ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1392/2022 от 19.10.2022 Красноярского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19.10.2022 с. Красный Яр Самарской области

Красноярский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Акинцева В.А.,

при секретаре Волгушевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1392/2022 по административному исковому заявлению Мамедова Арзу Мами Оглы к Комитету по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области, администрации с.п.Светлое Поле м.р.Красноярский С/о об оспаривании решения органа местного самоуправления

установил:

В Красноярский районный суд Самарской области обратился Мамедов А.М.О. с административным исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области об оспаривании решения органа местного самоуправления. Просил признать незаконным распоряжение КУМС администрации м.р. Красноярский Самарской области от 22.04.2022 №468-з "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности", обязать ответчика продолжить работу по его заявлению, ссылаясь на следующее.

Он является собственником земельного участка, к.н.: , площадью 300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. С целью рационального использования земель истец подал заявление ответчику о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности. К заявлению была приложена схема на кадастровом плане территории, изготовленная кадастровым инженером.

Ответчик отказал в своем распоряжении от 22.04.2022 за №468-з в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с нахождением спорного земельного участка в охранной зоне магистрального газопровода, приаэродномной территории, размеры затребованного участка нарушают нормы формирования участка, предусмотренные ПЗЗ с.п.Светлое Поле, не соответствуют виду разрешенного использования, находится в 2 территориальных зонах: Сх1 и ИТ.

Полагает, что причина отказа незаконна, не имеет под собой оснований.

В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, представитель истца просил о рассмотрении без их участия.

Представитель административного ответчика - Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, ранее в судебных заседаниях в удовлетворении заявленных требований просила отказать, о чем представлен письменный отзыв.

Представитель ответчика - администрации с.п.Светлое Поле м.р.Красноярский в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, отказать в удовлетворении иска, поскольку участок находится в зоне минимальных расстояний газопровода.

Представитель заинтересованного лица - ООО "Газпром трансгаз Самара" в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Представитель заинтересованного лица - отдела архитектуры и градостроительства администрации м.р.Красноярский С/о просил рассмотреть дело без их участия.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.227 КАС суд, признав решением (действия (бездействия) не соответствующими нормативно правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 КАС РФ).

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.

Исходя из этого принципа в статье 226 КАС РФ по данной категории административных дел на административного ответчика возложена обязанность доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основания своих возражений, относительно заявленных административным истцом требований.

Установлено, что Мамедов А.М.О. является собственником земельного участка, к.н.: , площадью 300 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, район Красноярский, с.п.Светлое Поле, ОНТ "Ветеран", проезд 1, участок 63, вид разрешенного использования: под садоводство, категория земель: земли с/х назначения. С целью рационального использования земель истец подал заявление ответчику о перераспределении земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 219 кв.м., и земельного участка, к.н., находящегося в его частной собственности. К заявлению была приложена схема на кадастровом плане территории, изготовленная кадастровым инженером.

КУМС администрации м.р.Красноярский вынесено распоряжение №468-з от 22.04.2022 "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности" на основании пп.11, 12 п.9 ст.39.29 ЗК РФ. В обоснование принятия данного распоряжения указано следующее.

1. Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Сх1, определённой правилами землепользования и застройки с.п.Светлое поле м.р.Красноярский (далее - ПЗЗ), в котором не предусмотрен основной вид разрешенного использования "под садоводство".

2. Испрашиваемый земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования, а именно в зоне минимальных расстояний от оси магистрального газопровода.

3. Испрашиваемый земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования, а именно в седьмой подзоне приаэродромной территории аэродрома Курумоч.

4. Испрашиваемый земельный участок находится в 2 территориальных зонах, установленных ПЗЗ,: Сх1 (сельскохозяйственные угодья) и ИТ (зона инженерной и транспортной инфраструктуры).

5. Площадь испрашиваемого земельного участка в результате перераспределения составит 519 кв.м., что меньше минимального размера, установленного ПЗЗ для земельного участка для огородничества в зоне Сх1.

Статьей 39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В соответствии с пп.9 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

В соответствии с пп.11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ, в частности, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пп.12 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Согласно п.1 ст.11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.Согласно п.7 ст.11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Как следует из Правил землепользования и застройки с.п.Светлое Поле м.р.Красноярский С/о (в редакции решения СП с.п.Светлое Поле м.р.Красноярский №42 от 22.10.2021), в зоне Сх1 (зона сельскохозяйственных угодий) "садоводство" и "ведение огородничества" предусмотрены в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков, также как и в зоне Сх3 (зона огородничества и садоводства).

Таким образом, ссылка ответчика в обжалуемом распоряжении на несоответствие вида разрешенного использования испрашиваемого участка территориальной зоне является необоснованным.

Ответчиком в результаты работы по заявлению истца из информации ООО "Газпром трансгаз Самара" установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне минимальных расстояний магистрального газопровода Отрадненский ГПЗ - Самарский АТЗ (МГ ОГПЗ - КАТЗ, диаметр 720 мм, рабочее давление - 5,4/3,4 МПА, I класс опасности), а именно на расстоянии 185,9 метров от оси газопровода.

При этом ООО "Газпром трансгаз Самара" ссылается на поз.1 таблицы 4 СП 36.13330.2012 "Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", где указано, что минимальное расстояние для указанного магистрального газопровода для городов и других населенных пунктов, коллективных садов с садовыми домиками, дачных поселков, жилых зданий 3-этажных и выше составляет 200 м. от оси газопровода.

