Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2021 года г. Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Овчинниковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-1399/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области, в котором просит решение Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ признать незаконным.
В обоснование административного искового заявления указала, что в 2005 году она вступила в члены СНТ «Черемушки», что подтверждается выпиской из решения общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ, а также членской книжкой. ФИО1 был предоставлен земельный участок по <адрес> 1300кв.м. ФИО1 с 2005 года использует указанный земельный участок и уплачивает за него взносы. До того, как она вступила в члены СНТ «Черемушки» данный земельный участок занимал другой член садоводства, который выбыл из членов СНТ «Черемушки». В 2016 году впервые она обратилась к кадастровому инженеру и заключила договор на проведение кадастровых работ с целью определения границ земельного участка, постановки его на кадастровый учет и регистрации права собственности. Однако, кадастровый инженер ФИО4 в результате работ дала заключение от ДД.ММ.ГГГГ о том, что границы образуемого земельного участка пересекают границы иного земельного участка с номером № (12), принадлежащего Иркутскому лесничеству. После чего, велись переговоры с Министерством лесного фонда, которые закончились только уточнением границ пересекаемого участка в части (пересекаемый участок отодвинулся с участка ФИО1 частично). В июле 2017 года она обращалась в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка по <адрес> в собственность бесплатно, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ№ в удовлетворения заявления было отказано по причине того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах дополнительного отвода земельного участка СНТ «Черемушки». Если в 2017 году при обращении ФИО1 просила предоставить ей земельный участок большей площадью и причинами отказа явилось пересечение границ иных земельных участков, то при отказе в удовлетворении заявления о согласовании схемы земельного участка в 2020 году оснований для отказа не было, кроме того, которое указано в обжалуемом решении. Единственным основанием является то, что исходный земельный участок принадлежит СНТ «Черемушки». Она обратилась к кадастровому инженеру ФИО5 для выполнения кадастровых работ по выделению земельного участка меньшей площади, т.е. определить границы занимаемого участка за исключением земель Иркутского лесничества. Была подготовлена схема на участок 731 кв.м. В ноябре 2019 года ФИО1 обратилась в Управление Росреестра Иркутской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка по адресу СНТ Черемушки, Лесная 54, площадью 731 кв.м. После приостановления рассмотрения заявления председатель СНТ Черемушки обратилась в Управление Росреестра по Иркутской области и уточнила границы участка №, так получилось, что участок, сформированный кадастровым инженером до уточнения границ исходного земельного участка вышел за границы участка с кадастровым номером №. На этом основании Управление Росреестра по Иркутской области вынесло отказ в кадастровом учете по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. Не согласившись с отказом Росреестра она обратилась в суд с административным исковым заявлением. Исковое заявление оставлено без удовлетворения, однако причинами отказа явилось в том числе и пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами земельного участка права на который не разграничены. Разъяснено как ФИО1 может реализовать свое право на утверждение схемы расположения земельного участка с целью дальнейшего обращения за государственным кадастровым учетом в управление Росреестра по Иркутской области, кроме того, в решении не указано в какие сроки и в какой орган ФИО1 может обжаловать указанное решение. После получения в 2017 году отказа в предоставлении земельного участка бесплатно от Министерства имущественных отношений (Решение № от ДД.ММ.ГГГГ) от Министерства имущественных отношений не поступало никаких писем, однако, в заключительной части письма имеется информация о том, что органом, рассматривающим заявление был сделан запрос в Управление Росреестра по Иркутской области для уточнения находится ли испрашиваемый участок в границах или за границами испрашиваемого земельного участка. При рассмотрении данного административного искового заявления затрагиваются права и интересы СНТ «Черемушки», т.к. исходный земельный участок, из которого вьщеляется участок ФИО1 по <адрес> принадлежит СНТ «Черемушки» на праве общей коллективной собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 1994 года.
