ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-139/20 от 10.02.2020 Первомайского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело №2а-139/2020

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

10 февраля 2020 года

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Федько Н.В.,

при секретаре Гольтяпиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело №2а-139/2020 по административному иску ЖСК «Прогресс» к администрации г. Пензы о признании постановлений недействующими,

установил:

ЖСК «Прогресс» обратился в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства к администрации г. Пензы, Управлению Росреестра по Пензенской области о признании постановления администрации г. Пензы №1575 от 28.08.2018 незаконным, признании незаконной записи в Едином государственном реестре недвижимости об ограничении прав и обременении объекта недвижимости (публичный сервитут) от 27.10.2017 номер государственной регистрации ....

Определением суда от 10.01.2020 исковые требования ЖСК «Прогресс» к администрации г. Пензы о признании постановления недействующим выделены в отдельное производство для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.

В качестве оснований исковых требований истец ссылается на то, что ЖСК «Прогресс» на праве бессрочного пользования на основании договора от 19 мая 1969 года Управлением коммунального хозяйства исполкома Пензенского городского Совета депутатов трудящихся был предоставлен земельный участок в <...> общей площадью 0,3 га для возведения каменного 5-ти этажного дома в полном соответствии с утвержденным проектом от 20.07.1964 №1-447с-33. Участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером .... В 2004 году ЖСК «Прогресс» осуществил межевание земельного участка для установления на местности границы землепользования.

Постановлением администрации г. Пензы №207 от 17.08.2016 утвержден проект межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе. По ранее проведенному межеванию (до 2016 года) за счет сноса деревянных домов №№35А, 35Б, 35В был сформирован земельный участок площадью 3,4 тыс. кв.м с кадастровым номером .... После проведения межевания в 2016 году на месте данного участка сформированы земельные участки с кадастровыми номерами ... и .... Субарендатором земельного участка с кадастровым номером ... с разрешенным использованием – под строительство многоквартирных жилых домов выше 5-ти этажей со встроенными и/или пристроенными объектами социально-бытового обслуживания, в соответствии с договором субаренды от 28.02.2018, стало ООО «Гарант-Строй-Заказ».

28.08.2018 постановлением администрации г. Пензы №1575 был утвержден проект внесения изменений в проект межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе, утвержденный постановлением администрации г. Пензы от 17.02.2016 №206 и установлен публичный сервитут в пользу неопределенного круга лиц, которым посредством земельного участка с кадастровым номером ... обеспечен доступ к земельному участку с кадастровым номером .... На основании указанного постановления администрации г. Пензы Управлением Росреестра был зарегистрирован сервитут. Участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <...>, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам квартир, соответственно администрацией г. Пензы был установлен сервитут с нарушением действующего законодательства. Об установлении сервитута жильцам дома №49 по ул. ФИО1 стало известно только в конце мая 2019 года с появлением рабочих и строительной техники около дома. В 2016 году заезд на строительную площадку был не только запланирован, но и сделан со стороны ул. ФИО8. Из-за сложной местности дорога для заезда спецтехники будет проходить на расстоянии 5, 5 м от стены дома возле 4 подъезда без учета уровня загазованности, шума, невозможности прохода жильцами дома к собственным подъездам. С учетом уточнения исковых требований окончательно просил признать недействующими постановление администрации г. Пензы от 17.02.2016 №207 «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе» и постановление администрации г. Пензы №1575 от 28.08.2018 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе, утв. постановлением администрации г. Пензы от 17.02.2016 №207» в части установления публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 274, 6 кв.м.

Представители административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности от 25.05.2019 и диплома о высшем юридическом образовании, ФИО4, действующий на основании доверенности от 10.01.2020, диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании исковые требовании поддержали, указывали, что администрацией г. Пензы была нарушена процедура принятия оспариваемых постановлений. Так, постановление администрации г. Пензы от 17.02.2016 №207 «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе» является недействующим, поскольку в нарушение ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ ЖСК «Прогресс» как собственник земельного участка, на который устанавливался публичный сервитут, не был извещен о проведении публичных слушаний. В нарушение ст. 23 Земельного кодекса РФ при принятии постановления администрации г. Пензы №1575 от 28.08.2018 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе, утв. постановлением администрации г. Пензы от 17.02.2016 №207» публичные слушания не проводились.

