ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1397/2018 от 22.05.2018 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-1397/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 22 мая 2018 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Охотниковой О.С. с участием представителя истца – адвоката Сагдеева Р.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО3 о признании незаконным решений, возложении обязательства совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

ФИО2, с учетом увеличения исковых требований, обратилась в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр) о признании незаконным решения от 27 декабря 2017 года № 90/021/1512017-8860 и решения от 26 марта 2018 года об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое здание по адресу: <адрес>, кадастровый .

Исковые требования мотивированы тем, что истцу на основании решения ликвидатора общества с ограниченной ответственностью «Международный центр «Гидрофлекс» (далее – ООО «МЦ «Гидрофлекс») принадлежит вышеуказанное недвижимое имущество. 25 декабря 2017 года истец обратилась в Госкомрегистр с заявлением о государственной регистрации права собственности на данное имущество, представив необходимые документы. 27 декабря 2017 года ответчиком было вынесено решение о приостановлении государственной регистрации права собственности истца в связи с непредставлением сведений о погашении кредиторской задолженности и отсутствием информации, что данное имущество распределяется соразмерно вкладу в уставной капитал ликвидируемого юридического лица и предложено в срок до 26 марта 2018 года устранить причины, послужившие основанием для вынесения решения о приостановлении регистрации. 26 марта 2018 года ответчиком вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности истца в связи с тем, что передача имущества по решению ликвидационной комиссии (ликвидатора) участнику общества должна быть осуществлена до завершения ликвидации юридического лица. Более того, до данного момента должна быть полностью завершена и процедура регистрации прав физического лица – участника ликвидируемого общества на передаваемое имущество. Оспариваемые решения являются незаконными, нарушают права истца.

При подготовке дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена государственный регистратор ФИО3

Истец, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, указал следующее. Ранее истец являлась собственником спорного имущества, передала его в уставной капитал ООО «МЦ «Гидрофлекс», при ликвидации которого принято решение о возвращении имущества истцу, которой отказано в государственной регистрации права собственности по основанию, не предусмотренному законом. В решениях ответчика о приостановлении и отказе государственной регистрации права содержатся различные основания.

Ответчик Госкомрегистр, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях на иск указал следующее. 15 декабря 2017 года в Госкомрегистр поступило заявление истца о регистрации права собственности здания по адресу: <адрес>, кадастровый . ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» прекратило деятельность 1 сентября 2017 года в связи с чем зарегистрировать его ранее возникшее право на данное имущество не представилось возможным. С учетом изложенного, истец вправе обратиться в Госкомрегистр с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности, приложив к нему правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, а также документы, подтверждающие ликвидацию стороны договора (продавца), а получив отказ, оспорить его в суде. Также правообладатель вправе сразу обратиться в суд с иском о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество. Кроме того, заявителем в регистрирующий орган не представлены сведения о наличии либо погашении кредиторской задолженности. В представленных заявителем документах отсутствует информация распределении имущества ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» соразмерно вкладу в уставной капитал ликвидируемого юридического лица. Данные обстоятельства послужили основанием для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации права собственности истца. Удовлетворение требований о понуждении Госкомрегистра к совершению действий по регистрации права собственности направлено на защиту интересов истца в будущем, что противоречит общим принципам судопроизводства.

Государственный регистратор ФИО3, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика ФИО3, представителя ответчика Госкомрегистра.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемые решения вынесены 27 декабря 2017 года и 26 марта 2018 года, административный иск подан в суд 24 марта 2018 года, увеличение исковых требований принято судом 27 апреля 2018 года, то есть в пределах установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока.

Судом установлено, что 15 декабря 2017 года ФИО2 в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» подано заявление о государственной регистрации права собственности на нежилое здание по адресу: <адрес>, кадастровый . К заявлению были приложены квитанция об уплате государственной пошлины, акт приема-передачи имущества ликвидируемого ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта», копия свидетельства о государственной регистрации права ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта», копия выписки из Государственного реестра прав на недвижимое имущество государственной регистрации права собственности ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта», копия протокола от 3 ноября 2016 года № 2 общего собрания участников ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта», копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о внесении 1 сентября 2017 года записи о ликвидации ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта», копия уведомления о снятии 1 сентября 2017 года ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» с учета в налоговом органе.

