктом 9 Порядка при соблюдении определенных условий административный истец вправе обратиться в Минюст России заявление об исключении из указанного Реестра.

Кроме того, признание лица средством массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, не означает указания на исходящую от данного лица угрозу тем или иным государственным и общественным институтам, и любые попытки обнаружить в словосочетании «иностранный агент», опираясь на сложившиеся в советский период и, по существу, утратившие свое значение в современных реалиях стереотипы, отрицательные контексты лишены каких-либо конституционно-правовых оснований, и не может ставить под сомнение лояльность такого лица по отношению к своему государству, не рассчитано на формирование отрицательного отношения к осуществляемой лицом политической деятельности и тем самым не может восприниматься как проявление недоверия или желания дискредитировать такое лицо.

Ссылки административного истца на правоприменительную практику Европейского суда по правам человека не являются основанием для отмены распоряжения.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что распоряжение Минюстом России принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции. У Минюста России имелись основания для принятия такого распоряжения в силу 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», распоряжение Минюста России не нарушает и не ограничивает права и свободы, указанные в статьях 29 и 30 Конституции Российской Федерации и статьях 8, 10 и 11 Конвенции, в том числе и статьи 1 Протокола к Конвенции. Доказательств того, что Минюст России преследует политические цели, цель наказать административного истца за распространение информации, суду не представлено, и такие основания судом не усматриваются. Распоряжение является соразмерным, основания для принятия такого распоряжения имелись.

Учитывая установленные факты распространения информации как лично, так и путем опубликования ссылок на информационные материалы, расположенные на различных ресурсах и принадлежности социальных сетей ФИО1, сведения о поступлении денежных средств на счета ФИО1 от иностранных источников, у Министерства юстиции Российской Федерации имелись основания для принятия распоряжения о признании ФИО1 выполняющим функции иностранного агента и внесения в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконным распоряжения Минюста России от 29.09.2021 и возложении обязанности исключить сведения о ФИО1 из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Оснований для вывода о том, что при согласовании Министерство иностранных дел Российской Федерации действовало не в рамках компетенции и не в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», также не имеется. Процедура и порядок согласования Министерством иностранных дел соблюдены. Соответственно, в удовлетворении требований о признании незаконными действий Министерства иностранных дел Российской Федерации, выразившееся в согласовании на принятие Министерством юстиции Российской Федерации решения о включении ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, следует отказать.

Требования административного истца о признании незаконными действий Федеральной службы по финансовому мониторингу, выразившееся в незаконном сборе информации о денежных операциях по расчетным счетам ФИО1 и распространении такой информации, путем направления данных сведений в Министерство юстиции РФ (его территориальные подразделения) как нарушившие тайну частной жизни ФИО1 и банковскую тайну, также не подлежат удовлетворению.

При осуществлений своей деятельности Росфинмониторинг руководствуется положениями Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808 «Вопросы федеральной службы по финансовому мониторингу», в также иными нормативными правовыми актами в установленной сфере деятельности.

На основании Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808, Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным тем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию этой сфере.

Указанные полномочия определены в пункте 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 №808.

Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Пунктом 5 Положения закреплены полномочия Росфинмониторинга, к которым принятие решений о включении физических и юридических лиц в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не отнесено.

Вместе с тем, Росфинмониторинг уполномочен осуществлять сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации (пункт 4 Положения).

Также Росфинмониторинг в соответствии с пунктом 9.2 Положения, информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций.

В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Закон № 115-ФЗ работники Росфинмониторинга при исполнении настоящего Федерального закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Следовательно, Росфинмониторинг уполномочен осуществлять сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в предусмотренных национальным законодательством случаях информировать государственные органы об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии со статьей 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее – иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).

В случае выявления деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление (уведомление) в порядке, установленном частью 2 статьи 2.1 Закона № 272-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (Министерство юстиции Российской Федерации), включает данное лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.

Указанное полномочие Министерства юстиции Российской Федерации закреплено также части 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части 7 статьи 6 Закона №2124-1, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (Министерство иностранных дел Российской Федерации).

Росфинмониторинг в рамках компетенции направлял информацию о финансовых операциях ФИО8 по запросу Министерства юстиции Российский Федерации, что предусмотрено приведенными выше нормами законодательства Российской Федерации.

