ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-139/2022 от 01.02.2022 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-139/2022 год

39RS0004-01-2021-005066-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2022 года

Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:

Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. З.

При секретаре Доманицкой О. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к Управлению Росреестра по Калининградской области об оспаривании решений, обязании устранения допущенных нарушений

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с настоящим административным иском. Указали, что <адрес> в <адрес> изначально поставлен на кадастровый учет как индивидуальный жилой дом, право собственности зарегистрировано за истцами на доли индивидуального жилого дома.

<адрес> в <адрес> всегда являлся двухсекционным, каждая секция является обособленной и изолированной, с отдельным входом, автономным отоплением, счетчиком на электричество.

В связи с тем, что существующий жилой дом фактически является блокированным домом, и дом не узаконен в соответствии с фактическим использованием, они решили изменить статус жилого дома с индивидуального на блокированный, что является разновидностью индивидуального дома.

Ими подано заявление в Управление Росреестра об изменении кадастрового учета здания с жилого на блокированный, регистрации права собственности на 2 секции, прекращении права собственности на жилой дом.

Регистрационные действия были приостановлены в связи с необходимостью предоставления документов от органов власти о вводе в эксплуатацию нового строения.

02.06.2021 года регистратором ФИО6 вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации права на блок-секции по причине непредоставления разрешений от органа власти.

27.07.2021 года регистратором ФИО7 вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации прекращения права на доли в ИЖД по причине отказа в регистрации нового права.

Отказы полагают незаконными, поскольку представление разрешительных документов невозможно, т.к. никакая реконструкция, ремонтные работы не проводится, происходит лишь уточнение целевого назначения дома и выдел долей в натуре в уведомительном порядке. Блоки жилого дома могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов на основании ст. 16 ЖК РФ, т.к. части жилого дома относятся к числу жилых помещений и части дома являются обособленными и изолированными.

Просят: признать незаконными уведомления об отказах в государственной регистрации права от 02.06.2021 года и от 27.07.2021 года, обязать зарегистрировать права собственности на две блок-секции согласно представленным документам, зарегистрировать прекращение права собственности на две доли ИЖД по адресу <адрес>.

Административные истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержала административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям. Пояснила, что до 2011 года было учтено два объекта, отдельные входы, отдельные договоры на коммунальные услуги, отдельные счетчики. Для ИЖД нет ограничений по планировке и, если она позволяет выделить помещения, то это можно сделать в уведомительном порядке; поскольку строительные работы не проводятся, администрация разрешения не дает, правительство не выдает разрешений на такую услугу, как выдел объекта в натуре, эти две услуги не подпадают под их ситуацию. Считают, что позиция Росреестра неправомерна, уведомительный порядок не нарушает закон и интересы третьих лиц. В БТИ и в администрации, когда объект учитывался, присваивались адреса <адрес>.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Калининградской области по доверенности ФИО4 просит в удовлетворении требований отказать, указывая о законности и обоснованности принятых решений. В Росреестр были переданы документы, технический паспорт, соглашение о разделе, земельный участок в аренде, он не разделялся. В уведомлении о приостановлении регистрации обосновано указано, что земельный участок изначально был под ИЖД. При образовании двух объектов недвижимости и изменении площади это реконструкция согласно ст. 14 ГрК РФ. Образуются два самостоятельных объекта с самостоятельной площадью. Земельный участок не разделен на два земельных участка под блокированную жилую застройку.

Представитель заинтересованного лица администрации Городского округа «Город Калининград» по доверенности ФИО5 просит в удовлетворении требований отказать.

В письменных пояснениях (л.д. 23 т. 2) указано, что объект расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами на одном неделимом земельном участке с кадастровым номером 39:15:141709:47, с первоначально указанным разрешенным использованием «под жилой дом индивидуального жилого фонда». Блокированная жилая застройка не отнесена к основным видам разрешенного использования, а относится к условным видам разрешенного использования участков.