Представитель административного ответчика администрации г. Пензы ФИО5, действующая на основании доверенности от 29.07.2019 №2-14-938, диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражала против административного иска, указывая, что на момент принятия обжалуемого постановления администрации г. Пензы от 17.02.2016 №207 «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе» отсутствовала ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ, на которую ссылается административный истец. Процедура планировки территории регламентировалась постановлением администрации г. Пензы от 12.07.2012 №839 «Об утверждении порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления», а порядок назначения и проведения публичных слушаний по проектам планировки территорий и межевания территорий определялся решением Пензенской городской думы от 30.09.2005 №202-14/4 «Об утверждении Положения «О публичных слушаниях в городе Пензе». Решение о подготовке проекта межевания территории было принято по инициативе администрации г. Пензы (муниципальный контракт на его подготовку от 10.11.2015). Распоряжением главы г. Пензы от 21.12.2015 №83-пс определена дата проведения публичных слушаний 25.01.2016 и назначен состав оргкомитета, также определена дата первого заседания оргкомитета 24.12.2015. В выпуске газеты «Муниципальные ведомости» от 25.12.2015 №77 опубликовано оповещение о проведении публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе с указанием даты, времени и места проведения публичных слушаний, являющегося источником для официального опубликования муниципальных правовых актов администрации г. Пензы и актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина в соответствии с постановлением от 04.02.2014 №97. Публичные слушания по вопросу утверждения проекта межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе проведены 25 января 2016 года. После их проведения были подготовлены заключение и протокол публичных слушаний. Заключение по итогам публичных слушаний было опубликовано 29 января 2016 года в газете «Муниципальные ведомости г. Пенза» №5 (263). Постановление администрации г. Пензы от 17.02.2016 №207 «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе» было опубликовано 22 февраля 2016 года в газете «Муниципальные ведомости г. Пенза» №12 (270).

Проектом межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе, утв. постановлением администрации г. Пензы 17.02.2016 №207, предусмотрены публичные сервитуты, которые отображены на чертеже границ зон действия публичных сервитутов. Администрацией г. Пензы решение об установлении публичного сервитута для прохода или проезда через земельный участок с кадастровым номером ... в соответствии с п. 2 ст. 23 ЗК РФ не принималось. Принятие проекта межевания не свидетельствует об установлении публичного сервитута, а свидетельствует лишь о намерении и необходимости такого установления.

Постановлением администрации г. Пензы от 28.08.2018 №1575 был утвержден проект внесения изменений в проект межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе, утв. постановлением администрации г. Пензы от 17.02.2016 №207. Проектом внесения изменений межевания территории предполагается изменить публичный сервитут №1 для обеспечения беспрепятственного прохода, проезда к жилым домам и объектам инженерной инфраструктуры. В соответствии с заданием на проектирование основной целью является обеспечение процесса архитектурно-строительного проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию планируемого объекта, а также определение границ общественного сервитута для проезда транспорта, в том числе въезда с ул. ФИО1 к существующим объектам и проектируемому жилому дому на сформированных земельных участках. Утверждение постановлением администрации г. Пензы от 28.08.2018 №1575 проекта внесения изменений в проект межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе, без проведения общественных (публичных) слушаний обусловлено ч. 12 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ. Согласно ч. 5.1 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ общественные обсуждения и публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся в случае, предусмотренном ч. 12 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ.

