Дело № 2а-1397/2021
УИД №***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. ФИО1 19 августа 2021 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Хисамутдиновой Е.В.,
при секретаре Груздевой С.В.,
с участием представителя административного истца ФИО4, действующей на основании доверенности №*** от 02.06.2021 г.,
представителя административного ответчика ФИО6, действующей на основании доверенности от 11.01.2021 г.,
рассмотрев открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО7 к судебному приставу-исполнителю Можгинского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике ФИО8, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Можгинского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике (далее - Можгинский РОСП УФССП России по УР) ФИО8, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что в производстве судебного пристава-исполнителя Можгинского РОСП УФССП России по УР ФИО8 находится исполнительное производство №***-ИП от 02.11.2020 г. о взыскании алиментов с ФИО9 в пользу ФИО7 Должник трудоустроен в <данные изъяты>», регулярно получает заработную плату, предоставил судебному приставу-исполнителю трудовой договор, в котором указан адрес регистрации: <***>. <***><***>. Судебным приставом-исполнителем допущено бездействие по проверке имущественного положения по месту жительства и регистрации должника. Судебный пристав-исполнитель не проверил адрес регистрации должника, не направил поручение в Октябрьский РОСП г. Ижевска, не передал исполнительное производство в указанный отдел по месту жительства должника. 18.03.2021 г. взыскатель обратилась к судебному приставу-исполнителю с заявлением о проверке бухгалтерии в организации, в которой трудоустроен должник, однако каких-либо действий по проверке судебный пристав-исполнитель не предпринял. В период с мая по июнь 2021 года в адрес взыскателя не поступают денежные средства, удержанные из заработной платы, что нарушает права взыскателя. 22.06.2021 г. представителем взыскателя направлено ходатайство о принятии мер принудительного исполнения, однако данное ходатайство не рассмотрено, меры принудительного исполнения не приняты, постановление по результатам рассмотрения ходатайства не вынесено и не направлено заявителю в установленный срок. Бездействие судебного пристава-исполнителя привело к затягиванию сроков исполнения решения суда и риску неисполнения его в последующем.
В связи с изложенным административный истец просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Можгинского РОСП УФССП России по УР ФИО8 по исполнительному производству №***-ИП от 02.11.2020 по:
- аресту и обращению взыскания на имущество должника;
- проверке имущественного положения по месту жительства и регистрации должника;
- проверке счетов должника в кредитных организациях;
- получению ответов из кредитных организаций на запросы судебного пристава-исполнителя о проверке счетов должника;
- проверке бухгалтерии <данные изъяты>» в части удержания задолженности из заработка ФИО9;
- направлению поручения в Октябрьский РОСП г. Ижевска для проверки места жительства должника ФИО9, и ареста имущества;;
- рассмотрению ходатайства ФИО7 от 22.06.2021 г., направлению постановления по результатам рассмотрения ходатайства от 22.06.2021 г.
Кроме того, административный истец просит обязать судебного пристав-исполнителя Можгинского РОСП ФИО8 устранить указанные нарушения закона, прав и законных интересов взыскателя.