Однако, ответчиком не предоставлено суду доказательств нахождения спорного участка в городе или населенном пункте, коллективном саду или дачном поселке. Земельный участок истца имеет условный адрес в ОНТ "Ветеран". При этом границы данного товарищества не уточнены, оно не является ни коллективным садом, ни дачным поселком. По крайней мере, ответчиком либо заинтересованным лицом - ООО "Газпром трансгаз Самара" это не доказано.

При этом, согласно п.1 примечания к таблице 4, расстояния, указанные в таблице, следует принимать для городов и других населенных пунктов - от границ населенных пунктов, на основе утвержденных документов территориального планирования субъектов РФ и муниципальных образований.

Указанные требования п.1 примечания стороной истца при определении минимальных расстояний не соблюдены, следовательно, требования поз.1 таблицы №4 не применимы к настоящему спору.

При этом, согласно поз.2 таблицы 4 минимальное расстояние для указанного магистрального газопровода для отдельно стоящих 1-2-этажных жилых зданий, садовых домиков, дач составляет 150 м. от оси газопровода.

С учетом изложенного расположения границ спорного участка на расстоянии 185,9 метров, его границы не нарушают требований поз.2 таблицы 4 к СП 36.13330.2012 "Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*"

Согласно п.2 ст.104 ЗК РФ в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.

Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ).

Пунктами 6 и 25 статьи 105 ЗК РФ предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

В силу требований пункта 1 статьи 106 ЗК РФ и абзаца третьего части 2 статьи 8 ФЗ от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ " Правительство Российской Федерации должно утвердить положение об охранных зонах трубопроводов и положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.

Положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), предусмотренное пунктом 1 статьи 106 ЗК РФ, Правительством Российской Федерации не утверждено, новая зона минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 ЗК РФ, пунктом 20 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в отношении принадлежащего истцу газопровода не установлена.

Следовательно, отказ ответчика в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с истцом по указанному выше основанию следует признать необоснованным.

Также в ходе работы по заявлению истца ответчиком установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования, а именно в седьмой подзоне приаэродромной территории аэродрома Курумоч.

Согласно п.3.2. ст.47 Воздушного кодекса РФ определение перечня ограничений использования земельных участков, предусматривающих запрет на строительство, реконструкцию, эксплуатацию отдельных видов объектов капитального строительства в седьмой подзоне приаэродромной территории, осуществляется с учетом возможности применения при строительстве, реконструкции, эксплуатации таких видов объектов мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия и по результатам расчета и оценки рисков для здоровья человека, проведенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Действующее законодательство не предусматривает ограничения использования земельных участков для целей садоводства и огородничества. Данный запрет касается строительства и эксплуатации объектов капитального строительства, запрещенного на земельных участках с разрешенным видом использования садоводство либо огородничество.

Следовательно, отказ ответчика в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с истцом по указанному выше основанию также следует признать необоснованным.

Еще одним основанием для отказа в заключении соглашения ответчик указывает, что площадь испрашиваемого земельного участка в результате перераспределения составит 519 кв.м., что меньше минимального размера, установленного ПЗЗ для земельного участка для огородничества в зоне Сх1.

Из информации администрации с.п.Светлое Поле м.р.Красноярский испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах: Сх1 и Сх3

Согласно п.1 ст.11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Согласно актуальным ПЗЗ, минимальная площадь земельного участка для ведения огородничества в зоне Сх1 - 100 кв.м., максимальная - 600 кв.м.

Согласно актуальным ПЗЗ, минимальная площадь земельного участка для ведения огородничества в зоне Сх3 - 300 кв.м., максимальная - 1200 кв.м.

Согласно актуальным ПЗЗ, минимальная площадь земельного участка для ведения садоводства в зоне Сх3 - 300 кв.м.

Таким образом, испрашиваемый земельный участок соответствует требованиям ПЗЗ к минимальной и максимальной площади земельного участка.

Следовательно, отказ ответчика в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с истцом по указанному выше основанию также следует признать необоснованным.

Кроме того, ответчиком в результате работы по заявлению истца установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в 2 территориальных зонах, установленных ПЗЗ,: Сх1 (сельскохозяйственные угодья) и ИТ (зона инженерной и транспортной инфраструктуры).

Согласно п.7 ст.11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Правилами землепользования и застройки в территориальной зоне ИТ (зона инженерной и транспортной инфраструктуры) не предусмотрены виды использования земельных участков под ведение садоводства и под ведение огородничества.

При этом, как следует из информации администрации с.п.Светлое Поле м.р.Красноярский испрашиваемый земельный участок находится в 2 зонах: СХ1 и СХ3, предназначенных для садоводства и огородничества.

Следовательно, нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне ИТ не получило своего подтверждения по результатам судебного заседания.

Таким образом, отказ ответчика в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с истцом по указанному выше основанию также следует признать не обоснованным.

В целях устранения нарушения прав административного истца, суд обязывает Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации м.р. Красноярский Самарской области возобновить рассмотрение заявления Мамедова А.М.О. о заключении соглашения о перераспределении земельных участков

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

Административный иск Мамедова Арзу Мами Оглы удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области №468-з от 22.04.2022 "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности".

Обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем возобновления работы по рассмотрению заявления Мамедова А.М.О. о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности от 07.04.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Акинцев В.А.