ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-13/20 от 02.06.2020 Ленинскогого районного суда г.Тюмени (Тюменская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июня 2020 г. <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Савельевой Л.А., при секретаре Коровиной В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-13/2020 по административному исковому заявлению Зиненко В.И. о признании незаконным и отмене приказа руководителя Федерального Агентства воздушного транспорта Российской Федерации Министерства транспорта Российской Федерации(Росавиации) -П «Об аннулировании свидетельства авиационного персонала», в соответствии с п.1 которого аннулировано свидетельство коммерческого пилота от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Зиненко В.И.,

Установил:

Зиненко В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене приказа руководителя Федерального Агентства воздушного транспорта Российской Федерации Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация) -п «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в соответствии с п.1 которого аннулировано свидетельство коммерческого пилота от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Зиненко В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по тем основаниям, что приказ принят в отсутствие полномочий Росавиации на аннулирование свидетельств, заявитель прошел обучение, позволяющее работать пилотом гражданской авиации.

На указанное административное исковое заявление от представителя административного ответчика Чепкасовой А.Н. поступили возражения, в которых в удовлетворении иска просит отказать по тем основаниям, что у Росавиации имеются соответствующе полномочия для принятия оспариваемого приказа; ЮУрГУ, в котором истец проходил переподготовку, сертификацию как образовательная организация, осуществляющая обучение авиационного персонала не проходила. Истец имеет образование с присуждением квалификации «инженер», и им не были представлены документы, подтверждающие первоначальное обучение как специалиста авиационного персонала, в связи с чем ни ЮУрГУ, ни АУЦ ООО «Авикомпания ЧелАвиа» не должны были осуществлять его переподготовку в рамках дополнительного образования. Соответственно, в представленных административным истцом для получения свидетельства документах содержатся недостоверные сведения.

Также на указанное административное исковое заявление от представителя ФГБОУ ВОП «Южно-Уральский государственный университет» Гуляева Е.А. поступил отзыв, в котором он просит исковые требования удовлетворить в полном объеме, указывая на то, что Зиненко В.И. действительно проходил обучение в Южно-Уральском государственном университете в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по программе дополнительного профессионального образования- программе переподготовки «подготовка пилотов коммерческой авиации» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ на оказание платных образовательных услуг по программе дополнительного образования, заключенного между Южно-Уральским государственным университетом и ООО «Авикомпания ЧелАвиа», по окончанию обучения ему был выдан диплом Южно-Уральского университета о профессиональной переподготовке регистрационный . Полагает, что к правоотношениям, связанным с обучением Зиненко В.И. подлежали применение положения Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О образовании» и Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовке специалистов, утв.приказом Министерства образования и науки Росийской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Также полагает необоснованным применение к правоотношениям, связанным с обучением Зиненко В.И. в Южно-Уральском государственном университете, законодательства в области авиации, в том числе Воздушного кодекса РФ, а также действовавших в спорный период Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационных учебных центров», утв.Федеральной авиационной службой России от ДД.ММ.ГГГГ(далее – ФАП-23), поскольку предметом договора не являлось освоение(переучивание) Зиненко В.И. новых для него типов воздушных судов. Также считает, что приказ принят в отсутствие полномочий Росавиации на аннулирование свидетельств специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

В судебное заседание административный истец, представитель административного ответчика -Федерального Агентства воздушного транспорта Российской Федерации Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Росавиация), представители заинтересованных лиц: ФГБОУ ВОП «Южно-Уральский государственный университет», ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа», Министерства транспорта Российской Федерации не явились, извещены о времени и месте судебного заседания.

От представителя административного истца Миролевича А.В. поступило ходатайство об обеспечении его участия в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, которое судом оставлено без удовлетворения в виде отсутствия технической возможности организации видеоконференцсвязи с судами, указанными заявителем.

Также от представителя истца Миролевича А.В. поступило ходатайство об отложении дела слушанием в связи с невозможностью явки в судебное заседание представителя административного истца по уважительной причине до окончания режима самоизоляции, которое судом оставлено без удовлетворения в связи с отсутствием оснований для отложения судебного разбирательства, поскольку заявителем не указаны причины невозможности рассмотрения административного дела в отсутствие представителя, отложение судебного заседания на длительное время приведет к нарушению разумных сроков судопроизводства и прав других участников процесса, кроме того, административный истец был заранее извещен о дате и месте судебного заседания, и располагал возможностью реализовать свое право лично или через иного представителя участвовать в судебном заседании.

