37RS0010-01-2020-001847-54
Дело № 2а-1401/2020 14 сентября 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Иванова в составе
председательствующего по делу - судьи Оленевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания - Шевяковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иванова административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Иванова, Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации города Иванова, Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Административные исковые требования мотивированы тем, что на основании распоряжения заместителя председателя Ивановского городского комитета по управлению имуществом от 02 марта 2020 года № 77-ра ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства при использовании земель общего пользования в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>, у <адрес>.
По результатам проверки 09 апреля 2020 года был составлен Акт № 18-мк и вынесено Предписание № 14 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, согласно которому ФИО1 предписано освободить земли общего пользования у <адрес> от двух хозяйственных построек в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 полагает, что административными ответчиками были совершены неправомерные действия (бездействия), принято неправомерное решение. Административного истца, как владельца земельного участка с июля 1989 года, никто не уведомил о проведении внеплановой, выездной проверки. Незаконное обследование территории и обмеры 10 марта 2020 года и 16 марта 2020 года были проведены специалистами Администрации города Иванова без участия административного истца, как собственника.
14 апреля 2020 года административным истцом была получена заказная корреспонденция от Ивановского городского комитета по управлению имуществом: Акт № 18-мк, фототаблица, Акт обмера земель общего пользования - схематический чертеж, Предписание № 14 от 09 апреля 2020 года, в которых сообщалось о проведении внеплановой, выездной проверки у <адрес>, а также о нахождении хозяйственных построек на расстоянии более 50 метров от <адрес>. На схеме хозяйственные постройки вообще не отражены. Кадастровый квартал № по данным Материалам инвентаризации земель 2003 года содержит 70 земельных участков. 169811 га земель заняты землями общего пользования.
Земельный участок административного истца имеет кадастровый номер № площадь 1177 кв.м. Государственные служащие Администрации города Иванова при передачи данных для формирования ЕГРН внесли заведомо ложные данные по земельному участку административного истца, а именно присвоили № номер и площадь земельного участка 760 кв.м.
Вместе с тем, указанный выше земельный участок по Материалам инвентаризации кадастрового квартала находится по адресу: <адрес>.
Данные указанные в приложении № 2 (Акт обмера земель общего пользования) (не указана площадь земельного участка, размеры земельного участка) кадастровый № по <адрес> противоречат Материалам инвентаризации кадастрового квартала от 2003 года. Данные по схематичному чертежу и фотоматериалам не соответствуют действительности. При каждой проверке специалисты Администрации города Иванова предъявляют в адрес административного истца отличные друг от друга схемы, данные на земельный участок, на объекты недвижимости расположенном на нем.
В предписании от 09 апреля 2020 года указано на устранение нарушения - освобождение земель общего пользования у <адрес> от двух хозяйственных построек в срок до 31 августа 2020 года. Однако, у <адрес> отсутствуют две хозяйственные постройки, которые отражены на фототаблицах от 10 марта 2020 года. Данные постройки находятся на земельном участке, который был выделен административному истцу, и том числе и соседям административного истца, в марте 1993 года. Общая площадь данного земельного участка составляет 294 кв.м на основании Постановления Главы Администрации города Иванова № 107-36 от 23 марта 1993 года.
В предписании № 14 от 09 апреля 2020 года указано, что на землях общего пользования расположены две хозяйственные постройки, имеет место занятие земель общего пользования ориентировочной площадью 35 кв.м. На схеме не указаны данные ориентировочные 35 метров, где размещены хозяйственные постройки. Государственные служащие Администрации города Иванова ссылаются на данные ЕГРН на земельный участок с кадастровым № и площадью 760 кв.м. Земельный участок административного истца, как ранее учтенный, согласно Материалам инвентаризации земель имеет кадастровый № и площадь земельного участка составляет 1275 кв.м (1177 кв.м+ 93 кв.м - незаконный самозахват соседями в 1973 году), по проведенным кадастровым работам, начиная с декабря 2014 года.