В судебное заседание административный истец и административные ответчики не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии указанных лиц.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 требования, изложенные в административном исковом заявлении ФИО7 поддержала, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что с октября 2020 г. по март 2021 г. ФИО7 получила алименты общей сумме 13361 руб. Полагает, что такая маленькая сумма как раз связана с бездействием судебным приставов. О том, что ФИО7 не получает алименты, в первый раз сообщила судебному приставу–исполнителю в марте 2021 г., затем в июне 2021 <***> август месяц, а ФИО7 как не получала алименты, так и не получает. Судебному приставу-исполнителю стало известно о том, что ФИО9 проживает в <***>. С мая месяца 2021 г. не проведена проверка имущественного положения по месту жительства должника. Одним из административных исковых требований является оспаривание бездействия судебного пристава–исполнителя в части направления постановления по результатам рассмотрения ходатайства ФИО7 от 22.06.2021 г. В представленном в материалы дела списке корреспонденции в штампе о сдаче в почтовое отделение стоит дата 12.07.2021 г., что свидетельствует о нарушении сроков направления заявления. Кроме того, суду представлено постановление судебного пристава – исполнителя об удовлетворении ходатайства от 22.06.2021 г. в полном объеме, в том числе требование о производстве ареста и изъятия имущества. Несмотря на то, что ходатайство удовлетворено, документов о том, что произведён арест, не представлено. Относительно требования по проверке счетов должника: судебным приставом-исполнителем также не представлено подтверждающих документов, что свидетельствует о том, что проверка не проведена. Что касается требования по проверке бухгалтерии <данные изъяты>», то судебный пристав–исполнитель ссылается на уведомление об исполнении поручения от 24.05.2021 г., в котором указано, что при выходе в адрес <данные изъяты>» данной организации не обнаружено. Данное уведомление сам себе направляет, в нем не указана фамилия должностного лица, отсутствует подпись. По требованию о проверке имущественного положения по месту жительства и регистрации должника ФИО9 судебным приставом–исполнителем представлен акт от 18.08.2021 г. о том, что по адресу регистрации был осуществлен выход судебным приставом – исполнителем. О том, что должник проживает фактически в г. Ижевске судебному приставу–исполнителю стало известно в мае 2021 г., однако по месту жительства по сей день проверка не проведена. Бездействие судебного пристава-исполнителя привело к нарушению прав взыскателя. Ссылка на то, что нарушения частично устранены, не является основание для отказа в удовлетворении требований.
Представитель административного ответчика ФИО6 в судебном заседании с требованиями административного искового заявления не согласилась, просила отказать в удовлетворении административного иска. Пояснила, что на исполнении в Можгинском РОСП УФССП Росси по УР находится исполнительное производство о взыскании с ФИО9 алиментов на содержание детей. В рамках данного исполнительного производства было установлено, что должник получает заработную плату. Было направлено постановление об обращении взыскания на заработную плату 29.12.2020 г. в организацию <данные изъяты>» в г. Санкт-Петербург. Задолженность на момент направления данного исполнительного документа отсутствовала, в связи с чем исполнительное производство было окончено. В последующем ФИО7 судебному приставу–исполнителю было направлено заявление о проверке организации <данные изъяты>» в связи с тем, что алименты поступают в незначительном размере. Судебным приставом–исполнителем было отменено постановление об окончании исполнительного производства, исполнительное производство было возобновлено 19.04.2021 г. Был направлен запрос в организацию <данные изъяты>» о предоставлении информации: копии приказа о приеме на работу, копии трудового договора, справки 2-НДФЛ. Также судебный пристав–исполнитель направил поручение о проверке бухгалтерии <данные изъяты>». Данное поручение направлено в Московский РОСП г. Санкт–Петербурга. 12.05.2021 г. был направлен запрос в МРИ ФНС №7 по УР о предоставлении сведений о доходах должника ФИО9 за 12 календарных месяцев 2020 г. и за четыре месяца 2021 г. помесячно для исчисления задолженности по алиментам. Судебному приставу–исполнителю 17.05.2021 г. был предоставлен ответ на запрос, сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2020 г. от следующих налоговых агентов: Ижевское производственное объединение пассажирского транспорта, ГУ ФСС РФ по УР, <данные изъяты>». 24.05.2021 г. поступило уведомление об исполнении поручения от 19.04.2021 г. В данном уведомлении значится, что при выходе в адрес: <...>, судебным приставом-исполнителем <данные изъяты>» по вышеуказанному адресу не обнаружено. 