ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-13/2021 от 18.02.2021 Грязовецкого районного суда (Вологодская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2а-13/2021

УИД 35RS0012-01-2020-001441-52

18 февраля 2021 года г.Грязовец

Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе: судьи Кудряшовой Н.В., при секретаре Казаковой С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Юровское, администрации сельского поселения Сидоровское, администрации сельского поселения Перцевское, администрации сельского поселения Комьянское, администрации городского поселения Грязовецкое, администрации Муниципального образования Вохтожское, возложении обязанности,

установил:

Исполняющий обязанности Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области, выразившегося в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, возложении обязанности разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п.49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п.49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации; включить информацию о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг. В обоснование требований указано, что бездействие администрации Грязовецкого муниципального района противоречит пунктам 2, 4 ст.2, п.1 ч.1 ст.6, ч.1 ст.12 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», частям 1, 6, 7 ст.11 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, поскольку выдача разрешений на выполнение деятельности, изложенной в пункте 49 указанных правил, является муниципальной услугой. Нарушение административным ответчиком требований федерального законодательства было установлено при изучении нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере безопасности полетов, размещенных на официальных сайтах органов местного самоуправления.

Протокольным определением суда от 21.12.2020 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация сельского поселения Ростиловское, администрация сельского поселения Юровское, администрация сельского поселения Сидоровское, администрация сельского поселения Перцевское, администрация сельского поселения Комьянское, администрация городского поселения Грязовецкое, администрация городского поселения Вохтожское,

Протокольным определением суда от 01.02.2021 ненадлежащий ответчик администрация городского поселения Вохтожское заменен надлежащим - администрацией Муниципального образования Вохтожское.

В судебном заседании представитель административного истца - заместитель Вологодского транспортного прокурора Иванов А.Н. заявленные требования уточнил, не поддержав их в отношении администрации Грязовецкого муниципального района и администрации сельского поселения Ростиловское, поддержав требования в отношении остальных соответчиков по доводам, заявленным по административному иску, настаивал на удовлетворении требований с учетом его уточнения.

Представителем администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области по доверенности ФИО1 заявлено о необходимости прекращения производства по делу в отношении администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области.

Представитель административного ответчика администрации МО Вохтожское, по доверенности ФИО2 с иском не согласился, считает, что правовые основания для его удовлетворения отсутствуют, считает, что по доводам, заявленным ранее в возражении по иску, в его удовлетворении следует отказать.

Представители административных ответчиков администрации сельского поселения Ростиловское, администрации сельского поселения Юровское, администрация сельского поселения Сидоровское, администрации сельского поселения Перцевское, администрации сельского поселения Комьянское, администрация городского поселения Грязовецкое судебное заседание не явились, заявлено о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Суд, выслушав объяснения представителя административного ответчика администрации Грязовецкого муниципального района, исследовал материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со от. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Согласно ст. 14 Воздушного кодекса Российской Федерации организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

Из содержания ст.16 Воздушного кодекса Российской Федерации следует, что в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных пп. 1 - 4 п. 2 ст. 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения

Статьей 17 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (Правила), которые устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

В силу п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства определено, что авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных воздушных судов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления осуществляют разрешительную деятельность в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой проверкой, а также анализом перечня муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Грязовецкого муниципального района Вологодской области, размещенного на официальном сайте органа местного самоуправления, установлен факт отсутствия в реестре муниципальной услуги по выдаче разрешения на проведение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над территорией Грязовецкого муниципального района Вологодской области, а также посадка (взлет) на расположенные в границах Грязовецкого муниципального района Вологодской области площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации. Нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения между пользователями воздушного пространства и органом местного самоуправления администрацией Грязовецкого муниципального района Вологодской области не принимался, указанная услуга не включена в реестр муниципальных услуг.

Судом установлено, из материалов дела следует, что нормативно правовые акты, регулирующие правоотношения между пользователями воздушного пространства и органами местного самоуправления администраций сельских поселений Юровское, Сидоровское, Перцевское, Комьянское, администрации городского поселения Грязовецкое, администрации Муниципального образования Вохтожское не принимались, указанная услуга не включена в реестр муниципальных услуг.