Решением Кировского районного суда г, Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № решение Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ признано незаконным. Указанным решением суд обязал административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца ФИО1 Исполняя решение суда рассмотрев повторно заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, а также рассматривая новое заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений решением от ДД.ММ.ГГГГ№ отказало ФИО1 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу <адрес> площадью 719 кв. м. Основанием для отказа явилось убеждение административного ответчика в том, что утверждение схемы расположения земельного участка не является его полномочиями, однако, согласно действующему законодательству только Министерство имущественных отношений как орган исполнительной власти имеет такое право на утверждение схемы расположения земельного участка. ФИО1 в свою очередь имеет право, предусмотренное п. 2.7. ст. 3 Федерального закона № 137 - ФЗ. Указанная норма не предусматривает проект межевания исходного земельного участка. Проект межевания исходного земельного участка не утверждается в садоводстве более 7 лет, ФИО1 не может быть зависима от правильности работы председателя, кадастрового инженера ФИО2, который по словам председателя с 2014 года так и не может подготовить такой пакет документов, который был бы утвержден администрацией муниципального образования. Более того, у ФИО1 есть право, предусмотренное п. 2.7 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ, наличие у ФИО1 такого права на текущий момент никем не оспорено. Таким образом, решение административного ответчика немотивированно, необоснованно, незаконно.
В судебном заседании стороны, заинтересованные лица отсутствуют, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
Административным ответчиком Министерством имущественных отношений Иркутской области представлены письменные возражения, в которых он просил в удовлетворении административных требований отказать.
Заинтересованное лицо Администрация Иркутского районного муниципального образования представила письменный отзыв, в котором указала на отсутствие материального интереса в исходе дела.
Заинтересованным лицом Управлением Росреестра по Иркутской области представлен письменный отзыв, в котором полагало, что ранее возникшее право общей совместной собственности садоводства «Черемушки» на исходный земельный участок не является препятствием для распоряжения таким земельным участком Министерством имущественных отношений Иркутской области, поскольку права на землю подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса РФ посредством процедуры, предусмотренной ч. 2.7, 2.8 Закона № 137.
Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Судом установлено, что ФИО1 является членом СНТ «Черемушки», владеет земельным участком №, расположенным по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из протокола общего собрания членов СНТ «Черемушки» от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях реализации своего права на приобретения данного земельного участка в собственность она ДД.ММ.ГГГГ вх. № обратилась в Министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений было вынесено решение № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ отказ от ДД.ММ.ГГГГ был признан незаконным, на Министерство возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обращалась в Министерство с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка.
Из письма Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх. №, от ДД.ММ.ГГГГ вх. №, от ДД.ММ.ГГГГ вх. № об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> площадью 719 кв.м, с учетом решения Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, министерство имущественных отношений <адрес> (далее - министерство) сообщает. В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), с подпунктом 3 пункта 30 административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для ведения садоводства, огородничества», утвержденного приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ№-мпр, (далее - Административный регламент) основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, если образование земельных участков нарушает требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами. Согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Согласно п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 10 (1) статьи 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 №99-03 «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель относится предоставление земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно подпункту 29 п. 7 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пп, министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет от имени <адрес> в соответствии с законодательством необходимые действия, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся на территории <адрес> муниципального образования, городских и сельских поселений <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно представленной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № №, полученной министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия, испрашиваемый земельный участок образуется из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: под садоводство, сведения о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества: вид права: общая совместная собственность, правообладатель: садоводство «Черемушки», реквизиты документа-основания; свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ рег. №; граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Садоводству «Черемушки» было выдано свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ peг. № по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (далее - Указ № 1767), на земельный участок общей площадью 5,07 га из земель сельскохозяйственного назначения для садоводства, виды угодий - сельскохозяйственные угодья. Согласно п. 2 Указа №1767 граждане и юридические лица могли образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев). Согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с ч. 1 ст. 69 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признается юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Согласно п. 3 ст. 244 ГК РФ общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Общая совместная собственность предусмотрена Федеральным законом от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», СК РФ. Согласно пунктам 3, 4 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками; раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Таким образом, вопрос утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка, находящегося в общей совместной собственности садоводства «Черемушки», не относится к полномочиям <адрес>; испрашиваемый земельный участок должен образовываться в соответствии с проектом межевания. Пунктом 20 Административного регламента установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: принятие решения в форме распоряжения министерства об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для ведения садоводства, огородничества на территории <адрес> муниципального образования, городских и сельских поселений <адрес>; решение об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для ведения садоводства, огородничества на территории <адрес> муниципального образования, городских и сельских поселений <адрес>. Учитывая изложенное, министерство от имени <адрес> отказывает в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного; <адрес> площадью 719 кв.м. Также сообщают, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> возвращено письмом министерства ДД.ММ.ГГГГ№. Дополнительно сообщают, что у СНТ «Черемушки» кроме земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в общей совместной собственности, имеется земельный участок, который закреплен в бессрочное и бесплатное пользование на основании государственного акта на право пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - государственный акт), указанный земельный участок внесен в ЕГРН с кадастровым номером №, Министерство имеет полномочия в принятии решений об образовании, предоставлении только из земельного участка СНТ «Черемушки», находящегося в бессрочном и бесплатном пользовании на оснований государственного акта.