25.05.2021 г. судебным приставом–исполнителем в адрес <данные изъяты><данные изъяты>» был направлен запрос о представлении информации о том, в связи с чем не производятся удержания с ФИО9 в пользу ФИО7, также с требованием предоставить платежные документы по удержанию алиментов. Поступил ответ <данные изъяты>», в котором сообщается, что неудерживаемые суммы не являются доходом должника, так как являются подотчетными возмещением расходов сотрудника, связанно с разъездным характером работы. Также было указано, что платёжный документ за апрель отсутствует, в связи с тем, что должник ФИО9 с 15.03.2021 г. по 16.04.2021 г. находился на больничном. Больничный лист был предоставлен сотрудником для возмещения 04.05.2021 г. Также указали, что в соответствии с действующим законодательством, работодатель имеет 10 дней для того, чтобы произвести расчет пособия по временной нетрудоспособности, поэтому пособие по временной нетрудоспособности за счет работодателя в размере 1237 руб. 35 коп был рассчитано на май 2021 г. и будет выплачено 25.05.2021 г. Удержания в размере ? части от этой суммы 309,49 руб. будут начислены в течение трех дней. <данные изъяты>» также пояснили, что остальная часть пособия по временной нетрудоспособности перечисляется прямыми выплатами из ФСС, удержания и перечисления в пользу ФИО7 будут производиться ФСС. <данные изъяты><данные изъяты> предоставили копию трудового договора от 27.08.2020 г., копию приказа о приеме на работу ФИО9 в отдел собственного транспорта с тарифной ставкой 14000 руб., справку 2-НДФЛ за 2021 г. 22.06.2021 г. в Можгинский РОСП поступило ходатайство взыскателя ФИО7, на основании которого судебным приставом – исполнителем 22.06.2021 г. вынесено постановление о поручении, которое было направлено в Октябрьский РОСП г. Ижевска УР о совершении действий, а именно, отобрать пояснения по факту неуплаты алиментов, проверить фактическое место жительства должника ФИО9 по адресу: УР, <...>. Также 22.06.2021 г. было направлено постановление в Адмиралтейский РОСП г. Санкт–Петербурга о проверке бухгалтерии <данные изъяты>» по факту правильности удержания с заработной платы алиментов с предоставлением правоустанавливающих документов. 07.07.2021 г. ходатайство ФИО7 было удовлетворено. Судебным приставом-исполнителем 13.08.2021 г. был направлен запрос в АО «Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта» о предоставлении сведений о полученной заработной плате для произведения расчета по алиментам. По данным исполнительного производства у должника задолженность отсутствует. Текущие алименты удерживаются, в связи с чем у судебного пристава – исполнителя нет оснований для наложения ареста на имущество должника, так как арест накладывается при наличии задолженности свыше 3000 руб. По обращению взыскания на счета должника хочется пояснить, что задолженность у должника отсутствует, текущие алименты удерживаются, обращение взыскания на счета должника - является мерой принудительного исполнения, а требования исполнительного документа должником исполняются. Основания для применения данной меры нет. По проверке бухгалтерии пояснила, что судебным приставом – исполнителем поручение направлено, но на сегодняшний день ни уведомления, ни постановления об исполнении в адрес Можгинского РОСП УФССП России не поступали. Ходатайство взыскателя было удовлетворено в полном объеме. Все необходимые действия судебным приставом – исполнителем были совершены: запросы направлены в кредитные организации, в регистрационные органы, также направлено поручение о проверке бухгалтерии. Постановление о временном ограничении на выезд должника за пределы РФ выносится при задолженности свыше 10000 руб. Для того, чтобы вынести постановление об ограничении в управлении транспортными средствами оснований также не имеется, так как задолженность отсутствует. Судебным приставом – исполнителем направлялись запросы в кредитные организации, были представлены ответы о том, какие имеются счета открытые на имя должника. Поручение о проверке бухгалтерии направлено повторно. Также судебным приставом – исполнителем были направлены запросы от 16.08.2021 г. в ФСС. Затем 18.08.2021 г. судебным приставом–исполнителем был осуществлён звонок в организацию ООО «АТЛ Регионы», при разговоре сотрудник организации <данные изъяты>» пояснил, организация располагается по адресу: <***>, <***>, офис 5034, всю корреспонденцию просил направлять по данному адресу. 18.08.2021 г. судебным приставом–исполнителем было вынесено и направлено поручение в Московский ФИО2<***> о совершении действий, а именно провести проверку организации ООО «АТЛ Регионы» на предмет правильного и своевременного удержания алиментов в пользу ФИО7 Также был направлен запрос в саму организацию, производящую удержания, о предоставлении сведений по удержанию алиментов с предоставлением платежных документов. Судебным приставом–исполнителем был осуществлен выход в адрес должника по адресу: УР, г Можга, <***>. Было установлено, что по данному адресу проживает мать должника – ФИО3, которая пояснила, что сам ФИО9 прописан и проживает по адресу: УР, <***>, <***>. <***><***>. Данная квартира принадлежит ФИО10 на праве собственности с 2015 года. ФИО9 проживает в <***> с 2019 года. Более ФИО10 ничего пояснить не смогла. Судебным приставом–исполнителем было вынесено поручение о проверке фактического места должника по адресу: УР, <***>, <***><***><***>, и направлено в соответствующее РОСП Г. Ижевска. Ответ на сегодняшний день не получен. Судебным приставом–исполнителем произведены все действия, направленные на исполнения требований исполнительного документа и тех, которые находятся в ходатайстве административного истца. Даже если и были нарушения, то на сегодняшний день исправились и направили запросы в соответствующие организации.
