ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1398/19 от 20.06.2019 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-1398/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Волгоград 20 июня 2019 года

Советский районный суд города Волгограда в составе:

председательствующего судьи Пустовой А.Г.,

при секретаре Стром А.И.,

с участием:

представителя административного ответчика администрации Советского района Волгограда ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 О.7 к администрации Советского района Волгограда о признании отказа незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО2 О.8 обратилась в суд с административным иском к администрации адрес Волгограда о признании отказа незаконным, возложении обязанности, в котором просит признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительства на земельном участке расположенного по адресу: адрес, кадастровым номером 34:34:060035:545, а также обязать администрацию адрес Волгограда считать допустимым размещение объекта индивидуального жилищного строительства на участке по адресу: адрес, с кадастровым номером 34:34:060035:545.

В обоснование административного иска административный истец указала, что согласно договору купли-продажи от дата ею был приобретён участок в СНТ Монтажник, кадастровый номер, с целью постройки дома для постоянного проживания, для улучшения жилищных условий его семьи. Для этой цели организованы следующие мероприятия: участку присвоен городской адрес адрес; заключён договор с ОАО «Волгоградэнергосбыт» от дата об электроснабжении участка и подведено электричество с установкой счётчика и дополнительной опоры для электрокабеля; заключён договор с ООО «Концессии водоснабжения» от 28.03.2017г. о подключении к централизованной системе водоснабжения и проведён водопровод с установкой эксплуатационного колодца; были проведены действия по смене вида разрешённой деятельности на участке, на другой вид для размещения индивидуального жилого дома, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 22.07.2016г.

Указывает, что ею был сделан запрос на разрешение строительства на участке жилого дома (объект индивидуального жилищного строительства) в администрации адрес и был получен отказ на основании отсутствия согласования с аэропортом адрес, Росавиацией и Санэпиднадзором. Однако, когда разрешения от этих инстанции были получены истцом снова был подан запрос на разрешение на строительство в администрацию адрес Волгограда и снова был получен отказ на основании того, что разрешение на строительство больше не требовалось, а согласование строительства теперь проводится путем направления уведомления, но так как форма уведомления только разрабатывалась, ожидание затянулось на неопределённое время, в этом временном промежутке Волгоградская Городская Дума приняла решение от 21.12.2018г. номер Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города-герой Волгоград, по которому ее участок отнесён к территориальной зоне СХ1 (для ведения садоводства и огородничества), но что и сослались сотрудники администрации дав очередной отказ на поданное уведомление о строительстве, мотивировав тем, что в документе в пункте 3.1. ею указано «Объект индивидуального жилищного строительства».

Административный истец ФИО2 О.9 в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика администрации адрес Волгограда Ф.И.О.5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного иска, пояснила, что земельный участок по адресу: адрес, расположен в территориальной зоне объектов садоводства и огородничества (СХ1).В п. 1 Уведомления, поданного Ф.И.О.1, указан «объект индивидуального жилищного строительства», что недопустимо в данной территориальной зоне. В указанной территориальной зоне допустимо размещение «жилого дома», однако административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности», утверждённым постановлением Волгограда от датаномер, администрациям районов Волгограда делегированы полномочия по предоставлению муниципальной услуги только в отношении объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов. Уведомление о планируемом строительстве «жилого дома» Регламентом не предусмотрено.

Выслушав представителя административного ответчика, суд приходит к выводу, что требования административного иска являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании установлено, что согласно договору купли-продажи от дата ФИО2 О.10 приобрела у Ф.И.О.6 земельный участок, расположенный по адресу: адрес, дачное некомерческое товарищество Монтажник» участок 10 (десять), для использования в целях строительства индивидуальных домов.

19.03.2018г. административный истец обратилась в администрацию адрес с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в отношении спорного земельного участка.

Решением администрации адрес Волгограда от датаномер/Ш-470 отказано административному истцу в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства», на основании п. 2.9. Административного регламента, утверждённого постановлением администрации Волгограда от датаномер: несоответствие схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.

Кроме того, дополнительно сообщено, что земельный участок кадастровый номер в соответствии с картой зон с особыми условиями территории Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград утверждённых решением Волгоградской городской Думы номер от дата, расположен в границах приаэродромной территории. В связи с чем, истцу необходимо предоставить документы, подтверждающие согласование размещения объекта капитального строительства с уполномоченными органами.

Из заключения предварительного рассмотрения материалов размещения объектов строительства от дата, следует, что размещение объекта строительства не снижает уровень безопасности полётов в районе аэродрома. Согласование размещения объекта строительства возможно по адресу: адрес.

В соответствии с Согласованием строительства (реконструкции, размещения) объекта от датаномер, по обращению ФИО2 О.11 (вх. номер/ЮМТУ от дата) безопасность полётов с учётом построенного (реконструированного, установленного) объекта обеспечивается. Строительство объекта не влияет на работу систем посадки, средств радиолокации и радионавигации. Строительство объекта согласовывается.