На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным решение (действие) Администрации города Иванова, Ивановского городского комитета по управлению имуществом: Предписание № 14 от 09 апреля 2020 года.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объёме, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик – представители Администрации города Иванова по доверенности ФИО2, ФИО3 исковые требования не признали и пояснили, что у Администрации города Иванова в силу действующего законодательства отсутствуют полномочия по присвоению кадастровых номеров объектам недвижимости и внесению сведений в ЕГРН об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках. Это компетенция органа регистрации прав, на территории Ивановской области таким органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области. По информации, имеющейся в Администрации города, а также согласно справочной информации по объекту недвижимости от 24.08.2020 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 433 кв.м, принадлежит ФИО4 на праве собственности на основании договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, находящийся в собственности ФИО4
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 463 кв.м, предоставлен ФИО5 на праве аренды по договору от 05.04.1999 № № на основании договора купли-продажи жилого дома.
Информация о захвате правообладателями указанных земельных участков участка (части участка) с кадастровым номером №, а также о наличии реестровых ошибок в сведениях земельных участков с кадастровыми номерами №, № в Администрации города отсутствует.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 760 кв.м, предоставлен ФИО1 в пожизненное наследуемое владение для индивидуального жилищного строительства на основании Постановления Главы администрации города Иванова от 23.03.1993 № 107-36 и Государственного акта № Ив-01-000-093. На основании указанного Акта данный земельный участок был внесен в Единый государственный реестр недвижимости с кадастровым номером № с площадью 760 кв.м. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Запись о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № внесена в ЕГРН 13 октября 2018 года. Сведения о предоставлении ФИО1 дополнительного земельного участка площадью 417 кв.м в Администрации города Иванова отсутствуют, в связи с чем Администрация города полагает, что имеет место самовольное увеличение ФИО1 земельного участка с кадастровым номером №.
Фактическое занятие земель не является правовым основанием для приобретения прав на земельный участок, в том числе права собственности, земельный участок. Письмо отдела по благоустройству Фрунзенского районного Совета народных депутатов от 31.07.1992 года не является правоустанавливающим документом, не доказывает факт выделения земельного участка площадью 94 кв.м.
Также указал, что инвентаризацию земель проводит орган кадастрового учета для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель. Инвентаризация показывает фактическое занятие участка, а не владение им по правоустанавливающим документам.
На территории города Иванова муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, законом Ивановской области от 09.11.2015 № 112-03 «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Ивановской области», Положением об осуществлении муниципального земельного контроля в границах городского округа Иваново, утвержденными решением Ивановской городской Думы от 25.02.2015 № 837.
Полномочия по осуществлению муниципального контроля в соответствии с Положением о комитете (решение Ивановской городской думы от 26.04.2006 № 132) осуществляют специалисты комитета.
На основании обращения от 25.12.2019 № 03-02-6425 и распоряжения от 02.03.2020 № 77-ра специалистами отдела контроля за поступлением платы на землю и пользованием земель ФИО6 и ФИО7 10 марта 2020 года была осуществлена внеплановая проверка соблюдения требований земельного законодательства при использовании земель общего пользования в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>, у <адрес>.
Все специалисты отдела контроля зарегистрированы в Региональном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) Ивановской области, что так же подтверждает их полномочия на осуществление муниципального контроля.
Поскольку проверка осуществлялась в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, свободных от прав, процедура уведомления в силу решения Ивановской городской Думы от 25.02.2015 № 837, закона Ивановской области от 09.11.2015 № 112-0З не требовалась и не проводилась.
В ходе проверки выявлено нарушение, а именно занятие ФИО1 земель общего пользования ориентировочной площадью 35 кв.м, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
09 апреля 2020 года специалистами, уполномоченными на проведение проверки, составлен Акт № 18-мк, из которого следует, что на землях общего пользования в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>, у <адрес>, расположены две хозяйственные постройки: первая хозяйственная постройка (2,8х4,8 кв.м), вторая хозяйственная постройка (7,2х3,1 кв. м).
Согласно акту обмера земель общего пользования (приложение № 2 к Акту от 09.04.2020 № 18-мк) специалистами были сделаны замеры земель, занятых постройками, земли общего пользования изображены схематично, поскольку границы земельного участка с кадастровым номером №, к которому они прилегают, собственником не установлены в соответствии с действующим законодательством.