В соответствии с п.п. 105, 117 Федеральных правил использования воздушного пространства №138, Федеральных авиационных правил «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 16.01.2012 № 6 (далее - ФАП № 6), планирование и координирование использования воздушного пространства осуществляется центрами ЕС ОрВД в соответствии с федеральными авиационными правилами.

Согласно п. 28 ФАП № 6 распределение воздушного пространства представляет собой процесс, в ходе которого центрами Единой системы определяются условия использования воздушного пространства в целях обеспечения безопасности его использования.

В силу п. 40.5 ФАП № 6 разрешение и условия на использование воздушного пространства при выполнении авиационных работ и парашютных прыжков, а также демонстрационных полетов над населенными пунктами выдается соответствующими оперативными органами Единой системы на основании представленного плана полета воздушного судна, который должен быть подан на этапе предтактического планирования использования воздушного пространства, а также разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Информация о разрешении органа местного самоуправления в виде копии документа предоставляется пользователем воздушного пространства в зональный центр Единой системы, региональный центр Единой системы.

При необходимости использования воздушного пространства над населенным пунктом в целях выполнения авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъема привязных аэростатов, а также посадки (взлета) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, пользователю воздушного пространства (физическому, юридическому лицу) в соответствии с пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства № 138 дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять нормативный правовой акт.

В соответствии со ст.12 Конституции РФ, в России признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

На основании ч.2 ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В силу ст.2 названного Федерального закона, органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Частью 1 ст.7 указанного Федерального закона установлено право органов местного самоуправления по принятию муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Применительно к положениям статьи 12 Конституции РФ и ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществляют свою деятельность самостоятельно в пределах своих полномочий и под свою ответственность.

Из смысла указанных положений закона следует, что акты, регламентирующие вопросы местного значения, принимаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из собственного представления о необходимости правового регулирования тех или иных отношений, без вмешательства в их нормотворческую деятельность со стороны органов государственной власти.

При наличии законодательного закрепления необходимости получения разрешения органа местного самоуправления на использование воздушного пространства над таким населенным пунктом (п.49 Федеральных правил использования воздушного пространства № 138) отсутствует законодательное закрепление полномочия органа местного самоуправления указанных сельских поселений, городского поселения, муниципального образования разрабатывать и принимать административный регламент по выдаче пользователям воздушного пространства такого разрешения.

Закон Вологодской области, регламентирующий распределение вопросов местного значения в области соблюдения воздушного законодательства, отсутствует. Уставами указанных сельских поселений, городского поселения, муниципального образования Вохтожское, Грязовецкого муниципального района Вологодской области в числе их полномочий не предусмотрена выдача разрешений на использование воздушного пространства.

Поскольку администрации указанных сельских поселений, городского поселения, муниципального образования Грязовецкого муниципального района в силу ст.34 Федерального закона от .../.../... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входят в структуру органов местного самоуправления соответственно сельского, городского поселения, муниципального образования и являются исполнительно-распорядительным органом, возложение на них обязанности по принятию нормативного правового акта, не может быть расценено как восстановление прав лиц, в интересах которых действует административный истец, а предполагает вмешательство в нормотворческую деятельность органов местного самоуправления, что противоречит принципу разделения властей, установленному ст.10 Конституции РФ.

Указанная правовая позиция содержится в действующем Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года.

Учитывая изложенное, требование административного истца о признании незаконным бездействия администраций сельских поселений: Юровское, Сидоровское, Перцевское, Комьянское, администрации городского поселения Грязовецкое, администрации Муниципального образования Вохтожское Грязовецкого муниципального района Вологодской области, выразившегося в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, возложении обязанности разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п.49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п.49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации; включить информацию о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг не основано на праве, в его удовлетворении следует отказать.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры Вологодской области к администрации сельского поселения Юровское, администрации сельского поселения Сидоровское, администрации сельского поселения Перцевское, администрации сельского поселения Комьянское, администрации городского поселения Грязовецкое, администрации Муниципального образования Вохтожское, возложении обязанности,

о признании незаконными бездействий, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: Кудряшова Н.В.

Мотивированное решение изготовлено 20.02.2021.

.

.

.

.

.