ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-139/2021 от 28.01.2021 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2А-139/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 января 2021 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Супонькиной А.Г.,

с участием представителя административного истца ФИО6 действующей по доверенности от ДАТА, имеющей высшее юридическое образование (представлен диплом),

представителя заинтересованного лица - старшего помощника военного прокурора 57 военной прокуратуры гарнизона ФИО7.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области МОСП по исполнению особых исполнительных производств, ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (заинтересованное лицо: Военный прокурор 318 военной прокуратуры гарнизона) о признании незаконными действий УФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области МОСП по исполнению особых исполнительных производств, судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1 по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от 17.11.2020 № в размере 50 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное казённое учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области МОСП по исполнению особых исполнительных производств, ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1. В обоснование административного иска указано, что в адрес ФКУ «ОСК Восточного военного округа» поступило постановление ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 от 17.11.2020 № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с ФКУ «ОСК Восточного военного округа». Указанное постановление вынесено по результатам рассмотрения материалов исполнительного производства от 30.07.2020 № , возбужденного на основании исполнительного документа – исполнительного листа серии ФС № от 06.09.2018, выданного Кировским районным суда г. Хабаровска по гражданскому делу . Предмет исполнения: возложить на Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «ОСК Восточного военного округа» обязанность по организации проведения инженерного обследования технического состояния зданий инв. №№ , , войсковой части (<адрес>), по результатам которого принять решение о проведении соответствующей категории ремонта. Во исполнение решения суда, согласно ответу Врио начальника 722 отдела координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск (сил) Восточного военного округа от 04.09.2020 № , тактико-техническое задание на капитальный ремонт ДЭС инв. № , гараж инв. № , ТЗ инв. № (военный городок № <адрес>, войсковая часть ) направлено в Департамент строительства Минобороны России от 08.11.2018 № . В соответствии с п. 34 Устава ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. Выполнение строительно-монтажных работ в отношении объекта недвижимости за счет средств федерального бюджета представляет собой длительный процесс, регламентированный законодательством Российской Федерации. 12.04.2016 заместителем Министра обороны РФ утвержден «Регламент порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков, формирования Плана текущего ремонта и заявочного Плана капитального ремонта», который действует ив настоящее время. Согласно Руководству об эксплуатационных органах в сфере обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны РФ, утвержденного 31.05.2014 заместителем Министра обороны РФ, объекты недвижимости Министерства обороны РФ включаются в план (титульные списки) капитального строительства, реконструкции (капитального ремонта) Департамента государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ только после положительного решения Министра обороны РФ по представлению Генерального штаба Вооруженных Сил. Министерством обороны РФ, являющимся государственным заказчиком, заключаются государственные контракты по содержанию и ремонту объектов недвижимости. Заключение государственного контракта возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае, контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушение бюджетного законодательства. Таким образом, ФКУ «ОСК Восточного военного округа» принимает все меры для исполнения решения Кировского районного суда г. Хабаровска по делу № в добровольном порядке. Жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу по тому же предмету, который указан в административном иске не подавалась. Постановление ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО от 17.11.2020 № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей поступило в адрес представителя ФКУ «ОСК Восточного военного округа» 27.11.2020, что подтверждается штампом ФГКУ «ВРУПО» МО РФ вх. № от 27.11.2020.

На основании ст. ст. 218, 219 КАС РФ, ч. 1 ст. 21, ст. 47, ст. 122, 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», просят восстановить срок на обжалование Постановления о взыскании исполнительского сбора от 17.11.2020 № ; признать незаконными действия УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО МОСП по исполнению особых исполнительных производств, ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от 17.11.2020 № в размере 50 000 рублей; отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от 17.11.2020 № .

Определение Кировского районного суда г. Хабаровска от 29.12.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО.

В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержала, в случае если суд приход к выводу о законности и обоснованности постановления о взыскании исполнительского сбора, просит освободить ФКУ «ОСК ВВО» от взыскания исполнительского сбора.

В судебное заседание представитель административных ответчиков МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 не явились, о его времени месте были извещены.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица (взыскателя по исполнительному производству) Военный прокурор 318 военной прокуратуры гарнизона оставил разрешение вопроса о взыскании исполнительского сбора с административного ответчика на разрешение суда.