Применительно к территории, включающей земельный участок с кадастровым номером , постановлением главы г. Калининграда - мэра города от 22.05.2007 № 1203 утверждена документация по планировке территории «Проект планировки, застройки территории расположенной в границах улиц <адрес>», согласно которой рассматриваемых земельный участок относится к зоне существующей застройки индивидуальными жилыми домами. Документация по планировке территории действует в части, не противоречащей Генеральному плану и Правилам. Согласно Правилам, земельный участок с кадастровым номером находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (индекс зоны «Ж-4/А»).

06.10.2020г. Распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов № 2445/р-кми, вид разрешенного использования «под жилой дом индивидуального жилищного фонда» был изменен на «блокированная жилая застройка».

26.11.2021г. Распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов № 2908/р-кми ФИО1 отказано в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером по основаниям разработки схемы с нарушением установленных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.

Как указано в п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в частности: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 1, 2, 3 и 4 части 9 ст. 226 КАС РФ).

При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения.

Как следует из материалов дела, согласно сведениям из ЕГРН долевыми собственниками здания - жилого дома с КН площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на кадастровый учет 02.07.2011 года, являются ФИО2 (<данные изъяты> доли) и ФИО1 <данные изъяты> доли).

Также ФИО1, ФИО2 являются арендаторами земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается соглашением № 7986-и/з от 23.10.2020 г. о замене лица на стороне арендатора и о внесении изменений и дополнений в Договор № 7986-и аренды земельного участка от 27.10.2008г. (т. 1, л.д. 21-26).

Учитывая, что ФИО1, ФИО2 оспаривают приложенные к административному иску уведомление об отказе в государственной регистрации от 02.06.2021 № КУВД-001/2020-11559252/14 в отношении ФИО1(регистратор ФИО6) и уведомление об отказе в государственной регистрации от 27.07.2021 № КУВД-001/2021-15182459/2 в отношении ФИО2, (регистратор ФИО7), предметом судебного разбирательства являются данные уведомления.

Как следует из материалов дела, ФИО1, ФИО2 обратились 13.08.2020 года в Управление Росреестра по Калининградской области с заявлениями, в которых просили осуществить государственный регистрационный учет и государственную регистрацию права собственности: ФИО1 – в отношении здания площадью <данные изъяты> кв.м. с назначением жилое по <адрес> в <адрес>; ФИО2 – в отношении здания площадью <данные изъяты> кв.м. с назначением жилое по <адрес> в <адрес> (т. 1 л.д. 51-56).

К заявлению приложен технический план о разделе здания с КН с образованием двух зданий – площадью <данные изъяты> кв. м. и площадью <данные изъяты> кв.м., с указанием, что раздел исходного здания производится в связи с тем, что данный объект фактически используется как жилой дом блокированной застройки, состоящий из жилого дома блокированной застройки № 1 площадью <данные изъяты> кв.м. и жилого дома блокированной застройки № 2 площадью <данные изъяты> кв.м (т. 1 л.д. 57-67)

Также приложено соглашение собственников жилого <адрес> в <адрес> от 12.08.2020 года (т. 1 л.д. 69)., в котором собственники считают необходимым изменить статус жилого дома с индивидуального на жилой дом блокированной застройки, снять с кадастрового учета (далее по тексту – КУ) ИЖД, поставить на КУ жилой дом блокированной застройки № 1 и жилой дом блокированной застройки № 2, прекратить право собственности на доли индивидуального жилого дома, зарегистрировать права на две блок-секции в блокированном доме (т. 1 л.д. 69).

Государственным регистратором вынесено уведомление от 25.08.2020 года № КУВД-001/2020-11559252/1 и КУВД-001/2020-11559252/2 о приостановлении ГКУ и государственной регистрации прав со ссылкой на положения пунктов 5, 7, 9 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (л.д. 71 т. 1, л.д. 154 т. 2).

В обоснование указано, что в соответствии с актуальными сведениями ЕГРН на земельном участке с КН <данные изъяты> с видом разрешенного использования (под жилой дом индивидуального жилищного фонда» учтено здание с КН <данные изъяты>, дата постановки на учет 02.07.2011, объект поставлен на учет на основании технического плана, право собственности зарегистрировано в упрощенно порядке.

