Дело №2а-1394/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2017 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего – судьи Томского районного суда Стереховой С.А.,
при секретаре Бондаревой Е.Е.,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3,
представителя заинтересованного лица администрации Зональненского сельского поселения ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело № 2а-1394/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету Зональненского сельского поселения о признании незаконным решение представительного органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Совету Зональненского сельского поселения о признании незаконным Решение № (номер) Совета Зональненского сельского поселения «Об удалении в отставку Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение» Томского района, Томской области ФИО1 и досрочном прекращении его полномочий», как несоответствующее требованиям ч.3 ст.3 Конституции РФ, ст.1, ч.1 ст.3, ст.4, ч.4 ст.7, ч.11.1 ст.35, ч.5.1 ст.36, п.3 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131 –ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ч.1 п.6 ч.2 ст.21, п.8 ч.5 ст.27, п.3 ч.2 ст.29, ст.30 Устава МО «Зональненское сельское поселение», ч.1 ст.20, ч.1, ч.5, ч.7 ст.30 Регламента Зональненского сельского поселения, обязании Совета Зональненского сельского поселения принять решение о восстановлении ФИО1 в прежней должности Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение» с 30.09.2017 незамедлительно после вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований в административном иске указано, что ФИО1 был избран Главой Зональненского сельского поселения, вступил в указанную должность на основании решения № 203 от 11.09.2013г. избирательной комиссии МО «Зональненское сельское поселение», распоряжения №(номер) от (дата) Администрации Зональненского сельского поселения. Решением Совета Зональненского сельского поселения от (дата) № (номер) Глава муниципального образования «Зональненское сельское поселение» ФИО1 удален в отставку, с досрочным прекращением его полномочий на основании п.3 ч.2 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3): не удовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд. ФИО1 считает данное решение незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 11.1 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образов заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования. Термин «ежегодный» в законодательстве означает один раз в год. Согласно статье 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, одним из оснований удаления главы муниципального образования в отставку является неудовлетворительная оценка его деятельности представительным органом муниципального образования два раза подряд. При этом установлено, что оценка дается по результатам ежегодного отчета главы муниципального образования. Таким образом, из указанных норм следует, что вопрос об удалении в отставку главы муниципального образования может рассматриваться в том случае, если его деятельность признана неудовлетворительной два года подряд. Из текста обращения инициативной группы депутатов от 22.09.2017, уведомления, проекта решения не усматривается за какие два года подряд дана неудовлетворительная оценка. В связи с чем в своем особом мнении, направленном совету поселения Гусев высказался в целом по содержанию проекта решения. Оспариваемое решение было принято также без конкретного указания, за какие два года подряд Советом поселения была дана неудовлетворительная оценка деятельности Главы, что не позволяет оценивать принятое депутатами решение как законное и обоснованное. Кроме того, для удаления Главы Зональненского сельского поселения в отставку и досрочного прекращения его полномочий отсутствовали основания, предусмотренные п.3 ч.2 ст.74.1 ФЗ от 06.10.2017, так как Советом поселения не выносились подряд решения о признании неудовлетворительной деятельности Главы поселения. Ссылаясь на ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст.83 Трудового кодекса РФ, п.2.1 ч.6 ст.36 Федерального Закона от 06.10.2003 №131, указано, что незаконным решением №48 от 30.09.2017 Совета Зональненского сельского поселения созданы препятствия для осуществления истцом своих трудовых прав на должности Главы Администрации Зональненского сельского поселения. Таким образом, принятое Советом оспариваемое решение влечет досрочное прекращение трудовых отношений истца с Администрацией. Обращение в суд является единственным способом обеспечить защиту прав и законных интересов истца, в том числе права на труд по занимаемой должности.
Дополнительно в обоснование иска в исковом заявлении от 23.10.2017 административным истцом указано на несоответствие оспариваемого решения требованиям ч. 11.1 ст. 35, п.3 ч.2 ст. 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч.1 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 29.07.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Согласно ч.5.1 ст. 36 названного закона, Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Аналогичные положения содержатся в ч.2 ст.21 Устава МО «Зональненское сельское поселение», согласно которой Совет заслушивает ежегодные отчеты Главы поселения о результатах его деятельности, деятельности Администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом. В соответствии с ч.1, п.6, п.8 ч.5 ст. 27, ст.30 Устава поселения, Глава поселения является высшим должностным лицом Зональненского сельского поселения, исполняет полномочия Главы Администрации. Руководит деятельностью Администрации, возглавляет ее на принципах единоначалия. Представляет Совету поселения ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, о результатах деятельности Администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом поселения. В п.3 ч.2 ст. 74.1 Закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 указано, что основанием для удаления Главы поселения в отставку, является неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд. Согласно п.3 ч.2 ст. 29 Устава поселения, основаниями для удаления Главы поселения в отставку является неудовлетворительная оценка деятельности Главы поселения Советом по результатам его ежегодного отчета перед Советом, данная два раза подряд. Вышеприведенные нормы четко определяют, что при ежегодном отчете Главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, оценке депутатами подлежит деятельность местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления. Из текста предоставленных им решений Совета Зональненского сельского поселения № 2 и № 3 от 24.01.2017 буквально следует, что депутатами Совета признаны не удовлетворительными только отчеты о работе Главы поселения за 2014года и 2015года, а не его деятельность и деятельность возглавляемой им местной администрации. Что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удаления Главы поселения в отставку в связи с неудовлетворительной оценкой его деятельности, данной представительным органом по результатам его ежегодных отчетов два раза подряд. В соответствии со ст. 4, ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ нормативные акты органов местного самоуправления составляют правовую основу местного самоуправления. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Таким образом, решение Совета Зональненского сельского поселения (номер) от (дата) должно строго соответствовать нормам п.3 ч.2 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3. Произвольное изменение установленной законом формулировки оснований для удаления Главы Зональненского сельского поселения в отставку и досрочного прекращения его полномочий, а так же произвольное толкование депутатами закона является не допустимым. Кроме того, указывал, что оспариваемое им решение Совета является не обоснованным, принято с нарушением Регламента Совета Зональненского сельского поселения, регламентирующего порядок организации собраний Совета и принятие депутатами решений. Так, согласно ч.1, ч.5, ч.7 ст.30 Регламента Совета поселения, внесённый проект решения Совета с приложением всех необходимых материалов передаётся Председателем Совета для предварительного рассмотрения в соответствующий комитет.Согласно предоставленных административным ответчиком документов, в том числе из протокола заседания Совета от 30.09.2017 года следует, что вышеуказанные требования Регламента соблюдены не были. Проект решения для предварительного рассмотрения в соответствующий комитет не направлялся. К проекту решения не были приложены копии решений Совета поселения № 2 и № 3 от 24.01.2017 года, равно как и решение Томского районного суда Томской области от 04.04.2017года. Данные документы на заседании Совета депутатами не рассматривались и не обсуждались. Соответственно, не вносились и дополнения в проект решения, который был принят без указания на то, за какие конкретно годы была признана не удовлетворительной деятельность Главы поселения и деятельность возглавляемой им администрации Зональненского сельского поселения.