Доводы истца о незаконном сборе и предоставлении Росфинмониторингом в Министерство юстиции Российской Федерации сведений о его финансовых операциях несостоятельны.

Росфинмониторинг, выполняя возложенные на него государственные функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами, вправе соответствующую информацию собирать и предоставлять в распоряжение федеральных органов власти.

В связи с чем, в удовлетворении требований административного истца, заявленных к Росфинмониторингу, следует отказать.

В отношении требований административного истца о признании незаконными действий Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор), выразившееся в незаконном сборе информации и распространении информации, путем направления сведений в Министерство юстиции РФ, суд учитывает следующее.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228 Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

В силу требований части 6 статьи 8 Закона о СМИ средство массовой информации считается зарегистрированным с даты принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации и внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации, регистрирующий орган обязан обеспечить внесение записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации в день принятия соответствующего решения.

Реестр зарегистрированных средств массовой информации является федеральным информационным ресурсом и ведется в государственной информационной системе в области средств массовой информации, правилам создания и функционирования, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2012 № 24.

Согласно пункту 5.2.1.2 Положения, Роскомнадзор ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, утвержденным приказом Роскомнадзора от 21.11.2011 «Об утверждении порядка ведения регистрирующим органом реестра зарегистрированных средств массовой информации».

Сведения, размещаемые в данном реестре, являются открытыми и общедоступными.

В силу пункта 12 приказа сведения о средствах массовой информации, содержащиеся в государственном реестре, предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации оставления государственных и муниципальных услуг» посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Между Министерством юстиции Российской Федерации и Роскомнадзором заключено Соглашение «Об информационном взаимодействии между Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» от 30.04.2021.

В рамках соглашения между сторонами осуществляется информационное взаимодействие, в том числе по вопросам распространения на Российской Федерации сообщений и материалов иностранного СМИ, его функции иностранного агента и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента.

На основании запроса, поступившего из Минюста России 24.08.2021 , письмом Роскомнадзора от 27.08.2021 сообщено, что ряд физических лиц, указанных в запросе Минюста России, в том числе ФИО1 не являются учредителями (соучредителями) российских средств массовой, сведениями о получении ими денежных средств из иностранных источников Роскомнадзор не располагает.

Таким образом, предоставление сведений Рокомнадзором в рамках установленной компетенции в целях реализации Соглашения, нельзя расценивать как нарушение права ФИО8 Следовательно, в удовлетворении требований к Роскомнадзору следует отказать.

То обстоятельство, что ФИО1 не участвовал в создании материала Idel.Реалии, а лишь прокомментировал новость, не влечет вывод о необходимости удовлетворения требований.

Подводя итог, Минюстом России представлены доказательства, подтверждающие обоснованность выводов проверки и право на принятие оспариваемого решения, соблюдение порядка его принятия и информирования административного истца. Оснований полагать, что Минюстом России не соблюдена процедура, а также принято незаконное решение по итогам проверки, не имеется. МИД России, согласовывая включение административного истца в соответствующий реестр, процедуру не нарушил. Росфинмониторинг и Роскомндазор осуществляя взаимодействие с Минюстом, действовали в пределах своих полномочий и компетенции. Оспариваемое распоряжение Минюста России о включении административного истца в реестр основаны, в том числе, на информации, предоставленной Росфинмониторингом об иностранном финансировании. Оснований считать предоставленную Росфинмониторингом информацию недостоверной, не имеется.

Таким образом, в удовлетворении требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 29.09.2021 о признании ФИО1 иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента и включении информации о ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; возложении обязанности на Министерство юстиции Российской Федерации исключить сведения о ФИО1 из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; признании незаконными действий Министерства иностранных дел Российской Федерации, выразившееся в согласовании на принятие Министерством юстиции Российской Федерации решения о включении ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; признании незаконными действий Федеральной службы по финансовому мониторингу, выразившееся в незаконном сборе информации о денежных операциях по расчетным счетам ФИО1 и распространении такой информации, путем направления данных сведений в Министерство юстиции РФ (его территориальные подразделения) как нарушившие тайну частной жизни ФИО1 и банковскую тайну; признании незаконными действий Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор), выразившееся в незаконном сборе информации и распространении информации, путем направления сведений в Министерство юстиции РФ, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) И.С. Пепеляева

Копия верна.

Судья:

Решение не вступило в законную силу.

Секретарь: