Дело № 2а-1394/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 февраля 2022 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Фоменко С.В.,
при секретаре судебного заседания Михайловой Е.Ю.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Камчатской транспортной прокуратуре о признании незаконным решения, действий о перенаправлении обращения от 05 августа 2021 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным иском к Камчатской транспортной прокуратуре о признании незаконным решения о перенаправлении обращения от 05 августа 2021 года, действий по ненадлежащему перенаправлении обращения от 05 августа 2021 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование указал, что 13 сентября 2021 года получил уведомление Камчатской транспортной прокуратуры о перенаправлении его обращения по вопросам нарушения природоохранного законодательства сотрудниками "Камчатского авиационного предприятия" от 05 августа 2021 года в Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ДМУ Росприроднадзора), где оно не было рассмотрено, поскольку поступило ненадлежащим образом. Административный истец считает перенаправление обращения незаконным, нарушающим его права, предусмотренные ст. 2,17-19, 29, 33,45 Конституцией РФ, ст. 2, ч. 2 ч.3 ст. 59 ФЗ " О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Административный истец ФИО1 в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, в нем изложенным, дополнительно пояснил, что считает незаконными и нарушающими его права действия административного ответчика по ненадлежащему перенаправлению в ДМУ Росприроднадзора его обращения не в оригинале, а в отсканированной копии, что привело к невозможности рассмотрения обращения, обращение поступило к административному ответчику на 15 листах, что следует из сопроводительного письма, а перенаправлено было 11 листов.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 полагал административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому указал, что 08 сентября 2021 года в Камчатскую транспортную прокуратуру из Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры в электронном виде поступило обращение ФИО1 от 05 августа 2021 года о возможном нарушении природоохранного законодательства сотрудниками АО "Камчатское авиационное предприятие", с приложением, которое 13 сентября 2021 года направлено для разрешения по существу в ДМУ Росприроднадзора, получено 21 сентября 2021 года, о чем уведомлен административный истец. Оригинал обращения ФИО1 не поступал в Камчатскую транспортную прокуратуру, отсканированная копия обращения с приложением, в котором находились другие обращения ФИО1 по иным вопросам с сопроводительными письмами поступили в Камчатскую транспортную прокуратуру из Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры в электронном виде по АИК "Надзор", в ДМУ Росприроднадзора была направлена отсканированная распечатанная копия обращения ФИО1 о возможном нарушении природоохранного законодательства с приложением, касающимся этого обращения.
Определением суда от 25 января 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен заместитель Камчатского транспортного прокурора Колошук Р.Г., в качестве заинтересованного лица Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Административный ответчик заместитель Камчатского транспортного прокурора Колошук Р.Г., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, участия в нем не принимал, согласно письменного отзыва полагал, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, по аналогичным основаниям, указанным в письменном отзыве административного ответчика Камчатской транспортной прокуратуры.
Заинтересованное лицо Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, в суд представителя не направило.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Срок обращения в суд, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ административным истцом не пропущен.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Как установлено в судебном заседании 17 августа 2017 года в Ковровскую городскую прокуратуру Владимирской области поступило обращение ФИО1 о нарушении природоохранного законодательства "Камчатским авиационным предприятием", с иными обращениями, зарегистрированное за входящим № 1170-21-20170012.
Обращение ФИО1 в части нарушений природоохранного законодательства направлено 23 августа 2021 года Ковровской городской прокуратурой для рассмотрения в пределах компетенции Владимирскому природоохранному прокурору, о чем сообщено заявителю.
Владимирская природоохранная прокуратура 31 августа 2021 года направила обращение ФИО1 в части доводов о нарушениях природоохранного законодательства в прокуратуру Камчатского края, с уведомлением заявителя.
Прокуратура Камчатского края 06 сентября 2021 года направила обращение ФИО1 в Камчатскую межрайонную природоохранную прокуратуру, которое 07 сентября 2021 года направлено в Камчатскую транспортную прокуратуру, поступившее 08 сентября 2021 года.