С приведением статей 1, 8, 35, 37, 51, 52, 55 ГрК РФ, статей 7, 40, 42, 85, 263 ЗК РФ, ст. 41 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указано, что при разделе ИЖД на блоки жилого дома блокированной застройки необходимо осуществить в установленном законом порядке его реконструкцию, в результате которой будут созданы здания с наименованием «жилой дом блокированной застройки». Порядок осуществления реконструкции объектов капитального строительства регулируется положениями Градостроительного кодекса РФ. В отношении жилых домов блокированной застройки согласование органами власти строительства (реконструкции) осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 48, 49, 51, 55 ГрК РФ (требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию). Однако, в составе техплана отсутствует разрешительная документация о реконструкции ИЖД, в результате которой созданы здания с наименованием «Жилой дом блокированной застройки». В отношении образования земельных участков, занятых блоками жилого дома блокированной застройки, согласно определению, содержащемуся в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования. В соответствии с ч. 10.1. ст. 55 ГрК РФ обязательным приложением к разрешению на ввод в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Законом о регистрации. Кроме того, количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, должно быть равным количеству таких блоков. При этом необходимо, чтобы количество земельных участков соответствовало количеству блоков, сведения о которых будут содержаться в соответствующих разделах разрешения на ввод жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию. Рекомендовано представить: технический план в отношении каждого из блоков, составленный на основании разрешительной документации; изменить вид разрешенного использования земельного участка, а также произвести его раздел на количество, равное количеству блоков жилого дома блокированной застройки (с учетом правил ПЗЗ для данной территориальной зоны); представить уполномоченным органом разрешение на ввод жилого дома блокированной застройки № 1 и жилого дома блокированной застройки № 2.

В связи с предоставлением дополнительных документов с заявлением от 04.09.2020 года (т. 1 л.д. 83-123) и с заявлением от 07.10.2020 (т. 1 л.д. 132-138) уведомлениями от 11.09.2020 года № КУВД-001/2020-11559252/3 и от 11.09.2020 года № КУВД-001/2020-11559252/4 (т. 1 л.д. 124-127) и от 12.10.2020 № КУВД-001/2020-11559252/5 и № КУВД-001/2020-11559252/6 (т. 1 л.д. 128-131) действия по ГКУ и государственной регистрации прав приостановлены до 24.11.2020 года с указанием, что представленные документы не устраняют всех обстоятельств, послуживших причиной для приостановления.

В связи с предоставлением дополнительных документов с заявлением от 18.11.2020 года (т. 1 л.д. 139-148) уведомлениями от 23.11.2020 № КУВД-001/2020-11559252/7 и № КУВД-001/2020-11559252/8 действия по ГКУ и государственной регистрации прав приостановлены до 25.11.2020 года с указанием, что представленные документы не устраняют всех обстоятельств приостановления (т. 1 л.д. 154-155).

Уведомлениями от 25.11.2020 года № КУВД-001/2020-11559252/9 и № КУВД-001/2020-11559252/10, в связи с поступившим заявлением ФИО1 о приостановлении от 24.11.2020 года № КУВД-001/2020-25588981, действия по ГКУ и государственной регистрации прав по заявлению ФИО1 приостановлены до 24.05.2021 года, с указанием нового срока госрегистрации – 02.06.2021 (т. 1, л.д. 158-159).

Уведомлениями от 02.06.2021 года № КУВД-001/2020-11559252/13 и оспариваемым уведомлением № КУВД-001/2020-11559252/14 (т. 1 л.д. 162-169) государственным регистратором в связи с истечением срока приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, неустранением приведенных в уведомлениях о приостановлении причин отказа отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав. При этом в уведомлении приведены причины, аналогичные указанным в уведомлении о первоначальном приостановлении.