Из письма от (дата) года № СЖ-(номер) и.о. Губернатора Томской области следует, что «при выражении депутатами мнения по удалению в отставку главы поседения, необходимо руководствоваться исключительно интересами населения. Принято решение должно быть мотивированным и обоснованным». В соответствии с ч.1 ст. 20 Регламента Совета поселения, председатель Совета не позднее, чем за 2 дня до начала собрания помещает официальное сообщение на стенде официальных объявлений Совета и иным образом (в т.ч. в средствах массовой информации) уведомляет население о дате, времени, месте проведения собрания Совета и рассматриваемых вопросах. Вместе с тем, население Зональненского сельского поселения не было уведомлено о дате, времени, месте проведения внеочередного собрания Совета 30.09.2017г. и о предстоящем рассмотрении вопроса об удалении в отставку Главы поселения. Тем самым лишено возможности реализовать свое право присутствовать на заседании совета, заблаговременно сообщив о своем желании (ч.3 ст. 17 Регламента Совета).
В нарушение требований ч.1 ст. 18 Регламента Совета, заседание Совета (дата) было проведено в закрытом режиме, без достаточных на то оснований, с формулировкой «во избежание давления со стороны третьих лиц на Совет». При этом каких-либо конкретных фактов оказанного или предстоящего оказания давления на депутатов, в инициативном письме указано не было. На заседании Совета (дата) при вынесении данного вопроса на голосование, так же не озвучено. У депутатов отсутствовали причины, по которым повестку дня (дата). об удалении Главы поселения в отставку, нецелесообразно было рассматривать на открытом собрании. Тем самым, Совет поселения допустил существенное ущемление гарантированного ч.3 ст.3 Конституции РФ права народа на непосредственное осуществление власти, так как выборное высшее должностное лицо - Г лава муниципального образования - отправлен депутатами в отставку без выяснения мнения населения как избирателей. При этом Советом поселения были созданы препятствия для участия населения в заседании Совета (дата) и для высказывания избирателями своего мнения по вопросу, относящемуся к отставке Главы поселения, избранного всенародным голосованием.
С учетом вышеизложенного, счел единственным способом восстановления его нарушенного права возложение судом на Совет Зональненского сельского поселения обязанности принять решение о восстановлении ФИО1 в прежней должности Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение» с (дата) с указанием на срок исполнения этой обязанности ответчиком незамедлительно после вступления судебного решения в законную силу (п.3 ч.3 ст. 227 КАС РФ).
В судебном заседании и в письменных пояснениях административный истец ФИО1 исковые требования поддержал полностью, указал, что принятое решение является незаконным. Доводы ответчика о том, что он систематически нарушает федеральное бюджетное законодательство, уклонялся от предоставления Совету поселения отчетов за 2014-2015 гг., являются необоснованными. Им не предоставлялись отчеты в связи с тем, что представительный орган начал деятельность только в 2015 году, поскольку депутаты были избраны в ноябре 2014 года. Не существует ни одного судебного решения или процессуального документа органа предварительного следствия, которыми бы были установлены факты нецелевого расходования им бюджетных средств или причинения имущественного ущерба местному бюджету. Сведения акта ревизионной проверки КРУ являются, по сути, личным мнением ФИО5 Указанный официальный документ в качестве доказательства суду не предоставлен. Более того, ни на одном заседании Совета поселения результаты проверки КРУ за 2014-2015г.г. до сведения депутатов не были доведены. Вместе с тем, председатель Совета поселения ФИО6 так же постоянно в своих показаниях ссылалась на сведения вышеуказанного акта проверки КРУ и заявила, что лично голосовала 30.09.2017 за его отставку именно по причине допущенного им нецелевого расходования бюджетных средств, несмотря на то, что указанный акт проверки на заседании Совета (дата) депутатами не обсуждался. Фактически, два депутата Совета ФИО6 и ФИО5 голосовали за отставку по иным основаниям, чем предусмотрено п.3 ч.2 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3. Указывал, что ежегодные отчеты за 2013, 2014, 2015г.г. были направлены им в Совет поселения 27.10.2016г, однако по различным причинам приняты Советом к рассмотрению только в январе 2017 года. Он не уклонялся от предоставления ежегодных отчетов, так как считал, что к таковым относятся и отчеты по исполнению бюджета. Им неверно было истолковано действующее законодательство, в чем он убедился, получив представление прокурора Томского района об устранении нарушений закона. Отметил, что Совет поселения эти отчеты от него не требовал. Просил учесть, что поэтому же основанию уже выдвигалась инициатива депутатов Совета поселения, которая была рассмотрена на заседании Совета поселения (дата) и инициатива депутатов была отклонена Советом поселения. Вместе с тем, законом не предусмотрено повторное рассмотрение данного вопроса допустимо по одним и тем же основаниям. Иное обозначало бы, что депутаты могут пересмотреть свое решение столько раз, сколько это им хотелось бы.3466
Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании ордера №3466 от 15.05.2017 административный иск поддержала полностью по основаниям, указанным в иске. Дополнительно указала, что представленными доказательствами подтверждается, что решение от (дата) является незаконным и необоснованным, с учетом требований законодательства не вправе депутаты принимать решение об отставке главы по основаниям, указанным в протоколе. Пояснила, что изучив протокол заседания Совета, можно убедиться в том, что депутаты трактуют требования Закона по своему. Согласно протоколу от (дата), повестке от (дата) рассматривался отчет в качестве одного вопроса, то есть один раз, единожды была дана оценка. Поскольку отчеты ежегодные, то оценка два раза подряд, то есть каждый год, два года подряд. Должны быть указаны причины, замечания, проблемы, и предоставлено время для устранения недостатков. И если на следующий год выяснится, что ничего не сделано, и какие-то еще недостатки имеются, то можно разрешать вопрос об удалении главы поселения в отставку. Отменила, что ФИО1 по своему понимал закон, а потому не предоставил отчеты о работе своевременно. Отчеты отправлены (дата) в повестку (дата) был первый раз включен данный вопрос. Из протокола заседания усматривается, что отчеты направлены в два комитета, никаких заключений не дано. ФИО5 не помнит сколько комитетов. Положение о порядке предоставления ежегодных отчетов не принято, а потому Глава поселения должен руководствоваться датами, которые устанавливал Совета. Но таких дат установлено не было. Отметила, что в одной и той же редакции положение о порядке заслушивания отчетов было направлено несколько раз Главе поселения, а потому можно считать, что Положение утверждено. Указала, что, по мнению ее доверителя, оспариваемое решение основано только на личной неприязни. Отметила, что вопрос об удалении Главы поселения в отставку по указанному основанию, а именно неудовлетворительная оценка деятельности два раза подряд, рассматривался (дата) отставка была отклонена большинством голосов. Повторно по одному и тому же основанию вопрос рассмотрен быть не может. Указала, что пояснения ФИО6 о том, что население извещалось, опровергается тем, что на заседание Совета поселения не пришел ни один человек. Права жителей не соблюдены. Также указала, что решение принято фактически по иному основанию, то есть депутаты учитывали отчет КРУ, который представлен не был, в том числе и в суд. Просила обратить внимание на нецелесообразность принятого решения, поскольку полномочия главы истекают и к концу года депутаты создают ситуацию, когда деньги, которые можно было бы потратить на нужды поселения, необходимо будет тратить на досрочные выборы.