В силу ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, закона Ивановской области от 09.11.2015 № 112-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Ивановской области», Положения об осуществлении муниципального земельного контроля в границах городского округа Иваново, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 25.02.2015 № 837, ФИО1 выдано Предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от № 14 от 09.04.2020, согласно которому, установлен срок для освобождения земель общего пользования у <адрес> от двух хозяйственных построек до 31 августа 2020 года. До настоящего времени нарушения не устранены.
Просит суд в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказать в полном объеме.
Административный ответчик - представители Ивановского городского комитета по управлению имуществом по доверенности ФИО2, ФИО3 возражали против удовлетворения административного иска, поддержали доводы представителя Администрации города Иваново.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, ФГБУ «ФКП Росресстра» по Ивановской области.
В судебное заседание представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росресстра» по Ивановской области не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указал, что сведения о земельном участке с кадастровым номером № площадью 760 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, и предоставленном на праве пожизненного наследуемого владения ФИО1, внесены в ЕГРН 06.09.2004 в соответствии с Перечнем ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала № по состоянию на 19.07.2004, утвержденным руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Иванова.
Источником информации о земельном участке в Перечне указан Государственный акт № Ив-Фр-01-000-093. Перечень был составлен на основании правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов на земельные участки. Инвентаризационный план земельных участков в кадастровом квартале № составлен на базе планово-картографического материала, на который нанесены все существующие земельные участки и указаны их инвентаризационные (порядковые) номера.
Право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано 13.10.2011 на основании заявления ФИО1 о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.09.2011, договора купли-продажи жилого дома, удостоверенного государственным нотариусом от 10.07.1989 № 1-1828, государственного акта на право собственности за землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № Ив-фр-01000-093, выданного комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Иваново 23.03.1993.
Заявлений о государственном кадастровом учете изменений в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером № порядке, установленном ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не поступало.
Таким образом, в настоящее время в ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером № декларированной площадью 760 кв.м, расположенном на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, принадлежащем на праве собственности ФИО1 Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. По сведениям ЕГРН на вышеуказанном земельном участке расположено здание жилого дома с кадастровым номером №, площадью 55,9 кв.м, сведения о правообладателе которого в ЕГРН отсутствуют.
Согласно актуальным сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № имеет установленную границу, уточненную площадь 433 кв.м, располагается по адресу: <адрес>, и право собственности на него зарегистрировано за другим физическим лицом.
Заинтересованное лицо - представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области в судебное заедание не явился, в письменном отзыве изложил аналогичные сведения, что и филиал ФГБУ «ФКП Росресстра» по Ивановской области.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлениями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их прав и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, в силу закона основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, является одновременно наличие двух условий: оспариваемые решения, действия (бездействие) должны не соответствовать нормативным правовым актам и нарушать права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 10 статьи 226 КАС РФ в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах «а» и «б» пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.
При этом, в силу части 11 той же статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, площадью 760 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 23 марта 1993 года № Ив-фр-01000-093.
Согласно указанному выше Государственному акту ФИО1 постановлением Главы администрации города Иванова от 23 февраля 1993 года № 107-36 предоставлено 0,0760 гектаров (760 кв.м) земель.
Граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена. Координаты характерных точек границ данного земельного участка не определены. Площадь земельного участка имеет статус «декларированная».
Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 06 сентября 2004 года как ранее учтенный.
Согласно сведениям ЕГРН в границах земельного участка с кадастровым номером № находится жилой дом площадью 55,9, расположенный по адресу: <адрес>.
Смежными с земельным участком с кадастровым номером № являются земельные участки с кадастровыми номерами:
- № площадью 1275 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в собственности ФИО8;
- 37:24:040301:33 площадью 1428 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в собственности ФИО9
Границы и координаты характерных точек границ указанных земельных участков определены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из материалов дела также следует, что на основании обращения ФИО10 от 25 декабря 2019 года № 03-02-6425 заместителем председателя Ивановского городского комитета по управлению имуществом издано Распоряжение № 77-ра от 02 марта 2020 года о проведении внеплановой проверки соблюдения требований земельного законодательства при использовании земель общего пользования в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>, у <адрес>.