Также ФИО2 обратилась с заявлением 09.04.2021, в котором просила осуществить государственную регистрацию прекращения права общедолевой собственности с размером доли 1/2 в отношении здания с КН площадью <данные изъяты> кв. м. 16.04.2021 года представила дополнительные документы к заявлению. Уведомлением от 27.04.2021 года приостановлен до 27.07.2021 года на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 ФЗ № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав с указанием что в ЕГРН здание – жилой дом с КН <данные изъяты> зарегистрировано в долевой собственности за ФИО1, ФИО2 Однако с заявлением в отношении указанного здания обратилась только ФИО2, т.е. не все собственники здания. Также указано об оформлении с нарушениями технического плана. Указано об отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию объекта блокированная жилая застройка, нарушении ч. 1 ст. 15 ФЗ, ч. 10 ст. 40 ФЗ № 218-ФЗ (л.д. 139 т. 2)

Оспариваемым уведомлением от 27.07.2021 года № КУВД-001/2021-15182459/2 (т. 1 л.д. 11) государственным регистратором в связи с истечением срока приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, неустранением приведенных в уведомлении о приостановлении причин отказа отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав. В обоснование указано, что при проведении правовой экспертизы установлено, что здание находится в общей долевой собственности у ФИО1 и ФИО2 Однако, в Управление Росреестра по Калининградской области представлено только заявление от ФИО2, также ссылка на ч. 3 ст. 41 ФЗ № 218-ФЗ.

Административные истцы, ссылаясь на незаконность отказов, указывают, что никакой реконструкции в спорном жилом доме не производилось, происходит лишь уточнение целевого назначения дома, изначально являющегося блокированным жилым домом с обособленными и изолированными отдельными блок-секциями, выдел долей в натуре в уведомительном порядке.

В силу положений частей 3 и 7 статьи 1 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ

"О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Как следует из пунктов 2 и 3 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно по общим правилам в связи с образованием объекта недвижимости и прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН.

Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения в частности, о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ). В техническом плане указываются в том числе новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ. Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Закона N 218-ФЗ).

В данном случае основанием для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации уведомлением от 02.06.2021 года послужили положения пунктов 5, 7 и 9 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, а именно: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Под домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (часть 2 статьи 49 ГрК РФ).

Частями 1, 2, 16 ЖК РФ определено, что жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании; квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Вместе с тем, ЖК РФ не содержит определение понятия "часть жилого дома".

Согласно пункту 39 статьи 1 ГрК РФ объект индивидуального жилищного строительства ("жилой дом" и "индивидуальный жилой дом") - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Жилым многоквартирным зданием является жилое здание, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы ("СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные").

Помещение это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (пункт 14 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

Само по себе помещение, как составляющая (структурная) часть здания самостоятельным объектом регистрируемых вещных прав (объектом недвижимого имущества) наряду (одновременно) с объектом, в котором оно расположено (зданием), право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее также - ЕГРН), не является.

Как следует из указанных норм, индивидуальный жилой дом, дом блокированной застройки и многоквартирный дом обладают различными характеристиками, при этом квартирой признается только помещение, находящееся в многоквартирном доме.

Пунктом 2 части 8 статьи 41 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно являются соглашение о разделе объекта недвижимости - при разделе объекта недвижимости, находящегося в общей собственности нескольких лиц, а если право на такой объект недвижимости не зарегистрировано в ЕГРН, то правоустанавливающий документ на исходный или измененный объект недвижимости.

Между тем прекращение права общей долевой собственности на жилой дом в связи с его разделом и выделом доли в порядке статьи 252 ГК РФ в судебном порядке само по себе не свидетельствует об изменении технических характеристик такого объекта недвижимого имущества, приведшем к прекращению существования индивидуального жилого дома и созданию нового объекта кадастрового учета дома блокированной застройки либо многоквартирного дома.

Под реконструкцией в силу п. 14 ст. 1 ГрК РФ понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном ГрК РФ.

С 01.09.2018 года не требуется разрешение на строительство, реконструкцию объектов ИЖС, их строительство (реконструкция) осуществляются на основании подачи уведомления в порядке ст. 51.1 ГрК РФ, по завершении строительства (реконструкции) объекта ИЖС застройщик в силу положений ст. 55 ГрК РФ частей 15-21 обращается с уведомлением об окончании строительства, на что ему компетентным органом выдается уведомление о соответствии или несоответствии построенного (реконструированного) объекта ИЖС требованиям законодательств о градостроительной деятельности.

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, за исключением установленных законом случаев, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ (ч. 1 ст. 51 ГрК РФ).

Для ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию в силу положений ст. 55 ГрК РФ застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.

