Дело № 2а-13/2021
УИД 86RS0018-01-2020-001188-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2021 года п. Междуреченский
Кондинский районный суд суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Назарука Р. В.
при помощнике судьи Папуловой Н. В.
с участием прокурора – старшего помощника прокурора Кондинского района Новоселова Д. Н.,
а также представителя административного истца Павликовой Е. С. по доверенности от 18.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-13/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» к администрации сельского поселения Мулымья о признании недействующим с даты принятия постановления № 43 от 20.05.2020 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья», взыскании расходов по уплате госпошлины,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Югра-Экология» (далее АО «Югра-Экология») обратилось в Кондинский районный суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Мулымья (далее администрация с.п. Мулымья) о признании недействующим с даты принятия постановления № 43 от 20.05.2020 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья» в части определения нормативов накопления отходов для административных, офисных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, библиотек, архивов, кладбищ, взыскании расходов по уплате госпошлины.
Кроме этого, АО «Югра-Экология» обратилось с административным исковым заявлением к администрации с.п. Мулымья о признании недействующим с даты принятия постановления № 43 от 20.05.2020 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных и индивидуальных жилых домов, взыскании расходов по уплате госпошлины.
Определением Кондинского районного суда от 21.12.2020 административные дела объединены в одно производство.
Исковые требования мотивированы тем, что АО «Югра-Экология» является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, осуществляющим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. 20.05.2020 администрацией с.п. Мулымья в целях реализации отдельных государственных полномочий, принято постановление № 43 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья», которым изменены ранее принятые нормативы накопления в пользу их уменьшения по административным, офисным учреждениям, дошкольным образовательным учреждениям; образовательным учреждениям, библиотекам, архивам, кладбищам, многоквартирным и индивидуальным жилым домам. Кроме того, категории объектов: клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, цирки, музеи, офисные учреждения из постановления исключены.
При принятии оспариваемого постановления административным ответчиком использовались методы, которые противоречат требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», а именно нормативы накопления твердых коммунальных отходов должны рассчитываться с учетом всех четырех сезонов в году.
Кроме того, в силу пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 №1815 «Об утверждении Правил направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов» при установлении и корректировке нормативов орган, уполномоченный на установление нормативов направляет обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, сведения о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов, проведенных в соответствии с Правилами определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269, оператору для получения рекомендаций в срок не менее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты установления указанных нормативов. К обращению при установлении нормативов должны быть приложены копии документов, подтверждающих проведение замеров. Оспариваемое постановление принято с нарушением указанных требований.
Кроме этого, принятие оспариваемого постановления повлекло для административного истца возникновение убытков в общем размере ... рублей.
Учитывая изложенное, истец просит суд признать недействующим с даты принятия постановления администрации с.п. Мулымья № 43 от 20.05.2020 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья» в части определения нормативов накопления отходов для административных, офисных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, библиотек, архивов, кладбищ, многоквартирных и индивидуальных жилых домов, взыскать с администрации г.п. Мулымья расходы по уплате госпошлины в общем размере 9 000 рублей.
Представителем ответчика представлены возражения на иск, доводы которых сводятся к необоснованности исковых требований.
В судебном заседании представитель административного истца Павликова Е. С. исковые требования поддержала, по изложенным в исках доводам.
Представитель административного ответчика в суд не явился, извещён надлежащим образом, суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить иск частично и признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации сельского поселения Мулымья № 43 от 20 мая 2020 года ввиду несоблюдения административным ответчиком процедуры проведения замеров нормативов ТКО по сельскому поселению Мулымья, изучив доводы иска, возражения ответчика и материалы дела, представленные сторонами, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 5 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон №89-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.10 Закона №89-ФЗ порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В судебном заседании установлено, что АО «Югра-Экология» является региональным оператором, осуществляющим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что следует из соглашения №25 от 02.04.2018, заключенного с Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (т. 2, л.д. 23-30).
Согласно пункту 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее Правила), в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.
Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 3 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Постановлением администрации с.п. Мулымья № 48 от 14.05.2018 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья (т. 2, л.д. 9-10).
Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории сельского поселения Мулымья Кондинского района оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 21.10.2016 № 559-рп» (далее Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130.
Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 07.12.2018 № 647-рп, в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья Кондинского района. Изменения нормативов накопления твердых коммунальных отходов внесены на основании постановления администрации с.п. Мулымья от 14.05.2018 № 48 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья».