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица
могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий
(бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления,
иного органа, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или
муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного
истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано
соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения
оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены
нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного
оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам,
регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств,
указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган,
организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными
полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие
оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия (решения) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (решения) нормативным правовым актам и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Согласно ст. 306 КАС РФ постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Судом установлено, что в производстве судебного пристава-исполнителя Можгинского РОСП УФССП России по Удмуртской Республике ФИО8 находится исполнительное производство №***-ИП в отношении должника ФИО11 о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ФИО5, дд.мм.гггг года рождения, в пользу взыскателя ФИО7
Первоначально постановлением судебного пристава-исполнителя Можгинского РОСП УФССП России по УР ФИО12 от 02.11.2020 г. на основании исполнительного листа ВС №***, выданного мировым судьей судебного участка № 3 г. ФИО1, возбуждено исполнительное производство №***-ИП в отношении должника ФИО11 о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ФИО5, дд.мм.гггг года рождения, в пользу взыскателя ФИО7
Из справки телефонного разговора судебного пристава-исполнителя ФИО12 с бухгалтером ООО АТЛ Регионы» от 29.12.2020 г. установлено, что должник ФИО13 трудоустроен в указанной организации, удержание алиментов производилось по заявлению должника, задолженность по алиментам отсутствует.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от 29.12.2020 г. по состоянию на 01.09.2020 г. задолженность ФИО9 отсутствует, за период с 01.09.2020 г. по 30.09.2020 г. задолженность по алиментам составила 2251,13 руб., частичная оплата за рассматриваемый период – 3000 руб. Определено, что по состоянию на 01.10.2020 г. задолженность ФИО11 по алиментам отсутствует.
29.12.2020 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника ФИО9, направлено для исполнения в ООО «АТЛ Регионы». В тот же день вынесено постановление судебного пристав-исполнителя об окончании исполнительного производства в отношении должника ФИО9 по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) в связи с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.
18.03.2021 г. ФИО7 обратилась к судебному приставу-исполнителю с заявлением о проведении проверки организации «АТЛ Регионы», в которой трудоустроен ФИО9, в связи с тем, что алименты поступают незначительные.
В связи с поступившим заявлением взыскателя 08.04.2021 г. начальником отделения – старшим судебным приставом Можгинского РОСП УФССП России по УР вынесено постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству, которым отменено постановление об окончании исполнительного производства №***-ИП от 29.12.2020 г., исполнительное производство возобновлено, зарегистрировано с номером №***.