От представителя административного ответчика Чалеевой Б.О. поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон и представителей заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела, суд считает требование административного истца не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность указанных обстоятельств по делу отсутствует.

Согласно п. 13 ст. 2, ч.ч.1,3 ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности; профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования; под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

Статей 52 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

Согласно ч.ч. 2,4,5 ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами; подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации; требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами; порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами.

Указанные требования были установлены до ДД.ММ.ГГГГ Федеральными авиационными правилами, утвержденных приказом Федеральной авиационной службой России от ДД.ММ.ГГГГ. Из п. 2 указанных Правил следует, что авиационный учебный центр (АУЦ) - образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала.

Пунктом 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.

Полномочиями по утверждению программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ наделена Росавиация.

Согласно п. 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства РФ, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, а также по вопросам внутренней организации работы Агентства.

Распоряжением Росавиации № АЮ-241-р от ДД.ММ.ГГГГ утверждена программа подготовки пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации.

Согласно данному распоряжению подготовка пилотов коммерческой авиации, не имеющих предшествующего летного опыта, осуществляется в ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации", ФГОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", ФГОУ СПО "Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени П.Ф. Еромасова", ФГОУ СПО "Краснокутское летное училище гражданской авиации", ФГОУ СПО "Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации".

Из представленных документов следует, что Зиненко В.И. в 2008 году окончил ФГОУ ВОП Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации с присвоением квалификации «инженер» по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения». Впоследствие Зиненко В.И. проходил переподготовку в ФГБОУ ВОП «Южно-Уральский государственный университет» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации», а также в Авиационном учебном центре ООО «Авикомпания ЧелАвиа» в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах подготовки коммерческих пилотов(CPL)

Диплом о профессиональной переподготовке(регистрационный ), предоставляющий ему право на ведение профессиональной деятельности в сфере летной эксплуатации летательных аппаратов, был выдан Зиненко В.И. именно ФГБОУ ВОП «Южно-Уральский государственный университет» ДД.ММ.ГГГГ.

По итогам переподготовки Зиненко В.И. получил свидетельство коммерческого пилота от ДД.ММ.ГГГГ. С июня 2014 года работает в ООО Авиакомпания "Скол" в должности второго пилота воздушного судна. Из письма Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в рамках проверочных мероприятий установлены факты обучения пилотов коммерческой авиации, в том числе Зиненко В.И., в Южно-Уральском государственном университете, который не имеет сертификата (свидетельства) авиационного учебного центра.

Воздушный кодекс Российской Федерации, который устанавливает требования о наличии у образовательной организации, осуществляющей обучение авиационного персонала, сертификата (свидетельства), выданного уполномоченным государственным органом, и законодательство об образовании, в частности Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании», действующий в спорный период (до ДД.ММ.ГГГГ), которое устанавливает требование наличия у образовательной организации специального разрешения (лицензии) на право ведения образовательной деятельности как таковой, равны по юридической силе, друг другу не противоречат, и дополняют друг друга. При этом законодательством не установлено освобождение организации, имеющей сертификат авиационного учебного центра, выданный в соответствии с требованиями ФАП-2З, от обязанности получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в соответствии с требованиями законодательства об образовании, как и наоборот получение образовательной организации сертификата авиационного учебного центра.

Требование закона о наличии у образовательной организации одновременно и лицензии и сертификата не может быть преодолено участием в подготовке одного специалиста двух организаций, одна из которых имеет лицензию на право занятия образовательной деятельностью, а вторая - сертификат АУЦ.

Поскольку ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» не проходило сертификацию как образовательная организация, осуществляющая обучение авиационного персонала в порядке, предусмотренном статьями 8 Воздушного кодекса Российской Федерации и ФАП-2З, следовательно, у данной образовательной организации отсутствует право на осуществление надлежащей подготовки авиационного персонала по утвержденным уполномоченным органом программам. При этом наличие у этой образовательной организации лицензии на ведение образовательной деятельности не подменяет и не заменяет собой обязанность по соблюдению требований воздушного законодательства в случае осуществления подготовки специалистов авиационного персонала.