Именно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на ГКУ построенного объекта капитального строительства или внесения изменений в документы ГКУ в отношении реконструированного объекта капитального строительства.

Вопреки доводам стороны административных истцов, дома блокированной застройки не являются разновидностью объекта индивидуального жилищного строительства (индивидуального жилого дома), не входят в перечень объектов, для которых не требуется разрешение на строительство, и для строительства и реконструкции таковых является обязательным получение разрешения на строительство, уполномоченным органом на выдачу которого в Калининградской области является Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.

Согласно ответу Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области земельный участок с кадастровым номером отнесен к территориальной зоне Ж-4/А – зона застройки индивидуальными жилыми домами (л.д. 98-106).

Доказательств получения в указанном органе разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, строительства дома блокированной застройки стороной административных истцов не представлено, сторона административного истца ссылалась на отсутствие таковой необходимости, указывая, что дом изначально построен как дом блокированной застройки, имеющий отдельные инженерные коммуникации.

Вместе с тем, указанные доводы несостоятельны.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 06.06.2007 года установлено при отмене решения суда первой инстанции по делу 2-572/2007 года, что суду следовало проверить, является ли возведенная постройка по <адрес> индивидуальным жилым домом или блокированным двухсекционным жилым домом (л.д. 186-189 гр. дела 2-572/2007).

Так, вступившим в законную силу решением Московского районного суда г. Калининграда от 12.07.2007 года по делу № 2-572/2007 установлено, что неоконченный строительством дом на <адрес> в <адрес> является индивидуальным жилым домом. Указанным решением установлено, что из плана на неоконченный строительством индивидуальный жилой <адрес> в <адрес>, выданного Калининградским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» усматривается наличие общего входа во внутренней перегородке дома, разделяющего его на две половины. Инженерные сети к дому не были подведены. Из санитарно-эпидемиологического заключения № 1599 23.10.06г. видно, что устройство локальных очистных сооружений на земельном участке по <адрес> в <адрес> возможно как для индивидуального жилого дома.

Указанным решением признано право ФИО11 на неоконченный строительством индивидуальный жилой дом, расположенный на углу улиц Шишкина-Дежнева в Калининграде (л.д. 231-235 дела 2-527/2007).

На основании указанного решения зарегистрировано право собственности ФИО11 на неоконченный строительством жилой дом выстроенный на 63,5% (л.д. 28 т. 2), который в долях (по 1/2 доле каждому) был продан ФИО1 и ФИО12 (л.д. 196-204), а затем зарегистрировано право на индивидуальный жилой дом на основании декларации об объекте недвижимости с указанием об окончании строительства дома в 2008 году.

Т.е. разрешение на строительство дома блокированной застройки не получалось как административными истцами, так и предыдущими собственниками долей в неоконченном строительством индивидуальном жилом доме и долей в индивидуальном жилом доме. При этом доводы о наличии изначально индивидуальных инженерных сетей для блок секций несостоятельны, поскольку объект капитального строительства поставлен на государственный кадастровый учет как индивидуальный жилой дом, на основании декларации об объекте недвижимости.

Представленные в судебное заседание техническое заключение об инженерно-геологических изысканиях участка для газификации, счет на оплату электроэнергии, обращения с ТКО, проект блокированного жилого дома, проект газоснабжения жилого <адрес> в <адрес>, договоры технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия, акт о выполнении технических условий, договор энергоснабжения (л.д 52, 55-108) основанием к удовлетворению требований не являются, поскольку предметом рассмотрения государственных регистраторов не были.

Несостоятельны не влекут удовлетворения требований и доводы о наличии в пределах объекта с КН двух отдельных объектов с КН и КН , поскольку таковым объектам присвоен статус архивный 01.03.2016 на основании решения ФКП Росреестра, никогда не были поставлены на учет как самостоятельные объекты недвижимости с одновременной регистрацией права на них, объект с КН изначально поставлен на учет как индивидуальный жилой дом, в котором как указано выше, не может быть квартир.

Не влекут удовлетворения требований и дополнительно представленные в период приостановлении государственной регистрации документы.

Так, технический паспорт составлен именно на индивидуальный жилой дом (по состоянию на 08.09.2008 года), имевший изначально адрес <адрес>.

