ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1392/2022 от 28.04.2022 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-1392/2022

24RS0013-01-2021-005672-13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2022 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Демидовой В.В.

при секретаре Слободчиковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Емельяновского района Красноярского края, поданного в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к представительному органу местного самоуправления – Еловскому сельскому Совету депутатов Емельяновского района Красноярского края, депутату Пушнегиной Карине Сергеевне о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Емельяновского района Красноярского края обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с административным иском к Еловскому сельскому Совету депутатов Емельяновского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия. Требования мотивировал тем, что 23.06.2021 в Еловский сельский Совет депутатов Емельяновского района Красноярского края из администрации Губернатора Красноярского края направлена информация о неисполнении депутатом Еловского сельсовета Емельяновского района Пушнегиной К.С. антикоррупционной обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о совершенных сделках, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2021 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», либо уведомление об отсутствии таких сделок. 30.06.2021 в прокуратуру района из администрации Еловского сельсовета Емельяновского района поступило обращение о допущении депутатом Пушнегиной К.С. указанных нарушений, по результатам рассмотрения которого 5.07.2021 председателю представительного органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Пушнегиной К.С. Ввиду отсутствия кворума рассмотрение данного вопроса Еловским сельским Советом депутатов Емельяновского района Красноярского края неоднократно откладывалось. Таким образом, по причине отсутствия кворума до настоящего времени представительным органом местного самоуправления представление прокуратуры Емельяновского района от 05.07.2021 не рассмотрено, решение о прекращении полномочий депутата Пушнегиной К.С. не принято. Изложенное свидетельствует о бездействии Совета депутатов и непринятии им действенных мер, направленных на устранение нарушений антикоррупционного законодательства, в том числе, обеспечение явки всех депутатов, проведение заседания представительного органа и рассмотрение вопроса о допущенных Пушнегиной К.С. нарушениях. Депутатом Пушнегиной К.С. в результате не предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о совершенных сделках нарушены положения Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 123-Ф3 «О противодействии коррупции», в связи с чем полномочия последней подлежат досрочному прекращению. Допущенные нарушения являются существенными и свидетельствуют о наличии безусловных оснований для досрочного прекращения полномочий депутата. Для принятия решения о прекращении полномочий Пушнегиной К.С. досрочно достаточно лишь факта не предоставления ею сведений, при этом направленность целей такого не предоставления, отсутствие корыстной заинтересованности в этом, иные факторы правового значения не имеют. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, совмещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ, Федеральным законом от 3.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ). Исходя из положений федерального законодательства, выбрав возможность осуществления депутатских полномочий, депутат принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этими условиями деятельности ограничения, а потому возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе, в виде досрочного прекращения полномочий за несоблюдение соответствующих ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности. В свою очередь, непринятие мер со стороны представительного органа, направленных на устранение указанных нарушений, указывает на его бездействие, так как информация о результатах рассмотрения представления в прокуратуру района до настоящего времени не поступила. Не основанное на нормах права и установленных фактах бездействие органа местного самоуправления влечет неисполнение государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции. Интересы государства, муниципального образования Еловский сельсовет Емельяновского района Красноярского края, неопределенного круга лиц состоят в том, чтобы каждый депутат данного муниципального образования добросовестно исполнял свои публичные обязанности, направленные в том числе, на предупреждение и борьбу с коррупцией. Просил признать незаконным бездействие Еловского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края в части не рассмотрения представления прокурора района от 05.07.2021 и устранения нарушений законодательства о противодействии коррупции. Досрочно прекратить полномочия депутата Пушнегиной К.С., не исполнившей в 2021 году обязанность, предусмотренную ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 3 Федерального закона от 03.12.2021 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, о предоставлении сведений о совершенных сделках за предыдущий период.

В последствии административный истец исковые требования изменил, просил признать незаконным бездействие Еловского сельского Совета депутатов в части непринятия мер к досрочному прекращению полномочий депутата Пушнегиной К.С., досрочно прекратить полномочия депутата Пушнегиной К.С., не исполнившей обязанность, предусмотренную ст. 2 Закона Красноярского края от 19.12.2017 № 4-1264, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2021 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

В судебных заседаниях помощник прокурора Погодаева Ю.В. поясняла, что 5.07.2021 председателю представительного органа местного самоуправления прокурором района внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Пушнегиной К.С. Ввиду отсутствия кворума рассмотрение данного вопроса Еловским сельским Советом депутатов Емельяновского района Красноярского края неоднократно откладывалось. Таким образом, по причине отсутствия кворума до настоящего времени представительным органом местного самоуправления представление прокуратуры Емельяновского района от 05.07.2021 не рассмотрено, решение о прекращении полномочий депутата Пушнегиной К.С. не принято. Изложенное свидетельствует о бездействии Совета депутатов и непринятии им действенных мер, направленных на устранение нарушений антикоррупционного законодательства, в том числе, обеспечение явки всех депутатов, проведение заседания представительного органа и рассмотрение вопроса о допущенных Пушнегиной К.С. нарушениях. Депутатом Пушнегиной К.С. в результате не предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о совершенных сделках, нарушены положения Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 123-Ф3 «О противодействии коррупции», в связи с чем, полномочия последней подлежат досрочному прекращению. Допущенные нарушения являются существенными и свидетельствуют о наличии безусловных оснований для досрочного прекращения полномочий депутата.

