ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1396/19 от 23.01.2019 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-1396/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2019 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Селибова А.Ф.,

при секретаре Ведерниковой Т.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика

Северо-Восточного ТУ Росрыболовства ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству и начальнику отдела организации рыболовства Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО4 о признании незаконным решения об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов на 2019 год,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с настоящим иском к Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - СВТУ Росрыболовства), мотивировав свои требования тем, что 07 августа 2018 года он обращался к административному ответчику с заявкой на предоставление водных биологических ресурсов на 2019 год в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Поданная им заявка соответствовала Административному регламенту агентства по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, утв. Приказом Минсельхоза России от 24.12.2015 № 659 и содержала достоверные сведения о заявителе. Между тем, по результатам рассмотрения указанной заявки, ответом СВТУ Росрыболовства от 17 декабря 2018 года № 070113/9662, истцу было отказано в предоставлении водных биологических ресурсов на 2019 год со ссылкой на предоставление им недостоверной информации. Сведений о том, в чем именно выразилась недостоверность представленной информации, указанный ответ не содержал. Полагая решение об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов на 2019 год, оформленное письмом от 17 декабря 2018 года № 070113/9662 незаконным, административный истец просил суд вынести соответствующее решение.

Определением суда от 29 декабря 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена начальник отдела организации рыболовства СВТУ Росрыболовства ФИО4

Административный истец ФИО3 о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, причины неявки не сообщил.

Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении искового требования настаивала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что ФИО3 зарегистрирован в <адрес> Камчатского края, но фактически проживает в <адрес> на стойбище «<данные изъяты>». При обращении к административному ответчику, в заявке на предоставление водных биологических ресурсов, истцом было указано как место его регистрации, так и место его фактического проживания, в то время как утвержденная форма данной заявки, указания места регистрации гражданина не предусматривает. Довод административного ответчика о необходимости регистрации ФИО3 по месту стойбища, полагала не основанном на законе. Указала, что поданное ФИО3 заявление содержит точные и достоверные сведения о месте его фактического проживания, в соответствии с которым должна была быть предоставлена промысловая зона, соответствующая месту ведения традиционного образа жизни.

В судебном заседании представитель административного ответчика СВТУ Росрыболовства - ФИО2, действующая на основании доверенности, полагала иск необоснованным и удовлетворению неподлежащим, о чем представила суду письменный отзыв на исковое заявление. В обоснование своих возражений пояснила, что представители коренных малочисленных народов Севера имеют право до 01 сентября года, предшествующего году рыболовства, подать заявку на предоставление в пользование водных биологических ресурсов. При заполнении заявки в графе «Район добычи» заявитель должен указать тот район, где он имеет право на добычу водных ресурсов, в соответствии со своим традиционным местом проживания. 07 августа 2018 года ФИО3 в Управление была подана заявка содержащая указание, как на традиционное место его проживания, так и на место его регистрации. Поскольку адрес регистрации ФИО3 совпадает с Петропавловск-Командорской промысловой зоной, а адрес его места жительства с Камчатско-Курильской промысловой зоной, не возможно определить какую из них следует предоставить данному гражданину. Дополнительно указала, что в соответствии с Законом РФ от 25.07.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу, ведущего кочевой или полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно либо преимущественно проживает, может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которых проходят маршруты кочевий данного гражданина. В данном случае регистрация гражданина происходит по адресу местной администрации указанного поселения с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. На основании изложенного, полагала, что для подтверждения ведения кочевого образа жизни, ФИО3 должен был быть зарегистрирован по адресу нахождения стойбища «<данные изъяты>», а не по <адрес>. Пояснила, что недостоверность сведений указанных в заявлении ФИО3, послуживших отказом в предоставлении водных биологических ресурсов на 2019 год, заключается в несовпадении указанного им адреса регистрации с адресом места жительства. При этом отметила, что указание в заявке адреса регистрации административным регламентом не предусмотрено.

Административный ответчик начальник отдела организации рыболовства Северо-Восточного ТУ Росрыболовства ФИО4 о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном законом порядке, в судебном заседании участия не принимала.

Руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом, об оспариваемом решении административному истцу стало известно из письма административного ответчика от 17 декабря 2018 года № 70113/9662. С настоящим иском в суд административный истец обратился 28 декабря 2018 года, соответственно, срок, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ, истцом пропущен не был.