На основании вышеуказанного Распоряжения специалистами отдела контроля за поступлением платы за землю и использованием земель Ивановского городского комитета по управлению имуществом была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой 09 апреля 2020 года был составлен Акт № 18-мк, согласно которому на землях общего пользования в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>, у <адрес> расположены две хозяйственные постройки; имеет место занятие земель общего пользования ориентировочной площадью 35 кв.м.
09 апреля 2020 года вынесено Предписание № 14 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, согласно которому ФИО1 предписано освободить земли общего пользования у <адрес> от двух хозяйственных построек.
Составленный по результатам проведенной внеплановой выездной проверки материал был также направлен в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административной правонарушении по ст. 7.1 Ко АП РФ.
Однако, в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отказано на основании пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Оценивая доводы административного истца о незаконности Предписания № 14 от 09 апреля 2020 года, суд приходит к следующему.
Муниципальный земельный контроль на территории города Иванова осуществляется в соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Ивановской области от 09.11.2015 № 112-03 «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Ивановской области», Положением об осуществлении муниципального земельного контроля в границах городского округа Иваново, утвержденным решением Ивановской городской Думы от 25.02.2015 № 837.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планом, утверждаемым председателем Комитета, а также внеплановых проверок.
Полномочия по осуществлению муниципального контроля в соответствии с Положением о комитете (решение Ивановской городской думы от 26.04.2006 № 132) осуществляют специалисты комитета.
Согласно пункту 10 Положения об осуществлении муниципального земельного контроля в границах городского округа Иваново, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 25.02.2015 № 837, внеплановые проверки проводятся на основании распоряжений председателя Комитета или его заместителя в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или при поступлении от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений при использовании земель, требований прокурора о проведении проверки, определений либо иных документов судебных органов.
Внеплановая проверка проводится с предварительным уведомлением правообладателя (пользователя) объекта земельных отношений, осуществленным не позднее чем за 3 рабочих дня до даты ее проведения. Уведомление о проведении внеплановой проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается под подпись правообладателю (пользователю) объекта земельных отношений или его представителю (п. 11).
Муниципальный земельный контроль осуществляется путем проведения выездных и документарных проверок использования объектов земельных отношений.
Выездные проверки использования объектов земельных отношений осуществляются с выходом на место.
При осуществлении муниципального земельного контроля должностные лица, уполномоченные на осуществление муниципального земельного контроля, имеют право с целью проведения проверки обследовать объекты земельных отношений и расположенные на них объекты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Ивановской области, настоящим Положением; получать от правообладателей (пользователей) объектов земельных отношений, их представителей объяснения, сведения и другие материалы, связанные с использованием объектов земельных отношений, не позднее 3 рабочих дней с момента проведения проверки соблюдения земельного законодательства (п.п. 12, 14).
По результатам проверки лицом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля, проводившим проверку, не позднее 30 дней с даты начала проведения проверки составляется акт проверки соблюдения земельного законодательства в 2-х экземплярах по установленной форме. К акту прилагается фототаблица с нумерацией каждого снимка, акт обмера объекта земельных отношений, при наличии прилагаются копии документов о правах на землю, договоров аренды земли, объяснения заинтересованных лиц и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.
Должностные лица, уполномоченные на организацию муниципального земельного контроля, обладают правом в случае обнаружения при проведении проверки соблюдения земельного законодательства нарушений земельного законодательства выдавать предписания от имени органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, об устранении нарушений законодательства в установленный срок.
Как следует из материалов дела, внеплановая выездная проверка была проведена на основании обращения ФИО10 от 25 декабря 2019 года № 03-02-6425 и распоряжения заместителем председателя Ивановского городского комитета по управлению имуществом № 77-ра от 02 марта 2020 года.
Проверка была проведена специалистами отдела контроля за поступлением платы на землю и использованием земель ФИО6 и ФИО7 Данные специалисты отдела контроля зарегистрированы в Региональном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) Ивановской области, что подтверждает их полномочия на осуществление муниципального контроля.