Административный ответчик Пушнегина К.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований в части прекращения ее полномочий не возражала, указав, что сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о совершенных сделках, либо уведомление об отсутствии таких сделок, не подавала.

Представитель административного ответчика Еловского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края в судебное заседание не явился, извещался, просил дело рассмотреть в его отсутствие, против удовлетворения административных исковых требований возражал. В представленном отзыве на административный иск указал, что в июне 2021 года ответчиком получено представление прокуратуры Емельяновского района Красноярского края и требование администрации Красноярского края. В установленный срок Совет депутатов Еловского сельсовета указанные документы рассмотрел и 08 июля 2021 года направил ответ на представление прокуратуры Емельяновского района Красноярского края, в котором указал, что Совет депутатов проголосовал за лишение полномочий депутата Пушнегиной К.С., однако, в соответствии с регламентом работы депутатов Еловского сельсовета Емельяновского района Красноярского края для принятия решения необходим кворум семь депутатов. Это подтверждается предоставленным прокуратуре протоколом заседания Еловского сельсовета депутатов. В дальнейшем данный вопрос постоянно вносился в повестку сессий, кворума было недостаточно для принятия решения. В случае вынесения решения о досрочном прекращении полномочий без кворума данное решение было бы незаконным, грубо нарушающим регламент работы Еловского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В силу ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 2 Закона Красноярского края от 19.12.2017 № 4-1264 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, лицо, замещающее должность, за исключением лиц, замещающих муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом. В случае принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего должность, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей сведения о расходах представляются указанным лицом не позднее чем в 15-дневный срок со дня получения им уведомления об осуществлении контроля за расходами.

Судом установлено, что 9.06.2021 председателю Еловского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края администрацией Губернатора Красноярского края направлена информация о неисполнении депутатом Еловского сельсовета Емельяновского района Пушнегиной К.С. анти коррупционной обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о совершенных сделках, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2021 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», либо уведомление об отсутствии таких сделок, что является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата (л.д. 20-21).

5.07.2021 председателю Еловского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края внесено прокурором представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Пушнегиной К.С. (л.д. 22-23).

Ввиду отсутствия кворума полномочия депутата Пушнегиной К.С. Еловским сельским Советом депутатов Емельяновского района Красноярского края не прекращены (л.д. 7-19, 36, 95-99, 119-120).

Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что депутатом Еловского сельсовета Емельяновского района Пушнегиной К.С. не исполнена анти коррупционная обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о совершенных сделках, либо уведомление об отсутствии таких сделок, что подтверждается пояснения административного ответчика Пушнегиной К.С. в судебном заседании, представленными в материалы дела возражениями Еловского сельского Совета депутатов, протоколами сессий, доказательств обратному административными ответчиками в соответствии со ст. 62 ГПК РФ не представлено.

9.06.2021 председателю Еловского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края администрацией Губернатора Красноярского края направлена информация о неисполнении депутатом Еловского сельсовета Емельяновского района Пушнегиной К.С. антикоррупционной обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о совершенных сделках, либо уведомление об отсутствии таких сделок, что является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата; 5.07.2021 председателю Еловского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края внесено прокурором представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Пушнегиной К.С.

Учитывая, что до настоящего времени полномочия депутата Пушнегиной К.С. Еловским сельским Советом депутатов Емельяновского района Красноярского края не прекращены, что по твердому убеждению суда свидетельствует о бездействии Совета депутатов и непринятии им действенных мер, направленных на устранение нарушений антикоррупционного законодательства, в том числе, обеспечение явки всех депутатов, проведение заседания представительного органа и рассмотрение вопроса о допущенных Пушнегиной К.С. нарушениях в течение длительного времени, суд полагает необходимым признать незаконным бездействие Еловского сельского Совета депутатов в части непринятия мер к досрочному прекращению полномочий депутата Пушнегиной К.С., досрочно прекратить полномочия депутата Пушнегиной К.С., не исполнившей обязанность, предусмотренную ст. 2 Закона Красноярского края от 19.12.2017 № 4-1264, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 3.12.2021 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Довод административного ответчика Еловского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края о том, что основанием к отказу в удовлетворении исковых требований является то обстоятельство, что полномочия депутата Пушнегиной К.С. не прекращены из-за отсутствия кворума, не обоснован. Так, данное обстоятельство свидетельствует о бездействии указанного административного ответчика, непринятии им действенных мер, направленных на устранение нарушений антикоррупционного законодательства, в том числе, обеспечение явки всех депутатов.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180 КАС, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Емельяновского района Красноярского края, поданного в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к представительному органу местного самоуправления – Еловскому сельскому Совету депутатов Емельяновского района Красноярского края, депутату Пушнегиной Карине Сергеевне о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Еловского сельского Совета депутатов в части непринятия мер к досрочному прекращению полномочий депутата Пушнегиной Карины Сергеевны.

Досрочно прекратить полномочия депутата Пушнегиной Карины Сергеевны, не исполнившей обязанность, предусмотренную ст. 2 Закона Красноярского края от 19.12.2017 № 4-1264, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 3.12.2021 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца.

Председательствующий Демидова В.В.

Мотивированное решение изготовлено 29.04.2022