Кроме того, 22.06.2021 г. ФИО7 в лице представителя по доверенности ФИО14 обратилась к судебному приставу-исполнителю с заявлением, в котором указала, что в рамках исполнительного производства №***-ИП за май и июнь 2021 г. из заработка должника ФИО9 не удержаны денежные средства в пользу взыскателя, тогда как должник трудоустроен. Добровольно должник задолженность не погашает, что нарушает права и законные интересы взыскателя. В связи с чем просила вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации и запрете управления транспортным средством; принять меры по проверке имущественного положения должника путем направления запросов в УГИБДД МВД по УР, Управление Росреестра по УР, Кадастровую палату УР, Бюро технической инвентаризации УР, органы ЗАГС для установления нахождения должника в браке, в налоговый орган по месту регистрации должника о наличии имущества должника и открытых счетов в кредитных организациях, а также участия должника в коммерческих организациях в качестве учредителя (участника), все кредитные организации, действующие на территории УР, Государственную инспекцию по маломерным судам УР, нотариальную палату УР для установления факта принятия должником наследства либо нахождения денежных средств должника на депозите нотариуса, инспекцию Гостехнадзора УР для установления наличия спецтехники (грузовые машины, трактора и т.п.), принадлежащих должнику, Пенсионный фонд РФ об установлении всех мест работы должника (в том числе в случае работы по совместительству), операторам сотовой связи для установления номера телефона должника и обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на его лицевом счете оператора связи; произвести арест и изъятие имущества должника по месту его регистрации либо фактического проживания, а также имущества должника, находящегося у третьих лиц; провести проверку бухгалтерии по месту работы должника, привлечь должностных лиц работодателя к административной ответственности за нарушение порядка и сроков удержания денежных средств из зарплаты должника; письменно сообщить взыскателю о результатах исполнительного производства, о принятых мерах принудительного исполнения, обращении взыскания на имущество должника; копии вынесенных постановлений по результатам рассмотрения направлять по адресу взыскателя, указанному в ходатайстве.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами административного дела и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Поскольку требования взыскателя судебным приставом-исполнителем ФИО8 не исполнены, административный истец обратился в суд с рассматриваемым административным иском.
Согласно ст. 122 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 219 КАС РФ.
Поскольку оспариваемое административным истцом бездействие судебного пристава-исполнителя носит длящийся характер, административное исковое заявление в суд подано 15.07.2021 г., соответственно, срок на обращение в суд с административным иском административным истцом не пропущен.
В соответствии со ст. 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возложено на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов (ч.2 ст.5 Закона об исполнительном производстве).
Исходя из положений ст. 4 Закона об исполнительном производстве, ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Судебный пристав обязан использовать представленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом - исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Принятие решений о видах и последовательности исполнительных действий относится к усмотрению судебного пристава-исполнителя; несогласие взыскателя с избранными должностным лицом исполнительными действиями, их последовательностью, не является основанием для вывода о незаконном бездействия судебного пристава - исполнителя.
На основании статей 64, 68 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа.
Согласно ст.64 Закона об исполнительном производстве, исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации, на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица,
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В силу ст. 68 Закона об исполнительном производстве меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Мерами принудительного исполнения являются:
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права, на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9) принудительное выселение должника из жилого помещения;
10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества;
10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества;
11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Полномочия судебного пристава-исполнителя и порядок проведения проверки организации предусмотрены ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и ст. 64 Закона об исполнительном производстве.
Проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам в отношении работающих в организации должников судебный пристав-исполнитель может проводить по заявлению (жалобе) взыскателя или по собственной инициативе, например, в случае непредоставления организацией информации по требованию судебного пристава-исполнителя, отмеченному в постановлении об обращении взыскания на заработную плату или иные доходы должника.
Действия по проверке организации осуществляются путем выезда в организацию и истребования необходимых документов либо направления требования о представлении документов судебному приставу-исполнителю структурного подразделения территориального органа ФССП России.
При проверке судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке проверяет правильность удержания алиментов со всех выплат, причитающихся работнику, на которые может быть обращено взыскание с учетом положений статьи 101 Закона об исполнительном производстве, постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 N 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».
По результатам проверки судебный пристав-исполнитель составляет акт проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств организацией.
В случае нарушения лицом законодательства об исполнительном производстве, выразившегося в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, судебный пристав-исполнитель в отношении виновного лица составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.
В случае установления признаков злостного неисполнения, а равно воспрепятствования исполнению вступившего в законную силу судебного акта со стороны служащих организации, производящей удержания, указанные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.