Представитель ответчика Совета Зональненского сельского поселения ФИО3, действующая на основании доверенности № 1 от 07.03.2017 года, возражала против удовлетворения заявленных требований. В пояснениях, данных в судебном заседании, и письменных пояснениях указала, что Совет Зональненского сельского поселения зарегистрирован в качестве юридического лица 26.06.2007 года, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственный регистрационным номером 1077014003043 от 26.06.2007, что подтверждается сведениями с официального сайта ФНС России. Совет поселения избран 23.11.2014 года, представляет интересы жителей п. Зональная Станция и д. Позднеево, срок полномочий - 5 лет. В состав Совета поселения вошли: ФИО41., ФИО42ФИО43ФИО44ФИО45ФИО46ФИО47ФИО48ФИО49ФИО50 На основании Решения № 36 от 20.09.2016 г. председателем Совета поселения избрана ФИО51 порядке п. 3 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 22.09.2017 г. в Совет поселения поступило обращение депутатов с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутой 6 депутатами, с приложением проекта решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Губернатор Томской области, а также Глава МО «Зональненское сельское поселение» были уведомлены о выдвижении данной инициативы 22.09.2017 г., что подтверждается соответствующими уведомлениями. От и.о. Губернатора Томской области в адрес Совета поселения поступил ответ от (дата) года № СЖ-(номер) согласно которому мнение высшего должностного лица Томской области заключалось в необходимости соблюдения процедуры, установленной законодательством, а также в необходимости руководствоваться исключительно интересами населения. Указала, что рассмотрение инициативы депутатов состоялось (дата) года на 10-м внеочередном заседании Совета Зональненского сельского поселения 4-ого созыва в закрытой форме, в присутствии представителя прокуратуры Томского района Чернявка Н.А., что подтверждается протоколом от (дата) года. На заседании присутствовало и участвовало в открытом голосовании 7 депутатов, которые единогласно проголосовали за принятие оспариваемого решения, оформленное за номером (номер) и подписано председателем Совета поселения ФИО6 Для опубликования решения в адрес Администрации Зональненского сельского поселения было передано Уведомление вх. № 01-27-32 от 02.10.2017 г. с приложением Решения № (номер) от (дата) особого мнения Главы № 1999 от 27.09.2017 г., протокола от (дата) Оспариваемое решение и особое мнение Главы опубликованы (дата). Сочла, что доводы, приведенные в административном исковом заявлении, основаны на неверном толковании норм права, а именно ч. 11.1 ст. 35 и ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Главой с момента его избрания было представлено на рассмотрение Совета поселения только два отчета за полный календарный год. Это отчет о проделанной работе за 2014 год и отчет за 2015 год. Решениями № 2 и № 3 от 24.01.2017 г. отчеты за 2014 г. и за 2015 г. соответственно были признаны Советом поселения неудовлетворительными. Главой оспаривались указанные решения Совета поселения, Томским районным судом в удовлетворении требований ФИО1 было отказано. Тот факт, что в действительности имеет место быть только два отчета о проделанной работе за полный календарный год (за 2014 г. и за 2015 г.), свидетельствует о надуманности доводов Административного истца. Процедура принятия оспариваемого решения полностью соблюдена. Нарушений требований действующего законодательства нет, что полностью подтверждено представленными доказательствами. Указала, что довод ФИО1 о том, что на момент принятия оспариваемого решения Устав МО «Зональненское сельское поселение» Томского района Томской области не соответствовал законодательству РФ, является необоснованным. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 2 Устава МО «Зональненское сельское поселение», принятого Решением Совета поселения № (номер)(дата) Глава поселения - Глава муниципального образования Зональненское сельское поселение Томского района Томской области, который одновременно является председателем Совета Зональненского сельского поселения и возглавляет Администрацию Зональненского сельского поселения. Действующий Устав был принят после избрания 11.09.2013 г. Административного истца на должность Главы поселения, а именно 29.04.2015 г. в порядке п. 3.1. ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В силу п. 3.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации. Постановлением Законодательной Думы Томской области от (дата). № (номер) принят Закон Томской области от 17.11.2014 г. № 151-03 «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области». Согласно п. 3 ст. 2 указанного Закона Томской области, Глава муниципального образования Томской области, наделенного статусом сельского поселения, избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, возглавляет местную администрацию и исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования. При этом, согласно п. 3.1. ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации. На момент избрания ФИО1 на должность Главы поселения действовал Устав МО «Зональненское сельское поселение», принятый Решением Совета поселения № (номер) от (дата)., согласно п. 1.2 ст. 24 которого Глава поселения возглавлял Администрацию поселения и председателем Совета поселения не являлся. Согласно п. 3 ст. 27 Устава Председатель Совета поселения избирался депутатами Совета поселения из своего состава тайным или открытым голосованием на первом собрании Совета поселения. Таким образом, действующий Устав МО «Зональненское сельское поселение» соответствовал требованиям законодательства РФ, как на момент принятия оспариваемого решения, так и в настоящее время. Довод административного истца о том, что Советом поселения нарушены положения ст. 20 Регламента Совета в части размещения на стендах сообщений о заседании Совета 30.09.2017 г., необоснован и опровергается материалами дела. В соответствии с п. 10 ст. 30 Регламента Совета вопросы информационного характера, отчеты должностных лиц органов местного самоуправления, а также другие вопросы, не требующие предварительной подготовки, по усмотрению председателя Совета могут включаться в повестку дня без рассмотрения на комитете. В данном случае вопрос об удалении главы в отставку был включен в порядке п. 10 ст. 30 Регламента Совета по усмотрению председателя Совета в повестку дня без рассмотрения на комитете, в связи с тем, что инициатива исходила от всех депутатов, и передавать вопрос в комитет, состоящий из их числа, было нецелесообразно.