Как следует из материалов дела, 07 августа 2018 года ФИО3 обратился в СВТУ Росрыболовства с заявкой на предоставление водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование на 2019 год в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Ответом СВТУ Росрыболовства от 17 декабря 2018 года № 070113/9662, на основании пп. 4 п. 26 приказа Минсельхоза России от 24.12.2015 № 659 «Об утверждении административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биололгических ресурсов в пользование» истцу отказано в предоставлении водных биологических ресурсов на 2019 год, по причине предоставления недостоверной информации. При этом из содержания обжалуемого решения не следует какую недостоверную информацию указал в заявке ФИО3

Полагая данное решение незаконным, административный истец обратился с настоящим иском в суд.

Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

В соответствии с частью 3 статьи 33.2 указанного Федерального закона (в ред. от 05.12.2017) порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2008 № 765 утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование.

Указанными Правилами (в ред. от 05.05.2018) в том числе определен порядок предоставление водных биоресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 13, 15 настоящих Правил, в срок до 1 сентября года, предшествующего году осуществления соответствующего вида рыболовства, в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, заявители могут обратиться в территориальные органы Федерального агентства по рыболовству с заявкой на предоставление водных биоресурсов в пользование.

Согласно пункту 15 Правил, форма и порядок заполнения таких заявок, срок и порядок их рассмотрения утверждаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Росрыболовством (территориальными органами Росрыболовства), порядок взаимодействия между структурными подразделениями Росрыболовства (территориальных органов Росрыболовства), их должностными лицами, а также взаимодействие Росрыболовства (территориальных органов Росрыболовства) с заявителями при предоставлении государственной услуги установлены Административным регламентом Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 24 декабря 2015 г. № 659.

В силу пункта 19 Регламента, заявители обращаются в Росрыболовство с заявкой на предоставление водных биологических ресурсов в пользование согласно утвержденной форме (приложение № 5 к Регламенту).

В силу подпункта 4 пункта 26 Регламента представление недостоверной информации, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование.

Как установлено судом, в заявке ФИО3 от 07 августа 2018 года на предоставление водных биологических ресурсов в пользование на 2019 год, среди прочей информации, был указан адрес места жительства истца - <адрес>, <адрес> (<адрес>), стойбище «<данные изъяты>», адрес его регистрации - <адрес>, а также район добычи (вылова) водных биоресурсов - Камчатско-Курильская подзона, который совпадает с указанным местом жительства истца.

Анализируя утвержденную законодателем форму заявки и предъявляемые к ее заполнению требования, суд приходит к выводу, что указание адреса места жительства заявителя и района добычи (вылова) водных биоресурсов является обязательным, тогда как указание адреса регистрации данной формой не предусмотрено.

В заявке от 07 августа 2018 года ФИО3 указал сведения о своем месте жительства – Камчатский край, <адрес> стойбище «<данные изъяты>» и адресе регистрации по месту жительства – Камчатский край, <адрес>. Как следует из пояснений представителя административного ответчика, информация о фактическом месте жительства заявителя является недостоверной, так как не совпадает с информацией о месте регистрации по месту жительства заявителя. Суд не может согласиться с выводом изложенным в оспариваемом решении о недостоверности информации о фактическом месте жительства заявителя, так как он не мотивирован в решении и какими либо доказательствами не подтвержден, вывод сделан исключительно на предположениях. Не представлено при рассмотрении дела административным ответчиком доказательств законности оспариваемого решения, в частности того, что стойбище «<данные изъяты>», расположенное в <адрес> Камчатского края не является местом жительства ФИО3

Факт несовпадения в заявке сведений о месте жительства заявителя – Камчатский край, <адрес> стойбище «<данные изъяты>» и адресе регистрации по месту жительства – Камчатский край, <адрес> сам по себе не свидетельствует о недостоверности информация о фактическом месте жительства заявителя.

При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания законным решения об отказе в предоставлении ФИО3 водных биологических ресурсов на 2019 год в связи с недостоверностью сведений указанных в заявлении ФИО3, так как информация, изложенная в заявке соответствует действительности.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного административным истцом требования о признании незаконным решения административного ответчика об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов на 2019 год.

При этом с целью восстановления нарушенного права административного истца, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявку ФИО3 на предоставление водных биологических ресурсов на 2019 год от 07 августа 2018 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО3 к Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству и начальнику отдела организации рыболовства Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО4 о признании незаконным решения об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов на 2019 год, удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника отдела организации рыболовства Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО4 об отказе ФИО3 в предоставлении водных биологических ресурсов на 2019 год, оформленное письмом от 17 декабря 2018 года № 070113/9662.

Возложить на Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обязанность повторно рассмотреть заявку ФИО3 на предоставление водных биологических ресурсов на 2019 год, зарегистрированную за № 5/3523 от 07 августа 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 28 января 2019 года.

Председательствующий судья А.Ф. Селибов

Копия верна

Судья А.Ф. Селибов