Как следует из материалов дела, после обращения взыскателя ФИО7 к судебному приставу-исполнителю с заявлением о проведении проверки организации <данные изъяты> в которой трудоустроен должник ФИО9 ФИО7 судебным приставом-исполнителем направлено письмо от 24.03.2021 г., в котором сообщалось о том, что в <данные изъяты>» будет направлен запрос информации и поручение в Московский РОСП г. Санкт-Петербурга для проведения проверки указанной организации, что подтверждается представленным административным ответчиком письмом и списком корреспонденции от 24.03.2021 г.
Кроме того, после возобновления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем 19.04.2021 г. в ООО <данные изъяты> направлен запрос о предоставлении сведений об удержанных алиментах в пользу ФИО7, копии приказа о трудоустройстве должника, копии трудового договора и справки 2НДФЛ за 2021 г.
20.04.2021 г. судебному приставу-исполнителю представлена карточка учета исполнительного документа с оплатами, из которой следует, что по месту работы ФИО9, производились удержания в размере ? части заработка в пользу взыскателя ФИО7 в период с октября 2020 г. по март 2021 г. включительно, всего произведено удержаний на сумму 13361,75 руб.
25.05.2021 г. судебным приставом-исполнителем в <данные изъяты>» направлен запрос о предоставлении разъяснений по карточке учета исполнительного документа, информации о том, в связи с чем не производятся удержания алиментов в пользу ФИО7 из неудерживаемых сумм, предоставлении платежного документа об удержании алиментов в пользу ФИО7
В ответ на запрос представлена информация <данные изъяты>» о том, что неудерживаемые суммы не являются доходами должника, т.к. являются подотчетными, платежный документ за апрель отсутствует, в связи с нахождением должника на больничном с 15 марта по 26 апреля, пособие по временной нетрудоспособности рассчитано периодом май 2021 г. и будет выплачено в ближайший после назначения пособия день выплаты заработной платы. Удержания с этой суммы буду перечислены ФИО7 в течении трех дней. Кроме того, удержания и перечисления в пользу ФИО7 будут производиться ФСС РФ.
Кроме того, представленными административным ответчиком материалами исполнительного производства подтверждается, что 19.04.2021 г. судебным приставом-исполнителем ФИО8 вынесено постановление о поручении судебному приставу-исполнителю Московского РОСП совершить исполнительные действия в виде проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту в ООО <данные изъяты>» на предмет правильного и своевременного удержания алиментов в пользу ФИО7
Из уведомления об исполнении поручения судебного пристава-исполнителя Московского РОСП от 24.05.2021 г. следует, что при выходе в адрес: <***>, <***> по указанному адресу не обнаружено.
22.06.2021 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о поручении судебному приставу-исполнителю Адмиралтейского РОСП совершить исполнительные действия в виде проведения проверки бухгалтерии организации <данные изъяты>» по факту правильности удержания из заработной платы ФИО9 в рамках исполнительного производства по удержанию алиментов в пользу ФИО7
Из справки телефонного разговора от 18.08.2021 г. следует, что судебным приставом-исполнителем произведен телефонный звонок в <данные изъяты> установлено местонахождение данной организации по адресу: <***>
В тот же день, 18.08.2021 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о поручении судебному приставу-исполнителю Московского РОСП совершить исполнительные действия в виде проведения проверки организации <данные изъяты> на предмет правильного и своевременного удержания алиментов в пользу ФИО7
Кроме того, судебным приставом-исполнителем в <данные изъяты>»18.08.2021 г. направлен запрос о предоставлении сведений об удержанных алиментах с приложением платежных поручений за 2021 г.
При наличии в материалах исполнительного производства своевременно вынесенных и направленных в организацию, производящую удержания из заработной платы должника, запросов и полученных ответов на них, а также постановлений о поручении судебным приставам-исполнителям иных подразделений УФССП, на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя Можгинского РОСП УФССП России по УР, о проведении <данные изъяты>» на предмет правильного и своевременного удержания алиментов в пользу ФИО7, суд не усматривает со стороны судебного пристава-исполнителя бездействия по проверке бухгалтерии <данные изъяты>» в части удержания задолженности из заработка ФИО9, как на то указывает административный истец.