Представитель заинтересованного лица Администрации Зональненского сельского поселения ФИО4, действующей на основании доверенности № (номер) от (дата), сроком действия 1 год, в судебном заседании и письменном отзыве счет оспариваемое решение незаконным. Указал, что депутатами не была дана неудовлетворительная оценка деятельности Главы поселения два раза подряд, поскольку Решениями №2 и №3 от (дата) были признаны отчеты о работе Главы поселения за 2014г. и 2015г., как документы, неудовлетворительными, решения приняты на одном заседании Совета поселения, то есть единожды. Деятельность ФИО1, как Главы муниципального образования и деятельность возглавляемой им Администрации Зональненского сельского поселения, по результатам отчетов за 2014г. и 2015г. депутатами не оценивалась, что можно проследить из текста протокола заседания Совета поселения от 24.01.2017г. Кроме того, на заседании Совета поселения (дата) были заслушаны отчеты Главы поселения сразу за три года (2013г., 2014г., 2015г.) Поэтому в оформлении оценки по каждому году отдельным решением не было необходимости. Наличие вышеуказанных решений не свидетельствует о том, что депутатами была два раза дана не удовлетворительная оценка деятельности Главы Зональненского сельского поселения. Счел, что решения Совета поселения от (дата). №2 и №3, от 30.09.2017 года № 48, как нормативные акты представительного органа, должны были быть сформулированы таким образом, чтобы они не вызывали споров в их толковании по существу. Отметил, что обжалуемое ФИО1 решение Совета поселения от 30.09.2017 г. № 48 принято Советом поселения без учета мнения населения Зональненского сельского поселения, которое не было уведомлено о дате, времени, месте проведения внеочередного собрания Совета (дата) и о предстоящем рассмотрении вопроса об удалении в отставку Главы поселения. В частности, председатель Совета не направлял в Администрацию поселения для опубликования на сайте администрации повестку внеочередного заседания Совета на (дата). Не извещалось население об указанном заседании и иными способами, предусмотренными Уставом МО «Зональненское сельское поселение». Тем самым депутаты нарушили ч.1 ст. 20 Регламента Совета поселения о порядке организации заседаний Совета поселения, что свидетельствует о нарушении интересов населения МО «Зональненское сельское поселение» при осуществлении ими права на осуществление местного самоуправления через представительный орган.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.2 ч.2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В ходе рассмотрения дела установлено, что решением (номер) от (дата) Избирательной комиссии муниципального образования «Зональненское сельское поселение» Томского района Томской области «О регистрации избранного Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение» Томского района Томской области избранный Глава муниципального образования «Зональненское сельское поселение» Томского района Томской области ФИО1 зарегистрирован, выдано удостоверение установленного образца. № (номер)к от (дата)
Распоряжением № (номер) от (дата) «о вступлении в должность Главы Зональненского сельского поселения» установлено считать ФИО1 вступившим в должность Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение» на первый срок с 11.09.2013.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона №131 ФЗ от 06.10.2003 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца (ч.1, 1.1 ст.35 Федерального закона №131 ФЗ от 06.10.2003).
Представительный орган поселения, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах (ч.2 ст.35 Федерального закона №131 ФЗ от 06.10.2003).
Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования (ч.9 ст.35 Федерального закона №131 ФЗ от 06.10.2003).
Как следует из п.1 ст.2 Устава муниципального образования «Зональненское сельское поселение» Томского района Томской области (далее по тексту решения Устав поселения), принятого решением Совета Зональненского сельского поселения от 29.04.2015 №37 и зарегистрированного Управлением Минюста по Томской области 05.06.2015, структуру органов местного самоуправления Зональненского сельского поселения составляют Совет Зональненского сельского поселения, являющийся представительным органом муниципального образования Зональненское сельское поселение, Главы Зональненского сельского поселения (Главы муниципального образования Зональненского сельского поселения) и Администрации Зональненского сельского поселения, являющегося исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Зональненское сельское поселение.
Согласно п.п.1, 2, 5 8 Устава поселения, Совет поселения является юридическим лицом, состоит из 10 депутатов, избираемых на 5 лет. Заседание Совета не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Процедура подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседаниях Совета, порядка образования и избрания его рабочих органов, процедура голосования, права и обязанности депутатов и другие вопросы организации деятельности Совета и его рабочих органов определяется Регламентом Совета Зональненского сельского поселения, принятым решением Совета Зональненского сельского поселения от 09.02.2006 №17 (ч.1 ст.3 Регламента).
Согласно ст.4 Регламента Совета Зональненского сельского поселения, Совет состоит из 10 депутатов, избранных в соответствии с действующим законодательством; рабочими органами Совета являются председатель Совета, заместитель председателя Совета, секретарь собрания Совета, комитеты Совета, временные комиссии.
Председатель Совета избирается из числа депутатов на срок полномочий Совета на первом заседании после избрания нового состава депутатов или досрочного прекращения полномочий председателя (п.1 ст.6 Регламента).
