ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1394/17 от 24.10.2017 Поронайского городского суда (Сахалинская область)

Дело 2а-1394/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2017 года г. Поронайск

Поронайский городской суд Сахалинской области

в составе председательствующего судьи Венек И.В.,

при секретаре Игнатьевой В.Е.,

с участием представителя административного истца – заместителя Поронайского городского прокурора Неволина Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Поронайского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оборудовать пешеходный переход, расположенный вблизи МБДОУ СОШ с. Леонидово напротив * светофорами Т.7 и искусственными неровностями,

установил:

Поронайский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Поронайского городского округа с требованием о признании бездействия, выразившего в неустранении недостатков в организации дорожного движения на пешеходном переходе автомобильной дороги по месту расположения МБОУ СОШ с. Леонидово в *, незаконным, возложить обязанность по оборудованию двух светофоров Т.7 и искусственные неровности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 по месту расположения МБДОУ СОШ * в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, указав, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения было установлено, что пешеходный переход, расположенный вблизи МБДОУ СОШ с. Леонидово по адресу: *, не оборудован светофорами Т.7 и искусственными неровностями. Выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения свидетельствуют о несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, в связи с чем просит признать бездействие ответчика незаконным и возложить обязанность оборудовать пешеходный переход светофорами типа Т.7 и искусственными дорожными неровностями в течение года со дня вступления решения в законную силу.

Определением Поронайского городского суда от 21 сентября 2017 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» (далее по тексту – ГКУ «Управление Сахалинавтодор»).

Определением Поронайского городского суда от 24 октября 2017 года производство по делу в отношении административного ответчика Администрации Поронайского городского округа прекращено в связи с отказом от иска к данному ответчику.

В судебном заседании прокурор Неволин Д.Е. иск к ГКУ «Управление Сахалинавтодор» поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.

Представитель привлеченного административного соответчика ГКУ «Управление Сахалинавтодор» в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела. Из возражений на иск следует, что данный ответчик с иском не согласен на том основании, что Планом дорожных работ на 2017 г. предусмотрены работы по установке транспортного светофора Т.7 в количестве двух штук и искусственных неровностей вблизи МБОУ СОШ *. Управление при формировании объема ассигнований областного бюджета на 2018 г. и плановый период 2019-2020 г.г. направило в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области письмо от 18 августа 2017 г. о необходимости включения в План дорожных работ на 2018 год бюджетных ассигнований на расходы, в том числе, на модернизацию пешеходных переходов в зоне образовательных учреждений. В рамках государственного контракта от 04.05.2016 пешеходный переход, расположенный по месту нахождения школы, оборудован барьерным ограждением, тротуарами, освещением. Таким образом, работы по установке транспортного светофора Т.7 в количестве двух штук и искусственных неровностей на пешеходном переходе вблизи школы с. Леонидово могут быть выполнены только после их включения в План дорожных работ на соответствующий год и после проведения соответствующей процедуры закупки. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о принятии ГКУ «Управление Сахалинавтодор» необходимых действий и достаточных мер для организации дорожного движения на пешеходном переходе, расположенного вблизи МБОУ СОШ с. Леонидово, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004.

Представитель административного ответчика – Администрации Поронайского городского округа в суд также не явился. Извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.

Суд на основании ст. 150 КАСРФ принял решение о рассмотрении дела в отсутствие вышеуказанных представителей ответчиков.

Выслушав доводы административного истца, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. п. 1 и 6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится осуществление дорожной деятельности и регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона № 257-ФЗ под дорожной деятельностью следует понимать деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 5 ст. 3 данного Федерального закона определено, что светофоры и искусственные дорожные неровности являются элементами обустройства автомобильных дорог.

Понятие "содержание автомобильной дороги" установлено п. 12 ст. 3 указанного Федерального закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу п. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (п. 1 ст. 33 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

В соответствии с п. 2.1 Устава, утвержденного приказом от 15 мая 2014 г. № 02/05п, ГКУ «Управление Сахалинавтодор» создано, в том числе, с целью осуществления функций заказчика – застройщика по комплексу дорожных работ на сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Сахалинской области, являющихся областной государственной собственностью.

Предметом деятельности является осуществление полномочий в сфере использования таких дорог на территории Сахалинской области и осуществление на них дорожной деятельности (пункт 2.2. Устава).

В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 18 июля 2013 г. № 355 «Об утверждении Перечня и идентификационных номеров автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения *» автомобильная дорога Южно-Сахалинск-Оха является дорогой общего пользования межмуниципального значения Сахалинской области.

На основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области *-р от дата в оперативное управление ГКУ «Управление Сахалинавтодор» передан участок автомобильной дороги Гастелло-Леонидово, протяженностью 25,810 км, о чем в ЕГРПН имеется запись регистрации *.

Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги Гастелло-Леонидово, протяженностью 25,810, является ГКУ «Управление Сахалинавтодор», которое должно обеспечить содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в * в соответствии с требованиями технических регламентов.

Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. № 120-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2004.

Согласно пункту 7.2.10 светофоры Т.7 применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов.

Пунктом 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 установлено, что светофоры Т.7 применяют в случаях если пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений.

Приказом Ростехрегулирования от 11 декабря 2006 года № 295-ст утвержден ГОСТ Р 52605-2006.

Пункт 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения" предусматривает устройство искусственных неровностей за 10-15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.

Из акта от 25 августа 2017 г., представленного ОГИБДД ОМВД России по Поронайскому городскому округу, следует, что в ходе проведения проверки улично-дорожной сети установлено отсутствие на пешеходном переходе в с. Леонидово Поронайского района, напротив *, светофоров типа Т.7 в количестве 2 штук, искусственных дорожных неровностей.

Планом организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги общего пользования Гастелло – Леонидово, 25, 681 км., который согласован с начальником УГИБДД УМВД России по Сахалинской области и утвержден руководителем ГКУ «Управление Сахалинавтодор» 21 ноября 2016 года, в зоне нерегулируемого пешеходного перехода, расположенного вдоль МБОУ СОШ с. Леонидово предусмотрено только устройство искусственных неровностей, которые до настоящего времени не установлены, что подтверждается вышеуказанным актом и не отрицается административным ответчиком.

При таких данных, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административным истцом требований в части признания бездействия незаконным и возложении обязанности по установке искусственных неровностей, поскольку их отсутствие препятствует безопасности передвижения по нерегулируемому пешеходному переходу, расположенному вдоль МБОУ СОШ с. Леонидово неопределенному кругу лиц (прежде всего, ученикам образовательного учреждения), нарушает их права и законные интересы, и.

Довод административного ответчика ГКУ «Управление Сахалинавтодор» о принятии необходимых действий и достаточных мер для организации дорожного движения на пешеходном переходе, расположенном вблизи МБОУ СОШ с. Леонидово в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 опровергается фактическим отсутствием искусственных дорожных неровностей на данном участке дороги, которые должны быть, исходя из требований вышеуказанных ГОСТа и Плана организации дорожного движения.

Ссылка на государственный контракт от 4 мая 2016 г. № 1Р-12-16, в соответствии с которым на данном участке дороги были выполнены работы, связанные с оборудованием пешеходного перехода барьерным ограждением, тротуарами, освещением, судом во внимание не принимается, так как работы по установке искусственных неровностей в рамках данного контракта не предусмотрены.

Письмо от 18 августа 2017 г. № 3.28-1036/2017 о необходимости включения в План дорожных работ на 2018 год бюджетных ассигнований на расходы, в том числе, на модернизацию пешеходных переходов, которое направлено в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области не свидетельствует о наличии необходимых действий и достаточных мер для устранения недостатка в организации дорожного движения в виде отсутствия искусственных неровностей.

Исковые требования административного истца о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по установке светофоров Т.7 на пешеходном переходе, расположенном вблизи МБДОУ СОШ с. Леонидово по адресу: * не подлежат удовлетворению, исходя из того, что Планом организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги общего пользования Гастелло – Леонидово, который согласован с начальником УГИБДД УМВД России по Сахалинской области и утвержден руководителем ГКУ «Управление Сахалинавтодор» 21 ноября 2016 года не предусмотрено установка светофоров Т.7, а, исходя из части 1 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Следовательно, законных оснований для возложения обязанности по установке светофором Т.7 в количестве двух штук при его отсутствии в вышеуказанном Проекте организации дорожного движения, у суда не имеется.

Исходя из требований п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность по исполнению решения в удовлетворенной части в течение одного года со дня вступления решения в законную силу с учетом решения организационных, финансовых и иных вопросов и сообщении об исполнении решения суда в месячный срок, после установленного срока его исполнения, суду и административному истцу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд,

решил:

Исковые требования Поронайского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оборудовать пешеходный переход, расположенный вблизи МБДОУ СОШ с. Леонидово напротив * искусственными неровностями – удовлетворить.

Признать бездействие государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Сахалинской области», выраженное в неустранении недостатков в организации дорожного движения на пешеходном переходе, расположенном вблизи МБДОУ СОШ с. Леонидово напротив * в виде отсутствия искусственных неровностей, незаконным.

Возложить на государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» обязанность установить искусственные неровности на пешеходном переходе, расположенном вблизи МБДОУ СОШ с. Леонидово напротив * в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» необходимо сообщить об исполнении решения суду и Поронайскому городскому прокурору в месячный срок, после установленного срока его исполнения.

В удовлетворении исковых требований Поронайского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оборудовать пешеходный переход, расположенный вблизи МБДОУ СОШ с. Леонидово напротив *, светофорами Т.7 в количестве двух штук – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30 октября 2017 года.

Судья Поронайского городского суда: И.В.Венек