Из материалов дела также установлено, что в ответ на запрос судебного пристава-исполнителя от 25.05.2021 г. <данные изъяты>» представлен трудовой договор от 27.08.2020 г., заключенный с ФИО9, в котором указано место регистрации должника по адресу: <***>
После получения указанной информации 22.06.2021 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о поручении судебному приставу-исполнителю Октябрьского РОСП г. Ижевска осуществить выход в адрес должника ФИО9 с целью установления фактического места жительства должника, отобрать у последнего объяснения по факту неуплаты алиментов. Из объяснений представителя административного ответчика в судебном заседании установлено, что ответ на указанное поручение до настоящего времени не получен. В связи с чем 18.08.2021 г. судебным приставом-исполнителем Можгинского РОСП УФССП России по УР ФИО8 осуществлен выход в адрес должника: УР, <***>, установлено, что ФИО9 зарегистрирован и проживает в <***>.
При наличии в материалах исполнительного производства своевременно вынесенного постановления о поручении судебному приставу-исполнителю иного подразделения УФССП на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя Можгинского РОСП УФССП России по УР, о проверке места жительства должника, а также документов, подтверждающих осуществление судебным приставом-исполнителем Можгинского РОСП УФССП России по УР выхода в адрес должника ФИО9, указанный в исполнительном документе, суд не усматривает со стороны судебного пристава-исполнителя бездействия по направлению поручения в Октябрьский РОСП <***> для проверки места жительства должника ФИО9 и ареста имущества, по проверке имущественного положения по месту жительства и регистрации должника, как на то указывает административный истец.
Как следует из представленного административным ответчиком реестра запросов и ответов, а также сводки по исполнительному производству №***-ИП в отношении должника ФИО9 судебным приставом-исполнителем в целях установления счетов и доходов должника 02.11.2020 г., 08.04.2021 г., 09.04.2021 г., 12.06.2021 г., 23.06.2021 г. направлялись запросы в кредитные организации, получены ответы о наличии счетов, вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства в валюте при исчислении долга в рублях от 26.04.2021 г. и постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 26.04.2021 г. В связи с чем суд не усматривает бездействия судебного пристава-исполнителя по проверке счетов должника в кредитных организациях и получению ответов из кредитных организаций на запросы судебного пристава-исполнителя о проверке счетов должника, как на то указывает административный истец.
Обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства является одной из мер принудительного исполнения.
Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю (ч. 1 ст. 69 Закона об исполнительном производстве).
Согласно статье 80 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника.
Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования, о чем судебный пристав-исполнитель делает отметку в постановлении о наложении ареста на имущество должника и (или) акте о наложении ареста (описи имущества) (ч. 4 указанной статьи).
Каких-либо объективных данных, с достоверностью указывающих на то, что у должника имеется имущество, на которое возможно наложение ареста, а также доказательств, свидетельствующих о том, что судебный пристав-исполнитель при наличии у него информации о принадлежности должнику имущества, на которое может быть наложен арест, не предпринял мер к совершению необходимых исполнительных действий, предусмотренных ст. 80 Закона об исполнительном производстве, в материалах дела не имеется и в суд не представлено.
Как указано выше, из обстоятельств дела следует, что судебным приставом-исполнителем своевременно были совершены действия по обращению взыскания на денежные средства должника. Таким образом, суд не усматривает бездействия судебного пристава-исполнителя по аресту и обращению взыскания на имущество должника, как на то указывает административный истец.
Факт неисполнения исполнительного документа не может свидетельствовать о бездействии судебного пристава-исполнителя, поскольку в силу ст. 64 Закона об исполнительном производстве на последнего возложены обязанности по совершению исполнительных действий, направленных на обеспечение принудительного исполнения требований исполнительных документов, а обязанность по исполнению самих этих требований лежит на лице, в отношении которого принят судебный акт, то есть на должнике.
Вместе с тем, в остальной части требования административного ответчика, в частности, о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по рассмотрению ходатайства ФИО7 от 22.06.2021 г. и направлению ей постановления по результатам рассмотрения указанного ходатайства, суд находит обоснованными ввиду следующего.