Судом установлено, что представительный орган Зональненского сельского поселения избран в составе 10 депутатов: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО5, ФИО10, ФИО6, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, что подтверждается решением №17 от 26.11.2014 окружной избирательной комиссии по Зональненскому трехмандатному избирательному округу №3, решением №18 от 26.11.2014 окружной избирательной комиссии по Зональненскому трехмандатному избирательному округу №3, решением №19 от 26.11.2014 окружной избирательной комиссии по Зональненскому трехмандатному избирательному округу №3, решением №20 от 26.11.2014 окружной избирательной комиссии по Зональненскому трехмандатному избирательному округу №1, решением №20 от 26.11.2014 окружной избирательной комиссии по Зональненскому четырехмандатному избирательному округу №2, решением №22 от 26.11.2014 окружной избирательной комиссии по Зональненскому трехмандатному избирательному округу №1, решением №22 от 26.11.2014 окружной избирательной комиссии по Зональненскому четырехмандатному избирательному округу №2, решением №23 от 26.11.2014 окружной избирательной комиссии по Зональненскому четырехмандатному избирательному округу №2, решением №21 от 26.11.2014 окружной избирательной комиссии по Зональненскому четырехмандатному избирательному округу №2, решением №21 от 26.11.2014 окружной избирательной комиссии по Зональненскому трехмандатному избирательному округу №1.
Решение №(номер) от (дата) «Об установлении общих результатов выборов депутатов Совета Зональненского сельского поселения Томского района Томской области четвертого созыва, в соответствии с которым выборы депутатов Совета Зональненского сельского поселения признаны состоявшимися и действительными, установлено, что в Совет Зональненского сельского поселения избрано 10 депутатов, опубликовано в информационном бюллетене №518 от 25.11.2014.
Председателем Совета Зональненского сельского поселения четвертого созыва избрана ФИО6 (решение №36 от 20.09.2016 Совета Зональненского сельского поселения Томского района Томской области). Секретарем Совета Зональненского сельского поселения четвертого созыва избрана ФИО11 (решение №37 от 20.09.2016 Совета Зональненского сельского поселения Томского района Томской области).
Решениями (номер) от (дата) и (номер) от (дата) Совета Зональненского сельского поселения постановлено считать ФИО9 и ФИО10 досрочно прекратившими полномочия депутата.
Решением Томского районного суда Томской области от 21.08.2017 административный иск Администрации Зональненского сельского поселения к Совету Зональненского сельского поселения о признании незаконными решения Совета Зональненского сельского поселения №35а от 14.09.2016 «Об отставке председателя Совета Зональненского сельского поселения четвертого созыва» и (номер) от (дата)Об избрании председателя Совета Зональненского сельского поселения четвертого созыва» оставлен без удовлетворения.
Совет Зональненского сельского поселения зарегистрирован и поставлен на учет в налоговом органе по месту нахождения Федеральной налоговой службой в качестве юридического лица (свидетельство о государственной регистрации юридического лица (бланк серии 70 №001160294), свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (бланк серии 70 №001155129), выписка из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 19.10.2017).
Таким образом, судом установлено, что на момент принятия оспариваемого решения, Совет поселения зарегистрирован в качестве юридического лица, являлся действующим, состоял из 8 депутатов, председателем которого являлась ФИО6 Названные решения избирательной комиссии, Совета Зональненского сельского поселения недействительными не были признаны.
В соответствии с п. 9,10 ч.10 ст. 35 Федерального закона №131 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
В соответствии с ч.5 ст.36 Федерального закона №131 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч.5.1 ст.36 Федерального закона №131 ФЗ от 06.10.2003).
Аналогичные положения закреплены Уставом поселения.
Так, п. 1 ст.21 Устава поселения установлено, что к исключительной компетенции Совета поселения отнесен контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросом местного значения, а также принятие решения об удаления Главы поселения в отставку.
Совет заслушивает ежегодные отчеты Главы поселения о результатах его деятельности, деятельности Администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом (п.2 ст.21 Устава).
В соответствии с п.1 ст 22 Устава поселения Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Томской области и настоящим Уставом, принимает правовые акты в виде решения. Решения принимаются на заседаниях Совета в порядке, установленным регламентном Совета и настоящим Уставом. При этом Голос Главы поселения учитывается при принятии решений Совета как голос депутата представительного органа муниципального образования.
В силу п.2.1 ч.6 ст.36 Федерального закона №131 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 статьей 74.1 настоящего Федерального закона, представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку является неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд (п.3 ч.2 ст. 36 указанного выше Федерального закона).
Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования (ч.3 ст. 36 указанного закона).
Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (ч.4 ст. 36 Закона).
Согласно ч.7 ст.36 Федерального закона №131 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (ч.8 ст.36 названного Федерального закона).
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования (ч.8 ст.36 Закона).
В соответствии с ч.13 ст.36 указанного Федерального Закона при рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:
1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;
2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.
В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение (ч.14 ст.36 Закона).
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования (ч.15 ст.36 Закона).
Глава муниципального образования, в отношении которого представительным органом муниципального образования принято решение об удалении его в отставку, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения (ч.17 ст.36 Закона).
В силу ст.22 Регламента председательствующим на собрании Совета является председатель Совета, а в случае его отсутствия – заместитель председателя, а если они отсутствуют на собрании, Совет при наличии кворума выбирает из своего состава председательствующего большинством голосом от присутствующих на собрании депутатов. Глава поселения вправе присутствовать на открытых и закрытых собраниях Совета без специального разрешения с правом совещательного голоса (ч.1 ст.19 Регламента).
Статьей 25 Регламента определена процедура рассмотрения на собрании Совета вопросов повестки дня, согласно которой рассмотрение вопроса повестки дня начинается как правило с доклада, после чего при наличии содокладов предоставляется слово содокладчикам. После их выступлений депутаты, Глава поселения и приглашенные лица вправе задавать вопросы. После доклада и ответов на вопросы могут проводиться прения.
Совет принимает решения путем открытого голосования, если Советом не принято решение о тайном голосовании; решение по процедурным вопросам принимается только открытым голосованием без оформления отдельного документа. Решения Совета поселения о принятии Устава поселения, внесении в него изменений и дополнений, утверждении бюджета поселения внесения в него изменений и дополнений, утверждении отчета об исполнении бюджета принимаются не менее чем двумя третями голосов от установленной численности депутатов. Решение Советов поселения по вопросам принятия и изменения Регламента Совета поселения, установлении налогов и сборов, принятия иных нормативных актов, утверждения программ развития поселения, решений по вопросам организации деятельности Совета принимаются большинством (более половины) голосов от установленной численности депутатов (ст.ст.31, 32 Регламента).