В этой связи деятельность, осуществляемая ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» в отношении административного истца, также не может быть квалифицирована как профессиональная подготовка (переподготовка).

Согласно заключениям Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о соответствии заявленных данных АУЦ ООО ”ЧелАвива” (НОУ «УТЦ «ЧелАвиа»(ЧУДПО «УТЦ «ЧелАвиа») требованиям ФАП , указанный АУЦ вправе осуществлять курсы первоначальной подготовки авиаспециалистов: пилотов коммерческой авиации, а также курсы переподготовки лиц из числа авиаспециалистов: пилотов на самолеты Р-2002, Р-2006Т, пилотов коммерческой авиации на самолет Р-2006Т ”glass-cockpit”.

Действовавшее на момент обучения истца в НОУ «УТЦ «ЧелАвиа» (ЧУДПО ”УТЦ «ЧелАвиа») правовое регулирование позволяло осуществлять в АУЦ профессиональную переподготовку лиц исключительно из числа авиационного персонала, то есть лиц, уже имеющих основную профессиональную подготовку по летным специальностям и соответствующие свидетельства лиц авиационного персонала

Зиненко В.И. предоставлен диплом, выданный ФГОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)», о присуждении ему квалификации «инженер» по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организации воздушного движения», то есть основного профессионального образования специалиста авиационного персонала Зиненко В.И. не имел и должен был обучаться новой профессии, а не проходить переподготовку.

Приказом Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ-П указанное свидетельство, выданное Зиненко В.И., аннулировано, в связи с тем, что административным истцом для выдачи свидетельства авиационного персонала указаны недостоверные сведения.

То обстоятельство, что для получения указанного свидетельства истцом были представлены документы о прохождении обучения в вышеуказанных учебных заведениях, сторонами не оспаривается.

При этом, данные документы не подтверждают прохождение им профессиональной подготовки в качестве пилота коммерческой авиации, поскольку Зиненко В.И. не имеет высшего образования как специалист авиационного персонала, при наличии которой его переподготовка в рамках дополнительного образования, была бы правомерной. Он не проходил обучение ни в одном из указанных в Распоряжении Росавиации № АЮ-241-р от ДД.ММ.ГГГГ учебных заведений, осуществляющих подготовку летного персонала гражданской авиации. Ни ФГБОУ ВОП «Южно-Уральский государственный университет», ни АУЦ «Авикомпания «ЧелАвиа» не могли осуществлять обучение истца в системе дополнительного образования с выдачей соответствующих документов об обучении, ввиду отсутствия у них требуемого сертификата.

В свою очередь, Росавиация в пределах своей компетенции, предоставленной в соответствии с Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (п. 9.9), правомерно аннулировала свидетельство пилота коммерческой авиации Зиненко А.В., поскольку он в нарушение воздушного законодательства, определяющего порядок подготовки специалистов летного состава, не пройдя первоначальную базовую подготовку специалистов летного состава и не являясь пилотом, прошел обучение лишь по программам подготовки и переподготовки летного состава в учебном заведении, не входящем в перечень соответствующих учреждений; порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Издавая приказ об аннулировании свидетельства коммерческого пилота, Росавиация действовала в пределах своих полномочий, поскольку орган исполнительной власти, исполняя административные функции, вправе проводить самоконтроль за законностью принимаемых актов и решений, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций.

В судебном заседании не нашли подтверждения факты нарушения прав и свобод административного истца, создания препятствий к осуществлению его прав и свобод обжалуемым решением, возложения на административного истца незаконно какой- либо обязанности или незаконного привлечения к ответственности, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Зиненко В.И. в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным и отмене приказа руководителя Федерального Агентства воздушного транспорта Российской Федерации Министерства транспорта Российской Федерации(Росавиации) -П «Об аннулировании свидетельства авиационного персонала», в соответствии с п.1 которого аннулировано свидетельство коммерческого пилота от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Зиненко В.И., отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись Л.А.Савельева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>