Распоряжение Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов № 2445/р-КМИ от 06.10.2020, которым изменен вид разрешенного использования земельного участка с КН с «под жилой дом индивидуального жилищного фонда» на «блокированная жилая застройка», соглашение о замене лица на стороне арендатора № 7986-И от 23.10.2020 года также обоснованно не признаны государственным регистратором документами, устраняющими причины приостановления первоначального обращения. Поскольку не представлены разрешение на ввод в эксплуатацию жилых домов блокированной застройки № 1 и № 2, технический план в отношении каждого из блоков на основании разрешительной документации, осуществления ГКУ и регистрации прав в части раздела земельного участка на количество, равное количеству блоков жилого дома блокированной застройки (л.д. 154 т. 1).

При этом из представленного госрегистратору ФИО1 дополнительно ответа Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что применительно к территории, включающей земельный участок с КН , постановлением Мэра г. Калининграда от 22.05.2007 года № 1203 утверждена документация по планировке территории, согласно которой рассматриваемый участок относится к зоне существующей застройки индивидуальными жилыми домами. Указано, что в случае когда при изменении одного вида разрешенного использования недвижимости на другой разрешенный вид использования затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства, необходимо получение разрешения на строительство (реконструкции) в соответствии со ст. 51 ГрК РФ (л.д. 132-138 т 1).

Доводы о присвоении двух адресов также не являются основанием к удовлетворению иска, поскольку, как указано выше, объект изначально поставлен на ГКУ как неоконченный строительством один индивидуальный жилой дом, и затем как оконченный строительством индивидуальный жилой дом. Кроме того, Администрация ГО «город Калининград» указала, что в архиве не имеется документов, подтверждающих присвоение адреса объекту регистрации (л.д. 27 т. 2).

26.11.2021г. Распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» № 2909/р-кми (т.2 л.д. 53), ФИО2 и ФИО1 отказано в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером на основании разработки схемы с нарушением установленных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (образование земельных участков приводит к невозможности разрешенного использования объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, а также препятствует рациональному использованию земель в связи с невозможностью размещения объекта недвижимости).

В соответствии с ч. 10.1 ст. 55 ГрК РФ обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Министерством экономического развития Российской Федерации в пункте 2 письма от 14 марта 2017 г. N Д23и-1328 указано, что согласно определению, содержащемуся в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования. Количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, должно быть равным количеству таких блоков. При этом необходимо, чтобы количество земельных участков соответствовало количеству блоков, сведения о которых будут содержаться в соответствующих разделах разрешения на ввод жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию.

Таким образом, при постановке на государственный кадастровый учет блоков в жилом доме блокированной застройки, разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока в отдельности, будут являться основанием для такого учета.

Учитывая вышеприведенные положения нормативных правовых актов в их совокупности и системной взаимосвязи, а также учитывая представленные доказательства, оцененные судом с точки зрения допустимости, достоверности и достаточности, учитывая, что жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> был поставлен на государственный кадастровый учет как индивидуальный жилой дом, и на него зарегистрировано право долевой собственности, без разрешения на ввод объектов блокированной застройки в эксплуатацию Управление Росреестра по Калининградской области не может осуществить государственный кадастровый учет домов блокированной застройки и зарегистрировать на них право собственности за ФИО1 и ФИО2 Следовательно оспариваемое уведомление от 02.06.2021 года является законным и обоснованным. Соответственно и уведомление от 27.07.2021 года также законно и обоснованно поскольку государственная регистрация прекращения права на исходные объекты недвижимости осуществляется одновременно с ГКУ и государственной регистрацией права на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов (ч. 3 ст. 41 ФЗ 3218-ФЗ). А следовательно, оснований для удовлетворения заявленных в административном иске требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2 к Управлению Росреестра по Калининградской области о признании незаконными уведомлений от 02.06.2021 года об отказе в государственной регистрации права, от 27.07.2021 года об отказе государственной регистрации прекращения права, обязании зарегистрировать право собственности на две блок-секции согласно представленным документам, зарегистрировать прекращение права собственности на две доли ИЖД по адресу <адрес>13а – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 февраля 2022 года.

Судья подпись

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>