Согласно п.1 ст.36 Регламента решения Совета подписывает председатель Совета поселения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решением №(номер) от (дата) Совета Зональненского сельского поселения Томского района Томской области, принятым на 10-ом внеочередном собрании 1V-ого созыва, одобрена инициатива депутатов Совета Зональненского сельского поселения об удалении Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение» Томского района Томской области ФИО1 в отставку, изложенную в обращении депутатов Зональненского сельского поселения вх.№4д от 22.09.2017. Принято решение удалить в отставку Главу муниципального образования «Зональненское сельское поселение» Томского района, Томской области ФИО1 по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд. Прекратить досрочно полномочия Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение» Томского района Томской области ФИО1 в связи с удалением его в отставку на основании п.2.1 части 6 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 статьи 28 Устава муниципального образования «Зональненское сельское поселение» с момента вступления в силу настоящего Решения. Опубликовать настоящее Решение в печатном издании «Информационный бюллетень Зональненского сельского поселения» и на официальном сайте муниципального образования «Зональненское сельское поселение» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Особое мнение Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение» Томского района Томской области ФИО1 по вопросу удаления его в отставку, изложенное в письме от 27.09.2017 №1999, опубликовать одновременно с настоящим Решением.
Указанное решение подписано председателем Совета Зональненского сельского поселения ФИО6
Административным истцом ФИО1 указанное решение обжаловано в течении 10 дней со дня принятия, что подтверждается штампом Томского районного суда Томской области.
В ходе рассмотрения дела судом также установлено, что данное решение об удалении главы муниципального образования в отставку принято на 10-ом внеочередном закрытом собрании 1V-ого созыва, проведенном по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования. Обращение депутатов ФИО12, ФИО11, ФИО7, ФИО8, ФИО5, ФИО14 от 22.09.2017 принято председателем Совета Зональненского сельского поселения ФИО6 22.09.2017 (вх.№4д). К обращению прилагался проект решения Совета Зональненского сельского поселения «Об удалении Главы поселения (Главы администрации) в отставку». Указанное подтверждается представленными в материалы дела обращением депутатов от 22.09.2017, протоколом собрания Зональненского сельского поселения от (дата)
(дата) председателем Совета Зональненского сельского поселения направлены уведомления Губернатору Томской области, Главе Администрации ФИО1 о рассмотрении обращения депутатов Совета Зональненского сельского поселения «Об удалении Главы поселения (Главы администрации) в отставку» на внеочередном заседании Совета Зональненского сельского поселения (дата) в 10.00, с указанием места проведения собрания. Предложено высказать мнение (уведомления Губернатору Томской области, Главе Администрации ФИО1 от 22.09.2017).
Повестка 10 внеочередного заседания Совета Зональненского сельского поселения на (дата) вручена всем действующим депутатам Совета (дата) и (дата) что подтверждается собственноручной подписью ФИО12, ФИО11, ФИО7, ФИО8, ФИО5, ФИО14, ФИО13 на бланке повестки заседания.
И.о. Губернатора Томской области ФИО15 в ответ на уведомление указано, что рассмотрение Советом Зональненского сельского поселения Томского района Томской области вопроса об удалении в отставку Главы Зональненского сельского поселения должно производиться с обязательным соблюдением процедуры, установленной действующим законодательством. При выражении мнения депутатами Совета Зональненского сельского поселения необходимо руководствоваться исключительно интересами населения (письмо от 28.09.2017 № СЖ(дата)).
В письме от 27.09.2017 № 1999, поступившем в Совет Зональненского сельского поселения (дата) (вх.№70), Глава Администрации Зональненского сельского поселения ФИО1 выразил несогласие с проектом решения Совета об удалении его в отставку. Указал, что поводом и основанием для инициирования процедуры удаления Главы поселения в отставку является признание депутатами отчета о работе Главы не удовлетворительными, данные два раза подряд. Отметил, что Советом Зональненского сельского поселения до настоящего времени не утверждено «Положение о порядке заслушивания ежегодных отчетов Главы поселения (Главы администрации)». Вместе с тем, в Положении содержатся требования к структуре и содержанию ежегодного отчета, установлен порядок предоставления ежегодных отчетов Главы поселения (Главы администрации), критерии оценки населением его деятельности, а также определен порядок голосования депутатов по данному вопросу. В соответствии с п.2 ст.2 Устава Зональненского сельского поселения, принятого решением Совета поселения от 29.04.2015 №37, Глава Зональненского сельского поселения - является председателем Совета Зональненского сельского поселения. С учетом изложенного счел, что Совет Зональненского сельского поселения не вправе будет 30.09.2017 принимать решение об удалении его в отставку по основаниям, указанным в направленном ему проекте, так как отсутствуют соответствующие действующему законодательству муниципальные правовые акты, в соответствии с которыми возможно было бы депутатам рассматривать этот вопрос.
Согласно протоколу Зональненского сельского поселения от (дата), на заседании Совета Зональненского сельского поселения 10-го внеочередного заседания Совета Зональненского сельского поселения 1V –го созыва присутствовало 7 депутатов, установлено наличие кворума. Голосование проводилось в открытой форме путем подсчета голосов секретарем Совета в соответствии с п.3 ст.32 Регламента Совета. Утверждена повестка собрания и единогласно принято решение о проведении заседания в закрытой форме с разрешением присутствовать на закрытом заседании представителя Прокуратуры. Голосование по вопросу удаления в отставку Главы муниципального образования «Зональненского сельского поселения» ФИО1 и досрочное прекращение его полномочий проведено открыто и поименно, «За» проголосовало 7 депутатов, на основании чего принято обжалуемое решение №(номер) от (дата)
(дата), что процедура принятия Советом Зональненского сельского поселения решения об удалении Главы поселения в отставку и досрочном прекращении его полномочий, соблюдена. Решение принято в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.
Обоснованность принятия данного решения подтверждается решением №2 от 24.01.2017 и решением №3 от 24.01.2017 о признании отчетов о работе Главы Зональненского сельского поселения соответственно за 2014 г. и за 2015 г. неудовлетворительными.
Указанные решения №2 от (дата) и №3 от (дата) являлись предметом проверки Томского районного суда Томской области и судебной коллегии по административным делам Томского областного суда. Решением Томского районного суда Томской области от (дата), вступившим в законную силу (апелляционное определение Томского областного суда от 14.07.2017) в удовлетворении административного искового заявления Главы Администрации Зональненского сельского поселения ФИО1 к Совету Зональненского сельского поселения о признании незаконными решения №2 от 24.01.2017 «О принятии отчета Главы Зональненского поселения По работе администрации за 2014 год» и решения №3 от (дата)«О принятии отчета Главы Зональненского поселения По работе администрации за 2015 год» отказано.