На основании исследованных доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах деле, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из представленных МОСП заверенных копий материалов исполнительного производства, ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств, 30.07.2020 возбуждено в отношении ФКУ «ОСК Восточного военного округа» исполнительное производство № , на основании исполнительного документа исполнительный лист ФС № от 06.09.2018, выданного Кировским районным судом г. Хабаровска по делу № от 15.08.2018, предмет исполнения: возложить на Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «ОСК Восточного военного округа» обязанность по организации в течение шести месяцев со дня вступления настоящего судебного постановления в законную силу проведения инженерного обследования технического состояния зданий инв. №№ , и войсковой части , по результатам которого принять решение о проведении соответствующей категории ремонта, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения.

Согласно сведений об отправке и отслеживании почтовых отправлений, копия постановление получена должником 06.08.2020.

Как следует из представленной административным истцом в материалы настоящего дела, а также представленной судебному приставу-исполнителю, переписки с командиром войсковой части ,, инженерное обследование во исполнение решения суда не проведено, согласно ответу Врио начальника 722 отдела координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск (сил) Восточного военного округа от 04.09.2020 № , тактико-техническое задание на капитальный ремонт ДЭС инв. № , гараж инв. № , ТЗ инв. № (военный городок № <адрес>, войсковая часть ) направлено в Департамент строительства Минобороны России от 08.11.2018 № . В перечень объектов капитального ремонта на 2020 год, утверждённого командующим войсками военного округа от 19 мая 2020г., объект отсутствует.

17.11.2020 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств, по результатам рассмотрения материалов исполнительного производства № от 30.07.2020 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, которым постановлено: взыскать с должника ФКУ «ОСК ВВО» МО РФ исполнительской сбор в размере 50 000 рублей. установить должнику ФКУ «ОСК ВВО» МО РФ новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 04.12.2020.

В соответствии с учетной карточкой входящего документа по состоянию на 04.12.2020, постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера поступило в секретариат военного совета ВВО 27.11.2020вх № .

В соответствии со ст.46 (ч.ч.1 и 2) Конституции Российской Федерации действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, в том числе права на доступ к правосудию, могут быть обжалованы в суд.

В силу ст.ст. 218, 360, 219, 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановления судебного пристава-исполнителя, их действий (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, предусмотренном главой 22 настоящего кодекса, в течение десяти дней рабочих дней, со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как установлено судом, копия постановления о взыскании исполнительского сбора от 17.11.2020 получена ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» 27.11.2020, с настоящим административным иском в Кировский районный суд г. Хабаровска ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обратилось 07.12.2020. При таких обстоятельствах, административным истцом установленный законом срок в десять рабочих дней со дня получения копии постановления, не пропущен.

В соответствии с частями 1, 11, 12, 17 статьи 30 Федерального закона от 2.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В силу частей 1-3, 6, 7 статьи 112 вышеуказанного Федерального закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В пунктах 74, 75 Постановления от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" Пленум Верховного Суда России разъяснил, что суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В пункте 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, указано, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Проверив действия судебного пристава-исполнителя по привлечению должника ФКУ «ОСК ВВО» к ответственности в виде исполнительского сбора, суд приходит к выводу, что действия судебного пристава-исполнителя являются законными и обоснованными. Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено по истечению срока, установленного для добровольного исполнения, как решением суда, так и судебным приставом-исполнителем, при этом требования исполнительного документа исполнены не были.

Рассматривая вопрос о возможности освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, либо уменьшении его размера, суд оснований для этого не находит, поскольку всех мер для надлежащего исполнения решения суда предпринято не было. Направив тактико-техническое задание на капитальный ремонт ДЭС инв. № , гараж инв. № , ТЗ инв. № (военный городок № <адрес>, войсковая часть ) в Департамент строительства Минобороны России 08.11.2018, больше никаких мер для исполнения решения суда административным истцом предпринято не было. При этом установленный судом срок для исполнения решения суда истек 15.02.2019, (согласно отметки в исполнительном листе, решение суда вступило в законную силу 15.08.2018).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области МОСП по исполнению особых исполнительных производств, ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (заинтересованное лицо: Военный прокурор 318 военной прокуратуры гарнизона) о признании незаконными действий УФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области МОСП по исполнению особых исполнительных производств, судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1 по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от 17.11.2020 № в размере 50 000 рублей, - отказать.

Копии решения вручить под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или направить им в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 28 января 2021 года.

Судья: /Подпись/

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна, Судья: Якимова Л.В.

Оригинал решения находится в материалах дела №2А-139/2021 в Кировском районном суде г. Хабаровска

Секретарь: Супонькина А.Г.