Поскольку оспариваемым постановлением администрации г. Пензы от 28.08.2018 №1575 не был установлен публичный сервитут, никаким образом не нарушаются права собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>. Доводы истца о наличии иных подъездных путей к планируемому жилому дому для проезда большегрузной техники являются голословными, поскольку имеются требования действующего законодательства в части нормативов по ширине дорог, проездов. В данном случае имеется возможность строительства автодороги к земельному участку с кадастровым номером ..., что предусмотрено оспариваемым постановлением от 28.08.2018 №1575. В границы сервитута попали сети инженерно-технического обеспечения с установленными охранными зонами. При этом, в случае необходимости, в рамках разработки проектной документации, в соответствии с полученными от эксплуатирующих служб техническими условиями, предусматриваются мероприятия по реконструкции существующих сетей, либо устройству футляров для их защиты. Разработанная проектная документация согласована с организациями, выдавшими такие технические условия. При выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома от 07.12.2018 учитывалось, что при организации строительной площадки, в том числе устройстве подъездных путей, застройщик должен соблюдать все обязательства, предусмотренные проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы.

Кроме того, административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным иском. Административный истец указывает, что об установлении публичного сервитута ему стало известно в конце мая 2019 года. Вместе с тем, истцом не уточнено, при каких обстоятельствах, ему стало известно о публичном сервитуте. Считает, что положения ч. 6 ст. 208 КАС РФ о том, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта не применимы, так как обжалуемые акты не являются нормативными правовыми, поскольку не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом.

Представитель заинтересованного лица ООО «Гарант-Строй-Заказ» ФИО6, действующая на основании доверенности от 01.07.2019, диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указывая, что администрацией г. Пензы в рамках осуществления полномочий по развитию территории, в целях эффективного и рационального использования земель, на которые распространяются полномочия органов местного самоуправления г. Пензы, было принято решение о формировании земельных участков в историческом центре города для осуществления жилищного строительства (строительства многоквартирных домов) в целях передачи их в аренду в целях организации торгов. При подготовке к торгам администрацией г. Пензы 17.02.2016 издано постановление от 17.02.2016 №207 «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе», которым был установлен публичный сервитут в отношении земельного участка истца в интересах неопределенного круга лиц посредством земельного участка с кадастровым номером ... обеспечен доступ, в том числе, к земельному участку с кадастровым номером .... Постановлением администрации г. Пензы №1575 от 28.08.2018 внесены изменения в проект межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе. При этом в соответствии с п. 12 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ проведение публичных слушаний не требовалось, поскольку установление, изменение, отмена красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельных участков, расположенных в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, проектом межевания от 28.08.2018 не предусмотрено. Обжалуемые постановления администрации г. Пензы от 17.02.2016 №207 и от 28.08.2018 №1575 приняты уполномоченным органом, в установленном законом порядке, опубликованы. Прокуратурой Ленинского района г. Пензы нарушений при принятии указанного постановления не выявлено. Административным истцом пропущен срок на обжалование постановлений, который составляет 3 месяца с даты опубликования.

Представитель заинтересованного лица Управления муниципального имущества г. Пензы, привлеченного определением суда от 20.01.2020, ФИО7, действующая на основании доверенности №6/5217 от 07.10.2019 и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражала против административного иска, указывая, что процедура принятия обжалуемых постановлений была соблюдена в полном объеме. Постановление администрации г. Пензы №207 от 17.02.2016 «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной лицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе» принято в соответствии с Градостроительным планом города Пензы, утв. решением Пензенской городской Думы от 28.03.2008 №916-44/4, Правилами землепользования и застройки города Пензы, утв. Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 №229-13/5, постановлением администрации г. Пензы от 16.07.2015 №1089/1 «О подготовке проекта межевания, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе», протоколом публичных слушаний от 25.01.2015, заключения о результатах публичных слушаний от 25.01.2016, опубликованного в газете «Муниципальные ведомости. Пенза» от 05.02.2016 №7 (265).