Поскольку в силу ч.2 ст.64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства, а в силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, суд находит доводы стороны административного истца о незаконности принятых решений о признании неудовлетворительной деятельность Главы муниципального образования ФИО1 за 2014 и 2015 годы, несостоятельными и не подлежащими проверки при рассмотрении данного административного дела.
Также не могут быть признаны состоятельными доводы стороны административного истца о том, что решениями №2 и №3 от (дата) дана оценка не деятельности Главы поселения, а отчетам Главы поселения, как документам, поскольку исходя из смысла положений ст.35, ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131 –ФЗ, ст. 21 Устава Зональненского сельского поселения, где установлено, что Совет поселения заслуживает ежегодные отчеты Главы поселения о результатах его деятельности, деятельности Администрации, содержания представленных в материалы дела отчетов о работе Администрации и Главы Администрации Зональненского сельского поселения за 2013 год, за 2014 год, за 2015 год, суд полагает, что названными решениями дана оценка именно деятельности Главы Зональненского сельского поселения в указанные годы, что также подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО5, ФИО6
Как следует из пояснений названных свидетелей, данных в судебном заседании, постановления судьи Томского районного суда Томской области от 20.10.2016, ежегодные отчеты о результатах деятельности за 2013, 2014, 2015 годы не были предоставлены Главой Зональненского сельского поселения ФИО1 в представительный орган местного самоуправления своевременно, то есть ежегодно не предоставлялись.
Постановлением от 20.10.2016 установлено, что по истечения месяца с момента получения представления прокуратуры ФИО1, являясь должностным лицом Зональненского сельского поселения не выполнил законные требования прокурора, а именно не предоставил представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в связи с чем признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании указал, что им не предоставлялись отчеты в связи с тем, что Совет поселения фактически начал осуществлять свою деятельность только в 2015 году, а также неверно было истолковано законодательство. Им отчеты предоставлены одновременно за 2013 год, 2014 год, 2015 год в октябре 2016 года, что также подтверждается сопроводительным письмом от 27.10.2016 №1920/1.
При таких обстоятельствах, учитывая, что нормами действующего законодательства не предусмотрен запрет на заслушивание отчетов о деятельности Главы поселения за несколько лет на одном заседании Совета поселения, Главой Зональненского сельского поселения ФИО1 обязанность, предусмотренная законом, по предоставлению отчетов о деятельности ежегодно, не исполнена, отчеты переданы представительному органу местного самоуправления за 2013, 2014, 2015 годы одновременно, решение Советом Зональненского сельского поселения об оценке деятельности Главы поселения за каждый год принималось самостоятельно, что подтверждается протоколом заседания Совета Зональненского сельского поселения от (дата) №1, решениями №2 и №3 от (дата) суд приходит к выводу, что принятое Советом Зональненского сельского поселение решение (номер) от (дата) соответствует требованиям закона. Учитывая, что фактически депутатами дана неудовлетворительная оценка деятельности Главы администрации поселения по результатам ежегодных отчетов за два года подряд, то есть два раза подряд, суд не усматривает оснований считать, что нарушены требования закона при принятии обжалуемого решения № (номер) в связи с чем ссылка стороны административного истца на то, что ФИО1 не была предоставлена возможность изменить ситуацию, не может быть принята во внимание.
Кроме того, как следует из пояснений сторон, протокола заседания Совета Зональненского сельского поселения от (дата) №3, решения №6 от 27.02.2017 «Об отклонении инициативы об удалении в отставку Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение» Томского района Томской области ФИО1 и досрочном прекращении его полномочий», вопрос об удалении Главы поселения ФИО1 в отставку и досрочном прекращении его полномочий по основанию: неудовлетворительная оценка деятельности Главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд, разрешался Советом Зональненского сельского поселения (дата). А потому до разрешения указанного вопроса повторно (дата) у Главы поселения имелось время для осуществления своих полномочий. Также имелась возможность обоснованно и аргументировано выразить позицию по рассматриваемому вопросу с указанием на результаты деятельности, в том числе, не указанные в отчетах за 2014 и 2015 годы.
Довод стороны административного истца о том, что по одному и тому же основанию вопрос об удалении в отставку Главы поселения и досрочном прекращении его полномочий повторно разрешен быть не может, опровергается ч.16 ст. 36 Федерального закона №131 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которой установлено, что в случае, если инициатива депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом муниципального образования, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа муниципального образования не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос.
Таким образом, Законом прямо предусмотрена возможность разрешения вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку повторно по одному и тому же основанию.
Положениями названного выше Закона также не установлен запрет на проведение закрытого заседания Совета сельского поселения с повесткой дня об удалении главы муниципального образования в отставку, в связи с чем ссылка представителя административного истца на указанное обстоятельство не может быть принята во внимание.
Утверждение стороны истца о том, что при разрешении вопроса об удалении главы поселения ФИО1 в отставку депутатами фактически не учитывались отчеты и мнение населения, жители поселения не были уведомлены о внеочередном заседании Совета, решение принято в связи с наличием неприязненных отношений у ФИО6 и ФИО5, является необоснованным.
Так, согласно пояснениям свидетелей ФИО6 и ФИО5, решение принято на основании обращения шести депутатов. Проголосовало «за» отставку семь депутатов, несмотря на то, что на ФИО7 оказывалось давление, последней звонили. Решение принято в связи с тем, что деятельность Главы поселения два года подряд оценена неудовлетворительно. Кроме того, была проведена проверка контрольно-ревизионного управления, которой выявлены факты нецелесообразного расходования бюджетных денежных средств. Проблема с водой в поселении так и не разрешена, также недополучены в бюджет денежные средства от реализации леса. Кроме того, администрацией поселения был осуществлен контроль за строительством дома, квартиры в котором планировалось предоставить квартиры жителям для переселения из аварийного жилья, однако в связи с возведением дополнительного этажа возникла проблема, дом надо сносить. Объявления о заседании Совета 30.09.2017 были размещены на всех стендах п.Зональная станция и в д.Поздеево. ФИО6 лично развозила объявления и расклеивала. Также уведомление и повестка были переданы в администрацию.
