ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1400/19 от 21.06.2019 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

25RS0004-01-2019-001110-54

Дело № 2а-1400/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2019г. г.Владивосток,

Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Борщенко Т.А.,

при секретаре Медведевой А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к УГА администрации Артемовского городского округа о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и перераспределении земельных участков и возложении обязанности устранить допущенные нарушения

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации АГО о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и перераспределении земельных участков и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 568 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. <дата>ФИО1 обратилась в администрацию г.Артема ПК с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности с просьбой утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящейся в государственной собственности путём перераспределения, в порядке, предусмотренном ст.39.29 ЗК РФ, площадь земельного участка 767 кв.м., адрес (местоположение) участка: <адрес> с разрешённым использованием ведение дачного хозяйства. <дата><номер> администрации АГО отказало в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 767 кв.м местоположение: <адрес> для ведения дачного хозяйства с кадастровым номером <номер>, сославшись на то, что ФИО1, имея в собственности земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 1201 кв.м и разделив его на три земельных участка с кадастровыми номерами 25<номер> площадью 568 кв.м., 307 кв.м., 326 кв.м. с целью увеличения площади земельного участка, находящегося в собственности свыше предельного максимального размера, злоупотребляет своим правом. Административный истец полагает отказ незаконным и необоснованным. Площадь земельного участка с кадастровым номером <номер> составляет 326 кв.м. Площадь образуемого участка составляет 767 кв.м, то есть перераспределение площади земельного участка составляет 199 кв.м, что меньше минимального размера земельного участка, предусмотренного градостроительным регламентом в размере 200 кв.м. Также, площадь образуемого участка (767 кв.м.) не превышает максимальные, установленные градостроительным регламентом, размеры земельного участка, установленные ПЗЗ г.Артема. Максимальный размер участка для ведения дачного хозяйства 1000 кв.м. Просит суд признать незаконным отказ УГА администрации АГО ПК в утверждении схемы расположения земельного участка находящегося в частной собственности с кадастровым номером <номер> на кадастровом плане территории, и земель, находящихся в государственной собственности путем перераспределения, в порядке, предусмотренном ст.39.29 ЗК РФ площадью 767 кв.м., расположенного по адресу<адрес>, для ведения дачного хозяйства, обязать УГА администрации АГО ПК повторно рассмотреть заявление ФИО1 о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером <номер> находящегося в частной собственности.

29.05.2019 года судом произведена замена ненадлежащего административного ответчика администрации АГО на надлежащего УГА администрации АГО.

Административный истец ФИО1, представитель административного ответчика УГА администрации АГО в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, заявлений или ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представили, о причинах неявки суду не сообщили.

В силу ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца ФИО1, представителя административного ответчика УГА администрации АГО.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 и ФИО3 на удовлетворении административного иска настаивали в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Суду пояснили, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 568 кв.м., расположенного по адресу: ПК, <адрес>ФИО1 обратилась в УГА администрации АГО с заявлением о перераспределении земельного участка в порядке, предусмотренном ст.39.29 ЗК РФ, площадь земельного участка 767 кв.м., адрес (местоположение) участка: <адрес> с разрешённым использованием ведение дачного хозяйства. <дата> УГА администрации АГО отказал в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 767 кв.м местоположение: <адрес>. Административный истец полагает отказ незаконным и необоснованным. УГА администрации АГО ссылается на злоупотребление правом со стороны административного истца, данные доводы являются необоснованными. ЗК РФ не устанавливает каких-либо ограничений в части однократного распределения земельных участков. Площадь земельного участка с кадастровым номером <номер> составляет 326 кв.м. Площадь образуемого участка составляет 767 кв.м., то есть перераспределение площади земельного участка составляет 199 кв.м, что меньше минимального размера земельного участка, предусмотренного градостроительным регламентом в размере 200 кв.м. Просят суд требования удовлетворить в полном объеме.

Выслушав объяснения представителей административного истца, исследовав материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из ч.1 ст.218 КАС РФ следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя.

По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Согласно ч.3 ст.6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Как указано в п.4 ч.2 ст.60 ЗК РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Судом установлено, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка, площадью 568 +/-8,34 кв.м., с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН от <дата> (л.д.62-68).

ФИО1 также является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН от <дата> (л.д.48-61,69-74).

Из данных выписок из ЕГРН следует, что земельные участки с кадастровыми номерами <номер> были образованы из земельного участка <номер>.

<дата> административный истец ФИО1 обратилась в администрацию АГО с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плате территории, находящегося в частной собственности с кадастровым номером <номер>, путем перераспределения в порядке, предусмотренном ст.39.29 ЗК РФ. Площадь участка 767 кв.м., адрес: <адрес>, разрешенное использование: ведение дачного хозяйства (л.д.7-8).В силу ч.1 ст.11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как указано в ч.1 ст.11.7 ЗК РФ, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

В соответствии с ч.2 ст.11.7 ЗК РФ, при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

В силу п.3 ч.1 ст.39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно ч.2 ст.39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

На основании ч.3 ст.39.28 ЗК РФ, Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Как указано в ч.5 ст.39.28 ЗК РФ, увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется: 1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно ч.1 ст.39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности в уполномоченный орган.