В соответствии с п. 18 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением администрации с.п. Мулымья № 43 от 20.05.2020 утверждены новые нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории с.п. Мулымья; признаны утратившими силу постановления администрации с.п. Мулымья от 14.05.2018 № 48 «Об утверждении нормативов накопления твердых бытовых отходов на территории сельского поселения Мулымья», от 21.12.2018 № 196 «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Мулымья от 14.05.2018 № 48». При этом нормативы накопления отходов по административным зданиям, учреждениям, конторам; предприятиям торговли; по дошкольным образовательным учреждениям, общеобразовательным учреждениям, культурно-развлекательным, спортивным учреждениям, предприятиям общественного питания, предприятиям в сфере похоронных услуг, многоквартирным домам, индивидуальным жилым домам были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим Постановлением администрации с.п. Мулымья № 48 от 14.05.2018 года и по сравнению с теми, что вошли в Терсхему и тарифную заявку.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, устанавливающие порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающие в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Пунктами 11, 12 указанных Правил установлено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 9 Методических рекомендаций установлены сроки проведения замеров: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.
Судом установлено и из представленных ответчиком документов следует, что замеры образования твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья осуществлялись в периоды с 18.03 по 24.03.2019, с 24.06 по 30.06.2019, с 14.10 по 20.10.2019, с 16.12 по 22.12.2019 по следующим объектам в п. Мулымья - МКОУ «Мулымская СОШ», ООО «Омега», общественное кладбище, в д. Ушья – администрация сп. Мулымья, Ушьинская библиотека, МБОУ «Ушьинская СОШ», ИЖС, МКД, в с. Чантырья - магазин ООО «Назарово», ФГУП «Почта России».
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.
Вместе с тем, ответчиком не были проведены замеры образования твердых коммунальных отходов по иным территориям, входящим в состав сп. Мулымья, в состав которого входят такие поселения как п. Назарово, с. Шаим, п. Супра.
Кроме того, ответчиком при проведении замеров образования твердых коммунальных отходов была исключена часть категорий объектов, которые фактически расположены, функционируют в сельском поселении Мулымья, в том числе в п. Мулымья, д. Ушья, с. Чантырья и являются отходообразователями: административные здания, продуктовые и промтоварные магазины, предприятия транспортной инфраструктуры, СОШ, предприятия общественного питания, предприятия службы быта, кладбища.
Таким образом, нормативы накопления твердых коммунальных отходов установлены оспариваемым постановлением исходя из показателей, полученных на территории трёх поселений, входящих в состав сельского поселения Мулымья без учёта социально-экономических особенностей иных поселений, входящих в состав муниципального образования и без учёта фактического образования ТКО на всей территории сельского поселения Мулымья.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком замеры массы и объема накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр проводились с нарушениями.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 24.14 Закона №89-ФЗ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, российский экологический оператор осуществляет следующие функции: разрабатывает и корректирует федеральную схему обращения с твердыми коммунальными отходами; проводит экспертизу и готовит рекомендации при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, территориальной схемы обращения с отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов, планировании расходов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Порядок направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 №1815.
В силу пункта 6 вышеуказанного постановления, при установлении и корректировке нормативов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на установление нормативов, или орган местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган, уполномоченный на установление нормативов) направляет обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, сведения о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов, проведенных в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», оператору для получения рекомендаций в срок не менее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты установления указанных нормативов. К обращению при установлении нормативов должны быть приложены копии документов, подтверждающих проведение замеров.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что согласование изменений нормативов накопления твердых коммунальных отходов с ППК РЭО не осуществлялось, обратного суду не представлено.
Таким образом, постановление № 43 от 20.05.2020 администрацией с.п. Мулымья, в части определения нормативов накопления отходов для административных, офисных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, библиотек, архивов, кладбищ, многоквартирных и индивидуальных жилых домов принято в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Кроме того, оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку его исполнение влечет для него убытки.
При определении момента, с которого следует признать не действующим в части оспариваемое постановление, суд учитывает разъяснения указанные в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании установлено, что положения оспариваемого нормативного правового акта применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан. Следовательно, положения данного нормативного правового акта подлежат признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, а не с даты принятия оспариваемого постановления, как просит административный истец.
В связи с удовлетворением административных исковых требований с администрации с.п. Мулымья, в соответствии с требованиями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должна быть взыскана в пользу истца госпошлина в размере 9 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования акционерного общества «Югра-Экология» к администрации сельского поселения Мулымья о признании недействующим в части с даты принятия постановления № 43 от 20.05.2020 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья», взыскании расходов по уплате госпошлины удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации сельского поселения Мулымья Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 43 от 20 мая 2020 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Мулымья» в части определения нормативов накопления отходов для административных, офисных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, библиотек, архивов, кладбищ, многоквартирных и индивидуальных жилых домов.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с администрации сельского поселения Мулымья в пользу акционерного общества «Югра-Экология» расходы по уплате госпошлины в размере 9 000 рублей.
Опубликовать решение суда в районной газете «Кондинский Вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Кондинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированная часть решения изготовлена 22 января 2021 года.
Председательствующий: Р. В. Назарук