Согласно утвержденным изменениям в проект межевания в пользу неограниченного круга лиц был предусмотрен публичный сервитут для обеспечения доступа к земельному участку с кадастровым номером ... посредством земельного участка с кадастровым номером .... Утверждение постановлением администрации г. Пензы от 28.08.2018 №1575 проекта внесения изменений в проект межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе без проведения общественных (публичных) слушаний обусловлено положениями ч. 12 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ. Со дня вступления в силу 01.09.2018 Федерального закона от 03.08.2018 №341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части размещения линейных объектов» часть 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ действует в новой редакции, согласно которой обязанность проведения процедуры общественных слушаний при установлении публичного сервитута исключена. Таким образом, на дату внесения сведений о публичном сервитуте, установленном проектом межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе, в Единый государственный реестр недвижимости проведение процедуры общественных слушаний не требовалось. 27.09.2018 в Управление муниципального имущества администрации г. Пензы обратился ПСС с заявлением о выдаче доверенности на имя ЛАА на подачу заявления в Управление Росреестра по Пензенской области о внесении изменений в сведения ЕГРН в части, касающейся установления публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером ... на основании постановления администрации г. Пензы от 28.08.2018 №1575 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе, утв. постановлением администрации г. Пензы от 17.02.2016 №207». По результатам рассмотрения данного заявления Управлением муниципального имущества администрации г. Пензы было принято решение о выдаче соответствующей доверенности от 02.10.2018. При выдаче доверенности на имя ЛАА 02.10.2018 Управление руководствовалось нормами ГК РФ, Положением об Управлении муниципального имущества администрации г. Пензы, утв. решением Пензенской городской думы от 29.05.2009 №55-6/5 и постановлением администрации г. Пензы от 28.08.2018 №1575 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе, утв. постановлением администрации г. Пензы от 17.02.2016 №207». Полномочия, делегированные ЛАА, касались исключительно обращения в органы Росреестра с целью государственной регистрации сервитута.

Представитель заинтересованного лица Управления градостроительства и архитектуры г. Пензы привлеченного определением суда от 20.01.2020, ФИО9, действующий на основании доверенности №1 от 30.09.2019 и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что обжалуемые постановления администрации г. Пензы от 17.02.2016 №207 и от 28.08.2018 №1575 приняты уполномоченным органом, в установленном законом порядке.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Пензенской области ФИО10, действующая на основании доверенности от 26.11.2019 №95 и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании оставляла разрешение исковых требований на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра», привлеченного к участию в деле определением суда от 05.02.2020, ФИО11, действующая на основании доверенности от 23.12.2019 №03-03-43, в судебном заседании оставляла разрешение исковых требований на усмотрение суда.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что жилой дом по ул. ФИО1 49 расположен на земельном участке с кадастровым номером ..., принадлежащем на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома 49 по у. ФИО1 в г. Пензе, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 15.01.2010 (т. 1 л.д. 8-10).

Постановлением администрации г. Пензы №207 от 17.08.2016 утвержден проект межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе, которым предусмотрен публичный сервитут, в том числе, на часть земельного участка с кадастровым номером ... в интересах неопределенного круга лиц (т.1 л.д. 72). Посредством земельного участка с кадастровым номером ... обеспечен доступ к земельному участку с кадастровым номером ..., предоставленному ООО «Гарант-Строй-Заказ» на праве субаренды для строительства многоквартирного жилого дома.

Постановлением администрации г. Пензы №1575 от 28.08.2018 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе, утв. постановлением администрации г. Пензы от 17.02.2016 №207» внесены изменения в проект межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе, в том числе в части установления точек публичного сервитута (т.1 л.д. 73).

27.09.2018 в Управление муниципального имущества администрации города Пензы обратился ПСС с заявлением о выдаче доверенности на имя ЛАА на подачу заявления в Управление Росреестра по Пензенской области о внесении изменений в сведения ЕГРН в части касающейся установления публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером ... на основании постановления администрации города Пензы от 28.08.2018 № 1575 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в городе Пензе, утвержденный постановлением администрации города Пензы от 17.02.2016 №207».

02.08.2018 Управлением муниципального имущества администрации на имя ЛАА выдана доверенность на право предоставлять интересы муниципального образования г. Пензы в Управлении Росреестра, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Пензенской области и его территориальных органах по всем вопросам, связанным с установлением публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером ... (т.1 л.д. 103). На основании заявления ЛАА Управлением Росреестра был зарегистрирован публичный сервитут на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: ..., в отношении неопределенного круга лиц.