В силу ч.1 и ч. 2 ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 5 ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Согласно части 6 статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве, в случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В постановлении от 07.07.2021 г. судебного пристава-исполнителя ФИО8 указано: заявление (ходатайство) ФИО7 удовлетворить, при этом не указаны конкретные действия, подлежащие совершению в будущем.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку отсутствует указание на действия, подлежащие совершению на момент вынесения данного постановления, исполнительные действия, содержащиеся в ходатайстве взыскателя от 22.06.2021 г. судебным приставом-исполнителем уже должны были быть совершены, причем в полном объеме, так как постановлением от 07.07.2021 г. ходатайство взыскателя удовлетворено полностью.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.1 «Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве», утв. ФССП России 11.04.2014 N 15-9 (далее - Методические рекомендации от 11.04.2014 N 15-9), в случае невозможности совершить исполнительные действия либо принять меры принудительного исполнения в течение срока, установленного для рассмотрения заявления (ходатайства), в постановлении об удовлетворении полностью или частично заявления (ходатайства) указываются исполнительные действия, которые подлежат совершению, и (или) меры принудительного исполнения, которые подлежат применению в рамках исполнительного производства по результатам рассмотрения заявления (ходатайства).
Проанализировав вышеуказанные положения статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве и Методических рекомендации от 11.04.2014 N 15-9, суд приходит к выводу о том, что исполнительные действия, содержащиеся в ходатайстве взыскателя, подлежат совершению судебным приставом-исполнителем в срок, установленный статьей 64.1 Закона об исполнительном производстве для рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, в 10-дневный срок со дня поступления к судебному приставу-исполнителю соответствующего заявления; ходатайства, в случае невозможности совершить исполнительные действия либо принять меры принудительного исполнения в течение срока, установленного для рассмотрения заявления (ходатайства), в постановлении об удовлетворении полностью или частично заявления (ходатайства) указываются исполнительные действия, которые подлежат совершению, и (или) меры принудительного исполнения, которые подлежат применению в рамках исполнительного производства по результатам рассмотрения заявления (ходатайства).
Вместе с тем, судебным приставом-исполнителем ФИО8 в установленный статьей 64.1 Закона об исполнительном производстве десятидневный срок в полном объеме не были совершены действия, указанные в ходатайстве взыскателя от 22.06.2021 г. Данный факт представителем административного ответчика в судебном заседании не отрицался. Вместе с тем в постановлении от 07.07.2021 г. указано на удовлетворение заявления.
Рассматривая требование о признании незаконным бездействия в не направлении ответа относительно рассмотрения ходатайства, суд исходит из следующего.
Надлежащие доказательства направления взыскателю постановления от 07.07.2021 г. в установленный законом срок (не позднее 08.07.2021 г.) судебным приставом-исполнителем не представлено. Как следует из представленного административным ответчиком списка корреспонденции, направляемой почтовой связью, постановление об удовлетворении ходатайства ФИО7 принято в отделении почтовой связи 12.07.2021 г.
Вместе с тем, согласно части 7 статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Поскольку факт бездействия судебного пристава-исполнителя ФИО8 по не совершению в полном объеме исполнительных действий, указанных в ходатайстве ФИО7 от 22.06.2021 г., а также по не направлению ответа относительно рассмотрения ходатайства в установленный законом срок, подтвержден материалами дела, суд приходит к выводу о нарушении судебным приставом-исполнителем Можгинского РОСП УФССП России по УР ФИО8 требований, установленных статьей 64.1 Закона об исполнительном производстве, и о незаконности бездействия судебного пристава-исполнителя ФИО8 в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО7 к судебному приставу-исполнителю Можгинского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике ФИО8, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Можгинского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике ФИО8 по исполнительному производству №***-ИП от 02.11.2020 г. по рассмотрению ходатайства ФИО7 от 22.06.2021 г. и направлению ей постановления по результатам направления ходатайства от 22.06.2021 г.
На судебного пристава-исполнителя Можгинского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике ФИО8 возложить обязанность устранить допущенные нарушения закона, прав и законных интересов административного истца.
В остальной части административное исковое заявление ФИО7 к судебному приставу-исполнителю Можгинского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике ФИО8, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 02.09.2021 г.
Председательствующий судья Е.В. Хисамутдинова