В соответствии с п.8 ч.9 ст.39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (часть 10 ст.39.29 ЗК РФ).

В материалы дела представлен ответ УГА администрации АГО <номер> от <дата>, из которого следует, что земельные участки с кадастровыми номерами <номер> принадлежат на праве собственности ФИО1 Рассматриваемые три земельных участка с кадастровыми номерами <номер> площадью 568 кв.м., 307 кв.м., 326 кв.м. соответственно, были образованы из земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 1201 кв.м. ФИО1, имея в собственности земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью 1201 кв.м. и разделив его на три земельных участка с кадастровыми номерами <номер> площадью 568 кв.м., 307 кв.м., 326 кв.м., с целью увеличения площади земельного участка, находящегося в собственности свыше предельного максимального размера, злоупотребляет своим правом. В связи с вышеизложенным, в удовлетворении заявления отказано (л.д.9).

Согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, образуемого путем перераспределения составит 767 кв.м. (л.д.8).

Согласно заключению специалиста № <номер> от <дата>, выполненному ЮК «Твоя Земля», испрашиваемый ФИО1 земельный участок путем перераспределения, представляет собой благоустроенную придомовую территорию индивидуального жилого дома с кадастровым номером <номер>. В границах испрашиваемого земельного участка расположен проезд к индивидуальному жилому дому, цветники, декоративные кустарники. В границах испрашиваемой территории объекты недвижимого имущества отсутствуют. Из земель, площадью 199 кв.м., испрашиваемых ФИО1 путем перераспределения, образовать самостоятельный земельный участок невозможно, то есть такой земельный участок может быть предоставлен путем перераспределения (л.д.21-34).

Разрешая заявленные требования, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что отказ УГА администрации АГО ФИО1, выраженный в письме <номер> от <дата> не может быть признан соответствующим требованиям действующего законодательства РФ.

У УГА администрации АГО не имелось законных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, кроме того, в нарушение части 10 ст.39.29 ЗК РФ, указанное решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка является необоснованным.

Отказывая административному истцу в утверждении схем расположения земельного участка, УГА администрации АГО расценил злоупотреблением правом действия заявителя по разделу земельного участка с кадастровым номером <номер>, указав на искусственное уменьшение площади образованных земельных участков в результате произведенных действий, что, по мнению УГА администрации АГО препятствует их последующему перераспределению.

Однако, указанные доводы УГА администрации АГО несостоятельны и фактически подвергают сомнению законность действий заявителя по разделу исходного земельного участка, в то время как законность этих действий не оспорена, несоответствие действий по разделу земельного участка требованиям ст.11.4 ЗК РФ в порядке, предусмотренном законом, не установлено, при этом указанные действия совершены собственником земельного участка в соответствии с предоставленными ст.209 ГК РФ полномочиями, право собственности на вновь образованные земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке, соответствующие сведения внесены ЕГРН (л.д.48-74).

С учетом этого, предшествующие обращению с заявлениями о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <номер>, действия административного истца по образованию земельных участков с кадастровыми номерами <номер> не являются злоупотреблением права со стороны административного истца, и сами по себе не могут служить основанием для отказа в их последующем перераспределении, законом такого основания к отказу в перераспределении земельных участков не предусмотрено.

Поскольку административным ответчиком УГА администрации АГО, на которого в силу положений ст.226 КАС РФ возложено бремя доказывания законности принятого решения, не доказана обоснованность принятого решения, не доказано злоупотребление правом со стороны административного истца ФИО1, суд считает необходимым признать незаконным отказ УГА администрации АГО ФИО1,, выраженный в письме от <дата><номер>-Г в утверждении схемы расположения земельного участка находящегося в частной собственности с кадастровым номером <номер> на кадастровом плане территории, и земель, находящихся в государственной собственности путем перераспределения, в порядке, предусмотренном ст.39.29 ЗК РФ площадью 767 кв.м расположенного по адресу: <адрес> для ведения дачного хозяйства, и возложить обязанность на УГА администрации АГО устранить допущенные нарушения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, путем принятия решения по заявлению ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка и перераспределении земельных участков от <дата>.

Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ УГА администрации Артемовского городского округа ФИО1, выраженный в письме от <дата><номер>-Г в утверждении схемы расположения земельного участка находящегося в частной собственности с кадастровым номером <номер> на кадастровом плане территории, и земель, находящихся в государственной собственности путем перераспределения, в порядке, предусмотренном ст.39.29 ЗК РФ площадью 767 кв.м расположенного по адресу: <адрес>, для ведения дачного хозяйства.

Возложить обязанность на УГА администрации Артемовского городского округа устранить допущенные нарушения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, путем принятия решения по заявлению ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка и перераспределении земельных участков от <дата>.

Сообщение об исполнении решения суда должно быть направлено в суд и административному истцу, не позднее, чем в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента изготовления решения в мотивированном виде.

Мотивированное решение изготовлено 26.06.2019.

Судья Т.А. Борщенко