Согласно ответу Управления Роспотрбнадзора по адрес от датаномер по вопросу получения санитарно-эпидемиолгоческого заключения на размещение объекта капитального строительства-индивидуальный жилой дом по адресу: адрес (кадастровый номер номер), указанный земельный участок расположен вне границ санитарно-защитной зоны Международного аэропорта Волгоград. Сведения о выданном санитарно-эпидемиолгоческом заключении от датаномердата.000.Т00049дата о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическом правилам и нормативам проекта расчётной санитарно—защитной зоны Международного аэропорта Волгоград (на перспективу до 2035г.) размещены в Реестре санитарно-эпидемиологических заключений в сети Интернет (http:// fp.crc.ru). Размещение объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по адресу адрес (кадастровый номер номер) вне полос воздушных подходов аэропорта Волгоград подтверждает информация ПАО «Международный аэропорт Волгоград» от датаномер. Таким образом, выдача санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии размещения объекта капитального строительства адрес(кадастровый номер номер) вне границ санитарно-защитных зон аэропортов и границ полос воздушных подходов законодательством не предусматривается.

Как следует из заключения комиссии Волгоградского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» по определению влияния строительства и размещения объектов сторонних организаций на безопасность полётов по местным воздушным линиям и на работу средств РТОП и авиационной электросвязи от дата, проводя комплексный анализ безопасности полётов при ОрВД комиссия пришла к выводу, что: строительство индивидуального жилого дома по адресу адрес, не окажет негативного влияния на работу средств РТОП и связи, диспетчерского пункта Волгоградского Центра ОВД и безопасность полётов по МВЛ. Данное заключение не может рассматриваться как разрешение на строительство, полномочиями по выдаче которого наделено Южное межрегиональное управление Росавиации (адрес) в соответствии с пунктом 2 ст. 47 Воздушного Кодекса РФ. ФИО2 О.12 рекомендовано обратиться в Южное межрегиональное управление Росавиации (адрес) для получения разрешения на строительство.

Решением администрации адрес Волгограда от датаномер/Ш-470/1 отказано административному истцу в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства» в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от дата №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» отменены части 9-9.2 ст. 51 «Разрешение на строительство» Градостроительного кодекса РФ, то есть получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома Градостроительным кодексом в настоящее время не предусмотрен.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1. настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства; описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.

Основанием отказа в выдаче разрешения на строительства от 27.03.21018 номер/Ш-470, по состоянию на дата, земельный участок (кадастровый номер) по адрес, утвержденных решением Волгоградской городской Думы номер от дата, был расположен в границах приаэродромной территории.

Согласно п. 8.5.8. раздела 8.5. главы 8 Правил землепользования и застройки ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон с особыми условиями использования территорий в части полос воздушных подходов аэродромов и приаэродромных территорий устанавливаются в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов Волгоградского авиационного узла в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов федеральной власти Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона от дата № 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", собственнику необходимо было представить документы, подтверждающие согласование размещения объекта капитального строительства с уполномоченными органами (а именно с Южным МТУ Росавиации).

При повторном обращении от датаномер, также было отказано по тем основаниям, что на дату повторного обращения ФИО2 О.13, в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от дата № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были отменены части 9-9.2 статьи 51 «Разрешение на строительство» Градостроительного кодекса Российской Федерации, и согласно ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов предусмотрено направление застройщиком уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомлений об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

дата администрацией адрес Волгограда вынесено уведомление в адрес ФИО2 О.14 о несоответствии указанных вуведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объектаиндивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по адрес. 13/10 от 14.03.2019 номер-Н.

Основанием послужило то обстоятельство, что земельный участок (адрес, кадастровый номер) расположен в территориальной зоне объектов садоводства и огородничества (СХ1). Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа города-герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от датаномер, одним из основных видов разрешенного использования данной зоны является ведение садоводства, видами разрешенного использования которого являются: осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

В п. 3.1 Уведомления, поданного Ф.И.О.2, указан «объект индивидуального жилищного строительства», что недопустимо в данной территориальной зоне.

В указанной территориальной зоне допустимо размещение «жилого дома», однако административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности", утверждённым постановлением Волгограда от датаномер, администрациям районов Волгограда делегированы полномочия по предоставлению муниципальной услуги только в отношении объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов.

Уведомление о планируемом строительстве «жилого дома» Регламентом не предусмотрено.

С учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска о признании незаконным отказ в выдаче разрешения на строительства на земельном участке расположенного по адресу: адрес, с кадастровым номером 34:34:060035:545, а также возложении обязанности на администрацию Советского района Волгограда считать допустимым размещение объекта индивидуального жилищного строительства на участке по адресу: адрес, с кадастровым номером 34:34:060035:545.

Руководствуясь ст.177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО2 О.15 к администрации Советского района Волгограда о признании незаконным отказ в выдаче разрешения на строительства на земельном участке расположенного по адресу: адрес, с кадастровым номером 34:34:060035:545, а также возложении обязанности на администрацию адрес Волгограда считать допустимым размещение объекта индивидуального жилищного строительства на участке по адресу: адрес, с кадастровым номером 34:34:060035:545 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Советский районный суд г.Волгограда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.Г. Пустовая