Факт размещения объявлений о внеочередном заседании Совета поселения с повесткой дня «удаление Главы поселения в отставку и досрочном прекращении его полномочий» на стендах и досках объявлений, а также на сайтах ТСЖ подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО58ФИО57., ФИО56
ФИО59 указала, что она является председателем ТСЖ микрорайона «Красивый пруд» и лично по просьбе ФИО6 провозила последнюю по всем местам, где развешиваются объявления, в том числе и в д.Поздеево, помогала объявления размещать на досках объявлений. Все жители ее микрорайона и другие жители были оповещены о предстоящем заседании Совета поселения, но на заседание не пошли, так как поняли, что будет опять скандал. Ею также размещено объявление на сайте ТСЖ. Полагала, что решение принято обоснованное, так как у них в микрорайоне проблемы с дорогами и водой, решения суда администрацией не исполняются. Жителями самостоятельно, за счет собственных денежных средств изготовлен проект, однако Глава поселения не предпринял меры по утверждению схемы, в связи с чем, им отказываются проект дорабатывать. Жители за свой счет делают дороги, освещение и проводят воду. Жителями самостоятельно было потрачено 2 мил. рублей на освещение, а Глава поселения отчитался, что потрачены денежные средства на обслуживание освещения, тогда как все на гарантийном обслуживании. Дороги не чистятся, что явилось причиной невозможности проехать пожарной машине, и дом у одного из жителей сгорел, семья осталась без жилья.
Свидетель ФИО60 подтвердил, что все жители ТСЖ «Солнечный» были уведомлены о заседании Совета поселения (дата) объявление было размещено на их сайте. Также объявление он видел на доске объявлений. У себя на досках объявлений он также размещал объявления. Указал, что в поселении проблема с водой существует, не разрешена. Вода некачественная, техническая. Меры не принимаются и вопрос не разрешается.
Размещение объявления с указанием повестки собрания Совета Зональненского сельского поселения на (дата) на сайте ТСЖ «Солнечный» подтверждается распечаткой с сайта ТСЖ.
ФИО61. пояснила, что она является жителем д.Поздеево, где постоянная проблема с водой, а у нее маленькие дети. Она неоднократно писала, обращалась в администрацию, но вопрос так и не разрешен. Она подвозила мужчину, который ей сообщил об объявлении, где указано, что будут удалять Главу поселения в отставку. На обратном пути она данное объявление прочла на доске объявлений на остановке, и хотела присутствовать, подала заявление. Однако не смогла поехать на заседание Совета, так как сильно заболел ребенок. Она хотела выяснить у Главы поселения, когда будет разрешен вопрос с водой и дорогами.
Стороной ответчика в материалы дела представлены заявления ФИО62 от (дата) и ФИО63. от (дата), где выражена просьба о присутствии на заседании Совета поселения (дата)
Свидетели ФИО64ПЕВТДНМКИ в судебном заседании указали на отсутствие объявления на доске объявлений у Администрации и стенде на ул. 40лет Победы.
Вместе с тем, суд учитывает, что указанные свидетели лишь проходили мимо стендов, наличие иных объявлений и их содержание назвать не могли, и не находились около стендов постоянно, тогда как места размещения объявлений не охраняются и имеется возможность объявление снять.
Кроме того, учитывает, что ТДН и МКИ являются сотрудниками Администрации поселения, ФМА - директором МУП «Служба коммунального сервиса», тогда как свидетели КЕНБАСОЕА – жителями поселения, а соответственно независимыми лицами, в связи с чем полагает, что факт оповещения жителей поселения о заседании Совета поселения с установленной повесткой дня нашел подтверждение в судебном заседании.
Уведомление о заседании Совета поселения с повесткой дня было направлено в Администрацию Зональненского сельского поселения (дата)
По смыслу положений ст.35, 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» работа Совета поселения организуется и обеспечивается Администрацией поселения.
Доступ к сайту Администрации Зональненского сельского поселения имеется только у сотрудников администрации, а потому ссылка на то, что объявление не было размещено на сайте Администрации поселения, не может быть принята во внимание.
Из пояснений ФИО16 следует, что она занимается размещением информации на сайте. После того, как поступило уведомление с сообщением о заседании Совета поселения (дата) где отсутствовало указание на размещение уведомления на сайте, она запрос председателю Совета поселения не делала, сочла, что объявление размещению не подлежит, так как было указано на проведение закрытого заседания.
Таким образом, оценив все приведенные в совокупности доказательства, суд приходит к выводу о том, что жители поселения были оповещены о заседании Совета Зональненского сельского поселения Томского района Томской области (дата)
Более того, решение принято представительным органом местного самоуправления, единогласно, за исключением одного депутата, находящегося в это время в командировке. Доказательств личной заинтересованности депутатов органа местного самоуправления суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца и признания незаконным решение (номер) Совета Зональненского сельского повеления «Об удалении в отставку Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение» Томского района, Томской области ФИО1 и досрочном прекращении его полномочий».
Представленные в материалы дела стороной административного истца обращения суд не может принять в качестве доказательства того, что решение Советом поселения об удалении Главы поселения в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отставку принято необоснованно, поскольку решения №2 и №3 от (дата), которыми признана деятельность Главы Зональненского сельского поселения неудовлетворительной за два года подряд, признаны решением суда, вступившим в законную силу, законными и обоснованными. В обращениях не усматривается, что подписаны они жителями муниципального образования «Зональненское сельское поселение». Как следует из содержания расшифровок подписей, положительные отзывы Главе поселения даны работниками администрации Томского района, военным комиссаром по Томскому району, частными предпринимателями, руководителем и работниками муниципального учреждения.
Учитывая, что требования административного истца о признания обжалуемого решения №48 Совета Зональненского сельского повеления «Об удалении в отставку Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение» Томского района, Томской области ФИО1 и досрочном прекращении его полномочий» не удовлетворен, суд не усматривает основания для удовлетворения требования об обязании Совета Зональненского сельского поселения принять решение о восстановлении ФИО1 в прежней должности Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение» с 30.09.2017 незамедлительно после вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Томский районный суд Томской области
р е ш и л:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Совету Зональненского сельского поселения Томского района Томской области о признании незаконным решение №(номер) Совета Зональненского сельского повеления «Об удалении в отставку Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение» Томского района, Томской области ФИО1 и досрочном прекращении его полномочий», обязании Совета Зональненского сельского поселения принять решение о восстановлении ФИО1 в прежней должности Главы муниципального образования «Зональненское сельское поселение» (дата) незамедлительно после вступления решения суда в законную силу, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий –
судья Томского районного суда С.А. Стерехова