Исполняющий обязанности заместителя транспортного прокурора Колошук Р.Г. 13 сентября 2021 года в соответствии со ст.8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", п.3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 обращение ФИО1 от 08 августа 2021 года о возможных нарушениях природоохранного законодательства сотрудниками АО "Камчатское авиационное предприятие" почтовым отправлением направлено для рассмотрения в Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, о чем сообщено заявителю.
Обращение ФИО1 от 05 августа 2021 года поступило в ДМУ Росприроднадзора 21 сентября 2021 года.
Согласно ответу ДМУ Росприроднадзора от 22 сентября 2021 года обращение ФИО1 рассмотрено, при изучении обращения, представленного в виде сканированной копии, прочесть текст обращения не представилось возможным, на основании ч. 4 ст. 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ФИО1 разъяснено, что ответ на обращение не дается, в случае если текст письменного обращения не поддается прочтению.
Ответ ДМУ Росприроднадзора от 22 сентября 2021 года направлен в исправительное учреждение для вручение осужденному ФИО1 и получен 07 октября 2021 года, что подтверждается уведомлением о вручении, почтовый идентификатор 80080264970178.
Разрешая требование административного истца, суд приходит к следующему.
Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, могут регулироваться как данным Федеральным законом, так и иными федеральными законами.
Обязанность органов прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешать заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, предусмотрена Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 10).
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее-Инструкция).
В силу пункта 3.1 Инструкции, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Согласно пункту 3.5 Инструкции № 45 обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
В соответствии с п. 7.1.4 Положения о Дальневосточном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 № 500 (далее - Положение), управление осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха.
Согласно п. 7.72 Положения управление организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.
В силу ст. 26 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 настоящего Федерального закона.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с п.2.1.1, 2.1.3, 2.1.4, 13.10 приказа Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450 "О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации" в Генеральной прокуратуре, прокуратурах субъектов Российской Федерации, других органах и организациях прокуратуры внедрена аппаратно-программная инфраструктура "Информационная система обеспечения надзора за исполнением законов в органах прокуратуры Российской Федерации" (ИСОП), на базе которой функционирует прикладная система - АИК "Надзор" – автоматизированный информационный комплекс единой системы информационно-документационного обеспечения надзорного производства органов прокуратуры, созданный для автоматизации делопроизводственной и надзорной деятельности.
Система АИК "Надзор" предоставляет возможность работать с электронными документами, электронными копиями документов, осуществлять в базе данных автоматизированный поиск документов по различным критериям, организовывать контроль за исполнением документов и поручений, получать отчеты по контрольным документам, оперативно получать справку об объеме документооборота за отчетный период.
электронная копия документа - копия документа, созданная в электронной форме.
Основной единицей хранения информации в АИК "Надзор" является регистрационная карточка (РК) документа. Она содержит заранее определенный и неизменный набор основных реквизитов документа, а также дополнительные реквизиты, состав которых может изменяться.
Работа в АИК "Надзор" основывается на принципе однократной регистрации документа.
Документы, создаваемые в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации и поступившие в органы и организации прокуратуры Российской Федерации на бумажном носителе, включаются в АИК "Надзор" после сканирования и создания электронных копий этих документов.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о признании законными действий административного ответчика, выразившихся в перенаправлении в ДМУ Росприроднадзор обращения ФИО1, не нарушающими права и свободы административного истца.
Направление в ДМУ Росприроднадзор прокурором копии обращения ФИО1, а не его оригинала не противоречит "Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации", "Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", учитывая, что обращение поступило в соответствии с указанными Инструкциями в электронной копии.
Несогласие административного истца с действиями Камчатской транспортной прокуратуры не является основанием для удовлетворения административного иска, поскольку представленными в материалы административного дела доказательствами подтверждается довод административного ответчика о законности его действий.
Поскольку административный ответчик действовал в пределах полномочий, предоставленных ему законом, обращение ФИО1 направлено в компетентный орган для его рассмотрения, при таких обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 к Камчатской транспортной прокуратуре о признании незаконным решения, действий о перенаправлении обращения от 05 августа 2021 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 22 февраля 2022 года.
Судья