Заявляя требования о признании недействующими постановления администрации г. Пензы от 17.02.2016 №207 «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе» и постановления администрации г. Пензы №1575 от 28.08.2018 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе, утв. постановлением администрации г. Пензы от 17.02.2016 №207» административный истец ссылается на несоблюдение процедуры их принятия, указывая, что в нарушение ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ ЖСК «Прогресс» как собственник земельного участка, на который устанавливался публичный сервитут, не был извещен о проведении публичных слушаний в 2016 году, а при принятии постановления №1575 от 28.08.2018 публичные слушания не проводились.

При проверке доводов истца суд исходит из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которой предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Статьей 3 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других

федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Проект планировки территории и проект межевания территории являются

документами по планировке территории (часть 5 статьи 41 Градостроительного

кодекса РФ).

В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и

размещения линейных объектов.

Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих

застройке территорий.

Согласно п. 8 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ проект межевания

территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в том числе и границы зон действия публичных сервитутов.

Под публичным сервитутом действующее законодательство понимает право

ограниченного пользования соседним участком.

В соответствии со ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами

исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и

размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта

поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании

документации по планировке территории.

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленными Градостроительным кодексом РФ. По результатам проверки указанные органы

принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании

решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному

рассмотрению на публичных слушаниях.

Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом

муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ст.

46 Градостроительного кодекса РФ.

На момент принятия постановления администрации г. Пензы от 17.02.2016 №207 «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе» процедура подготовки документации по планировке территории регламентировалась постановлением администрации г. Пензы от 12.07.2012 №839 «Об утверждении порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления», а порядок назначения и проведения публичных слушаний по проектам планировки территорий и межевания территорий определялся решением Пензенской городской Думы от 30.09.2005 №202-14/4 «Об утверждении Положения «О публичных слушаниях в городе Пензе».

Согласно пункту 2.1 постановления администрации г. Пензы от 12.07.2012

№839 решение о подготовке документации по планировке территории принимается с учетом имеющейся градостроительной документации на соответствующую территорию в следующих случаях: по инициативе органов местного самоуправления города Пензы; на основании предложений физических и юридических лиц.

Пунктами 2.4, 2.5 постановления №839 установлено, что решение о подготовке документации принимается главой администрации города Пензы в форме постановления. Решение о подготовке документации подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещению на официальном сайте администрации г. Пензы.

Согласно п. 3.7 постановления № 839 порядок назначения и проведения публичных слушаний по проектам планировки территорий и межевания территорий определяется решением Пензенской городской Думы от 30.09.2005 №202-14/4 «Об утверждении Положения «О публичных слушаниях в городе Пензе».

Положением установлено, что публичные слушания по проектам планировки территорий и межевания территорий, проводит оргкомитет.

Оргкомитет назначается решением Пензенской городской Думы либо распоряжением Главы города Пензы не позднее чем за два рабочих дня до первого заседания оргкомитета в составе не менее 5 человек и не более 11 человек.

В состав оргкомитета могут включаться депутаты, представители администрации города Пензы по согласованию с главой администрации города Пензы, представители Пензенской городской Думы по согласованию с Главой города Пензы, а также представители общественности.

Распоряжением главы города Пензы от 21.12.2015 №83-пс определена дата

проведения публичных слушаний 25 января 2016 года, и назначен состав оргкомитета, так же определена дата первого заседания оргкомитета 24.12.2015.

Оргкомитет назначает из лиц, входящих в оргкомитет, ведущего публичных слушаний, определяет место и время проведения публичных слушаний, а также возможности доступа жителей города Пензы, представителей органов местного самоуправления города Пензы. Оргкомитет организует ведение протокола на публичных слушаниях. Не позднее, чем за 30 дней до дня проведения публичных слушаний, оповещает жителей города Пензы о дате, месте и времени проведения публичных слушаний, доводит до сведения жителей проект муниципального правового акта, также информирует жителей о местонахождении оргкомитета, номере телефона и иных необходимых сведениях; оповещение может производиться либо через опубликование сведений в средствах массовой информации, либо через обнародование указанных выше сведений путем вывешивания объявлений в общественных местах, на досках объявлений и т.п.