Вместе с тем, в нарушение ст. 5 Закона Ивановской области от 09.11.2015 № 112-03 «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Ивановской области», пункта 11 Положения об осуществлении муниципального земельного контроля в границах городского округа Иваново ФИО1, в отношении которой вынесено Предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, не была уведомлена о проведении внеплановой выездной проверки.
Доводы административного ответчика о том, что процедура уведомления административного истца не требовалась, поскольку проверка проводилась в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, свободных от прав, противоречат нормам действующего законодательства.
Возражая против удовлетворения административного иска, представители административных ответчиков, обосновывая законность вынесенного в отношении ФИО1 Предписания, ссылаются на то обстоятельство, что хозяйственные постройки, подлежащие сносу, располагаются на землях общего пользования.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов, в том числе: утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Статьей 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность обеспечения подготовки схемы расположения земельного участка гражданином.
В соответствии с п. 1 ч. 11 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» (в действующей редакции, далее – Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании правоустанавливающего документа на исходный или измененный объект недвижимости, если право на такой объект недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о регистрации к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
На основании ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В судебном заседании установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся актуальные сведения о государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, площадью 760 кв.м, с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Координаты характерных точек границ данного земельного участка не определены. Площадь земельного участка имеет статус «деклалированная». Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 06 сентября 2004 года, как ранее учтенный.
В соответствии с ч.ч. 8-10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В деле правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером № имеется копия Договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, на котором имеется регистрационная запись, согласно которой домовладение по адресу: <адрес>, зарегистрировано на праве собственности за ФИО1 в целом. Из текста Договора купли-продажи следует, что жилой дом расположен на земельном участке площадью 466 кв.м.
На основании постановления Главы администрации города Иванова № 107-36 от 23 марта 1993 года площадь указанного выше земельного участка была увеличена до 760 кв.м, и эта площадь указана в Государственном акте на право собственности на землю пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 23 марта 1993 года № Ив-фр-01000-093.
Специалисты Ивановского городского комитета по управлению имуществом в ходе проведения внеплановой выездной проверки и составления акта обмера месторасположения хозяйственных построек на землях общего пользования, фактически исходили из определенных ими границ земельного участка, принадлежащего ФИО1, не установленных в порядке, предусмотренном действующим земельным законодательством.
Вместе с тем, без определения координат характерных точек границ земельного участка административного истца, определения его площади в порядке, предусмотренном ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» делать вывод о том, что хозяйственные постройки ФИО1 находятся за переделами представленного ей земельного участка и размещены на землях неразграниченной государственной собственности, преждевременно.
Соответственно утверждение административного ответчика не основано на надлежащих доказательствах определения местоположения границ земельного участка административного истца, не подтверждается межевым планом земельного участка, который описывал бы его границы в установленном земельным законодательством порядке.
При этом, суд учитывает, что по смыслу ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» декларированная площадь земельного участка административного истца при уточнении его границ в порядке, установленном земельным законодательством, может быть увеличена согласно фактически используемой площади на величину до 10% от его площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН.
Ссылка административного ответчика на Акт обмера земель общего пользования к Акту проверки соблюдения земельного законодательства № 18-мк от 09 апреля 2020 года несостоятельна, поскольку в данном Акте отсутствуют сведения о площади земельного участка, не указаны координаты характерных точек границ земельного участка.
При изложенных выше обстоятельствах достоверное определение границ земельного участка, принадлежащего административному истцу, либо участка земель общего пользования, не представляется возможным.
Следовательно, Предписание № 14 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, выданное 09 апреля 2020 года Ивановским городским комитетом по управлению имуществом ФИО1, в котором последней предписано освободить земли общего пользования у <адрес> от двух хозяйственных построек, является незаконным, не основанным на нормах действующего земельного законодательства.
В силу ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что действия административных ответчиков по вынесению предписания о сносе хозяйственных построек противоречат закону и нарушают права и законные интересы административного истца, как правообладателя данного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л :
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным Предписание № 14 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, выданное 09 апреля 2020 года Ивановским городским комитетом по управлению имуществом ФИО1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иванова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Оленева Е.А.
Полный текст решения суда изготовлен 28 сентября 2020 года