Полагая, что отказ не законен и нарушает ее права, административный истец обратилась в суд.
Согласно части 1 ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.
В силу ст. 1, 2 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 01.03.2022 члены некоммерческих организаций, созданных до 01.01.2019 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 2.8. указанной статьи следует, что предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Таким образом, закон допускает предоставление земельного участка гражданину в собственность на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии со статьей 11.10 ЗК:
подготовка схемы обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК, если иное не предусмотрено статьей 11.10;
подготовка схемы в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом
В силу ст. 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:
1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;
3.1) осуществление государственного земельного надзора;
4) установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд;
5) резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации;
6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) (ч. 2 ст. 9).
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 2 ст. 11).
Согласно ст. 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (ч. 2 чт. 10).
Из анализа данных норм права следует, что полномочиям субъектов Российской Федерации относятся иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Ни законодательством ни Уставом Иркутского муниципального образования не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков при предоставлении земельных участков в соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и по утверждению схемы земельного участка при рассмотрении таких заявлений.
В соответствии со ст. 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 № 99-оз («Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» к полномочиям Правительства Иркутской области относится, в том числе, предоставление земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено законодательством.
В силу подп. 29 п. 7 Положения о министерства имущественных отношений Иркутской области осуществление от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе:
подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка в соответствии с подпунктом 1 пункта 3, подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11, подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации;
принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков при предоставлении земельных участков в случаях, указанных в подпунктах 3, 5, 6 пункта 2 статьи 39.3, подпункте 3 статьи 39.5, подпунктах 7, 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решений о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об отказе в предоставлении земельных участков, об отказе в проведении аукциона, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, об отказе в установлении сервитута, об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, о приостановлении рассмотрения заявления в случаях, указанных в подпункте 3 пункта 4 статьи 39.11, пункте 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, правовым актом субъекта Российской Федерации напрямую предусмотрена обязанность Министерства имущественных отношений Иркутской области принятие решений о предварительном согласовании, в том числе с утверждением схемы расположения земельного участка при предоставлении земельных участков в соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение не основано на нормах права.
Кроме того, решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № решение Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ признано незаконным.
При принятии судебного решения судом уже был разрешен вопрос об отнесении вопроса о предварительном согласовании, которое включает в себя и вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка, к компетенции Министерства.
Также заслуживает внимание довод Управления Росреестра по Иркутской области о том, что ранее возникшее право общей совместной собственности садоводства «Черемушки» на исходный земельный участок не является препятствием для распоряжения таким земельным участком Министерством имущественных отношений Иркутской области, поскольку права на землю подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса РФ посредством процедуры, предусмотренной ч. 2.7, 2.8 Закона №.
Оспариваемое решение препятствует ФИО1 в реализации прав, предусмотренных пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в связи с чем, в силу положений ст. 227 КАС РФ подлежит признанию незаконным.
Поскольку принятое решение признано судом незаконным, суд, в целях восстановления нарушенного права, полагает правомерным возложить на административного ответчика повторно рассмотреть заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ вх. №, от ДД.ММ.ГГГГ вх. № - по результатам рассмотрения которых, принято оспариваемое решение.
Оспариваемое решение Министерства имущественных отношений Иркутской области датировано ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд полагает, что срок обращения административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 к Министерству имущественных отношений Иркутской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области повторно рассмотреть заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ вх. №, от ДД.ММ.ГГГГ вх. №.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 28.06.2021 Н.Н. Исакова