27 декабря 2017 года государственным регистратором ФИО3 направлено ФИО2 уведомление о приостановлении до 26 марта 2018 года государственной регистрации права собственности в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации права собственности. Государственная регистрация прав осуществляется по заявлениям правообладателей. Согласно сведений Единого государственного реестра юридических лиц ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» прекратило существование 1 сентября 2017 года, в связи с чем регистрация его права собственности не представляется возможным. Заявителем не представлены сведения о наличии либо погашении кредиторской задолженности при ликвидации ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта». Кроме того, из представленных документов следует, что участниками ликвидируемого ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» являются ФИО2 с долей в уставном капитале 88% и ФИО1 с долей в ставной капитале 12 %. Вместе с тем в представленных заявителем документах отсутствует информация о распределении имущества соразмерно вкладу в уставной капитал ликвидируемого юридического лица.

31 января 2018 года ФИО2 в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» поданы дополнительные документы: промежуточный ликвидационный баланс ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» на 17 мая 2017 года с пояснениями к нему, решение от 25 августа 2017 года № 1 ликвидатора ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» о распределении имущества общества между его участниками, согласно которому все указанное имущество передается ФИО2, акт приема-передачи и оценки имущества от 24 мая 2013 года.

26 марта 2018 года государственным регистратором ФИО3 направлено ФИО2 сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 27 декабря 2017 года. В сообщении указано на непредставление заявления о государственной регистрации ранее возникшего у ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» право собственности на нежилое помещение, что препятствует проведению государственной регистрации перехода права собственности. ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» утратило правоспособность в связи с ликвидацией 1 сентября 2017 года. Передача имущества по решению ликвидационной комиссии (ликвидатора) участнику общества должна быть осуществлена до завершения ликвидации юридического лица. Более того, до указанного момента должна быть полностью завершена и процедура регистрации прав физического лица – участника ликвидируемого общества на передаваемое имущество. В случае представления заявления о регистрации права собственности на недвижимое имущество после завершения процедуры ликвидации общества, то есть после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, регистрирующий орган обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственной регистрации прав, в частности, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.

Таким образом, при наличии причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, государственный регистратор прав приостанавливает государственную регистрацию прав, а при неустранении указанных причин отказывает в государственной регистрации прав.

Из материалов дела следует, что государственная регистрация права собственности истца на недвижимое имущество была приостановлена в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ в связи с не представлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В силу ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

Согласно ч. 2 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи, в ЕГРН обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ).

В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено ст. 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

С учетом изложенного, документы, выданные уполномоченными органами Автономной Республики Крым и подтверждающие ранее зарегистрированное в установленном законом порядке право собственности ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта» на нежилое здание, являются действующими.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК) к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от N 128-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В ч. 3 ст. 8 Закона № 38-ЗРК установлено, что правила об обязательной государственной регистрации ранее возникшего права при государственной регистрации перехода данного права, его ограничения и обременения объекта недвижимого имущества или совершенной после вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ сделки с объектом недвижимого имущества, установленные ч. 3 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ, не применяются к ранее возникшим правам государственной и муниципальной собственности, иностранных юридических лиц.

Таким образом, государственная регистрация права собственности истца невозможна без государственной регистрации права собственности ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта», правоспособность которого была прекращена 1 сентября 2017 года (в момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении его деятельности), то есть до подачи истцом заявления о государственной регистрации права собственности.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является совокупность двух факторов: признание их судом не соответствующими нормативным правовым актам, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий (бездействия) и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

С учетом установленных судом обстоятельств, невозможности государственной регистрации права собственности истца до внесения в ЕГРН сведений о государственной регистрации права собственности ликвидированного ООО «МЦ «Гидрофлекс Ялта», суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований и отказе в их удовлетворении, поскольку государственным регистратором решения о приостановлении и последующем отказе в государственной регистрации права собственности истца принято с соблюдением процедуры их принятия, не противоречат действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов истца.

В связи с отказом в удовлетворении иска в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО3 о признании незаконным решений, возложении обязательства совершить определенные действия.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Л.В. Корпачева