В выпуске газеты «Муниципальные ведомости» от 25.12.2015 №77, являющейся источником официального опубликования муниципальных правовых актов администрации г. Пензы, опубликовано оповещение о проведении публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе с указанием даты, времени и места проведения публичных слушаний.

В соответствии с подп. 3.1 ст. 6.1 Положения участниками являются жители города Пензы, проживающие на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанных территориях, а также иные заинтересованные лица, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в срок не менее одного месяца и не более трех месяцев со дня оповещения жителей города Пензы о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний. Заключения о результатах публичных слушаний, подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов города Пензы, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте города Пензы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации, размещению на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и передаче на безвозмездной основе в Управление градостроительства и архитектуры администрации города Пензы для хранения и учета в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Публичные слушания по вопросу утверждения проекта межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе проведены 25 января 2016 года.

После проведения публичных слушаний были подготовлены заключение и протокол публичных слушаний.

Постановление администрации г. Пензы от 17.02.2016 N2 207 «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе» было опубликовано 22 февраля 2016 года в газете «Муниципальные ведомости, г. Пенза» N2 12(270).

Администрацией города Пензы полностью соблюдена процедура принятия и опубликования оспариваемого постановления администрации, г. Пензы от 17.02.2016 № 207 «Об утверждении проекта межевания территории ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе», принято в пределах полномочий, предоставленных органу местного самоуправления действующим законодательством.

Ссылка административного истца на ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ в обоснование нарушение процедуры принятия постановления администрации г. Пензы от 17.02.2016 N2 207 в части не извещения ЖСК «Прогресс» о проведении публичных слушаний является необоснованной, поскольку на момент принятия оспариваемого постановления данная норма отсутствовала и была принята только Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2017 №455-ФЗ.

В соответствии с ч. 12 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ) в случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта) сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Таким образом, со дня вступления в силу 01.09.2018 Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» обязанность проведения процедуры общественных слушаний при установлении публичного сервитута исключена.

Следовательно, на дату 27.10.2018 внесения сведений о публичном сервитуте, установленном проектом межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в городе Пензе, в Единый

государственный реестр недвижимости проведение процедуры общественных слушаний не требовалось.

Таким образом, постановление администрации г. Пензы №1575 от 28.08.2018 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе, утв. постановлением администрации г. Пензы от 17.02.2016 №207» принято администрацией г. Пензы в соответствии с предоставленными ей полномочиями, с соблюдением процедуры принятия и опубликования.

Принятие обжалуемых постановлений не повлекло нарушения прав собственников многоквартирного дома 49 по ул. ФИО1 в г. Пензе.

Представителем административного ответчика администрации г. Пензы заявлено о пропуске административным истцом срока на обращение с административным исковым заявлением, который составляет три месяца, поскольку постановление администрации г. Пензы от 17.02.2016 N2 207 «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе» было опубликовано 22 февраля 2016 года в газете «Муниципальные ведомости, г. Пенза», а постановление от 28.08.2018 было опубликовано в муниципальной газете «Пенза» №30 от 29.08.2018 и размещено на официальном сайте администрации г. Пензы в сети «Интернет».

В соответствии с ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом. Следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).

Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (части 1, 2, 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Таким образом, документы по планировке территории разрабатываются на основе положений генерального плана и правил землепользования и застройки муниципальных образований и являются нормативными правовыми актами.

Оспариваемые постановления вводят на перечисленных в них земельных участках определенный правовой режим, заключающийся в предоставлении права пользования этой частью земельных участков неограниченному кругу лиц (публичный сервитут). Следовательно, по смыслу абзаца 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" являются нормативными правовыми актами, и их законность подлежит проверке в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем доводы представителя администрации г. Пензы о пропуске административным истцом срока на обращение с административным исковым заявлением являются необоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административный иск ЖСК «Прогресс» к администрации г. Пензы о признании постановлений недействующими оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17.02.2020.

Судья: ...

...

...

...

...